Амфисбаена

Амфисбаена была сказочной ливийской змеей с головами на каждом конце ее тела.

Подобное черепахоподобное существо было обнаружено на легендарных островах Гелиадес на крайнем юге.

Существо было популярно в средневековых бестиариях.

Изображение справа — Амфисбена, рукопись Der Naturen Bloeme (1350 г.), Национальная библиотека Нидерландов.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

АМФИСБАЕНА
ФормаЗмея с головой на каждом конце тела
ДомЛивия
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Αμφισβαινα ΑμφισβαιναιAmphisbaina AmphisbainaiAmphisbaena AmphisbaenaeWalking both Ways (amphi-, bainô)Ходьба в обе стороны

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЗМЕЯ АМФИСБАЕНА

Эсхил. Орестея. Агамемнон. 1232. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 119) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

 

«О дер­зость! Сокру­ша­ет хит­рость жен­ская
Бога­ты­ря! Нет име­ни, подо­бья нет
Убий­це под­лой. Кто она? Пещер­ный червь [Амфисбена],
Хво­стом язвя­щий? Скил­ла ль чер­но­устых скал,
Бес­печ­ных море­хо­дов — жри­ца лютая?
Само ль Про­кля­тье, жен­щи­ной пред­став­шее?»

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 8. 8. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146] – дата обращения 15 сентября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Никандр утверждает, что кожа амфисбены, обернутая вокруг посоха, отгоняет всех змей и других существ, которые убивают не кусая, но ударяя».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 9. 23. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146] – дата обращения 15 сентября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Амфисбаена, однако, — змея с двумя головами, с одной в верхней части, и с одной в направлении хвоста. Когда она движется, в зависимости от потребности, один из концов служит хвостом, а другой используется как голова. А когда она хочет двигаться в обратном направлении, она использует свои две головы способом противоположным тому, что было раньше».

 

Плиний Старший. Естественая история. Книга 8. 85. (Перевод с латинского Б. А. Старостина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2010, вып. 1 (§§1—32) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

 

«Амфи­с­бе­ны име­ют две голо­вы, то есть и на хво­сте, слов­но им недо­ста­точ­но изли­вать яд из одной пасти».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 5. 146. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 240) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«[Описание мифического проклятого ожерелья Гармонии]
ожерелье подобное гибкому змею,
С хребтовиной из звезд! Двуустой оно амфисбеной
Было, с двумя головами, и волнообразно змеилось,
Яд источая из каждой главы, венчающей тело,
С двух сторон извивалась плоть двойным трепетаньем,
Словно ползла она, главы одну с другою содвинув,
Плоти извивы дрожали, биясь с боков, у ползущей.
Так ожерелье цветное змеилось, струя хребтовину,
Выгнув двойные главы, сплетаясь плотью двойною!
Скрыт он наполовину пластинчатой чешу ею,
Этот аспид двуглавый. Искусна была хребтовина:
Словно живые вились эти кольца двойные в движенье,
Две же главы трепетали, и можно было подумать:
Шип змеиный исходит из пасти с присвистом легким!
Между главами, там, где конец и начало изделья,
Четырехкрылый вставлен орел из злата, как будто
Он парит посредине меж пастей разверстых змеиных.
[то есть орел сжимает Амфисбаену в когтях]».

ЧЕРЕПАХА АМФИСБАЭНА

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 2. 58. 2 — 4. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«[Говорят, что на легендарных семи островах Индийского океана обитает амфисбаеноподобная черепаха]
Среди них есть, как говорят, животные, небольшие по размеру, но являющиеся объектом удивления в силу природы своего тела, чья сила и кровь имеют особые свойства. Они круглые по форме и очень похожи на черепах, но они отмечены на поверхности двумя диагональными жёлтыми полосами, на каждом конце которых они имеют глаза и рот. Поэтому они видят четырьмя глазами и, используя много ртов, собирают пищу в одной глотке; глотают её и она поступает в один желудок. Так же и все их внутренние органы существуют в единственном числе. Их ноги расположены по кругу и позволяют им передвигаться в любом направлении. Кровь этого животного, говорят, имеет чудесную силу, ибо с её помощью можно мгновенно приживить любой оторванный член тела, даже если случилось, что рука оказалась отрезанной, с помощью этой крови она приживляется сразу, при условии, что ранение является свежим, и то же самое относится и другим частям тела, не связанным с жизненно важными для человека органами».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

  • Плиний Старший. Естественая история.  / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология