Пигмеи

Пигмеи были племенем крохотных африканских мужчин, которые жили на самых южных берегах великой реки Океан, опоясывающей Землю, где они вели бесконечную войну со стаями мигрирующих журавлей.

Пигмеи были описаны как крошечные чернокожие человечки, выраставшие до одного «пигмея» — «пигм» — это длина от локтя человека до его суставной кости (примерно 1 1/2 фута).

Пигмеи были обнаружены древними географами в Индии (восточная «Эфиопия») и Африке к югу от Сахары (западная «Эфиопия») в самых южных уголках мира.

Изображение справа — Пигмеи на Ниле, греко-римская фреска из Помпеи 1 век н.э., Национальный археологический музей Неаполя.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ПЛЕМЯ ПИГМЕИ
ФормаЛюди ростом 1 1/2 фута
ДомВерхний Нил в Африке или Индии
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Πυγμαιος ΠυγμαιοιPygmaios, PygmaioiPygmaeus, Pygmaei1 1/2 foot tall (pygmê)1 1/2 фута высотой

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Эпаф & Гея (Hesiod Catalogues Frag 40A)
[1.2] Гея (Philostratus Elder 2.22)

Имена

[1.1] Герана (Aelian On Animals 15.29)
[1.1] Эноя, Никодамант, Мопс (Antoninus Liberalis 16)

СЛОВАРЬ

ПИГМЕИ (греч. πυγμαϊοι, «кулачки», от πυγμή, «кулак» или «расстояние от кулака до локтя») пихиеи (от греч. πήχυς «локоть»), кубиталы (лат. cubitales), в греческой мифологии племя карликов, обитавшее к югу от Египта (Гекатей, FGH I 328 в), или во Фракии и Колхиде (FGH II 339), или в Малой Азии (Plin. Nat. hist. V 109), или в Индии (FGH II 423). Размером П. от муравья до мартышки. У Страбона (II 71; XV 711) они перечисляются вместе с полупсами, большеголовыми, гнездоухими, безустыми, безносыми, одноглазыми и крючкопалыми. У Геродота (II 32, 6) П. — особое племя, обитающее в Африке в верховьях Нила. П. тесно связаны с культом бога плодородия Нила и отождествляются с карликами пихиеями, в окружении которых изображался Нил (Philostr. Imag. I 5). Отсюда представление о П. как о земледельческом племени (Philostr. Imag. II 22), волосатых и черных человечках, обитающих в «жирном» (παχύς), т. е. родящем растения, слое земли. Наиболее распространенные мотивы: гераномахия и геракломахия. Гераномахия — война П. с журавлями (греч. γέρανος; «журавль»), которую П. ведут каждый год верхом на куропатках, баранах или козлах (Plin. Nat. hist. VII 26) с целью похитить или разбить их яйца (Нот. П. III 5-7). Некоторые мифографы (Атеней IX 390 в) объясняют вражду между П. и журавлями стародавним превращением в журавля пигмейской девушки, враждовавшей с племенем. Гераномахия — тема росписи многочисленных ваз, мозаик, помпейских фресок, гемм. Нападение П. на Геракла, отдыхающего после убийства Антея (брата П.), — один из вариантов геракломахии (ср. КЕРКОПЫ). Геракл собрал П. в шкуру немейского льва и отнес к Эврисфею. Изображения П., дружелюбно окружающих одних великанов (Нил, гиппопотамы) и воинственно — других (Геракл, крокодилы), встречаются на фресках в Помпеях и Геркулануме. Г. Ч. Гусейнов.

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПИГМЕИ В МИФАХ

Пигмей и журавль, V в. до н.э., Государственный Эрмитаж.
Пигмей и журавль, V в. до н.э., Государственный Эрмитаж.

Гомер. Илиада. 3. 3 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«Крик таков журав­лей разда­ет­ся под небом высо­ким,
Если, избег­нув и зим­них бурь и дождей бес­ко­неч­ных,
С кри­ком ста­да­ми летят через быст­рый поток Оке­а­на,
Бра­нью гро­зя и убий­ст­вом мужам мало­рос­лым, пиг­ме­ям,
С яро­стью страш­ной на коих с воздуш­ных высот напа­да­ют».

 

Гесиод. Каталог Женщин. 40A / Перевод В. Вересаева. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 54-55) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«В недрах живущего люда и немощных также пигмеев
Рода несметного черных и с ними еще длинноглавов
…родила Земля-исполинша
…всевещего Зевса
…дабы богам во покорстве бессмертным, —
…К оным народам, что разум имеют сильнее, чем речи, —
К скифам кобылодоильным, к ливийцам, к мужам-эфиопам.
(Скиф был сыном рожден велемощного Кронова чада [Зевса],
Люд эфиопов, великих душою, ливийцев и черных,
В недрах живущий народ и бессильное племя пигмеев —
Оные все из властного Мощнокрушителя рода [Зевса]».

 

Антонин Либерал. Метаморфозы. 16. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«У людей, которых называют пигмеями, родилась дочь по имени Эноя; внешность ее не вызывала порицания, но нрав был неприятный и высокомерный. И нисколько ее не заботила мысль ни об Артемиде, ни о Гере. Выйдя замуж за одного из граждан Никодаманта, человека справедливого и знающего меру, она родила сына Мопса. Из любезности все пигмеи принесли ей многочисленные дары по случаю рождения сына. Гера же, браня Эною за то, что та не почитала ее, превратила ее в журавля, вытянув в длину ее шею и сделав высоко летающей птицей. И она развязала войну между ней и пигмеями. Эноя же, от тоски по сыну Мопсу, летала вокруг дома и не оставляла его. И от этого еще и до сих пор идет война между журавлями и пигмеями».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 15. 29. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Что касается расы пигмеев, я слышал, что они управляются в особой манере, и что на самом деле вследствие прерывания мужской линии некая женщина стала царицей и управляла пигмеями; имя ее Герана, и пигмеи поклонялись ей как богу, оказывая ей почести слишком величественные для смертного. В итоге, как говорят, она так вознеслась в своих мыслях, что ни во что ставила богинь. В особенности Геру, Афину, Артемиду и Афродиту, потому что, говорила она, они и близко не равнялись с ней по красоте. Но ей не суждено было избежать последствий собственной гордыни. Ибо вследствие гнева Геры она изменила свой первоначальный облик на таковой наиболее отвратительной птицы и стала отныне журавлем и ведёт войну с пигмеями[56], потому что их чрезмерные почести привели ее к безумию и гибели».

Пигмеи на Ниле, греко-римская мозаика, Национальный римский музей
Пигмеи на Ниле, греко-римская мозаика, Национальный римский музей

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 3. 23. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Александр из Минда [греческий писатель 1 век н.э.] утверждает, что состарившись, они [аисты] улетают на острова в Океане и принимают человеческий облик, и что это награда за их сыновью почтительность к родителям, поскольку, если я не ошибаюсь, боги специально стараются удержать там и нигде больше человеческую модель благочестия и праведности, ибо ни в какой другой стране под солнцем такой народ не может долго просуществовать. На мой взгляд, это вовсе не сказка, в противном случае каков был замысел Александра в отношении таких чудес, если он не мог извлечь из этого выгоду?»

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 6. 90. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Выткан с дру­гой сто­ро­ны был мате­ри жал­ких пиг­ме­ев
Жре­бий: Юно­на, ее победив в состя­за­нье, суди­ла
Сде­лать­ся ей журав­лем и вой­ну со сво­и­ми зате­ять».

 

Филострат Старший. Картины. Книга 2. 22. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«[Якобы описание древнегреческой картины в Неаполе]
Геракл среди пигмеев.
Когда Геракл спал в Ливии после своей победы над Антеем, на него напали пигмеи, говоря, что хотят отомстить за Антея; они утверждают, что они родные братья Антея, одного с ним рожденья; не атлеты они, в борьбе с ним не равны, но так же, как он, землей [gêgenes] рождены и вообще они сильные существа: когда выходят они из земли, как волны волнуется с самого низу песок. Пигмеи живут в земле, как муравьи, и там заготовляют припасы себе для питания; питаются они не чем-либо привозным, но местным и тем, что сами они производят; они сеют, жнут и ездят на таких же «пигмейских» запряжках; говорят, что они пускают в ход топоры, чтобы рубить колосья, считая их за деревья. Но что за смелость у них! Они решили напасть на Геракла и убить его, когда он спит, а ведь они должны были бы бояться его, даже когда он не бодрствует. Геракл спит на мягком песке, так как усталость охватила его, и всею грудью он дышит во время сна открытым ртом, весь исполненный сна. Сам Сон стоит около него в человеческом виде, ставя себе в великую честь, что свалил Геракла. Лежит здесь и Антей, но искусство художника сумело изобразить Геракла живым и теплым, Антея же мертвым, застывшим, показывая, что в таком лишь виде был он отдан земле [Гее]. Войско пигмеев окружило Геракла; одна их фаланга идет войной на левую его руку, два другие отряда нападают на правую, более сильную, а обе его ноги осаждены стрелками и толпой пращников, пораженных ужасом при виде огромности геракловых икр. Те же, кто идут войной на его голову, пододвигают машины, как будто к какой-нибудь крепости, к волосам прикладывают огонь, к глазам – вилы, иные к его рту ворота приделывают, а к носу, думаю, двери, так чтоб Геракл даже не мог и дышать, когда будет захвачена его голова. Вот что делают они около спящего, но смотри, как он поднимается и смеется над этой опасностью и, собрав всех врагов, кладет их в львиную шкуру и, думаю, собирается нести их Эврисфею».

 

Плиний Старший. Естественая история. Книга 7. 26. (Перевод с латинского Б. А. Старостина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2010, вып. 1 (§§1—32) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

 

«По сооб­ще­нию Гоме­ра, [пигмеи] под­вер­га­ют­ся напа­де­нию журав­лей. Гово­рят, что они, сидя на спи­нах бара­нов и коз, воору­жен­ные стре­ла­ми, вес­ной всем ста­дом спус­ка­ют­ся к морю и уни­что­жа­ют яйца и птен­цов этих птиц. Этот поход про­дол­жа­ет­ся три меся­ца, ина­че они не выдер­жат натис­ка сле­дую­щих стай. Свои хижи­ны они стро­ят из гли­ны, перьев и скор­лу­пы яиц».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 14. 33. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 240) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Журавлям они стали подобны фракийским, бегущим
Зимних ливней секучих, коими полнятся тучи,
Птицам, что на пигмеев с воздуха нападают
Подле влаги тефийской и клювом своим изострым
Племя ничтожное [пигмеев] губят сих невзрачных людишек,
После летят в облаках над струями Океана».

Пигмеи сражающиеся с журавлями, 6 век до н.э., Национальный археологический музей Флоренции.
Пигмеи сражающиеся с журавлями, 6 век до н.э., Национальный археологический музей Флоренции.

ПИГМЕИ В ЛЕГЕНДАХ

Пигмеи также были описаны как настоящее африканское племя в различных древних географических трактатах.

Ктесий Книдский. Индика. (Текст приводится по изданию: Послания из вымышленного царства / Пер. с др.-греч., ст.-фр.; Пер. с лат., сост., вступ. ст. Н. Горелова. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — 224 с.) (Древнегреческий историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.)

 

«Посреди Индии, по его словам, живут темные люди, называемые пигмеи, говорящие на том Асе языке, что и другие индийцы9. Они весьма малы; самые высокие из них два локтя ростом, большинство же – полтора локтя. Волосы у них до колен или даже длиннее, а бороды больше, чем у всех остальных людей. Когда же борода вырастет, они не носят никакой иной одежды, но отпускают волосы гораздо ниже колен, бороды же при этом свисают до самых ступней. После того как волосы покроют все тело, они опоясываются и прикрываются ими вместо одежды. Гениталии у них такие большие, что касаются лодыжек, и толстые. Также они курносы и безобразны на вид. Овцы у них будто наши ягнята, а ослы и волы размером с барана. В свите царя Индии триста мужей из пигмеев, ибо они искусные стрелки из лука. Они праведны и придерживаются тех же законов, что и остальные индийцы. На зайцев и лисиц они охотятся не с собаками, а с воронами, коршунами и орлами».

 

Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 3. 45 — 47. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«[Пророк 1-го века н.э. Аполлоний Тианский спросил индийского мудреца Иарха] Затем он стал расспрашивать… о пигмеях… Иарх прервал его, сказав… Касательно пигмеев он сказал, что живут они под землею, обитают за Гангом, и образ их жизни именно таков, как о нем рассказывают».

 

Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 6. 1. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

«В других краях [как в Эфиопии, так и в Индии] не бывает, и племена карликов [Пигмеев]»

 

Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 6. 23 — 25. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«Еще имеются в Эфиопии племена насамонов, людоедов, пигмеев и шалашеногов, населяющие пространства вплоть до Океана, однако же к Эфиопскому берегу никакой моряк по доброй воле пока не плавал».

 

Евсевий памфил против похвального слова, написанного филостратом в честь аполлония, по поводу сделанного иероклом сопоставления между аполлонием и иисусом христом. (Раннехристианские апологеты II-IV веков. Переводы и исследования. М.: Ладомир, 2000. 189 с.)

 

«Аполлоний, говорит автор, спрашивает [брахманов Индии]… пигмеи… Иарх же рассказывает ему о пигмеях, что действительно жилища у них под землей и живут они за рекою Ганг»

 

Плиний Старший. Естественая история 4. 44 / Перевод: Н.М. Подземская. (Источник: Античная география. – М., 1953) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

 

«[До фра­кий­цев] всей этой обла­стью [черноморское побережье Фракии] вла­де­ли так назы­вае­мые ски­фы-паха­ри… Гера­ния, где, как гово­рят, когда-то жил народ пиг­ме­ев. [Оби­тав­шие там] вар­ва­ры [на сво­ем язы­ке] назы­ва­ли их кати­за­ми. Пола­га­ют, что их про­гна­ли журав­ли».

Пигмеи, сражающиеся с журавлями, 6 век до н.э., Национальный археологический музей Флоренции.
Пигмеи, сражающиеся с журавлями, 6 век до н.э., Национальный археологический музей Флоренции.

Плиний Старший. Естественая история 7. 26 / Перевод: Н.М. Подземская. (Источник: Античная география. – М., 1953) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

 

«Мега­сфен [греческий историк 4 века до н.э.] пере­да­ет… У край­них гра­ниц Индии на восто­ке око­ло исто­ка Ган­га оби­та­ет пле­мя асто­мов… Рас­ска­зы­ва­ют, что выше них дале­ко в горах живут три­спи­та­мы и пиг­меи ростом не более трех пядей, то есть три по 3∕4 фута, в здо­ро­вом и веч­но цве­ту­щем месте, так как с севе­ра нахо­дят­ся горы, кото­рые, по сооб­ще­нию Гоме­ра, под­вер­га­ют­ся напа­де­нию журав­лей. Гово­рят, что они, сидя на спи­нах бара­нов и коз, воору­жен­ные стре­ла­ми, вес­ной всем ста­дом спус­ка­ют­ся к морю и уни­что­жа­ют яйца и птен­цов этих птиц. Этот поход про­дол­жа­ет­ся три меся­ца, ина­че они не выдер­жат натис­ка сле­дую­щих стай. Свои хижи­ны они стро­ят из гли­ны, перьев и скор­лу­пы яиц.
Ари­сто­тель же сооб­ща­ет, что пиг­меи живут в пеще­рах, а про­чее о них, как и осталь­ные».

 

Ноннос. Византийские историки. Кандид. Исавр. (Источник: Выписка из «Истории» Кандида Исавра). (посол римского императора Юстиниана 6-го века н.э.)

«Ноннос [посол римского императора Юстиниана 6-го века н.э.], отправившись из Фарсана [недалеко от Эфиопии на Красном море], доплыл до крайнего острова, где он видел вот какое диво. Ему попались существа [пигмееи], имеющие вид человеческий, малорослые, черного цвета, по всему телу мохнатые. За мужчинами следовали женщины, похожие на мужчин, и дети, еще менее их. Все были голые; только старейшие, мужчины и женщины, закрывали срамоту небольшой кожей. Они не имели в себе ничего дикого и свирепого: голос у них человеческий, но язык их не известен никому из окрестных народов, тем менее спутникам Нонноса. Эти люди питались морскими устрицами и рыбами, выбрасываемыми морем на остров. Они были робки и при виде людей боялись их, как мы боимся больших зверей».

РАЗНОЕ О ПИГМЕЯХ

Филострат Старший. Картины. Книга 1. 5. Рождение Гермеса. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«[Якобы описание древнегреческой картины в Неаполе]
Мальчики с локоток.
Около Нила играют «мальчики с локоток»; это – дети такого роста, какой мы слышим в их имени. За многое любит их Нил, а больше всего он радуется на них за то, что в них заключается символ, как велик его разлив, благодаря которому он несет плодородие для египтян. Они появляются и как бы выходят из лона его вод, эти младенцы, и нежные и улыбающиеся; и мне кажется, что им свойственно также болтать и шутить. Одни из них сидят у него на плечах, другие цепляются ему за волосы; иные заснули у него на руках, а те весело скачут у него на груди. Он протягивает им цветы, одни вынимая из складок одежды на своей груди, другие – из-под локтя рук, для того, чтоб они сплели для себя венки из этих цветов и спали на них, беспечальные, овеваемые святым ароматом. А дети взбираются один на другого вместе со своими погремушками. Такое-то ложе у этой реки. (2) Крокодилы и гиппопотамы, которых иные художники всегда рисуют при Ниле, лежат здесь спокойно в глубоких пучинах его вод, чтобы не внушать страха детям. Художник показал нам, о мальчик, здесь Нил как символ богатства водой и земными плодами: Нил, покрывши Египет водою, дал возможность ему стать плодородной землею – ведь равнины впитали его плодоносные воды. А там, в Эфиопии, откуда начинается Нил, над ним стоит демон как некий правитель; он посылает оттуда его воды такими, какие нужны для каждого времени года. Он так нарисован, что головой упирается в небо, ногою стоит на истоках, склонясь благосклонно, как бог Посейдон. На него смотрит Нил и просит, чтоб у него было побольше этих младенцев.
[ «Мальчики с локоток» — это либо пигмеи, либо Karpoi — олицетворения плодов земли. Ср. Картины и скульптуры Нила выше.]»

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Чернофигурная вазопись Пигмеи дерутся с журавлями 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Пигмеи дерутся с журавлями 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись пигмей и журавль 5 век до н.э.

Греко римская фреска Пигмеи, Крокодил, Бегемот. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римская мозаика Пигмеи и бегемоты. Рим

Греко Римская скульптура — река Нил

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология