Лошадь-единорог

Лошадь-единорог — порода быстроногих единорогов, обитающих на Востоке. Это был великолепный белоснежный конь с единственным ярким рогом, торчащим из середины лба. Греки также назвали их Однорогими ослами.

Средневековый единорог произошел от этого существа из древних легенд.

Изображение справ — Единорог, рукопись Der Naturen Bloeme (1350 г.), Национальная библиотека Нидерландов.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ЛОШАДЬ ЕДИНОРОГ
ФормаБелая лошадь или осел с одним ярко окрашенным рогом
ДомИндия
Греческое имяТранслитерацияРимское имяАнглийский переводПеревод
Ἱππος Μονοκερας Ἱπποι ΜονοκεραταHippos Monokeras Hippoi MonokerataEquus Unicornis Equi UnicornesOne-Horned Horse One-Horned HorsesОднорогая лошадь

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ктесий Книдский. Индика. (Текст приводится по изданию: Послания из вымышленного царства / Пер. с др.-греч., ст.-фр.; Пер. с лат., сост., вступ. ст. Н. Горелова. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — 224 с.) (Древнегреческий историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.)

 

«Ктесий сообщает о том, что в Индии обитают дикие ослы, размером с лошадей и даже больше. У них белое туловище, а голова красная, глаза же голубые. На лбу у них красуется рог, в один локоть длиной. На расстоянии восьми пальцев от своего основания рог имеет совершенно белый цвет, на острие он багряно–красный, остальная же, средняя, его часть — черная. Из этих рогов изготовляются кубки. Говорят, что те, кто пьют из них, избавляются и от судорог, и от падучей; и даже яд не действует, если до его принятия или после выпить из такого кубка вина, воды или чего–нибудь другого. У других ослов, и домашних и диких, и остальных однокопытных животных нет ни астрагала, ни желчи в печени. У этих же [однорогих ослов] есть и астрагалы, и желчь. Астрагал у них самый красивый из тех, которые я когда–либо видел, видом и размером напоминающий бычий. Тяжел он как свинец, а цветом — киноварь, что снаружи, что и внутри. Эти ослы быстрее и сильнее всех других существ, ни лошадь, никакое другое животное не может одолеть их. Начинают они бег замедленно, но потом бегут все быстрее и быстрее, развивая сверхъестественную скорость. Поймать эти существа можно лишь в тот момент, когда они приводят своих жеребят на пастбище. Даже окруженные большим количеством всадников, они не желают убегать, чтобы не бросать потомство, а отчаянно сражаются, пуская в ход рога, лягаясь и кусаясь, и многих людей и коней так убивают. Но, в конце концов, они все же становятся добычей, сраженные стрелами и копьями; ибо взять их живыми невозможно. Мясо этих ослов по причине горечи не годится в пищу. Охотятся же на них из–за рогов и астрагалов».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 3. 41. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146] – дата обращения 15 сентября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Индия, говорят, порождает лошадей с одним рогом, та же самая страна благоприятствует однорогим ослам. Из этих рогов делают сосуды для питья, и если кто–то положит смертельный яд в них, и человек выпьет, то ему не будет никакого вреда. Ибо, по–видимому, рог и осла и лошади является противоядием».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 4. 52. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146] – дата обращения 15 сентября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Я узнал, что в Индии водятся дикие ослы, крупные как лошади. Все их тело белое за исключением головы, которая выглядит фиолетовой, тогда как глаза блестят синевой. У них есть рог на лбу в полтора локтя в длину; в нижней части рог белый, в верхней красный, а посерёдке чёрный как смоль. Из этих пёстрых рогов, как мне сказали, инды пьют, но не все, а только именитые инды, а вокруг через промежутки они накладывают золотые кольца, как будто украшают прекрасную руку статуи браслетами. И говорят, что человек, который выпил из него, знает теперь он свободен от неизлечимых болезней: он никогда не будет охвачен ни судорогами, ни священной болезнью, как её называют, ни отравлен ядом. Более того, если перед этим он выпил отраву, он изрыгнёт её и восстановит здоровье.
Считается, что ослы, как дикие, так и домашние, во всем мире и среди других зверей с нераздвоенными копытами не имеют бабок и жёлчи в печени; тогда как у индийских рогатых ослов, говорит Ктесий, есть бабки и жёлчь. Как рассказывают, бабки у них чёрные, и если придавить, то внутри тоже чёрные. Эти животные гораздо резвее, чем другие ослы, и даже резвее лошадей и оленей. Правда, они начинают бег спокойным шагом, но постепенно набирают силу так, что их преследователи, говоря языком поэзии, будут преследовать недостижимое.
Когда кобыла рожает и приводит новорождённых жеребят в стадо, жеребцы тоже приглядывают за ними. Эти ослы часто посещают самые пустынные места Индии. Поэтому, когда инды охотятся на них, ослы оставляют жеребят, ещё слабых и слишком молодых, пастись в тылу, тогда как сами сражаются за них и вступают в бой с всадниками и бьют их своими рогами. Сила этих рогов такова, что ничто не может выдержать их удара, но любая вещь поддаётся и ломается, или может быть разрушена и сделана бесполезной. И часто бывает, что они бьют в грудь лошади, разрывают и потрошат её. По этой причине всадники опасаются вступать с ними в рукопашную, поскольку наказанием за такое деяние будет весьма плачевная смерть: и лошадь и всадник будут убиты. Они могут и лягнуть очень сильно. Более того, их укус так глубок, что они отрывают все, что ухватили. Матёрого осла никогда нельзя захватить живым: инды расстреливают его дротиками и стрелами, а когда он умирает, лишают его рога, который, как я уже говорил, украшает его.
Но мясо индийских ослов несъедобно, от того, что от природы оно чрезвычайно горькое».

 

Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 3. 2. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«А еще, по рассказам путешественников, они видели на болотах диких ослов, у коих посреди лба рос рог и рогом этим они храбро сражались, бодаясь на бычий лад. Такие рога индусы употребляют вместо сосудов для питья: испив из подобного кубка, человек якобы в этот день уже не заболеет, и никакая рана не нанесет ему ущерба, и из огня он выйдет невредим, и даже, отведав какого угодно яда, совершенно не пострадает — поэтому пьют из таких рогов цари, и лишь царям можно охотиться на вышеописанных тварей. Аполлоний говорит, что видел диких ослов и был восхищен их природными свойствами, однако же, когда Дамид спросил его, верит ли он рассказу о рогах, отвечал: «Поверю, когда узнаю, что царь здешних индусов бессмертен! Ежели он способен угостить меня и любого другого столь целительным и спасительным напитком, то разве не разумнее с его стороны налить заодно и себе самому, да и пить целыми днями из этого рога, пока не упьется вконец? Уж его-то, я полагаю, никто не осудил бы за таковую склонность к ви-нопитию».

 

Плиний Старший. Естественная история. Книга 8. 31 . (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

 

«Но самым сви­ре­пым зве­рем явля­ет­ся еди­но­рог, голо­ва кото­ро­го напо­ми­на­ет оле­нью, а все осталь­ное туло­ви­ще похо­же на лоша­ди­ное, со сло­но­вьи­ми нога­ми и каба­ньим хво­стом. Еди­но­рог мычит низ­ким голо­сом, а из середи­ны лба у него рас­тет чер­ный рог дли­ной два лок­тя. Гово­рят, что живым это живот­ное пой­мать невоз­мож­но».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

  • Ктесий Книдский. (Источник: Полное собрание фрагментов. Персика. Книги VII — XI. Автор: Nichols A. Автор: Ктесий Книдский Составитель: Агностик Составитель: Исихаст I.) (Древнегреческий историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.)
  • Клавдий Элиан. О мире животных.  / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности).
  •  Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. ???-???) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

Римские

  • Плиний Старший. Естественая история.  / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология