Культ Харит

Хариты были тремя богинями грации, красоты, веселья и танца.

Двумя их главными культовыми центрами были город Орхомен в северной Беотии и остров Парос в Эгейском море.

В классической скульптуре они изображались в виде трех красивых обнаженных женщин, танцующих в кругу. Однако более старая греческая скульптура изображала их одетыми.

Изображение справа — Хариты «Les Trois Grâces», греко-римская мраморная статуя из Рима, второй век нашей эры, Лувр.

КУЛЬТ ХАРИТ (ОБЩЕЕ)

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXV. 1-2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Беотийцы говорят, что этот Этеокл [мифический царь Орхомена, Беотия] первый из людей принес жертву Харитам. Они знают, что он установил число Харит равное трем, но какие он дал им имена, – они не помнят. Лакедемоняне же утверждают, что Харит две и что почитание их было установлено Лакедемоном, сыном Тайгеты, который дал им и имена: Клеты (Желанной) и Фаенны (Сияющей). Имена – вполне подходящие для Харит, равно как и имена, данные им афинянами: издревле афиняне чтут Харит под именем Авксо (Прославляющая, Умножающая) и Гегемоны (Руководительницы). Имя же Карпо (Приносящая плоды) является именем не Хариты, а Горы (богини времени года)… Этеокл из Орхомена научил нас признавать трех Харит и им поклоняться. И Ангелион и Тектей, те, которые были сыновьями Диониса, создавая для делосцев статую Аполлона, изобразили у него на руке трех Харит. И в Афинах, перед входом в Акрополь, стоят тоже три Хариты; перед ними они совершают таинственное служение, для всей массы народа недоступное. Памф [легендарный поэт], первый из известных нам поэтов, кого мы знаем, воспел Харит, но в частности ни об их числе, ни об их именах у него ничего не сказано. Гомер – так как и он упоминает о Харитах – говорит, что одна из них была женою Гефеста, и называет ее просто Харитою, а о Гипносе (боге Сна) говорит, что он был влюблен в Пасифею, и в том месте своей поэмы, где он рассказывает о Гипносе, он написал такой стих:

…клянися, что мне ты супругой Хариту младую

Дашь Пасифею, по коей давно я все дни воздыхаю.

Отсюда у некоторых явилось предположение, что Гомер знал и других Харит, старших. Гесиод в своей «Теогонии»… говорит, что Хариты были дочерьми Зевса и Эвриномы и что имена им были Эвфросина (Благомыслящая), Аглая (Блестящая) и Талия (Цветущая). То же самое рассказывается и в поэмах Ономакрита [поэт 6 в. до н. э.] Что касается (поэта) Антимаха [5 в. до н. э.], то, не давая ни числа Харит, ни называя их имен, он говорит, что они были дочерьми Эглы (Сияния) и Гелиоса (Солнца). Гермесианакт [4 в. до н. э.], писавший элегии, расходится с прежними поэтами в том, что в его произведениях одною из Харит является Пейто (богиня убеждения). 2. Кто был первым, изобразившим Харит нагими, был ли то ваятель или живописец, я этого разузнать не мог, так как в древнейших произведениях и ваятели изображали их в одеянии, а равным образом так же их рисовали и художники. Так, в Смирне, в храме Немезид (богинь мстительниц), над их золотыми статуями изображены Хариты, работы Бупала, таково же изображение Хариты в Одеоне той же Смирны, картина работы Апеллеса. Таковы же статуи Харит во дворце Аттала в Пергаме, работы того же Бупала. Также в так называемом Пифионе (храме Пифии в Пергаме), есть тоже изображения Харит; их писал Пифагор из Пароса. А Сократ, сын Софрониска, сделал для афинян те статуи Харит, которые стоят перед входом на Акрополь. И все эти статуи и рисунки одинаково изображают Харит в одеянии. Позднейшие же художники, не знаю, с какой целью, изменили форму изображения их внешнего вида. Таким образом, в мое время и ваятели и художники изображали Харит нагими».

 

КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АФИНЫ, главный город Аттики

Афинские богини Карпо, Фалло и Авксо описывались как Хариты (Грации) и Оры (Времена года). В мистических культах они фигурируют как богини весеннего пробуждения природы.

Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий. 280 и далее. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. – М.: Искусство, 1983. – Т. 2) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):

«Женщина-глашатай

Благоговение! Благоговение! Молитесь двум Фесмофорам [на афинском празднике Деметры], и Плутосу, и Каллигении, и Питательнице молодежи [Гее], и Гермесу, и Харитам [Грациям], чтобы наше теперешнее собрание и совещание были проведены хорошо и прекрасно на большую пользу Афинскому государству и к нашему счастью и чтобы взяла верх та женщина, действия и речь которой окажутся наиболее полезными народу афинян и женщин».

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXII. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Уже у самого входа в акрополь [Афин] находится Гермес… и Хариты [их изваяния], которых, говорят, сделал Сократ, сын Софрониска…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXV. 1-2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Имена – вполне подходящие для Харит, равно как и имена, данные им афинянами: издревле афиняне чтут Харит под именем Авксо (Прославляющая, Умножающая) и Гегемоны (Руководительницы). Имя же Карпо (Приносящая плоды) является именем не Хариты, а Горы (богини времени года)… И в Афинах, перед входом в Акрополь, стоят тоже три Хариты; перед ними они совершают таинственное служение, для всей массы народа недоступное… Кто был первым, изобразившим Харит нагими, был ли то ваятель или живописец, я этого разузнать не мог, так как в древнейших произведениях и ваятели изображали их в одеянии, а равным образом так же их рисовали и художники… А Сократ, сын Софрониска, сделал для афинян те статуи Харит, которые стоят перед входом на Акрополь».

 

КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. МИКЕНЫ, город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XVII. 3-4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В преддверии храма [Геры у Микен, Арголида] с одной стороны находятся древние изображения Харит… Статуя Геры изображает богиню сидящей на троне огромной величины; она сделана из золота и слоновой кости, творение Поликлета; на ней надет венок с рельефными изображениями Харит и Гор…»

II. ГЕРМИОНА, город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXIV. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть [в Гермионе, Арголида] и храм Гелиосу [Солнцу] и другой – Харитам [Грациям]…»

КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СПАРТА, главный город Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если идти дальше от Дромоса [в Спарте], то будет храм Диоскуров и Харит, а затем храм Илитии…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVIII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если спускаться из Спарты в Амиклы, то на пути будет река Тиаса… На берегу этой реки стоит храм Харит: Фаенны (Блеск) и Клеты (Звук), как называет их и поэт Алкман [7 в. до н. э.] Считается, что храм воздвигнут здесь лакедемонянином Харитом [первый мифический царь Лакедемонии], который дал им и эти имена».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXV. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Лакедемоняне же утверждают, что Харит две и что почитание их было установлено Лакедемоном, сыном Тайгеты, который дал им и имена: Клеты (Желанной) и Фаенны (Сияющей)».

 

II. АМИКЛЫ, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVIII. 6-7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тут были приношения Батикла из Магнесии, того самого, который создал трон Аполлона Амиклейского [в Амиклах], сделанные им как бы в дополнение к трону изображения Харит и статуя Артемиды Левкофрины…

Поддерживают этот трон спереди две Хариты, а сзади – две Горы…»

КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ЭЛИДА, главный город Элиды

Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XXIV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть там [в городе Элида] и святилище Харитам; в нем стоят деревянные их изображения в позолоченной одежде, а их лицо, руки и ноги сделаны из белого мрамора; одна из них держит розу, средняя – игральные кости, а третья – небольшую ветку мирта. Причину, почему у них в руках указанные вещи, можно было бы объяснить так: роза и мирт посвящены Афродите и всегда фигурируют в сказаниях об Адонисе, Хариты [Грации] же по отношению к Афродите… больше всех из богов; а кости являются любимой игрой юношей и девушек, которые по своему возрасту еще ничего не потеряли из своей очаровательной прелести. Направо от Харит, на том же основании – статуя Эрота».

II. ОЛИМПИЯ, город и святилище в Элиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XI. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[На престоле Зевса в храме Олимпии изображено:] На самой вершине трона над головою статуи Фидий изобразил с одной стороны Харит, с другой – Гор, по три с каждой стороны. В поэмах и они названы дочерьми Зевса».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XIV. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У Пелопиона (священного участка Пелопа [в Олимпии]) – общий жертвенник Диониса и Харит…»

 

КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ОРХОМЕН, город в Беотии

Пиндар. Олимпийские песни. 14. <«Хариты»> Асопиху Орхоменскому. 1с. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 56) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«Вы, что живете

В крае прекрасных коней, над водами Кефиса,

О Хариты, воспетые в песнях,

Владычицы светлого Орхомена,

Блюстительницы древних минийцев,

Слушайте!

Вам я молюсь!»

 

Пиндар. Пифийские песни. 12. <«Горгона»> Мидасу Акрагантскому. 1с. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 115) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«… Из Кефисской ограды любовавшуюся хороводами

Красного хороводами города Харит [Орхомена]».

 

Страбон. География. Книга IX. II. 40. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 393) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Этеокл, один из бывших царей, который воздвиг святилище Харит, первым обнаружил и то и другое – богатство и могущество, – ибо он почитал этих богинь тем, что принимал или получал подарки, или же чувствовал себя счастливым от того и другого вместе. Ведь царь этот, по натуре склонный к благодеяниям, неизбежно обратился к почитанию этих богинь, и таким образом он уже обладал этим могуществом…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXV. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Беотийцы говорят, что этот Этеокл [царь Орхомена, Беотия] первый из людей принес жертву Харитам. Они знают, что он установил число Харит равное трем, но какие он дал им имена, – они не помнят… Этеокл из Орхомена научил нас признавать трех Харит и им поклоняться».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXVIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Орхомене [Беотия] воздвигнут храм и Дионису, но самым древним храмом является храм Харит. Больше же всего орхоменцы почитают (простые) камни и говорят, что при Этеокле они упали с неба; а статуи, сделанные по всем правилам искусства, они воздвигли уже в мое время; эти статуи тоже из камня».

 

КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ДЕЛЬФЫ, город и святилище в Фокиде

Пиндар. Олимпийские песни. 14. <«Хариты»> Асопиху Орхоменскому. 1с. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 56-57) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«Сами боги без важных Харит

Не ведут ни пляску, ни пир;

Это вы [Хариты],

Правя уставы небес,

Утвердили троны свои

Близ златолукого

Аполлона Пифийского…»

 

КУЛЬТ НА ПАРОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)

I. ПАРОС, главный город острова Парос

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. XV. (7). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 74) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Когда известие о смерти сына принесли Миносу, он совершал в это время жертву богиням Харитам на острове Паросе. Сорвав с головы венок, Минос бросил его на землю и дал знак флейтистам прекратить игру. Жертвоприношение он, однако, совершил, согласно всем требованиям обряда. По этой причине до настоящего времени на острове Паросе приносят жертвы богиням Харитам без музыки и венков».

КУЛЬТ НА КЕОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)

I. ПОЭССА, город на острове Кеос (Кея)

Каллимах. Аконтий и Кидиппа. 18 (75). 73. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Пер. О. Смыки, В. Ярхо, М. Грабарь-Пассек. – М.: Ладомир, 1999. – С. 298):

«… Храм пышнокудрых Харит он в Поиэссе [городе на острове Кеос] воздвиг».

КУЛЬТ В ТЕВФРАНИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ПЕРГАМ, главный город Тевфрании

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… В древнейших произведениях и ваятели изображали их [Харит] в одеянии, а равным образом так же их рисовали и художники… Таковы же статуи Харит во дворце Аттала в Пергаме, работы того же Бупала. Также в так называемом Пифионе, (храме Пифии в Пергаме), есть тоже изображения Харит; их писал Пифагор из Пароса».

КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ЭРИФРЫ, город в Ионии-Лидии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. V. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть в Эрифрах храм Афины Полиады… статуи внутри храма и главным образом наблюдении стиля работы статуй Харит и Гор [Времен года], которые стоят на открытом воздухе, перед входом, изваянные из белого мрамора».

II. СМИРНА, город в Ионии-Лидии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… В древнейших произведениях и ваятели изображали их [Харит] в одеянии… Так, в Смирне, в храме Немезид (богинь мстительниц), над их золотыми статуями изображены Хариты, работы Бупала, таково же изображение Хариты в Одеоне той же Смирны, картина работы Апеллеса».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология