Богиня Адрастея

Адрастея — (Ἀδράσ­τεια, «неиз­беж­ная», «неот­вра­ти­мая»), в гре­че­ской мифо­ло­гии боже­ство фри­гий­ско­го про­ис­хож­де­ния, отож­дествляв­ше­е­ся сна­ча­ла с Кибе­лой Реей, Идей­ской мате­рью или ним­фой Идой, вос­пи­тав­шей Зев­са, впо­след­ст­вии — осо­бен­но у орфи­ков, Пла­то­на и позд­них эпи­ков — с Неме­сидой. По Эсхи­лу, «муд­рые покло­ня­ют­ся Адрас­тее», явля­ю­щей­ся, как тол­ку­ет сло­варь Геси­хия (5 в. н. э.), боги­ней воз­мездия, т. е. Неме­сидой. Орфи­че­ская тра­ди­ция видит в Адрас­тее вопло­ще­ние «зако­нов Зев­са, Кро­но­са, боже­ст­вен­ных, над­кос­ми­че­ских и внут­ри­кос­ми­че­ских», ука­зы­вая на связь Адрас­теи с пла­то­нов­ским зако­ном о судь­бе душ . Пла­тон при­зна­ёт «уста­нов­ле­ние» или «закон» Адрас­теи, пони­мая её как эпи­тет Неме­сиды и упо­доб­ляя её Дике. Адрас­тея уста­нав­ли­ва­ет кру­го­во­рот душ и т. о. смы­ка­ет­ся у Пла­то­на не толь­ко с Неме­сидой, но и с Анан­ке и Дике.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Зевс & Фемида
[1.2] Зевс & Ананке

Цитаты классической древнегреческой литературы:

Эсхил. Прометей прикованный. 932. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 237) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

 

Пред­во­ди­тель­ни­ца хора
Не страш­но ли такие гово­рить сло­ва?

Про­ме­тей
Чего боять­ся? Смерть не угро­жа­ет мне.

Пред­во­ди­тель­ни­ца хора
А вдруг еще боль­нее мучить взду­ма­ет?

Про­ме­тей
Пус­кай боль­нее. Я ведь ко все­му готов.

Пред­во­ди­тель­ни­ца хора
Тот мудр, кто Неме­зиду [Адрастею] чтит без­ро­пот­но.

 

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. 79. Ниоба. [Поучения Тантала] (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 282): (Греческий драматург. 525 г. до н.э.)

[К Ниобе является Тантал]
В двенадцать дней не обойти земель моих
В краях, где Адрастея Берекинтская
Престол воздвигла, и поля Идейские
Мычаньем и блеяньем оглашаютс

[ «Престол Адрастеи» относится к троянскому городу с таким названием, где поклонялись богине Адрастее-Немезиде. В истории Ниобы Немезида представляет собой негодование богов, вызванное ее нечестивым хвастовством.]

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 1. 25. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

В этом чертоге царь вершит суд: поэтому к потолку подвешены четыре золотые вертишейки, напоминая ему об Адрастее, дабы не заносился он перед людьми.

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 1. 481. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 147-148) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Гигант Тифей рассказывает, что он будет делать, когда покорит Олимп:]
Но похвальбу Адрастея тотчас вписала в свой свиток.

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 15. 392 & 417. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 147-148) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

[Нимфа бессердечно убила Химноса, молодого пастуха, который влюбился в нее:]

Голосили дубравы: «В чем же пастух провинился?»
Ах, да осудят тебя Киферейя и Артемида!
Видит все Адрастейя: видит и деву-убийцу,
Видит Адрастейя и плоть, умерщвленную медью,
И показавши на тело усопшего Кипрогенейе,
Эроса проклинает.

Пан козлоногий
С Фебом заплакали горько: «Авлос да погибнет навеки!
Где Немесида с Кипридой? Эрос, оставь свои стрелы!
Пенье оставь, Сиринга! Погиб сладкогласый пастырь!»

 

Платон. Федр. 248 / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 156) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

Но ради чего так стараются узреть поле истины, увидеть, где оно? Да ведь как раз там, на лугах, пастбище для лучшей стороны души, а природа крыла, поднимающего душу, этим и питается. Закон же Адрастеи таков: душа, ставшая спутницей бога и увидевшая хоть частицу истины, будет благополучна вплоть до следующего кругооборота, и, если она в состоянии совершать это всегда, она всегда будет невредимой.

 

Культ Адрастеи

Адрастея город в Троаде

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. 79. Ниоба. [Поучения Тантала] (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 282): (Греческий драматург. 525 г. до н.э.)

В краях, где Адрастея Берекинтская
Престол воздвигла, и поля Идейские
Мычаньем и блеяньем оглашаютс

 

Страбон. География. Книга 13. 1. 13. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

Эта стра­на назы­ва­лась Адрас­те­ей и Рав­ни­ной Адрас­теи, соглас­но неко­то­ро­му обы­чаю давать 2 име­ни одно­му и тому же месту, как Фива и Рав­ни­на Фивы и Мигдо­ния и Рав­ни­на Мигдо­нии. По сло­вам Кал­ли­сфе­на, Адрас­тея назва­на по име­ни царя Адрас­та, кото­рый впер­вые осно­вал свя­ти­ли­ще Неме­сиды. Таким обра­зом, город рас­по­ло­жен меж­ду При­а­пом и Пари­ем; под ним лежит рав­ни­на, назван­ная его име­нем, где нахо­дит­ся ора­кул Апол­ло­на Актей­ско­го и Арте­ми­ды18 […]. После раз­ру­ше­ния свя­ти­ли­ща вся его утварь и стро­и­тель­ный камень были пере­не­се­ны в Парий, где был воз­двиг­нут алтарь, про­из­веде­ние Гер­мо­кре­он­та, весь­ма заме­ча­тель­ный по раз­ме­рам и кра­со­те. Одна­ко ора­кул был уни­что­жен, как и ора­кул в Зелии. Здесь тем не менее не пока­зы­ва­ют ни свя­ти­ли­ща Адрас­теи, ни Неме­сиды, хотя суще­ст­ву­ет свя­ти­ли­ще Адрас­теи вбли­зи Кизи­ка. Анти­мах гово­рит сле­дую­щее:

Есть Неме­сида, боги­ня вели­кая, что от бла­жен­ных
Все это в дар поучи­ла. Адрест ей воз­двиг­нул впер­вые
Жерт­вен­ник на бере­гу свя­щен­но­го тока Эсе­па;
Поче­сти там возда­ют ей под име­нем Адре­стеи.

Оцените статью
Античная мифология