Адрастея — (Ἀδράστεια, «неизбежная», «неотвратимая»), в греческой мифологии божество фригийского происхождения, отождествлявшееся сначала с Кибелой Реей, Идейской матерью или нимфой Идой, воспитавшей Зевса, впоследствии — особенно у орфиков, Платона и поздних эпиков — с Немесидой. По Эсхилу, «мудрые поклоняются Адрастее», являющейся, как толкует словарь Гесихия (5 в. н. э.), богиней возмездия, т. е. Немесидой. Орфическая традиция видит в Адрастее воплощение «законов Зевса, Кроноса, божественных, надкосмических и внутрикосмических», указывая на связь Адрастеи с платоновским законом о судьбе душ . Платон признаёт «установление» или «закон» Адрастеи, понимая её как эпитет Немесиды и уподобляя её Дике. Адрастея устанавливает круговорот душ и т. о. смыкается у Платона не только с Немесидой, но и с Ананке и Дике.
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Зевс & Фемида
[1.2] Зевс & Ананке
Цитаты классической древнегреческой литературы:
Эсхил. Прометей прикованный. 932. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 237) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):
Предводительница хора
Не страшно ли такие говорить слова?Прометей
Чего бояться? Смерть не угрожает мне.Предводительница хора
А вдруг еще больнее мучить вздумает?Прометей
Пускай больнее. Я ведь ко всему готов.Предводительница хора
Тот мудр, кто Немезиду [Адрастею] чтит безропотно.
Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. 79. Ниоба. [Поучения Тантала] (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 282): (Греческий драматург. 525 г. до н.э.)
[К Ниобе является Тантал]
В двенадцать дней не обойти земель моих
В краях, где Адрастея Берекинтская
Престол воздвигла, и поля Идейские
Мычаньем и блеяньем оглашаютс[ «Престол Адрастеи» относится к троянскому городу с таким названием, где поклонялись богине Адрастее-Немезиде. В истории Ниобы Немезида представляет собой негодование богов, вызванное ее нечестивым хвастовством.]
Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 1. 25. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
В этом чертоге царь вершит суд: поэтому к потолку подвешены четыре золотые вертишейки, напоминая ему об Адрастее, дабы не заносился он перед людьми.
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 1. 481. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 147-148) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Гигант Тифей рассказывает, что он будет делать, когда покорит Олимп:]
Но похвальбу Адрастея тотчас вписала в свой свиток.
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 15. 392 & 417. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 147-148) (греческий эпос 5 в. н. э.):
[Нимфа бессердечно убила Химноса, молодого пастуха, который влюбился в нее:]
Голосили дубравы: «В чем же пастух провинился?»
Ах, да осудят тебя Киферейя и Артемида!
Видит все Адрастейя: видит и деву-убийцу,
Видит Адрастейя и плоть, умерщвленную медью,
И показавши на тело усопшего Кипрогенейе,
Эроса проклинает.Пан козлоногий
С Фебом заплакали горько: «Авлос да погибнет навеки!
Где Немесида с Кипридой? Эрос, оставь свои стрелы!
Пенье оставь, Сиринга! Погиб сладкогласый пастырь!»
Платон. Федр. 248 / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 156) (греческий философ 4 в. до н. э.):
Но ради чего так стараются узреть поле истины, увидеть, где оно? Да ведь как раз там, на лугах, пастбище для лучшей стороны души, а природа крыла, поднимающего душу, этим и питается. Закон же Адрастеи таков: душа, ставшая спутницей бога и увидевшая хоть частицу истины, будет благополучна вплоть до следующего кругооборота, и, если она в состоянии совершать это всегда, она всегда будет невредимой.
Культ Адрастеи
Адрастея город в Троаде
Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. 79. Ниоба. [Поучения Тантала] (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 282): (Греческий драматург. 525 г. до н.э.)
В краях, где Адрастея Берекинтская
Престол воздвигла, и поля Идейские
Мычаньем и блеяньем оглашаютс
Страбон. География. Книга 13. 1. 13. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
Эта страна называлась Адрастеей и Равниной Адрастеи, согласно некоторому обычаю давать 2 имени одному и тому же месту, как Фива и Равнина Фивы и Мигдония и Равнина Мигдонии. По словам Каллисфена, Адрастея названа по имени царя Адраста, который впервые основал святилище Немесиды. Таким образом, город расположен между Приапом и Парием; под ним лежит равнина, названная его именем, где находится оракул Аполлона Актейского и Артемиды18 […]. После разрушения святилища вся его утварь и строительный камень были перенесены в Парий, где был воздвигнут алтарь, произведение Гермокреонта, весьма замечательный по размерам и красоте. Однако оракул был уничтожен, как и оракул в Зелии. Здесь тем не менее не показывают ни святилища Адрастеи, ни Немесиды, хотя существует святилище Адрастеи вблизи Кизика. Антимах говорит следующее:
Есть Немесида, богиня великая, что от блаженных
Все это в дар поучила. Адрест ей воздвигнул впервые
Жертвенник на берегу священного тока Эсепа;
Почести там воздают ей под именем Адрестеи.