Мантихора была персидским чудовищем-людоедом с телом льва, лицом человека и остроконечным хвостом, стреляющим стрелами. Название Мантихора произошло от персидского слова «людоед».
Мантикора также встречается в средневековых бестиариях, вдохновленных произведениями древнегреческих и римских писателей.
Изображение справа — Мантикора, рукопись Der Naturen Bloeme (1350 г.), Национальная библиотека Нидерландов.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
МАНТИХОРА | |
Форма | Тело тигра, голова человека, хвост с шипами |
Дом | Персия и Индия |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Μαντιχορας | Mantikhoras | Mantichora | Manticore | Мантихора |
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ктесий Книдский. Индика. (Текст приводится по изданию: Послания из вымышленного царства / Пер. с др.-греч., ст.-фр.; Пер. с лат., сост., вступ. ст. Н. Горелова. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — 224 с.) (Древнегреческий историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.)
«Ктесий пишет, что у них же рождается животное, которое он называет «мантихор»: оно имеет три ряда зубов, соединяющихся наподобие гребня, человеческие лицо и уши и серо–голубые глаза; кожа у него кровавого цвета, а тело львиное; оно наносит удары концом хвоста, подобно скорпиону; голос его напоминает одновременно звуки свирели и трубы; скорость огромна; особенно его привлекает человеческое мясо».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 21. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Что же касается зверя, о котором Ктесий говорит в своем повествовании об Индии, — индийцы называют его мартихора, а эллины — людоедом, то я думаю, что это тигр. То, что они передают, будто бы у него на каждой челюсти по три ряда зубов и что у него на конце хвоста какие-то острия и что этими остриями он защищается вблизи, но может бросать их и далеко, подобно стрелкам из лука».
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 4. 21. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146] – дата обращения 15 сентября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Есть в Индии дикий зверь, сильный, смелый, крупнее самого крупного льва, красного цвета как киноварь, лохматый как собака, и на индийском языке он называется Martickoras. Морда однако у него не звериная, но человеческая, и три ряда зубов расположены на верхней челюсти, и три на нижней; они чрезвычайно острые и большие, больше чем клыки охотничьей собаки. Его уши напоминают человеческие, за исключением того, что они большие и лохматые; его глаза серо–голубые и тоже похожи на человеческие, но лапы и когти, как вам известно, такие же как у льва. На конце хвоста крепится жало скорпиона, и оно может достигать локтя в длину; и хвост имеет жала через промежутки по обеим сторонам. Но кончик хвоста оставляет роковое жало во всяком, кто с ним столкнётся, и смерть наступает мгновенно. Если кто–то преследует зверя, он выстреливает своими жалами как стрелами, и может стрелять на большое расстояние; и когда он выстреливает свои жала вперёд, он выгибает хвост; если однако он стреляет в обратном направлении, как делают это саки, тогда он вытягивает хвост на всю длину. Любое существо от этих снарядов умирает; не убивают они только слона. Жала, которыми он стреляет, длиною фут, а по толщине как камыш. Ктесий утверждает (и он говорит, что инды подтверждают его слова), что на местах, где было жало, после выстрела вырастает новое, так что зло это даёт урожай. В соответствии с темже самым писателем мантикора охотится на людей; и действительно он убивает их очень много; и она не подстерегает одинокого человека, но выходит на двух или трёх мужчин и одолевает даже это количество. Всех остальных животных он побеждает: только льва никогда не может повергнуть. Это животное с особым наслаждением пожирает человеческую плоть, о чем свидетельствует название, ибо на греческом языке его название означает «людоед», а название его происходит от деятельности. Как олень он чрезвычайно быстр.
Инды охотятся на детёнышей этих животных пока они ещё без жал в хвостах, которые они затем раздробляют камнем, чтобы предотвратить их рост. Голос его, насколько это возможно, похож на трубный. Ктесий утверждает, что на самом деле видел это животное в Персии (его привезли из Индии в подарок персидскому царю)».
Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 3. 45. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«Итак, Аполлоний [греческий философ первого уровня нашей эры, путешествовавший в Индию] спросил: «Истинно ли существует зверь именем мартихор?». Однако же Иарх [индийский мудрец] возразил ему вопросом: «А что слыхал ты о нраве сего зверя? Да и об обличье его, вероятно, кое-что рассказывают?» — «Рассказы эти, — отвечал Аполлоний, — пространны и недостоверны, ибо говорят, будто сей мартихор четвероног и будто притом голова его подобна человеческой, а величиною он почти как лев, а из хвоста-де у него вылетают волосы в локоть длиной, коим он, словно стрелами, поражает тех, на кого охотится»… Иарх прервал его, сказав… мне здесь не доводилось слышать ни о стрелоносном звере».
Евсевий Кесарийский против Иерокла (Источник: Раннехристианские апологеты ii-iv веков. А.В. Вдовиченко.) (Римский историк. 265 г.)
«Аполлоний, говорит автор, спрашивает [брахманов Индии]… сть ли у них четвероногое существо, называемое мартихора, которое головой походит на человека, величиной подобно льву, а хвост его имеет колючие волосы длиною в локоть, которые мартихора, подобно стрелам, метает в охотников, — о таких и тому подобных вещах расспрашивает Аполлоний… Иарх же рассказывает ему… что такого вообще не существует».
Плиний Старший. Естественая история. Книга 8. 75. (Перевод с латинского Б. А. Старостина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2010, вып. 1 (§§1—32) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
«Эфиопия производит огромное количество… чудовищ… Ктесий пишет, что у них же рождается животное, которое он называет «мантихор»: оно имеет три ряда зубов, соединяющихся наподобие гребня, человеческие лицо и уши и серо-голубые глаза; кожа у него кровавого цвета, а тело львиное; оно наносит удары концом хвоста, подобно скорпиону; голос его напоминает одновременно звуки свирели и трубы; скорость огромна; особенно его привлекает человеческое мясо. [«Эфиопия» относится ко всем южным землям, включая Африку и Индию]»
Плиний Старший. Естественая история. Книга 8. 45. (Перевод с латинского Б. А. Старостина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2010, вып. 1 (§§1—32) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
«Юба утверждает, что в Эфиопии человеческой речи подражает и мантихор».
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ НАПИСАНИЕ ИМЕНИ
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Μαρτιχορας | Martikhoras | Martichora | Marticore | Мартихора |
Μαρτιοχορας | Martiokhoras | Martichora | Marticore | Мартихора |
Ανδροφαγος | Androphagos | Androphagus | Man-Eater | Людоед |
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Ктесий Книдский. (Источник: Полное собрание фрагментов. Персика. Книги VII — XI. Автор: Nichols A. Автор: Ктесий Книдский Составитель: Агностик Составитель: Исихаст I.) (Древнегреческий историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.)
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Клавдий Элиан. О мире животных. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности).
- Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. ???-???) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
- Евсевий Кесарийский против Иерокла (Источник: Раннехристианские апологеты ii-iv веков. А.В. Вдовиченко.) (Римский историк. 265 г.)
Римские
- Плиний Старший. Естественая история. / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
Список используемой литературы