Икарий

Икарий был афинянином, который обучался искусству виноделия богом Дионисом, когда он впервые прибыл в страну. Икарий поделился подарком со своими соотечественниками, но был забит камнями до смерти группой пьяных пастухов, которые думали, что их отравили. Его дочь Эригона и верная гончая Мэра искали его, и, когда они нашли его тело, она повесилась на дереве, и собака прыгнула в колодец. Дионис был в ярости из-за их смерти и — после переноса Икария, Эригоны и Мэры к звездам в созвездиях Волопаса, Девы и Большого Пса — поразил землю засухой и свел с ума молодых девушек, заставив их также повеситься. По совету оракула афиняне учредили праздник в честь погибших героев и тем успокоили гнев бога.

Изображение справа — Дионис, Акме и Икарий, греко-римская мозаика из Пафоса 3-го век нашей эры, Археологический парк Като-Пафос.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ВИНОДЕЛ ИКАРИЙ
РодителиАфины в Аттике
УбитПастухами
СозвездиеВолопас и Большая Медведица
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΙκαριοςIkariosIcarius, Icarus

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Нигде не сказано

Дети

Эригона (Apollodorus 2.192, Aelian On Animals 7.28, Hyginus Fabulae 130, Hyginus Astronomica 2.2)

СЛОВАРЬ

ИКАРИЙ (Ίκάριος) в греческой мифологии: 1) И. — афинянин, отец Эри-гоны. Он дал приют Дионису, принесшему виноградную лозу возлюбленному Эригоны, родившей сына Стафила (букв. «гроздь»). Дионис подарил И. мех с вином, который тот отнес пастухам, чтобы обучить их виноделию, но те, опьянев, убили И., заподозрив, что он их отравил. Эригона с горя повесилась (Apollod. Ill 14,7), а Дионис наслал кару на афинян, которая была искуплена затем специальным ритуалом (Hyg. Fab. 130). Миф об И. отразил борьбу, происходившую в Греции при введении культа Диониса; 2) И. — сын Периера и дочери Персея Горгофоны (Apollod. I 9,5), брат Тиндарея, Афарея (отца Афаретидов) и Левкиппа. И. — отец Пенелопы (III 10,6). а. т.-г.

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Софокл. Фрагменты. Эригона [утраченная пьеса]. / Перевод Ф. Ф. Зелинского. (Источник: Софокл. Драмы. – М.: «Наука», 1990. – С. 425) (греческий драматург 5 в. до н. э.):

 

«Эригона – дочь Эгисфа и Клитеместры; Орест, расправившись с убийцами отца, пытался убить и ее, но девушку спасла Артемида: она перенесла ее в Аттику и сделала там своей жрицей. Как был обработан этот миф у Софокла, неизвестно. Возможно, «Эригона» послужила прообразом одноименной трагедии Акция».

[Возможно также, героиней утраченной пьесы была Эригона – дочь Икария.]

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. XIV. (7). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 72) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Когда Эрихтоний умер и был погребен на священном участке храма богини Афины, царем Афин стал Пандион, при котором в Аттику прибыли Деметра и Дионис. Деметру радушно принял в Элевсине Келей, Диониса же – Икарий, получивший от него побег виноградной лозы. Научившись от него виноделию, Икарий захотел раздать смертным благой дар божества и пришел к пастухам. Те попробовали напиток и, найдя его превосходным, напились, не смешивая его с водой, сверх меры, а затем, сочтя себя отравленными, убили Икария. Когда наступил день и они протрезвели, они похоронили убитого. Дочь его Эригона стала искать своего отца, и собака Икария, которую звали Мэра, привыкшая всюду следовать за хозяином, показала место, где был зарыт труп. Оплакав своего отца, Эригона повесилась от скорби».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. II. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Тут же и Пегас из Элевферы, который привел к афинянам Диониса; ему посодействовало в этом дельфийское прорицание, напомнившее посещение их богом еще при Икарии».

 

Псевдо-Плутарх. Собрание параллельных греческих и римских историй. 9. / Переводчик Васильева Н. В. (Источник: Вестник древней истории, 1980, № 2; цитируется по: [http://simposium.ru/ru/node/1142]) (анонимные авторы 2 в. н. э.):

«[Греческая история:]

Миф об Икарии, чьим гостем был Дионис, рассказанный Эрастосфеном в «Эригоне».

[Римская история:]

Крон [Сатурн] был гостем одного крестьянина, у которого была прекрасная дочь Энтория. Крон совершил над ней насилие, и у нее родились сыновья Иан, Гимн, Фавст и Фелик. Крон передал Икарию обычай пить вино, научил его возделыванию виноградной лозы и еще дал наказ обучить этому соседей. Все так и было сделано. Но как-то соседи выпили вина больше, чем обычно, и на них напал не в меру глубокий сон. Решив, что их отравили, соседи стали бросать камни в Икария и убили его. А внуки в отчаянии повесились.

Когда Рим был поражен чумой, Аполлон Пифийский дал предсказание, что эпидемия прекратится, если умилостивить гнев Сатурна и духов тех, кто был противозаконно убит. Поэтому Лутаций Катул, один из знатных мужей, основал неподалеку от Тарпейской скалы святилище, в нем он воздвиг алтарь, имеющий четыре лика то ли потому, что четверо было внуков у Икария, то ли из‑за того, что год поделен на четыре времени года; также месяц назвал он «Январь». А Сатурн всех внуков Икария поместил среди звезд. Одно созвездие носит имя «Предуборочного». Иан же восходит первым, и звезду эту можно увидеть у ног [созвездия] Девы. Так рассказывает Критолай в четвертой книге «Небесных явлений».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга VII. 28. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146]) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Когда Икар был зарезан родичами тех, кто, выпив впервые вина, мертвецки заснул (ибо они ещё не знали, что случившиеся это не смерть, а опьянение), народ Аттики страдал от болезни, тем самым Дионис (я так думаю) мстил первым и наиболее древним людям, которые обрабатывали поля. Как бы там ни было, Пифийский оракул объявил, что если они хотят вернуть здоровье, они должны принести жертву Икару и Эригоне, его дочери и её псу, который прославился тем, что из огромной любви к хозяйке, отказался пережить её».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 130. Икарий и Эригона. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 161-162):

 

«Когда Отец Либер [Дионис] отправился к людям, чтобы показать им, как сладки и приятны его плоды, его радушно приняли в гостях Икарий и Эригона. Он дал им в подарок бурдюк с вином и повелел распространять его в других землях. Погрузив его на телегу, Икарий вместе с дочерью Эригоной и собакой Майрой приехал к пастухам в Аттике и показал им, как сладок напиток. Пастухи выпили чрезмерно и, сделавшись пьяными, попадали. Думая, что Икарий дал им дурное зелье, они убили его дубинками. Собака Майра, воя, показала Эригоне убитого Икария, приведя ее на место, где отец лежал непохороненным. Придя туда, Эригона повесилась на дереве над телом отца. За это Отец Либер подверг такой же каре дочерей афинян. Об этом они послали вопросить Аполлона и получили ответ, что это потому, что они пренебрегли смертью Икария и Эригоны. Получив такой ответ, они наказали пастухов и установили в честь Эригоны праздник качелей по причине той болезни, <которая поразила афинских девушек>. Они также постановили, чтобы во время сбора винограда первое возлияние было Икарию и Эригоне. А те по воле богов были причислены к звездам: Эригона это созвездие Девы, которое мы называем Справедливостью, Икарий среди созвездий называется Арктур, а собака Майра это Сириус».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 224. Кто из смертного стал бессмертным. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 253):

 

«Икар и Эригона, дочь Икара, ставшие звездами: Икар – созвездием Арктура, а Эригона – Девы».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Арктофилак [Волопас]. 4. 2-5. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 38-40):

 

«Некоторые утверждают, что это – Икарий, отец Эригоны. Рассказывают, что за справедливость и благочестие Либер передал ему вино, виноградную лозу и виноград, чтобы он научил людей возделывать его, получать плоды и пользоваться урожаем. Когда Икарий посадил виноградную лозу и неустанной заботой легко заставил ее цвести, тогда, рассказывают, в виноградник забрался козел и стал пожирать самые нежные листья. Это привело Икария в сильное негодование, и поэтому он убил его, сделал из его шкуры мех, наполнил воздухом, перевязал, бросил его среди своих друзей и заставил их плясать вокруг него. Вот почему Эратосфен [греческий писатель 3 в. до н. э.] говорит: «У ног Икария они впервые заплясали вокруг козла».

Другие говорят, что Икарий, получив от Отца-Либера [Диониса] вино, тотчас же погрузил полные меха на повозку. Вот почему его называют также Волопасом. Когда он объезжал Аттику, он дал попробовать вина пастухам. Некоторые из них пожадничали и, привлеченные дотоле неизвестным им напитком, выпили сверх меры и уснули глубоким сном, беспорядочно повалившись на землю. Они двигали руками и ногами как полумертвые, произнося непотребные слова, и поэтому остальные пастухи, решив, что Икарий опоил их товарищей отравой, чтобы угнать в свою землю их скот, убили его и бросили в колодец. По другим же свидетельствам, они закопали его под каким-то деревом. Когда спавшие пастухи проснулись, они обнаружили, что никогда еще они не отдыхали лучше, и поэтому они стали искать Икария, чтобы отблагодарить его. Его убийцы, терзаясь

угрызениями совести, сразу же пустились в бегство и прибыли на остров Кеос. Тамошние жители оказали им гостеприимство и позволили беглецам построить себе на острове дома.

Что же касается Эригоны, то дочь Икария сильно тосковала по отцу, возвращения которого она не могла дождаться. Когда же она решилась отправиться на его поиски, тогда к ней вернулась собака Икария по имени Мэра, которая завывала и скулила так, что она, казалось, оплакивает смерть хозяина. Тем самым она возбудила в ее мыслях немалое подозрение о его смерти. Ведь первое, что должно было прийти в голову молодой деве, это

мысль о том, что ее отец, который отсутствовал столько дней и месяцев, убит. Собака ухватила ее зубами за край одежды и привела к мертвому телу. Как только дочь увидела его, она, потеряв надежду, удрученная одиночеством и нищетой, горько оплакав его, лишила себя жизни, повесившись на том же самом дереве, под которым была могила ее отца. Собака убила сама себя, принеся собою надгробную жертву. Некоторые передают, что она бросилась в колодец, называемый Анигр и по этой причине, рассказывают, никто впредь не пил из того колодца. Юпитер [Зевс], сострадая к их злой судьбе, поместил их среди созвездий. Поэтому многие называли Икария Волопасом, а Эригону – Девой, о которой мы расскажем далее. Собака же, и от своего названья, и по своему обличью, получила имя Каникула. Поскольку она восходит раньше Большого Пса, то греки называют ее Процион. Другие же говорят, что Эригону и Икария среди созвездий поместил Отец-Либер.

Тем временем на афинской земле множество дев лишили себя жизни, беспричинно повесившись, ведь Эригона перед смертью молилась о том, чтобы тою же смертью, какую она намеревалась встретить, умирали и дочери афинян, если только они не установят причину смерти Икария и не отомстят за него. Поэтому, когда произошло вышеупомянутое

событие, афиняне вопросили оракул Аполлона и получили ответ, что они должны исполнить требование Эригоны, чтобы избавиться от проклятия. Поскольку она повесилась, то они постановили подвесить на веревках доску и раскачиваться, подобно тому как повесившийся раскачивается ветром, и это празднество [антестрии] они решили торжественно справлять ежегодно. Они совершали его и частным образом, и публично, назвав Алетиды, ведь Эригону, искавшую с собакой отца и вынужденную оставаться неизвестной и одинокой, называли нищенкой – греки называют их aletides».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Дева. 25. 2. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 73):

 

«Некоторые говорят, что это – Эригона, дочь Икария, о которой мы рассказали выше».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 125. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«… Как Эригону провел виноградом обманчивым Либер [Дионис]…»

 

Овидий. Метаморфозы. Книга десятая. 450-451. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Темная ночь – без огней. О Икар, ты лицо закрываешь!

Также и ты, Эригона, к отцу пылавшая свято!»

[Икар и Эригона были созвездиями Волопаса и Девы.]

 

Овидий. Фасты. Книга четвертая. 901-942. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

Только неделя одна до конца остается апреля,

На середине уже вешнего времени бег.

… Дождь в эту пору идет, в небе является Пес.

Как возвращался однажды я в Рим той порой из Номента,

На середине пути белую встретил толпу.

Фламин шел в этот день в стародавнюю рощу Робиги,

Чтобы овцы на огне жечь и собаки нутро:

Тотчас же я подошел, чтобы знать и об этом обряде;

Фламин же твой, о Квирин, молвил такие слова:

«Злая Робига, щади посевы Церериных злаков…

Так он сказал. В деснице его был плат длинношерстый,

Чаша с чистым вином, ладана полный ларец.

Ладан, вино и овечьи кишки приносит он в жертву

С мерзким (видел я сам) гнусной собаки нутром.

А на вопрос мой, зачем эта новая, странная жертва,

Фламин ответил: «Узнай, что за причина ее.

В небе есть пес, Икарий [т. е. пес Икария] по имени; лишь он восходит,

Мучится в жажде земля и засыхает посев.

Ради небесного пса на алтарь возлагают собаку,

И лишь название «пес» к смерти приводит ее».

 

Стаций. Фиваида. Книга четвертая. 684-692. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 68) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«[Вакх (Дионис) приносит засуху на землю Аргоса:]

О духи ручьев, о сельские Нимфы!

Вместе с толпой сопутниц моих труды претерпите,

ради меня удержав арголидские реки в истоках,

и озерки, и ручьи, бродящие в пыльных просторах.

Влага Немеи-реки, вдоль которой шествует войско

к нашим стенам, – в глубину да скроется первой. Сам будет –

чтобы не медлили вы — помогать с высоты поднебесной

Феб; начинаньям успех обещан и звездами: в пене

знойный Пес Эригоны моей».

[«Знойный Пес» – это собака-звезда Сириус, восход которой вместе с Солнцем, как считалось, вызывал знойную погоду в середине лета.]

 

Стаций. Фиваида. Книга одиннадцатая. 644-647. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 200) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«Когда-то в лесу марафонском

так Эригона на труп отца [Икария] убиенного пала:

горестный вопль истощив, она уже узел печальный [т. е. свой пояс]

к мощным привязывает ветвям, умереть вознамерясь».

 

Стаций. Фиваида. Книга двенадцатая. 618-619. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 217) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«[Из списка аттических городов:]

Выслал отряды в поход родовым божествам [Дионису и Деметре] прилежащий

край Икария, край Келея…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь I. 254-255. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 8) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Рядом совсем с Эригоной, возницею звездной Повозки,

Волопас замахнулся посохом в яростной длани».

[Описываются созвездия Волопас, Дева и Большая Медведица.]

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология