Культ Муз

Музы были девятью богинями музыки, поэзии, танца и песни.

У них было несколько храмов и святынь в Древней Греции. Двумя их главными культовыми центрами были гора Геликон в Беотии и Пиерия в Македонии.

В классической скульптуре каждая из девяти Муз изображалась со специфическими атрибутами: Мельпомена, муза трагедии, держала трагическую маску. Талия, муза комедии — комедийную маску. Терпсихора, муза танца, — лиру. Каллиопа, муза эпической поэзии, — лиру. Клио, муза истории — перо и свиток. Полимния, муза гимнов — изображалась с вуалью в задумчивой позе. Урания, муза астрономии — с глобусом. Эрато, муза эротической поэзии — с лирой, а Эвтерпа, муза лирической поэзии — с флейтой.

Изображение справа — Муза, греко-римская мраморная статуя, музей Пио-Клементино, музеи Ватикана.

КУЛЬТ МУЗ (ОБЩЕЕ)

См. также «ВДОХНОВИТЕЛИ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ», включающие обычные для начала песен обращения к богиням и упоминания жертвенных возлияний.

Цицерон. О природе богов. Книга III. XXXVI. (88). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«… О [математике] Пифагоре… рассказывают, что он, открыв что-то новое в геометрии, принес музам в жертву быка…»

КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АФИНЫ, главный город в Аттике

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. II. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тут же [в святилище Диониса в Афинах] статуи Афины Пэонии (Целительницы), Зевса, Мнемосины и муз с Аполлоном…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XIX. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Афиняне хотят, чтобы Илис [река, протекающая через Афины] был святилищем и других [кроме Борея] богов и на нем есть жертвенник Илисиад (Муз)».

 

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть тут [в Академии около Афин] жертвенник Музам и второй жертвенник Гермесу…»

 

 

II. ГИМЕТТ, гора в Аттике

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга X. 21. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Однажды, когда [философ] Платон был еще в младенческом возрасте, Аристон приносил на Гиметте жертву Музам или нимфам, и все были поглощены торжественным обрядом, Периктиона положила ребенка в раскинувшиеся поблизости миртовые заросли. Пока он спал, пчелиный рой с жужжанием опустился на его уста, предрекая этим свойственную Платону впоследствии сладость речи».

КУЛЬТ В КОРИНФИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. КОРИНФ, главный город Коринфики

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. III. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На середине площади [Коринфа] стоит медная статуя Афины, на ее пьедестале вырезаны рельефные изображения Муз».

КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ

I. ТРЕЗЕН, город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXI. 4-5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Недалеко отсюда [в Трезене, Арголида] – Мусейон (храм Муз). Говорят, его построил Ардал, сын Гефеста; они полагают, что тот же Ардал изобрел флейту, и они называют Муз по его имени Ардалидами… Недалеко от храма Муз находится древний жертвенник, тоже, как говорят, воздвигнутый Ардалом. На нем приносят жертвы Музам и Гипносу [Сну], говоря, что Гипнос является богом, наиболее расположенным к Музам».

КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СПАРТА, главный город Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Налево от храма Афины Меднодомной [в Спарте, Лакедемония] они воздвигли храм Муз в знак того, что они, лакедемоняне, выступали в сражение не под звуки труб, а под музыку флейт и под игру лиры и кифары».

КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ОЛИМПИЯ, город и святилище в Элиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XIV. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У Пелопиона (священного участка Пелопа) [в Олимпии] – общий жертвенник Диониса и Харит [Граций], а между ними жертвенник Муз и следом за ним – жертвенник нимф».

КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. МЕГАЛОПОЛЬ, главный город Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Перед входом в него [храм Афродиты в Мегалополе, Аркадия] стоят древние ксоаны (деревянные статуи) Геры, Аполлона и Муз…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«От храма Муз, Аполлона и Гермеса [в Мегалополе, Аркадия], выстроенного сообща для них всех, не осталось ничего, о чем стоило бы упомянуть, кроме небольших развалин; все же осталась еще здесь статуя одной из Муз…»

 

II. ТЕГЕЯ, город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XLVII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть тут [в храме Афины в Тегее, Аркадия] также статуи Муз и (их матери) Мнемосины».

КУЛЬТ В МЕССЕНИИ

I. ИТОМА, гора в Мессении

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXIII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В гимне, посылаемом для процессии на Делос, он [Эвмел] написал:

Зевсу Итомскому муза была по душе и угодна,

Та, что с чистой кифарой в сандалиях ходит

свободных.

Таким образом, мне кажется, что он составил эти стихи, хорошо зная, что там [в святилище Зевса на горе Итома в Мессении] устраивали и состязания в музыке».

Муза Терпсихора, греко-римская мраморная статуя 2 век н.э., Государственный Эрмитаж
Муза Терпсихора, греко-римская мраморная статуя 2 век н.э., Государственный Эрмитаж

КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ФЕСПИИ, город в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXVII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Недалеко от площади [в Феспиях, Беотия] – медная статуя Ники (Победы) и небольшой храм Муз; в нем стоят статуи из мрамора небольшого размера».

II. ГЕЛИКОН, гора в Беотии

Гесиод. Теогония. 1-8. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 29) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«С Муз, геликонских богинь, мы песню свою начинаем.

На Геликоне они обитают высоком, священном.

Нежной ногою ступая, обходят они в хороводе

Жертвенник Зевса-царя и фиалково-темный источник.

Нежное тело свое искупавши в теченьях Пермесса [реки у горы Геликон],

Иль в роднике Иппокрене [«Конском источнике»], иль в водах священных Ольмея [приток Пермесса],

На геликонской вершине они хоровод заводили,

Дивный для глаза, прелестный, и ноги их в пляске мелькали».

 

Состязание Гомера и Гесиода. /Переводчик: Агностик. (Источник: simposium) (по версии софиста Алкидаманта, ок. 400 г. до н. э.):

«Так как Гомер имел преимущество по каждому пункту, Гесиод возревновал и начал заново:

«Гомер, сын Мелеса, если вправду Музы, дочери Зевса Высочайшего,

почитают тебя, как ты сам говоришь, скажи мне меру…»

… Гесиод добился победы и получил бронзовый треножник, который он посвятил Музам и надписал:

«Гесиод посвящает этот треножник Музам Геликона после победы над божественным Гомером в песенном состязании в Халкиде».

После роспуска собрания Гесиод переправился на материк и отправился в Дельфы совещаться с оракулом и посвятить первые плоды победы богу. Говорят, что когда он вошел в храм, пророчица вдохновилась и сказала:

«Блажен этот человек, который служит моему дому, –

Гесиод, который почитается бессмертными музами:

несомненно, слава его разойдется, как свет зари простирается».

 

Страбон. География. Книга IX. II. 25. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 389) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Геликон недалеко отстоит от Парнасса и не уступает ему по высоте и объему, ибо обе горы покрыты снегом, скалистые и занимают небольшое пространство. Здесь находятся храм Муз и Гиппукрене и пещера Либефридских нимф; из этого можно вывести заключение, что люди, посвятившие Геликон Музам, были фракийцами, которые посвятили этим же богиням местность Пиериду и города Либефрон и Пимплею. Этих фракийцев называли пиерами. Но теперь после их исчезновения этими местами владеют македоняне».

 

Страбон. География. Книга X. III. 17. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 448) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Геликон посвятили Музам фракийцы, поселившиеся в Беотии, которые посвятили им также пещеру нимф-либефриад».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXVIII.1, XXIX.1-2, XXX.1-4, XXXI.1-4, 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Из всех гор Эллады Геликон обладает наиболее плодородной почвой и весь зарос культурными деревьями; так, кусты земляничного дерева, густо поросшие по нему, дают здесь повсюду прекрасную пищу для коз.

Говорят, первыми людьми, которые на Геликоне принесли жертвы Музам и нарекли эту гору священной горою Муз, были Эфиальт и От; они же основали и город Аскру [который находится у подножия Геликона;].

Дети Алоея считали, что Муз было числом всего три, и дали им следующие имена: Мелета (Опытность), Мнема (Память) и Аэда (Песня). С течением времени, говорят, прибыл сюда, в Феспии, Пиер из Македонии, по имени которого в этой стране названа гора, установил число Муз в количестве девяти и дал им [пиеридам] те имена, которые они носят и доныне. Сделать это Пиер решил или потому, что считал это целесообразнее, или в силу какого-либо прорицания, или получив насчет этого указания от кого-либо из фракийцев: в древности фракийское племя считалось во всех отношениях более даровитым, чем македоняне, и, конечно, относилось более ревностно и тщательно к религии. Но есть люди, которые говорят, что у самого Пиера было девять дочерей и что их имена были те же самые, как и у богинь, и те, которых эллины называли детьми Муз, были внуками Пиера. Со своей стороны Мимнерм, написавший стихотворение в элегическом размере на битву жителей Смирны против Гигеса и лидийцев, в введении говорит, что старшие Музы были дочерьми Урана (Неба), все же остальные, младшие, были дочерьми Зевса.

На Геликоне, если идти [от Аскры] к роще Муз, налево есть источник Аганиппы. Говорят, Аганиппа была дочерью Термесса, а этот Термесс – река, которая течет у Геликона. Если идти к этой роще прямо по дороге, то встретится изображение Эвфемы (Доброй славы), вырезанное в виде рельефа на камне; говорят, что эта Эвфема была кормилицей Муз. За таким ее изображением есть изображение и Лина на небольшой скале, где высечена пещера; здесь каждый год перед жертвоприношением Музам приносятся жертвы и ему как герою. Говорят, что этот Лин был сыном (музы) Урании (Небесной) и Амфимара, сына Посейдона, и заслужил великую славу за свою музыку, превзойдя в ней всех своих современников и всех тех, кто был раньше его, и что за это Аполлон убил его, так как он сравнялся с ним в пении. После смерти Лина печаль о нем разошлась повсюду и дошла даже до варварских стран; так, например, у египтян Лин перешел в песню, и эту [траурную] песню египтяне на своем местном языке называют манерос.

Прежде всего мы встречаем статуи всех Муз – творение Кефисодота; пройдя немного дальше, мы видим три статуи Муз того же Кефисодота и столько же других статуй Муз работы Стронгилиона, художника, который прекрасно изображал быков и лошадей. Статуи остальных трех Муз были изваяны Олимпиосфеном. Есть на Геликоне медная группа Аполлона и Гермеса, борющихся за лиру; есть статуя Диониса, работы Лисиппа, а другую статую Диониса, в позе стоящего прямо, работы Мирона, посвятил сюда Сулла. После мироновского Эрехтея в Афинах эта его статуя особенно замечательна. Сулла поставил ее здесь, совершив это посвящение не из своих средств, а отняв ее у орхоменских миниев. Это, по эллинской пословице, – «почитать бога чужим фимиамом».

Поставлены там статуи следующих поэтов и вообще людей, выдающихся в музыке: Фамирид, уже слепой, касающийся рукою сломанной лиры; Арион из Мефимны на дельфине. Ваятель статуи Сакада из Аргоса, не поняв вступления оды Пиндара к нему, сделал фигуру этого флейтиста ничуть не больше его флейты. Сидит там и Гесиод, держа на коленях лиру, что совершенно не соответствует обычаю Гесиода: из его собственных поэм совершенно ясно, что он пел держа в руках жезл из лавра.

Есть тут и статуя фракийского Орфея, рядом с которым стоит Телетэ (Посвящение), а вокруг него из мрамора и меди – изображения диких зверей, слушающих его пение. Относительно Орфея эллины верят многому, что является сущей неправдой, между прочим тому, что Орфей был сыном музы Каллиопы, а не дочери Пиера, что к нему собирались дикие звери, очарованные прелестью звуков его песен; что он живым сходил в Аид к подземным богам, прося вернуть ему его жену. Как мне кажется, Орфей превосходил красотой своих поэм всех бывших до него, но наибольший авторитет он заслужил тем, что его считали знающим, как совершать таинства в честь богов, как производить очищения за безбожные поступки, как врачевать болезни и как отвращать гнев богов.

Македоняне, которые живут в местности под горой Пиерией и в городе Дие, говорят, что Орфей был убит женщинами именно здесь.

Тут протекает река Геликон; она течет приблизительно стадиев 75, а затем в этом месте ее течение скрывается и уходит под землю. После перерыва ровно в 22 стадия ее вода вновь появляется на поверхности, и, приняв имя Бафиры вместо Геликона, она впадает в море, став уже судоходной. Жители Дия говорят, что эта река прежде все время текла по поверхности земли, но когда женщины, убившие Орфея, захотели смыть в ней его кровь, то река ушла под землю с тем, чтобы ее воды не послужили очищением от этого убийства.

Я слышал в Ларисе [Фессалия] и другой рассказ: на склоне Олимпа, обращенном к Македонии, есть город Либефра, а недалеко от города есть могильный памятник Орфея.

Есть на Геликоне изображение Арсинои, которая была замужем за своим братом Птолемеем. Арсиною несет [медный] страус…

Есть тут и группа: лань кормит своим молоком маленького Телефа, сына Геракла; рядом с ним – изображение быка и статуя Приапа, достойная осмотра.

На Геликоне много различных треножников; из них самый древний тот, который, говорят, Гесиод получил в Халкиде у Эврипа, одержав победу в пении. Вокруг рощи Муз живет много народа, а жители Феспий проводят здесь праздник и устраивают состязания, которые называются Музеи (праздник Муз). Проводят они праздник и в честь Эрота, устраивают состязания по музыке и борьбу атлетов. Если от этой рощи Муз подняться наверх стадиев двадцать, то там есть источник, называемый Гиппокрена (Ключ коня). Говорят, что его сделал конь Беллерофонта, ударив копытом в землю.

Беотийцы, живущие около Геликона, на основании установившейся у них традиции, говорят, что Гесиод ничего не написал другого, кроме «Трудов», да и отсюда они выкидывают вступление, его обращение к Музам, утверждая, что началом его поэмы были стихи об Эриде (Вражде). Они показали мне недалеко от источника свинцовую доску, очень сильно попорченную от времени; на ней были записаны «Труды».

На самой вершине Геликона есть небольшой поток, Лам».

Муза Клио, греко-римская мраморная статуя 2 век н.э., Государственный Эрмитаж
Муза Клио, греко-римская мраморная статуя 2 век н.э., Государственный Эрмитаж

Каллистрат. Описание статуй. 7. Орфей. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 4 в. н. э.):

«На Геликоне, где священный участок и тенистая роща Муз, у пучинных потоков Ольмея и у источников с «фиалко-подобной» водою Пегаса, рядом с музами [их статуями] стояла статуя Орфея, сына Каллиопы; была она чудного вида: медь вместе с искусством произвели на свет эту красоту, блеском прекрасного тела знаменуя дар музыкальной души».

 

Проперций. Элегии. Книга третья. 3. 27-34. (Источник: Секст Проперций. Элегии. / Пер. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет, 2004. – С. 129) (римский поэт 1 в. до н. э.):

«Рядом [на горе Геликон] была зелёная пещера, сложенная из небольших кусков туфа,

где со сводчатого верха свешивались тимпаны, предназначенные

для мусических таинств, была там и глиняная статуэтка,

изображающая отца Силена, а также твоя цевница, Тегейский Пан;

там были и птицы владычицы Венеры [Афродиты] – голубки, моя свита,

они мочили пурпурные клювики в Горгониной воде [фонтане Гиппокрена, возникший на месте, в котором Пегас ударил копытом],

и девять дев, получившие по жребию различные права,

занимали нежные руки дарами, которые им достались…»

 

Плиний Старший. Естественая история. Книга IV. § 25. / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

«И о музах рассказывают, будто они родились здесь, в дубраве Геликонской [в Беотии]».

 

III. ЛИБЕФРИОН, гора в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXIV. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Стадиях в 40 от Коронеи есть гора Либефрион [в Беотии]. На ней есть статуи Муз и нимф, носящих название либефрийских».

КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ДЕЛЬФЫ, город и святилище в Фокиде

Симонид Кеосский. Разное. 25 (72а). (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод Л. Блуменау, В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999. – С. 376) (греческая лирика 6-5 вв. до н. э.):

«Черпают к омовениям

Священную оттоле влагу

Прекрасноволосых Муз…»

[«Священную влагу» – из Кастальского источника в Дельфах].

Муза Каллиопа, греко-римская мраморная статуя 2 век н.э., Государственный Эрмитаж
Муза Каллиопа, греко-римская мраморная статуя 2 век н.э., Государственный Эрмитаж

КУЛЬТ В МАКЕДОНИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ПИМПЛЕЯ, город в Македонии

Гимны Каллимаха. IV. К острову Делосу. 4-8. / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 156) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«… Первого дара от Музы достоин

Делос – затем что Феба, над песнями властного, первым

Он омыл, пеленами повил и как бога восславил.

Как на певца, что не хочет Пимплею [город в Пиерии, посвященный музам] воспеть, негодуют

Музы, так гневен и Феб на того, кто Делос забудет».

 

Страбон. География. Книга IX. II. 25. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 389) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Люди, посвятившие Геликон Музам, были фракийцами, которые посвятили этим же богиням местность Пиериду и города Либефрон и Пимплею [в Пиерии]».

 

Страбон. География. Книга X. III. 17. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 448) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Это видно из названия местностей, где существовал культ Муз. Действительно, Пиерия, Олимп, Пимпла и Либефрон в древности были фракийскими местностями и горами…»

 

II. ПИЕРИЙ И ЛИБЕФРОН, гора Пиерии и город в Македонии

Страбон. География. Книга IX. II. 25. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 389) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Можно вывести заключение, что люди, посвятившие Геликон Музам, были фракийцами, которые посвятили этим же богиням местность Пиериду и города Либефрон и Пимплею. Этих фракийцев называли пиерами. Но теперь после их исчезновения этими местами владеют македоняне».

 

Страбон. География. Книга X. III. 17. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 448) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Исходя из мелодии ритма и музыкальных инструментов, всю фракийскую музыку считают азиатской. Это видно из названия местностей, где существовал культ Муз. Действительно, Пиерия, Олимп, Пимпла и Либефрон в древности были фракийскими местностями и горами, хотя теперь они принадлежат македонянам; Геликон посвятили Музам фракийцы, поселившиеся в Беотии, которые посвятили им также пещеру нимф-либефриад. Равным образом тех, кто в древние времени занимались музыкой, называют фракийцами – Орфея, Мусея, Фамириса; Евмолп также получил свое имя отсюда».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXIX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«С течением времени [после основания святилища трех муз на горе Геликон в Беотии], говорят, прибыл сюда, в Феспии, Пиер из Македонии, по имени которого в этой стране названа гора, установил число Муз в количестве девяти и дал им те имена, которые они носят и доныне. Сделать это Пиер решил или потому, что считал это целесообразнее, или в силу какого-либо прорицания, или получив насчет этого указания от кого-либо из фракийцев: в древности фракийское племя считалось во всех отношениях более даровитым, чем македоняне, и, конечно, относилось более ревностно и тщательно к религии. Но есть люди, которые говорят, что у самого Пиера было девять дочерей и что их имена были те же самые, как и у богинь, и те, которых эллины называли детьми Муз, были внуками Пиера».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXX. 3-5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Орфей был сыном музы Каллиопы… Македоняне, которые живут в местности под горой Пиерией и в городе Дие, говорят, что Орфей был убит женщинами именно здесь. Если идти из Дия в гору и пройти стадиев 20, то направо есть каменный столб, а на столбе стоит мраморная урна. Как говорят местные жители, в этой урне лежат кости Орфея. Тут протекает река Геликон; она течет приблизительно стадиев 75, а затем в этом месте ее течение скрывается и уходит под землю. После перерыва ровно в 22 стадия ее вода вновь появляется на поверхности, и, приняв имя Бафиры вместо Геликона, она впадает в море, став уже судоходной. Жители Дия говорят, что эта река прежде все время текла по поверхности земли, но когда женщины, убившие Орфея, захотели смыть в ней его кровь, то река ушла под землю с тем, чтобы ее воды не послужили очищением от этого убийства. Я слышал в Ларисе [город в Фессалии] и другой рассказ: на склоне Олимпа, обращенном к Македонии, есть город Либефра, а недалеко от города есть могильный памятник Орфея».

КУЛЬТОВЫЕ ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ

Музы имели несколько культовых имен, в основном связанных с их двумя главными святынями на горе Геликон и в Пиерии. Некоторые из них также использовались в качестве поэтических эпитетов для богинь.

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΠιεριδεςPieridesPieridesOf PieriaИз Пиерии
ΟλυμπιαδεςOlympiadesOlympiadesOf Mt OlympusС горы Олимп
ἙλικωνιδεςHelikônidesHeliconidesOf Mt HeliconС горы Геликон

 

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΙλισιαδεςIlisiadesIlisiadesOf Ilissus RiverС реки Илисс
ΑρδαλιδεςArdalidesArdalidesOf Ardalos (hero)Ардал (герой)
Παρθενοι ἙλικωνιαιParthenoi HelikôniaiPartheni HeliconiaeMaidens of HeliconДевы Геликона

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

 

  • Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
  • Плиний Старший. Естественая история.  / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология