Ора Авксо

Ора Авксо была богиней Орой (Сезонов) или Харитой (Милости) весеннего роста. Афиняне поклонялись ей вместе с Орами Гегемона (Руководительница) и Карпо (Фрукты). С другой стороны, аргивяне соединили ее с богиней Дамией (Земли), описав их как критских девушек — вероятно, жриц — которые были возведены в божество после их мученической смерти от рук местных крестьян.

Авксо была также эпитетом Персефоны как богини весеннего роста.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ОРА АВКСО
Богиня чегоВесенний рост
ДомЗемля
Другие ИменаAuxesia, Auxo
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Αυξησια ΑυξωAuxêsia, AuxôAuxesia, AuxoGrowth, Increase (auxêsis)Рост, Увеличение

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Нигде не сказано

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Геродот. История. Книга 5. 82. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Ста­ро­дав­няя же враж­да эгин­цев к афи­ня­нам нача­лась вот отче­го. В Эпидав­ре зем­ля не дава­ла пло­дов. Об этой беде эпидаврий­цы вопро­си­ли ора­кул в Дель­фах. Пифия же пове­ле­ла им воз­двиг­нуть куми­ры Дамии и Авк­се­сии, и тогда их несча­стья кон­чат­ся. Затем эпидаврий­цы вопро­си­ли бога: сде­лать ли им куми­ры из меди или из мра­мо­ра. Пифия же не поз­во­ли­ла им ни того, ни дру­го­го, но толь­ко из ство­ла взра­щен­ной чело­ве­ком мас­ли­ны. Тогда эпидаврий­цы попро­си­ли афи­нян раз­ре­ше­ния выру­бить мас­ли­ну59, так как они счи­та­ли афин­ские мас­ли­ны самы­ми свя­щен­ны­ми. Впро­чем, гово­рят, что в то вре­мя нигде не было мас­лин, кро­ме как в Афи­нах. Афи­няне согла­си­лись при усло­вии, если эпидаврий­цы будут еже­год­но при­но­сить жерт­вен­ные дары Афине Пал­ла­де и Эрех­фею. Эпидаврий­цы при­ня­ли эти усло­вия и, полу­чив про­си­мое, воз­двиг­ли куми­ры, выре­зан­ные из этих мас­лин. Тогда их зем­ля ста­ла вновь при­но­сить пло­ды, и эпидаврий­цы выпол­ни­ли свое обе­ща­ние.

В это вре­мя и еще ранее эгин­цы нахо­ди­лись в зави­си­мо­сти от Эпидав­ра. Меж­ду про­чим, для веде­ния судеб­ных дел и ула­жи­ва­ния спо­ров меж­ду граж­да­на­ми эгин­цам тогда при­хо­ди­лось ездить в Эпидавр. С это­го вре­ме­ни, одна­ко, эгин­цы нача­ли стро­ить воен­ные кораб­ли и необ­ду­ман­но отло­жи­лись от Эпидав­ра. При враж­деб­ных столк­но­ве­ни­ях эгин­цы нано­си­ли [боль­шой] урон эпидаврий­цам, так как они гос­под­ст­во­ва­ли на море, и даже похи­ти­ли у них упо­мя­ну­тые куми­ры Дамии и Авк­се­сии. Куми­ры эти эгин­цы взя­ли с собой и воз­двиг­ли их в глу­бине стра­ны в месте под назва­ни­ем Эя (при­бли­зи­тель­но в 20 ста­ди­ях от горо­да). Поста­вив там эти куми­ры, эгин­цы при­но­си­ли боги­ням жерт­вы и уми­ло­стив­ля­ли их [пляс­ка­ми] и насмеш­ли­вы­ми пес­ня­ми жен­ских хоров. Каж­дой богине они назна­ча­ли по 10 хоре­гов. В пес­нях этих хоров, впро­чем, нико­гда не высме­и­ва­лись муж­чи­ны, а все­гда толь­ко мест­ные жен­щи­ны. Суще­ст­ву­ют, впро­чем, такие же свя­щен­ные обряды и у эпидаврий­цев, а кро­ме того, еще и тай­ный культ.

Меж­ду тем после похи­ще­ния этих куми­ров эпидаврий­цы пере­ста­ли выпол­нять свои обя­за­тель­ства афи­ня­нам. Тогда афи­няне через послов выра­зи­ли эпидаврий­цам свое него­до­ва­ние. Эпидаврий­цы же, при­ведя дово­ды, объ­яви­ли, что вовсе ни в чем не вино­ва­ты. Пока эти куми­ры, гово­ри­ли они, были в их стране, они выпол­ня­ли свои обя­за­тель­ства. Афи­няне же долж­ны тре­бо­вать жерт­вен­ных даров от эгин­цев, пото­му что куми­ры ведь теперь у них. Тогда афи­няне отпра­ви­ли послов на Эги­ну с тре­бо­ва­ни­ем воз­вра­тить куми­ры. Эгин­цы же отве­ча­ли, что у них нет ника­ких дел с афи­ня­на­ми.

Так вот, после отка­за эгин­цев, по афин­ско­му пре­да­нию, на Эги­ну была посла­на от име­ни всей общи­ны одна три­е­ра с афин­ски­ми граж­да­на­ми. При­быв на Эги­ну, они пыта­лись ста­щить эти куми­ры с под­но­жий, так как они ведь были изготов­ле­ны из афин­ско­го дере­ва, и увез­ти их. Так как ста­туи нель­зя было таким спо­со­бом сдви­нуть с места, то афи­няне наки­ну­ли на них кана­ты и пота­щи­ли. В то вре­мя когда они тяну­ли кана­ты, вне­зап­но загре­мел гром и одно­вре­мен­но нача­лось зем­ле­тря­се­ние. Люди же с три­е­ры, тянув­шие канат, от это­го поте­ря­ли разум и в безу­мии ста­ли уби­вать друг дру­га, как вра­ги, пока из всех их не остал­ся в живых толь­ко один, кото­рый и воз­вра­тил­ся в Фалер…. Аргос­цы же и эгин­цы поэто­му реши­ли, напро­тив, вве­сти обы­чай делать отныне жен­ские застеж­ки в пол­то­ра раза длин­нее преж­не­го, а затем, чтобы жен­щи­ны посвя­ща­ли в свя­ти­ли­ще этих богинь преж­де все­го застеж­ки. Вооб­ще было запре­ще­но при­но­сить в дар в свя­ти­ли­ще все пред­ме­ты атти­че­ско­го про­из­вод­ства и атти­че­скую гли­ня­ную посу­ду и впредь пить там толь­ко из гли­ня­ных сосудов мест­но­го изде­лия».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 35. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Издрев­ле афи­няне чтут Харит под име­нем Авк­со (Про­слав­ля­ю­щая, Умно­жаю­щая) и Геге­мо­ны (Руко­во­ди­тель­ни­цы). Имя же Кар­по (При­но­ся­щая пло­ды) явля­ет­ся име­нем не Хари­ты, а Го́ры (боги­ни вре­ме­ни года); дру­гую же Го́ру, кото­рой афи­няне возда­ют покло­не­ние вме­сте с Пан­д­ро­сой, они назы­ва­ют боги­ней Тал­ло (Цве­те­ния)». [Примечание. Авсо и Гегемона, вероятно, были Орами, а не хариты.]

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 30. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Что же каса­ет­ся рас­ска­зов о (боже­ствах) Авк­се­сии и Дамии, о том, как над Эпидав­ром не было дождя, как по веща­нию бога были сде­ла­ны эти дере­вян­ные ста­туи из олив­ко­во­го дере­ва, взя­то­го у афи­нян, как жите­ли Эпидав­ра пере­ста­ли выпла­чи­вать афи­ня­нам, что сле­до­ва­ло по дого­во­ру за то, что эги­не­ты вла­де­ли эти­ми ста­ту­я­ми, и как афи­няне, отпра­вив­ши­е­ся в Эги­ну, чтобы овла­деть ими, бес­слав­но погиб­ли, — обо всем этом подроб­но и очень обсто­я­тель­но рас­ска­зал Геро­дот, и я не имею в виду писать о том, о чем уже было так хоро­шо ска­за­но, толь­ко при­бав­лю, что я сам видел эти ста­туи и при­нес им жерт­вы так, как при­ня­то при­но­сить жерт­вы в Элев­сине».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 32. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Что каса­ет­ся Дамии и Авк­се­сии(1) — тре­зен­цы тоже при­ни­ма­ют уча­стие в их почи­та­нии, — то они рас­ска­зы­ва­ют о них не то же, что жите­ли Эпидав­ра и Эги­ны; они гово­рят, что эти девуш­ки при­бы­ли из Кри­та и так как в горо­де было все­об­щее вос­ста­ние, то и они были поби­ты кам­ня­ми про­тив­ной пар­ти­ей: и в честь этих деву­шек они уста­но­ви­ли празд­ник, назвав его Лито­бо­лия (Бро­са­ние кам­ней)».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 183. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 252-253):

 

«Имена же Ор… Авксо, Эвномия, Феруса, Карпо, Дика, Эвпория, Эйрена, Ортосия, Талло». [Примечание. Похоже, это три отдельные группы из трех Ор.]

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология