Имена Афродиты (Венеры)

 

Содержание
  1. Пон­тия — Мор­ская
  2. Лиме­ния — Покро­ви­тель­ни­ца гава­ней
  3. Ним­фия — Невеста
  4. Катас­ко­пия — Под­гляды­ваю­щая
  5. Нико­фо­ра — Победо­нос­ная
  6. Мела­нида — Чер­ная
  7. Пра­к­сис — Выпол­не­ние, т. е. Совер­ши­тель­ни­ца бра­ка.
  8. Эпи­стро­фия — Вызы­ваю­щая склон­ности
  9. Ура­ния — Небес­ная
  10. Пан­де­мос — Все­на­род­ная
  11. Эвпло­ей — Доб­рая помощ­ни­ца в пла­ва­нии
  12. Дори­ти­да — Даю­щая пло­до­ро­дие
  13. Акрея — Вла­ды­чи­цы гор­ных вер­шин
  14. Апа­ту­рос — Обманщица
  15. Ана­дио­ме­на — Выхо­дя­щая из моря
  16. Апо­стро­фия — Отвра­щаю­щая
  17. Сим­ма­хия — Союз­ни­ца
  18. Милита — Вавилонский Эпитет. Праматерь мира, женское производительное начало
  19. Маха­ни­ти­да — Изо­бре­та­тель­ни­ца
  20. Миго­ни­ти­да — Сочетающая
  21. Бербея — Апитет афродиты на Кипре
  22. Ами­клей­ская — по имени города
  23. Амбо­ло­ге­ра — Отвра­щаю­щей ста­рость
  24. Арея — Вои­тель­ни­ца
  25. Олим­пий­ская
  26. Мор­фо — Даю­щей кра­соту
  27. Венера
  28. Киприда (по месту рождения)
  29. Афрогенейя (рождённая из пены)

Пон­тия — Мор­ская

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 34. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Вокруг всей Гер­ми­о­ны воз­двиг­ну­та сте­на. В этом горо­де мно­го досто­при­ме­ча­тель­но­стей, достой­ных опи­са­ния; из них я счел наи­бо­лее достой­ны­ми упо­ми­на­ния сле­дую­щие: тут есть храм Афро­ди­ты Пон­тии (Мор­ской глу­би­ны), она же — Лиме­ния (Покро­ви­тель­ни­ца гава­ней), со ста­ту­ей из бело­го мра­мо­ра, очень боль­шой по раз­ме­рам и пре­крас­ной по рабо­те, она осо­бен­но достой­на осмот­ра. Есть и дру­гой храм Афро­ди­ты. Сре­ди поче­стей, кото­рые возда­ют­ся ей жите­ля­ми Гер­ми­о­ны, уста­нов­ле­на и сле­дую­щая: уста­нов­ле­но, чтобы девуш­ки, а рав­но и вдо­вы, соби­раю­щи­е­ся вто­рич­но вый­ти замуж, чтобы все они перед бра­ком при­но­си­ли здесь жерт­ву. Демет­ре Фер­ма­сии (Горя­чей) соору­же­ны хра­мы: один — на гра­ни­цах с Тре­зе­ном, как я об этом уже гово­рил, дру­гой — в самом горо­де.

 

Лиме­ния — Покро­ви­тель­ни­ца гава­ней

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 34. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Вокруг всей Гер­ми­о­ны воз­двиг­ну­та сте­на. В этом горо­де мно­го досто­при­ме­ча­тель­но­стей, достой­ных опи­са­ния; из них я счел наи­бо­лее достой­ны­ми упо­ми­на­ния сле­дую­щие: тут есть храм Афро­ди­ты Пон­тии (Мор­ской глу­би­ны), она же — Лиме­ния (Покро­ви­тель­ни­ца гава­ней), со ста­ту­ей из бело­го мра­мо­ра, очень боль­шой по раз­ме­рам и пре­крас­ной по рабо­те, она осо­бен­но достой­на осмот­ра. Есть и дру­гой храм Афро­ди­ты. Сре­ди поче­стей, кото­рые возда­ют­ся ей жите­ля­ми Гер­ми­о­ны, уста­нов­ле­на и сле­дую­щая: уста­нов­ле­но, чтобы девуш­ки, а рав­но и вдо­вы, соби­раю­щи­е­ся вто­рич­но вый­ти замуж, чтобы все они перед бра­ком при­но­си­ли здесь жерт­ву. Демет­ре Фер­ма­сии (Горя­чей) соору­же­ны хра­мы: один — на гра­ни­цах с Тре­зе­ном, как я об этом уже гово­рил, дру­гой — в самом горо­де.

 

Ним­фия — Невеста

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 32. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Око­ло ска­лы [В Тризине, Арголиде] — храм Афро­ди­ты Ним­фии (Неве­сты), соору­жен­ный Тесе­ем, когда он взял в жены Еле­ну

 

Катас­ко­пия — Под­гляды­ваю­щая

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 32. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

По дру­гую сто­ро­ну участ­ка [В городе Тризине в Арголиде] нахо­дит­ся так назы­вае­мый ста­дий Иппо­ли­та, а за ним храм Афро­ди­ты Катас­ко­пии (Под­гляды­ваю­щей), так как оттуда влюб­лен­ная в Иппо­ли­та Фед­ра смот­ре­ла на него, когда он зани­мал­ся гим­на­сти­кой. Там еще и теперь сто­ит мир­то­вое дере­во с про­ко­лоты­ми, как я писал рань­ше, листья­ми. Когда Фед­ра не зна­ла, что ей делать и не нахо­ди­ла ника­ко­го облег­че­ния от люб­ви, она изли­ва­ла свою ярость на листьях этой мир­ты.

 

Нико­фо­ра — Победо­нос­ная

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 19. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Что каса­ет­ся дере­вян­ных ста­туй Афро­ди­ты и Гер­ме­са [найденных в храме Аполлона Ликейоса в городе Аргос], то они рас­ска­зы­ва­ют, что послед­няя — про­из­веде­ние Эпея, а пер­вая — пожерт­во­ва­ние Гиперм­не­стры. Она, един­ст­вен­ная из доче­рей Даная, не испол­ни­ла при­ка­за­ние отца; поэто­му Данай отдал ее на суд (наро­да), счи­тая, что спа­се­ние Лин­кея явля­ет­ся для него лич­но небез­опас­ным, а так­же за то, что, не при­няв уча­стия вме­сте с сест­ра­ми в этом сме­лом деле, она тем уве­ли­чи­ла позор их зло­го умыс­ла. Она была суди­ма всем собра­ни­ем арги­вян и была оправ­да­на; за это она посвя­ти­ла ста­тую Афро­ди­те Нико­фо­ре (Победо­нос­ной).

Капу­ан­ская — Воору­жен­ная Афро­ди­та — это или тип Вене­ры Капу­ан­ской со щитом в виде зер­ка­ла или древ­нее изо­бра­же­ние дей­ст­ви­тель­но воору­жен­ной боги­ни

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 5. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

Если под­нять­ся на самый Акро­ко­ринф, то увидишь там храм Афро­ди­ты; ее ста­туя изо­бра­жа­ет боги­ню воору­жен­ной; там есть ста­туи и Гелиоса и Эрота с луком.

Мела­нида — Чер­ная

[Эпи­тет Афро­ди­ты — Мела­нида ука­зы­ва­ет на ее хто­ни­че­ский харак­тер. Культ Афро­ди­ты был очень рас­про­стра­нен в Корин­фе: она — покро­ви­тель­ни­ца жен­щин, осо­бен­но гетер.]

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 2. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

Перед горо­дом [Коринф] нахо­дит­ся кипа­ри­со­вая роща, назы­вае­мая Кра­не­он. В ней — свя­щен­ный уча­сток Бел­ле­ро­фон­та и храм Афро­ди­ты Мела­ниды (Чер­ной)

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 6. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Если идти даль­ше из Мелан­гей, то на рас­сто­я­нии от горо­да при­бли­зи­тель­но ста­ди­ев семи есть так назы­вае­мый источ­ник Мели­а­стов; эти Мели­а­сты совер­ша­ют здесь свои оргии (тор­же­ст­вен­ное бого­слу­же­ние) в честь Дио­ни­са, и око­ло источ­ни­ка есть поме­ще­ние, мега­рон, <где эти оргии совер­ша­ют­ся>, а рав­но и храм Афро­ди­ты Мела­ниды (Чер­ной). Это наиме­но­ва­ние боги­ня полу­чи­ла не по чему ино­му, как толь­ко пото­му, что у людей сово­куп­ле­ния про­ис­хо­дят не так, как у живот­ных, обыч­но днем, но по боль­шей части ночью.

Пра­к­сис — Выпол­не­ние, т. е. Совер­ши­тель­ни­ца бра­ка.

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 43. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

За хра­мом Дио­ни­са — храм Афро­ди­ты; ста­туя Афро­ди­ты сде­ла­на из сло­но­вой кости, а сама она носит про­зви­ще Пра­к­сис (Выпол­не­ние). Это — древ­ней­шая ста­туя в хра­ме. Ста­туи боги­ни Пей­то (Убеж­де­ния) и дру­гой, кото­рую они назы­ва­ют Паре­го­рон (Уго­ва­ри­ва­ние) — работы Пра­к­си­те­ля; работы же Ско­па­са — ста­туи Эрота (Люб­ви), Гиме­ро­са (Стра­сти) и Пото­са (Жела­ния), если раз­лич­ны и их функ­ции, так же как раз­лич­ны и их име­на.

Эпи­стро­фия — Вызы­ваю­щая склон­ности

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 40. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

За свя­щен­ным участ­ком, посвя­щен­ным Зев­су, если идти на акро­поль, кото­рый по име­ни Кара, сына Форо­нея, и в наше еще вре­мя назы­вал­ся Кари­ей, нахо­дит­ся храм Дио­ни­са Ник­те­лия (Ноч­но­го); есть еще и свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты Эпи­стро­фии (Вызы­ваю­щей склон­ность)

Ура­ния — Небес­ная

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 19. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Отно­си­тель­но местеч­ка, кото­рое назы­ва­ют «Сада­ми», и о хра­ме Афро­ди­ты у них нет ника­ко­го пре­да­ния; все рав­но как и о ста­туе Афро­ди­ты, кото­рая сто­ит неда­ле­ко от хра­ма; ее внеш­ний вид — четы­рех­уголь­ный, такой же, как и у герм. Над­пись объ­яс­ня­ет, что это Афро­ди­та Ура­ния (Небес­ная) — стар­шая из так назы­вае­мых Мойр (богинь Судь­бы). Ста­туя же Афро­ди­ты в «Садах» — работы Алка­ме­на и в Афи­нах — одна из немно­гих, осо­бен­но заслу­жи­ваю­щих вни­ма­ния.

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 20. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Рядом с хра­мом Или­тии — раз­ва­ли­ны хра­ма Афро­ди­ты Ура­нии (Небес­ной); и здесь при­но­сят жерт­вы на ее алта­рях.

 

Геродот. История. Книга 1. 105. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

В городе Аскалон в Сирии … [есть] свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты Ура­нии [Это был зна­ме­ни­тый храм фили­стим­лян, посвя­щен­ный Астар­те (Иштар). Как я узнал из рас­спро­сов, это свя­ти­ли­ще — самое древ­нее из всех хра­мов этой боги­ни. Ведь свя­ти­ли­ще на Кип­ре осно­ва­но выхо­д­ца­ми оттуда, как утвер­жда­ют сами киприоты, а храм в Кифе­ре воз­двиг­ли фини­ки­яне, жите­ли Сирии Пале­стин­ской.

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 23. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

На Кифе­ре, у моря, нахо­дит­ся кора­бель­ная при­стань, Скан­дея, а самый город Кифе­ра отсто­ит от Скан­деи в глубь ост­ро­ва ста­ди­ев на десять. Храм Афро­ди­ты Ура­нии (Небес­ной) счи­та­ет­ся самым свя­щен­ным, и из всех суще­ст­ву­ю­щих хра­мов Афро­ди­ты у элли­нов он самый древ­ний. Ста­туя же самой боги­ни — дере­вян­ная и пред­став­ля­ет ее воору­жен­ной.

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 14. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

Побли­зо­сти сто­ит храм Афро­ди­ты Ура­нии (Небес­ной). Пер­вым наро­дом, кото­ро­му выпа­ло на долю почи­тать Ура­нию, были асси­рий­цы, а после асси­рий­цев из жите­лей Кип­ра — пафий­цы, а из фини­кий­цев — жите­ли Аска­ло­на в Пале­стине. От фини­кий­цев вос­при­ня­ли это покло­не­ние жите­ли Кифе­ры.

Пан­де­мос — Все­на­род­ная

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 22. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

Покло­не­ние Афро­ди­те Пан­де­мос (Все­на­род­ной) было введе­но Тесе­ем, когда он свел всех афи­нян из сель­ских демов в один город, рав­но и богине Пей­то (Убеж­де­ния).

Эвпло­ей — Доб­рая помощ­ни­ца в пла­ва­нии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 1. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

У само­го же моря Конон выстро­ил храм Афро­ди­ты, после мор­ской победы над лакеде­мо­ня­на­ми око­ло Книда, нахо­дя­ще­го­ся на высту­пах Карии. Книдяне боль­ше все­го почи­та­ют Афро­ди­ту и у них име­ет­ся ряд хра­мов боги­ни. Из них самый древ­ний — Афро­ди­ты Дори­ти­ды (Даю­щей пло­до­ро­дие), затем — Акреи (Вла­ды­чи­цы гор­ных вер­шин) и новей­ший, кото­рый все назы­ва­ют про­сто Книди­ей, а сами книдяне — Эвпло­ей (Доб­рой помощ­ни­цей в пла­ва­нии).

Дори­ти­да — Даю­щая пло­до­ро­дие

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 1. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

У само­го же моря Конон выстро­ил храм Афро­ди­ты, после мор­ской победы над лакеде­мо­ня­на­ми око­ло Книда, нахо­дя­ще­го­ся на высту­пах Карии. Книдяне боль­ше все­го почи­та­ют Афро­ди­ту и у них име­ет­ся ряд хра­мов боги­ни. Из них самый древ­ний — Афро­ди­ты Дори­ти­ды (Даю­щей пло­до­ро­дие), затем — Акреи (Вла­ды­чи­цы гор­ных вер­шин) и новей­ший, кото­рый все назы­ва­ют про­сто Книди­ей, а сами книдяне — Эвпло­ей (Доб­рой помощ­ни­цей в пла­ва­нии).

Акрея — Вла­ды­чи­цы гор­ных вер­шин

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 1. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

У само­го же моря Конон выстро­ил храм Афро­ди­ты, после мор­ской победы над лакеде­мо­ня­на­ми око­ло Книда, нахо­дя­ще­го­ся на высту­пах Карии. Книдяне боль­ше все­го почи­та­ют Афро­ди­ту и у них име­ет­ся ряд хра­мов боги­ни. Из них самый древ­ний — Афро­ди­ты Дори­ти­ды (Даю­щей пло­до­ро­дие), затем — Акреи (Вла­ды­чи­цы гор­ных вер­шин) и новей­ший, кото­рый все назы­ва­ют про­сто Книди­ей, а сами книдяне — Эвпло­ей (Доб­рой помощ­ни­цей в пла­ва­нии).

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 32. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

[В Тризине, Арголиде](Побли­зо­сти) мож­но видеть храм Иси­ды, а за ним храм Афро­ди­ты Акреи (Вла­ды­чи­цы гор­ных вер­шин)

Апа­ту­рос — Обманщица

Страбон. География. Книга 11. 2. 10. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

При въезде в Коро­кон­да­ми­ти­ду нахо­дят­ся зна­чи­тель­ный город Фана­го­рия, Кепы, Гер­мо­насса и Апа­тур — свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты. Фана­го­рия и Кепы рас­по­ло­же­ны на упо­мя­ну­том ост­ро­ве при вхо­де в озе­ро с левой сто­ро­ны, а осталь­ные горо­да — за Гипа­ни­сом в Синдской обла­сти. В Синдской обла­сти есть место Гор­ги­пия — цар­ская сто­ли­ца син­дов, неда­ле­ко от моря, а так­же Або­ра­ка… Есть в Фана­го­рии зна­ме­ни­тое свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты Апа­ту­рос. Для объ­яс­не­ния пер­во­на­чаль­но­го зна­че­ния эпи­те­та боги­ни при­во­дят некий миф о том, как боги­ня, когда на нее здесь напа­ли гиган­ты, позва­ла на помощь Герак­ла и спря­та­ла его в какой-то пеще­ре; затем, при­ни­мая гиган­тов пооди­ноч­ке, она отда­ва­ла сво­их вра­гов Герак­лу, чтобы ковар­но, обма­ном [По-гре­че­ски apatē] убить их.

Ана­дио­ме­на — Выхо­дя­щая из моря

Страбон. География. Книга 14. 2. 19. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

Там же [Остров Кос] была и Афро­ди­та Ана­дио­ме­на [Выхо­дя­щая из моря], теперь при­не­сен­ная в дар Боже­ст­вен­но­му Цеза­рю в Риме, так как Август посвя­тил отцу изо­бра­же­ние его родо­на­чаль­ни­цы [Афродиты].

Апо­стро­фия — Отвра­щаю­щая

Павсаний. Описание Эллады. 9. 16. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

В Фивах есть дере­вян­ные ста­туи Афро­ди­ты, столь древ­ние, что, по их пре­да­ни­ям, они явля­ют­ся посвя­ти­тель­ным даром Гар­мо­нии и что сде­ла­ны они из дере­вян­ных укра­ше­ний, быв­ших на носу кораб­ля Кад­ма. Этих Афро­дит назы­ва­ют — одну Ура­ни­ей (Небес­ной), дру­гую — Пан­де­мос (Все­на­род­ной), а третью — Апо­стро­фи­ей (Отвра­щаю­щей). Эти назва­ния дала Гар­мо­ния. Назва­ние Ура­нии дано богине в знак чистой люб­ви, лишен­ной чув­ст­вен­ной похо­ти, Пан­де­мос — в знак обще­ния меж­ду пола­ми и, нако­нец, третье назва­ние Апо­стро­фии — с тем, чтобы она мог­ла отвра­щать чело­ве­че­ский род от без­за­кон­ных стра­стей и без­рас­суд­ных поступ­ков. Зна­ла Гар­мо­ния, что мно­го подоб­но­го совер­ше­но сре­ди вар­ва­ров, мно­го дру­го­го реша­лись уже совер­шать и у элли­нов, о чем впо­след­ст­вии было опи­са­но в сти­хах: так, напри­мер, о мате­ри Адо­ни­са, о Фед­ре, доче­ри Мино­са, о фра­кий­це Терее.

Сим­ма­хия — Союз­ни­ца

Павсаний. Описание Эллады. 8. 9. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Поза­ди теат­ра есть раз­ва­ли­ны хра­ма в честь Афро­ди­ты, нося­щей эпи­тет Сим­ма­хии (Союз­ни­цы), и ее ста­туя; име­ю­ща­я­ся на пьеде­ста­ле над­пись гла­сит, что воз­двиг­ла ее дочь Пасея Никип­па. Это свя­ти­ли­ще ман­ти­ней­цы выстро­и­ли в память преж­ней сво­ей сов­мест­ной с рим­ля­на­ми мор­ской победы при Актии.

Милита — Вавилонский Эпитет. Праматерь мира, женское производительное начало

Геродот. История. Книга 1. 199. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

Самый же позор­ный обы­чай у вави­ло­нян вот какой. Каж­дая вави­ло­нян­ка одна­жды в жиз­ни долж­на садить­ся в свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты и отда­вать­ся [за день­ги] чуже­стран­цу. Мно­гие жен­щи­ны, гор­дясь сво­им богат­ст­вом, счи­та­ют недо­стой­ным сме­ши­вать­ся с [тол­пой] осталь­ных жен­щин. Они при­ез­жа­ют в закры­тых повоз­ках в сопро­вож­де­нии мно­же­ства слуг и оста­нав­ли­ва­ют­ся око­ло свя­ти­ли­ща. Боль­шин­ство же жен­щин посту­па­ет вот как: в свя­щен­ном участ­ке Афро­ди­ты сидит мно­же­ство жен­щин с повяз­ка­ми из вере­воч­ных жгу­тов на голо­ве. Одни из них при­хо­дят, дру­гие ухо­дят. Пря­мые про­хо­ды разде­ля­ют по всем направ­ле­ни­ям тол­пу ожидаю­щих жен­щин. По этим-то про­хо­дам ходят чуже­зем­цы и выби­ра­ют себе жен­щин. Сидя­щая здесь жен­щи­на не может воз­вра­тить­ся домой, пока какой-нибудь чуже­стра­нец не бро­сит ей в подол день­ги и не соеди­нит­ся с ней за пре­де­ла­ми свя­щен­но­го участ­ка. Бро­сив жен­щине день­ги, он дол­жен толь­ко ска­зать: «При­зы­ваю тебя на слу­же­ние богине Милит­те!». Милит­той же асси­рий­цы назы­ва­ют Афро­ди­ту. Пла­та может быть сколь угод­но малой. Отка­зы­вать­ся брать день­ги жен­щине не доз­во­ле­но, так как день­ги эти свя­щен­ные. Девуш­ка долж­на идти без отка­за за пер­вым чело­ве­ком, кто бро­сил ей день­ги. После сои­тия, испол­нив свя­щен­ный долг богине, она ухо­дит домой и затем уже ни за какие день­ги не овла­де­ешь ею вто­рич­но. Кра­са­ви­цы и стат­ные девуш­ки ско­ро ухо­дят домой, а без­образ­ным при­хо­дит­ся дол­го ждать, пока они смо­гут выпол­нить обы­чай. И дей­ст­ви­тель­но, иные долж­ны оста­вать­ся в свя­ти­ли­ще даже по три-четы­ре года [Обы­чай свя­щен­ной хра­мо­вой про­сти­ту­ции опи­сан у Геро­до­та непра­виль­но. Свя­щен­ной про­сти­ту­ци­ей на служ­бе боги­ни Иштар зани­ма­лись толь­ко девуш­ки — жри­цы боги­ни Иштар (при­над­ле­жав­шие, прав­да, к знат­ней­шим семьям Вави­ло­на), а вовсе не все девуш­ки-вави­ло­нян­ки.]. Подоб­ный это­му обы­чай суще­ст­ву­ет так­же в неко­то­рых местах на Кип­ре.

Маха­ни­ти­да — Изо­бре­та­тель­ни­ца

Павсаний. Описание Эллады. 8. 31. 5 — 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Внут­ри огра­ды свя­ти­ли­ща Вели­ких богинь нахо­дит­ся так­же храм Афро­ди­ты. Перед вхо­дом в него сто­ят древ­ние ксо­а­ны (дере­вян­ные ста­туи) Геры, Апол­ло­на и Муз; гово­рят, они пере­ве­зе­ны сюда из Тра­пезун­та. Ста­туи же, нахо­дя­щи­е­ся в хра­ме, сде­лал Дамо­фонт: это выре­зан­ный из дере­ва Гер­мес и ксо­ан Афро­ди­ты, толь­ко у нее руки, лицо и ступ­ни ног сде­ла­ны из мра­мо­ра. Они совер­шен­но пра­виль­но, как мне кажет­ся, дали богине эпи­тет Маха­ни­ти­да (Изо­бре­та­тель­ни­ца): <ведь> ради Афро­ди­ты и ее дел боль­ше все­го изо­бре­те­но людь­ми вся­ких хит­ро­стей и при­ду­ма­ны хит­рые обман­ные речи.

Миго­ни­ти­да — Сочетающая

Павсаний. Описание Эллады. 3. 22. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Про­тив Гити­о­на лежит ост­ров Кра­ная [у берегов Лакедомонии]; Гомер рас­ска­зы­ва­ет, что Алек­сандр, похи­тив Еле­ну, впер­вые соче­тал­ся с нею на этом ост­ро­ве. Про­тив это­го ост­ро­ва есть на мате­ри­ке храм Афро­ди­ты Миго­ни­ти­ды, и все это место назы­ва­ет­ся Миго­ни­ем (Соче­та­ни­ем). Гово­рят, этот храм постро­ил Алек­сандр; по взя­тии же Или­о­.на, восемь лет спу­стя после раз­ру­ше­ния Трои, вер­нув­шись домой, Мене­лай соорудил око­ло Миго­ни­ти­ды ста­тую Феми­ды и боги­ни Пра­к­сиди­ки (Воз­мездия)

Бербея — Апитет афродиты на Кипре

 

Афиней. Пир мудрецов. Книга 3. 84c. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2010. – С. 75):

 

[Эриф Мелибея]
— А вот гранаты.
— Прелесть.
— Это дерево Посажено на Кипре Афродитою.
— О, чтимая Бербея!
[Бербея была кипрским Была кипрским эпитетом Афродиты.]

Ами­клей­ская — по имени города

Павсаний. Описание Эллады. 3. 18. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

Что же каса­ет­ся Ари­станд­ра парос­ско­го и Поли­кле­та аргос­ско­го, то пер­вый создал жен­щи­ну, дер­жа­щую лиру, — пред­по­ла­га­ют, что это Спар­та, — а Поли­клет — Афро­ди­ту, кото­рая так и назы­ва­ет­ся «Ами­клей­ская боги­ня».

Амбо­ло­ге­ра — Отвра­щаю­щей ста­рость

Павсаний. Описание Эллады. 3. 18. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Вбли­зи ста­туй Пав­са­ния [в Спарте, Лакедемонии] нахо­дит­ся изо­бра­же­ние Афро­ди­ты Амбо­ло­ге­ры (Отвра­щаю­щей ста­рость), постав­лен­ное соглас­но веща­нию бога

Арея — Вои­тель­ни­ца

Павсаний. Описание Эллады. 3. 17. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

Поза­ди хра­ма Афи­ны Мед­но­дом­ной [в Спарте, Лакедомонии] есть храм Афро­ди­ты Ареи (Вои­тель­ни­цы); ее дере­вян­ное изо­бра­же­ние — самое древ­нее, какое толь­ко есть у элли­нов.

 

Олим­пий­ская

Павсаний. Описание Эллады. 3. 12. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Око­ло Ски­а­ды нахо­дит­ся круг­лое зда­ние, а в нем — ста­туи Зев­са и Афро­ди­ты, нося­щие назва­ние «Олим­пий­ских»

Мор­фо — Даю­щей кра­соту

Павсаний. Описание Эллады. 3. 15. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

Если прой­ти немно­го даль­ше [в Спарте, Лакедомонии], будет неболь­шой холм, а на нем древ­ний храм и дере­вян­ное изо­бра­же­ние воору­жен­ной Афро­ди­ты. Из всех хра­мов, какие я знаю, толь­ко один этот име­ет вто­рой этаж и этот этаж посвя­щен Мор­фо (Даю­щей кра­соту): это про­зви­ще Афро­ди­ты; она сидит здесь под покры­ва­лом и с око­ва­ми на ногах; гово­рят, что эти око­вы нало­жил на нее Тин­да­рей, сим­во­ли­зи­руя эти­ми цепя­ми вер­ность жен сво­им мужьям. Что же каса­ет­ся дру­го­го рас­ска­за, буд­то Тин­да­рей эти­ми око­ва­ми нака­зал боги­ню за то, что, по его мне­нию, Афро­ди­та навлек­ла на его доче­рей один толь­ко позор, то я это­го совсем не допус­каю: ведь было бы крайне глу­по

 

Венера

 

Киприда (по месту рождения)

 

Афрогенейя (рождённая из пены)

 

Пейто (обольщающая)

 

Оцените статью
Античная мифология