Лето была богиней материнства и женственной скромности.
Ее культ был довольно широко распространен, но обычно ей поклонялись как богине вместе со своими детьми Аполлоном и Артемидой. Ее главными культовыми центрами были остров Делос, святилище Ортигия близ Эфеса и город Фест на Крите.
- КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ЗОСТЕР, местность [мыс] в Аттике
- КУЛЬТ В МЕГАРИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. МЕГАРЫ, главный город Мегариды
- КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АРГОС, главный город Арголиды
- КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. СПАРТА, главный город Лакедемонии
- II. ФЕРЫ, местность в Лакедемонии
- КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. МАНТИНЕЯ, город в Аркадии
- КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ТАНАГРА, город в Беотии
- КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ДЕЛЬФЫ, город и святилище в Фокиде
- II. КИРРА, город в Фокиде
- КУЛЬТ НА ДЕЛОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
- I. ДЕЛОС, главный город Делоса
- КУЛЬТ НА РОДОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
- I. АРТЕМИСИЙ, мыс на Родосе
- II. ФИСК, город на Родосе
- КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ)
- I. ФЕСТ, город на Крите
- КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
- I. ОРТИГИЯ, святилище недалеко от Эфеса в Ионии-Лидии
- II. ЛАТОРИЯ, деревня недалеко от Эфеса в Ионии-Лидии
- КУЛЬТ В ЛИКИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
- I. ФИСК [город в Ликии]
- II. КСАНФ, река в Ликии
- ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ
КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ЗОСТЕР, местность [мыс] в Аттике
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… На Зостере, у моря – жертвенник Афины и Аполлона, Артемиды и Латоны. Говорят, что Латона не родила здесь детей, но, как собирающаяся родить, развязала свой пояс и потому этому месту дано это имя».
КУЛЬТ В МЕГАРИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. МЕГАРЫ, главный город Мегариды
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XLIV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если спускаться с площади той дорогой, которую называют «Прямой», то по правую руку будет храм Аполлона Простатерия (Защитника); его можно найти, немного свернув с дороги. В нем стоят статуя Аполлона, достойная осмотра, Артемиды и Латоны и другие изображения… причем Пракситель создал группу: «Латона и ее дети».
КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АРГОС, главный город Арголиды
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXI. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Аргосе]… находится храм Латоны; ее статуя – художественное творение Праксителя. Статую, стоящую около богини, называют статуей девушки Хлориды (Бледная), говоря, что она дочь Ниобы; что вначале она называлась Мелибоей (Услада жизни). Когда Аполлон и Артемида убивали детей Амфиона, то из всех сестер уцелела только она одна да (ее брат) Амикл, они уцелели потому, что взмолились Латоне. Мелибоя же сразу от страха стала бледной и такою осталась на всю жизнь; в память случившегося ее вместо Мелибои стали называть Хлоридой. Так вот эти брат и сестра, как говорят аргивяне, первоначально и построили этот храм Латоне. Но я лично больше чем другим доверяю поэмам Гомера и думаю, что у Ниобы из детей не осталось никого».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На вершине горы [рядом с Аргосом] воздвигнуты храм Артемиды Ортии (Прямостоящей) и статуи Аполлона, Латоны и Артемиды, сделанные из белого мрамора».
КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. СПАРТА, главный город Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XI. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У спартанцев на площади стоят статуи Аполлона Пифаея, Артемиды и Латоны».
II. ФЕРЫ, местность в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XX. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Местность между Талетом и Эворой называется Ферами (Охотой); говорят, что Латона с вершин Тайгета (смотрела на охоту своей дочери Артемиды)…»
[Продолжение текста утеряно. Гора Тайгет были священной для Артемиды, поэтому миф мог быть связан с ее рождением.]
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XVII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Там [в храме Геры в Олимпии] находятся и [статуи:] Латона, Тиха и Дионис, а также крылатая Ника (Победа)…»
КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. МАНТИНЕЯ, город в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. IX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У мантинейцев есть двойной храм, разделенный стеной почти пополам. В одной части храма находится статуя Асклепия… другая же часть посвящена Латоне и ее детям. Эти статуи изваял Пракситель…»
КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ТАНАГРА, город в Беотии
Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«К Танагрской области принадлежит и так называемый Делий; в здешнем храме находятся изображения (Аполлона), Артемиды и Латоны».
Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Танагре, рядом с храмом Диониса, есть три храма: один Фемиды, другой Афродиты и третий храм Аполлона, а вместе с ним и Артемиды и Латоны».
КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ДЕЛЬФЫ, город и святилище в Фокиде
Пиндар. Немейские песни. 9 <«Адраст»>. Хромию Этнейскому. 1 с. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 147-148) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
«… Он подал знак
К песне во славу матери и близнецов [Лето и ее детей],
Вместе взирающих от высокого Пифона».
Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XIX. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На фронтонах храма [в Дельфах] изображены: Артемида, Латона и Аполлон, Музы, спускающийся с небосвода Гелиос [Солнце]…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXXV. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть там [в храме Аполлона, город Абы] очень древние статуи Аполлона, Латоны и Артемиды, пожертвованные сюда также и самими жителями Аб; они из меди и представлены в стоячей позе».
II. КИРРА, город в Фокиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXXVII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть тут интересный для осмотра храм Аполлона, Артемиды и Латоны с их статуями огромной величины; по работе они аттической школы».
КУЛЬТ НА ДЕЛОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
I. ДЕЛОС, главный город Делоса
Гомеровские гимны. I. К Аполлону Делосскому. 157-160. / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 128-129) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«… Острова Делоса девы, прислужницы Феба-владыки.
Песнью хвалебной они Аполлона сначала прославят;
После, Лето помянув пышнокудрую и Артемиду
Стрелолюбивую, песни поют о мужах и о женах…»
Страбон. География. Книга X. V. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 461) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«На Делосе находится одноименный город, лежащий, так же как и святилища Аполлона и Латоны, на равнине; над городом возвышается Кинф – лишенная растительности и скалистая гора; через остров протекает небольшая речка Иноп, да ведь и сам остров маленький. Издавна, начиная с героических времен, Делос благодаря названным богам был окружен почетом, ибо миф рассказывает, что Латона избавилась от родовых мук, произведя там на свет Аполлона и Артемиду.
…
Соседние острова, называемые Кикладами, прославили Делос, так как эти острова посылали в его честь от имени государства священных послов, устраивали жертвоприношения и хоры девушек и справляли на нем большие всенародные празднества [в честь Аполлона, Артемиды и Лето]».
Страбон. География. Книга VIII. VI. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 356) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Здесь [на острове Калаврия у берега Трезена] находилось убежище, посвященное Посидону; говорят, что этот бог обменялся с Латоной, отдав ей Делос взамен Калаврии…»
КУЛЬТ НА РОДОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
I. АРТЕМИСИЙ, мыс на Родосе
Страбон. География. Книга XIV. II. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 609) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«… Затем идет Артемисий – мыс и святилище; далее – священный участок Латоны…»
II. ФИСК, город на Родосе
Страбон. География. Книга XIV. II. 4. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 610) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Далее следует городок Фиск [на Родосе] с гаванью и священным участком Латоны…»
КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ)
I. ФЕСТ, город на Крите
Антонин Либерал. Метаморфозы. XVII. Левкипп [Рассказывает Никандр в книге II «Превращений»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Лето сжалилась над непрерывно горевавшей и молившей ее Галатеей и изменила природу ее дочери, превратив ее в юношу [Левкиппа – чтобы спасти ребенка от его отца, который хотел мальчика]. Жители Феста все еще помнят об этом превращении и приносят жертвы Лето Фитии, которая позволила вырасти мужскому члену у девушки, а праздник называют Разоблачением (Экдисия), так как Левкипп сбросил пеплос».
[История Левкиппа описывается также в «Метаморфозах» Овидия, но там превращение совершает не Лето, а Исида.]
КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
I. ОРТИГИЯ, святилище недалеко от Эфеса в Ионии-Лидии
Страбон. География. Книга XIV. I. 20. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 598-599) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«На самом этом побережье [недалеко от Эфеса], несколько выше моря, находится Ортигия – замечательный парк из разнообразных деревьев, в большинстве кипарисов. Через парк протекает река Кенхрий, где, как говорят, Латона купалась после родов. Ибо сюда миф переносит разрешение ее от бремени, сцену с кормилицей Ортигией и священное место, где произошли роды, маслину, под которой, как говорят, богиня в первый раз отдыхала после родовых мук. Над рощей возвышается гора Сольмисс, где, по преданию, стояли куреты и бряцанием своего оружия напугали Геру, которая из ревности подстерегала родильницу, и помогли Латоне скрыть рождение детей. В этой местности несколько храмов: одни – древние, другие же воздвигнуты в позднейшие времена; в древних храмах находятся древние деревянные статуи, в храмах же позднейших – произведения Скопаса: Латона со скипетром, рядом с ней стоит Ортигия, держа в каждой руке по ребенку. Здесь ежегодно справляется торжественное празднество. В силу некоего обычая юноши с большим рвением соревнуются там особенно в смысле роскошных угощений. В то же время и общество куретов устраивает угощение и совершает какие-то мистические жертвоприношения».
II. ЛАТОРИЯ, деревня недалеко от Эфеса в Ионии-Лидии
Афиней. Пир мудрецов. Книга первая. 31d-e. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах. / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. 46) (древнегреческий писатель 2-3 вв. н. э.):
«Алкифрон из Меандра говорит, что недалеко от Эфеса есть горная деревушка, прежде называвшаяся Лето, ныне Латория (по имени амазонки Латории)…»
КУЛЬТ В ЛИКИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
I. ФИСК [город в Ликии]
Страбон. География. Книга XIV. II. 4. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 610) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«[После города Кавна в Ликии или Карии:]
Далее следует городок Фиск [на Родосе] с гаванью и священным участком Латоны…»
II. КСАНФ, река в Ликии
Страбон. География. Книга XIV. III. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 622) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Затем следует река Ксанф [в Ликии], которую в прежнее время люди называли Сирбием. Если подняться на лодках вверх по этой реке на 10 стадий, то встретим святилище Латоны. В 60 стадиях выше святилища находится город ксанфийцев – самый большой в Ликии».
ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ
Наиболее распространенным эпитетом Лето было «дочь Койа». Эпитет Phystia и фестиваль Ecdysia были связаны с ее культом на Крите.
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Κοιηις | Koiêis | Coeis | Daughter of Koios | Дочь Койа |
Κοιογενεια | Koiogeneia | Coeogeneia | Born of Koios | Рожденная Койем |
Κοιογενης | Koiogenês | Coeogenes | Born of Koios | Рожденная Койем |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Φυστιη | Phystiê | Phystia | Grafter | |
Εκδυσια | Ekdysia | Ecdysia | Stripping Festival | Фестиваль раздеваний |
Λετωιον | Letôion | Letoum | Temple of Leto | Храм Лето |
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомеровские гимны. / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Эллинские поэты / Перевод М. Грабарь-Пассек, О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Антонин Либерал. Метаморфозы. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Афиней. Пир мудрецов. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. ???) (древнегреческий писатель 2-3 вв. н. э.):
Список используемой литературы