Ламия Коринфа

Ламия Коринфа была призрачным даймоном, который соблазнил юношу Мениппа в образе красивой женщины, чтобы питаться его плотью и кровью. Она была изгнана языческим пророком Аполлонием Тианским, который раскрыл ее.

История коринфской Ламии разворачивается в городе Коринф в 1 веке нашей эры. Главный герой истории, Аполлоний Тианский, был уважаемым языческим пророком.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

КОРИНФСКАЯ ЛАМИЯ
ФормаФантом
ДомКоринф
Другие именаЭмпуса, Мормо
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Λαμια ΚορινθιαLamia KorinthiaLamia CorinthiaLamia of CorinthЛамия из Коринфа

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Нигде не указано

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 4. 25. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 160) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«Случился в ту пору в Коринфе философ Деметрий, постигший всю силу кинической науки… Приверженность упомянутого Деметрия к Аполлонию [Тианскому] была, говорят, точь-в-точь такова, как приверженность Антисфена к мудрости Сократовой: он следовал за Аполлонием, жаждал его поучений, внимая его речам и, увлекая к нему достойнейших из собственных своих почитателей, в числе коих был и ликиец Менипп — двадцати пяти лет, разумения изрядного, а телом столь совершенный, что уподоблялся обличьем прекрасному и благородному ри-стателю. В этого Мениппа была, как мнилось многим, влюблена некая чужестранка; казалась она миловидна и ласкова, да притом говорила, что богата, — а на деле ни одно из этих свойств не было правдою, но все было одно наваждение. И вот как-то раз, когда Менипп в одиночестве шел по Кенхрейской дороге , явилась ему нежить, видом женщина, и женщина эта схватила его за руку, твердя, что давно-де его любит, а сама-де она финикиянка и живет-де в предместье Коринфа — и, действительно, назвала одно из предместий. «Приходи вечером, — уговаривала она Мениппа, — и послушаешь, какие песни спою я тебе, и вина отведаешь, какого в жизни не пил, и никакой соперник тебя не потревожит — буду я, красавица, с тобою, с красавцем». Юноша согласился, ибо не только любомудрию был предан, но и к любострастию склонен; итак, он пришел к ней на закате, а затем стал частенько навещать ее вроде бы для забавы, отнюдь не понимая, что связался с нежитью. И вот Аполлоний, глянув на Мениппа, словно ваятель, создал мысленное изображение юноши, проник в его сущность и обратился к нему с такими словами: «Ты, без сомнения, красавец и приманка для красоток, однако сейчас сохнешь по змее, а змея — по тебе». И заметив удивление Мепиппа, он добавил: «Женщина эта тебе в жены не годится. Да и зачем? Уж не думаешь ли ты, будто внушил ей страсть?» — «Клянусь Зевсом! — воскликнул тот. — Она расположена ко мне так, словно влюблена!» — «И ты намерен на ней жениться?» — «Да, ибо приятеп союз с любящей супругой». Тогда Аполлоний спросил, на какой день назначена свадьба. «Свадьба будет без отлагательств, — отвечал Мепипп, — скорее всего завтра». Аполлоний дождался свадебного пира и, представ перед только что сошедшимися гостями, спросил: «Где же прелестная хозяйка, которой ради вы явились сюда?» — «Вот она», — и с этими словами Менипп, покраснев, вскочил с места. «А серебро и золото, и все прочее, чем разубран покой, — кому из Еас принадлежит?» — «Жене, ибо все мое имущество — вот!» — и Менипп указал на свое рубище. Тогда Аполлоний обратился к гостям: «Знаете ли вы сады Тантала, кои, присутствуя, отсутствуют?» — «Знаем из Гомера, — отвечали те, — ибо в Аид нам спускаться не случалось». — «Точно как упомянутые сады, — продолжал Аполлоний, — следует вам понимать и всю эту роскошь — не как действительность, но лишь как призрак действительности. Вникните же в сказанное мною! Эта вот ласковая невеста — одна из эмпус, коих многие полагают упырями и оборотнями. Они и влюбляются, и любострастию привержены, а еще пуще любят человечье мясо — потому-то и завлекают в любострастные сети тех, кого желают сожрать».— «Придержи язык и убирайся!»—закричала невеста и, притворись, будто услышанное ей противно, принялась насмехаться над философами, которые-де вечно болтают всякий вздор. Однако тут золотые кубки и мнимое серебро словно ветром сдуло, вся утварь скрылась с глаз долой, все кравчие, повара и вся прочая челядь исчезли, посрамленные Аполлонием, — и тогда нежить, прикинувшись плачущей, стала умолять не мучить ее и не принуждать к свидетельству о подлинной своей природе, но Аполлоний был тверд и не отпускал. И вот она призналась, что она и вправду эмпуса и что хотела она откормить Мениппа удовольствиями себе в пищу, ибо в обычае у нее выбирать в пищу прекрасные и юные тела ради их здоровой крови.

Мне необходимо было подробно рассказать об этом известнейшем из приключений Аполлония, потому что, хотя многие знают об упомянутом происшествии в самом сердце Эллады, однако же знают лишь в общих чертах — одолел-де некогда Аполлоний в Коринфе упыря, — а о том, что творила нежить, и о том, что касается Мениппа, им вовсе неведомо. А я нашел рассказ об этом у Дамида [товарищ Аполлония] в вышеназванных его записках».

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 8. 7 . (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 160) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«Да и какой колдун станет молиться Гераклу?… Я [Аполлоний Тианский] молился ему некогда в Пелопоннесе, потому что разоряла в ту пору всю Коринфскую округу кровожадная нежить, пожиравшая пригожих молодцов, — и Геракл помог мне одолеть ее, не требуя взамен никаких особенных даров, но лишь медовую лепешку, да горсть ладана, да подвиг во спасение людей».

 

Евсевий Кесарийский против Иерокла. (Источник: Раннехристианские апологеты ii-iv веков. А.В. Вдовиченко.) (Римский историк. 265 г.)

«Ибо бесов он изгоняет, как говорится, одного другим; первого—из распутного юноши, второго же — искусно принявшего женский облик. Именно этого беса величайший из мудрецов прямо по имени называет «эмпусой» и «ламией».

 

Евсевий Кесарийский против Иерокла. (Источник: Раннехристианские апологеты ii-iv веков. А.В. Вдовиченко.) (Римский историк. 265 г.)

 

«Следует же признать относительно сочинения в целом, что даже если допустить, что писатель [Филострат] говорит о чудесах правду, то из его же слов при этом явствует, что всякое из них совершалось при содействии беса… И того беса, который, без сомнения, жил в распутном юноше, и другого, которого он называл эмпусой и ламией, а также того, который бесчинствовал и оскорблял Мениппа, — всех их он изгонял, беса… Итак, ты видишь, что всякое его волшебство совершалось при бесовском содействии».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

  • Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. ???-???) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
  • Евсевий памфил против похвального слова, написанного филостратом в честь аполлония, по поводу сделанного иероклом сопоставления между аполлонием и иисусом христом. (Раннехристианские апологеты II-IV веков. Переводы и исследования. М.: Ладомир, 2000. 189 с.)

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология