Корикские нимфы наяды

Корикские нимфы были нимфами наядами из священной корикской пещеры оракула в Дельфах в Фокиде (центральная Греция).

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

КОРИКСКИЕ НИМФЫ
РодителиПлист
ДомДельфы в Фокиде
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Νυμφαι ΚωρυκιαιNymphai KôrykiaiCoryciae, CorycidaeOf the Corycian CaveКорикские пещеры

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Возможно Плейст (Aeschylus Eumenides 20)
[1.2] Плист (Apollonius Rhodius 2.710)

Имена

[1.1] Возможно Клеодора, Корикия, Мелена, Касталия, Дафнис, Мелия

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Эсхил. Орестея. Эвмениды. 20 (Источник: Эсхил. Трагедии / В переводе Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 171) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

 

«[Пифия, пророчица оракула Дельф, говорит]
Сим, преж­де про­чих, дань молит­во­сло­вия!…
Кори­кий­ских нимф семью, чей дом
В уте­се полом — пти­це мил, богам при­ют.
Там Бро­мий оби­та­ет — не забы­ла я;
Менад оттуда под­нял бог на брань, когда
Пен­фея, слов­но зай­ца, затра­вить судил.
Клю­чи пото­ка Плей­ста помя­нув, и мощь
Вла­ды­ки Посей­до­на, и тебя, о Зевс»

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика.2. 710. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 122) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

 

«Песню запев [Орфей аргонавтам].
И ободряли его тогда рожденные Плистом
Все корикийские нимфы, «ией» восклицая, «спаситель»! [то есть Аполлона в его битве против змея Пифона]
С этой поры тот дивный призыв неотъемлем от Феба [Аполлона]».

 

Страбон. География. Книга 9. 3. 1. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 447) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Весь Пар­насс почи­та­ет­ся свя­щен­ным [Для Аполлона], так как он име­ет пеще­ры и дру­гие чти­мые и освя­щен­ные куль­том места. Из них наи­бо­лее извест­ное и самое кра­си­вое — это Кори­кий, пеще­ра нимф, одно­имен­ная с пеще­рой в Кили­кии. [в южной Анатолии]».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 10. 32. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Но пещера Корикион и по величине превосходит только что названные и почти везде можно ходить по ней даже без светильников. Потолок поднят на достаточную высоту от пола; много здесь воды, текущей в виде источников, но еще больше падающей прямо с потолка, так что по всей пещере на полу видны следы этих капель. Живущие около Парнаса считают, что эта пещера находится под особым покровительством нимф и Пана».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 10. 6. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Говорят, что древнейший город здесь [в Дельфах] был основан Парнасом и что он был сыном нимфы Клеодоры; отцом ему, подобно тому как и другим из так называемых героев, считают — из богов Посейдона, из людей Клеопомпа. Говорят, что по имени этого Парнаса было дано название и горе, и Парнасская роща получила свое наименование. Кроме того, искусство производить гадание по полету птиц, говорят, было открыто тем же Парнасом. 2. Сказание говорит, что город этот дождями, бывшими при Девкалионе, был затоплен; те из людей, которые смогли избежать этого урагана, руководясь воем волков, спаслись на вершины Парнаса, имея диких зверей проводниками на своем пути; поэтому-то и тот город, который они основали, они назвали Ликореей (Волчьим). Имеется и другой рассказ, отличающийся от первого, а именно, что у Аполлона от нимфы Корикии родился сын Ликор и что от этого Ликора город был назван Ликореей, а пещера была названа Корикионом по имени нимфы. Рассказывают еще и следующее: у Гиама, сына Ликора, была дочь Келено, а у этой Келено, дочери Гиама, от Аполлона родился (сын) Дельф, по имени которого дано название городу, сохраняющееся за ним и до сих пор. Иные предпочитают придерживаться сказания, что был местный житель, Касталии, а у него была дочь Фия, и что первой жрицей и служительницей Диониса была Фия, совершавшая оргии (таинственное служение) богу. Поэтому и впоследствии всех тех женщин, которые, охваченные божественным исступлением, служили Дионису, люди по ее имени стали называть фиадами. Дельфа они считают сыном Аполлона и этой Фии. Наконец, иные говорят, что его матерью была Мелена, дочь Кефиса».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 1. 318. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Там кру­тая взнес­лась гора двух­вер­шин­ная к звездам,
Име­но­ва­ньем — Пар­нас; обла­ков вер­хи ее выше.
К ней-то Дев­ка­ли­он — осталь­ное вода покры­ва­ла —
С брач­ной подру­гой сво­ей при­стал на малень­кой лод­ке.
Ним­фам корик­ским они и гор боже­ствам помо­ли­лись,
Вещей Феми­де, тогда про­ри­ца­ли­щем оным вла­дев­шей».

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология