Кинокефалы

Кинокефалы были племенем мужчин с собачьими головами, родом из Африки и Индии. Имя Кинокефалос означает «собачья голова» от греческих слов kuôn «собака» и kephalos «голова».

Легенда, вероятно, возникла из рассказов древних путешественников об африканских бабуинах, которых ошибочно приняли за племя людей. Действительно, название Кинокефалос позже использовалось греками для обозначения этого самого животного».

Изображение справа — Кинокефал из Нюрнбергских хроник (1493 г.)

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ПЛЕМЯ КИНОКЕФАЛОВ
ФормаЛюди с собачьими головами
ДомАфрика или Индия
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Κυνοκεφαλος ΚυνοκεφαλοιKynokephalos KynokephaloiCynocephalus CynocephaliDog-Headed (kyôn, kephalê)Собачья голова

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Племя людей происходит от Эпафа и Геи.

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАЗВАНИЯ

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
Ἡμικυων

Ἡμικυνες

Hêmikyôn

Hêmikynes

Hemicyon

Hemicynes

Half-Dogs (hemi-, kyôn)Полусобаки
Κυνοπροσοπος

Κυνοπροσωποι

Kynoprosôpos

Kynoprosôpoi

Cynoprosopus

Cynoprosopi

Dog-Faced (kyôn, prosôpos)Собачья морда
Κυναμολγος

Κυναμολγοι

Kynamolgos

Kynamolgoi

Cynamolgus

Cynamolgi

Dog-Milkers (kyôn, molgos)Дойщики собак

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гесиод. Каталог Женщин. 40A / Перевод В. Вересаева. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 54-55) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«[Бореады преследовали гарпий]
… Песиголовцев надменных дела и племен массагетских
В недрах живущего люда и немощных также пигмеев,
Рода несметного черных и с ними еще длиноглавов
… родила Земля-исполинша [Гея]
[Гея была матерью всех племен Африки]»

 

Геродот. История. Книга 4. 191. 3 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Ведь восточ­ная часть Ливии, насе­лен­ная кочев­ни­ка­ми, низ­мен­ная и пес­ча­ная вплоть до реки Три­то­на. Напро­тив, часть к запа­ду от этой реки, зани­мае­мая паха­ря­ми, весь­ма гори­стая, леси­стая, со мно­же­ст­вом диких зве­рей124. Там оби­та­ют огром­ные змеи, львы, сло­ны, мед­веди125, ядо­ви­тые гадю­ки, рога­тые ослы, люди-песье­глав­цы и совсем без­го­ло­вые, зве­ри с гла­за­ми на груди (так, по край­ней мере, рас­ска­зы­ва­ют ливий­цы), затем — дикие муж­чи­ны и жен­щи­ны и еще мно­го дру­гих уже не ска­зоч­ных живот­ных».

 

Ктесий Книдский. Индика. (Текст приводится по изданию: Послания из вымышленного царства / Пер. с др.-греч., ст.-фр.; Пер. с лат., сост., вступ. ст. Н. Горелова. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — 224 с.) (Древнегреческий историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.)

 

«Говорят, что в тех горах живут люди с собачьими головами. Одеваются они в [шкуры] диких зверей. Они не разговаривают, но воют, подобно псам, и так общаются. Клыки у них больше, чем у собак, а когти длиннее и острее; живут они в горах вплоть до реки Инд. Они черны и очень праведны, как и остальные индусы; они понимают речь индийцев, но не в состоянии разговаривать, а только воют и подают знаки руками и пальцами, словно глухонемые. Называют же их индийцы «калистры», что по-гречески означает «собакоголовые». Народ этот, между прочим, насчитывает сто двадцать тысяч человек…
Ктесий сообщает, что кинокефалы, обитающие в горах, живут охотой и, убив дичь, вялят ее на солнце; они также разводят баранов, коз и ослов. Пьют молоко, делают овечий творог; употребляют в пишу и плоды сиптахоры, дающей янтарь, ибо они сладкие. Кинокефалы сушат их и складывают в корзины, точно так же как греки поступают с виноградом. Кинокефалы строят плоты, на которых отвозят эти плоды, пурпурные цветы, а также янтарь на двести шестьдесят четыре таланта в год и на равную сумму пурпурной краски и еще тысячу талантов янтаря; все это они ежегодно посылают царю индийцев. Они привозят и другие продукты, которые обменивают у индийцев на хлеб, муку и одежду из хлопка; они закупают мечи, которые используют на охоте, а заодно луки и стрелы, так как очень в них нуждаются. Кинокефалы неодолимы в войне, поскольку обитают в высоких горах на труднодоступных перевалах. Каждые пять лет их царь дарит им триста тысяч луков, триста тысяч стрел, сто двадцать тысяч кожаных щитов и пятьдесят тысяч мечей.
Эти кинокефалы не строят домов и живут в пещерах. Они с луком и стрелами охотятся на зверей, и так проворны, что ловят их на ходу. Женщины моются только раз в месяц во время своего периода и ни в какое другое время. Мужчины же не моются, но ополаскивают руки; три раза в месяц они натираются маслом, взбитым из молока, и обтираются кожами. Все кинокефалы, и мужчины и женщины, носят одежду из стриженых шкур, как можно более тонко выделанных. Богатые носят льняную одежду. Но таких немного. У них нет кроватей, но они пользуются подстилками из листвы. Самыми богатыми считаются те, у кого больше овец; прочее же имущество одинаково распределено между всеми. У мужчин и у женщин сзади свисают хвосты, как у собак, но они более длинные и пушистые. Кинокефалы совокупляются со своими женщинами на четырех лапах, как собаки, сблизиться по-другому [считается] позором. Они праведны и живут дольше, чем люди, по сто шестьдесят два года, а некоторые из них и по две сотни лет».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 4. 46. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146] – дата обращения 15 сентября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«В той же части Индии, где и жуки, водятся «псоглавцы», как их называют. Имя они получили от внешнего облика и природы. Ибо во всем остальном они имеют человеческих облик, и ходят одевшись в звериные шкуры; они ходят вертикально и не нападают на людей; и хотя у них нет речи, они воют; но они понимают индийский язык. Дикие животные их пища, и ловят они их с величайшей лёгкостью, потому что у них чрезвычайно быстрые ноги; и когда они их ловят и убивают, то готовят их, но не на огне, но подвергая воздействию солнечного тепла, после того, как разделают их на куски. Они также держат коз и овец, и тогда как их пища — плоть диких животных, пьют они молоко животных, которых содержат. Я упомянул их среди бессловесных животных, так как это логично, поскольку речь их невнятная, непонятная, не то что человеческая».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 10. 25. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146] – дата обращения 15 сентября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Пройдя через египетский оазис путешественник на семь дней окажется в голой пустыне. Здесь, вдоль дороги, которая ведёт в Эфиопию, живут собаколицые люди. По–видимому эти создания живут охотой на газелей и антилоп; что еще, они внешностью черные, и у них голова и зубы собаки. А поскольку он напоминают это животное, то, естественно, что я должен упомянуть их здесь. Они, однако, не наделены речью, но издают пронзительный визг. Под их подбородками свисает борода; мы можем сравнить ее с бородами драконов, а сила и очень острые когти дают преимущество их рукам. Все их тело покрыто волосами — еще одно отношение, в котором они напоминают собак. Они очень быстро бегают и знают недоступные места: вот почему, когда они появляются, их так трудно поймать».

 

Плиний Старший. Естественая история. Книга 7. 23. (Перевод с латинского Б. А. Старостина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2010, вып. 1 (§§1—32) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

 

«Он же [Мега­сфен] гово­рит, что на мно­гих горах [в Индии] пле­мя людей с соба­чьи­ми голо­ва­ми укры­ва­ет­ся шку­ра­ми диких зве­рей, вме­сто речи изда­ет лай и воору­жен­ное ког­тя­ми пита­ет­ся охотой и лов­лей птиц. Во вре­ме­на Мега­сфе­на их было свы­ше 120 тысяч».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

  • Плиний Старший. Естественая история.  / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология