Культ Пана

Пан был богом пастухов и горных дебрей.

Ему поклонялись в первую очередь в высокогорьях Пелопоннеса, где сельские жители пасли стада коз. Традиционным центром его культа была гора Менал в Аркадии.

В классической скульптуре Пан изображался в виде рогатого человека с козлиными ногами и звериными чертами лица. В римскую эпоху его иногда изображали юношей с парой маленьких рогов, что свидетельствует о его природной натуре.

Изображение справа — Пан и Дафнис, греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя.

Содержание
  1. КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  2. I. АФИНЫ столица Аттики
  3. II. Рядом с деревней АНАФЛИСТ в Аттике
  4. III. Рядом с городом МАРАФОН в Аттике
  5. IV. ОРОП Город в Аттике
  6. КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  7. I. СИКИОН столица Сикионии
  8. II.АКРОРИЯ Гора в Сикионии
  9. КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  10. I. ЭРАСИН Река в Арголиде
  11. II. ТРЕЗЕН Город в Арголиде
  12. КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  13. I. ОЛИМПИЯ Деревня и заповедник в Элиде
  14. КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  15. I. Гора ЛАМПЕЯ в Аркадии (Аркадия)
  16. II. ГЕРАЕЯ Деревня в Аркадии
  17. III. МЕГАЛОПОЛИС столица Аркадии
  18. IV. ПЕРАЙФИЙ Деревня в Аркадии.
  19. V. МЕНАЛ Гора в Аркадии
  20. VI. Рядом с деревней АКАКЕСИЙ в Аркадии
  21. VII. ЛИКЕЯ Гора в Аркадии
  22. VIII. НОМИЯ Гора в Аркадии
  23. IX. Рядом с ТЕГЕЕЙ городом в Аркадии
  24. X. АУЛА Деревня в Аркадии
  25. КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  26. I. ПАРНАС Гора в Фокиде (Фокида)
  27. КУЛЬТ ФАВНА В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
  28. КУЛЬТОВЫЕ ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ ПАНА

КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АФИНЫ столица Аттики

Афиняне считали, что Пан пришел им на помощь в их исторической войне с персами и основали храм в его честь.

Симонид Кеосский. 6. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод Л. Блуменау, В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999. – С. 376) (греческая лирика 6-5 вв. до н. э.):

 

«Мне, козлоногому Пану, аркадцу, враждебному персам,
Верному другу Афин [считалось, что он вызвал панику в армии мидян, атакующей Афины], место здесь дал Мильтиад [установил памятник]».

 

Геродот. История. Книга 6. 105. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Нахо­дясь еще в похо­де, стра­те­ги преж­де все­го отпра­ви­ли в Спар­ту гла­ша­та­ем афи­ня­ни­на Фидиппида, кото­рый был ско­ро­хо­дом и сде­лал себе из это­го даже ремес­ло. Как потом рас­ска­зы­вал и уве­рял афи­нян сам Фидиппид, на горе Пар­фе­ний94, что выше Тегеи, ему явил­ся бог Пан. Бог оклик­нул Фидиппида по име­ни и велел ска­зать афи­ня­нам, поче­му они так пре­не­бре­га­ют им, тогда как он бла­го­скло­нен к афи­ня­нам, часто преж­де им помо­гал и впредь так­же будет поле­зен. И дей­ст­ви­тель­но, афи­няне, пове­рив истин­но­сти слов Фидиппида, когда наста­ли для них вновь луч­шие вре­ме­на, воз­двиг­ли свя­ти­ли­ще Пана у подош­вы акро­по­ля и с тех пор еже­год­но уми­ло­стив­ля­ют его жерт­ва­ми и устра­и­ва­ют бег с факе­ла­ми».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 54. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Немно­го даль­ше [от Тегеи, Аркадия] есть свя­ти­ли­ще Пана, где, по пре­да­нию, Филип­пиду явил­ся Пан и ска­зал ему то, о чем оди­на­ко­во рас­ска­зы­ва­ют и афи­няне и теге­а­ты».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 27. 290. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 80) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Охрани же того [Пана], кто грядет в аттической битве,
Убивая мидийцев, Марафон защищая!»

 

II. Рядом с деревней АНАФЛИСТ в Аттике

Страбон. География. Книга 9. 1. 21. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 445) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Вбли­зи Анафли­ста рас­по­ло­же­ны свя­ти­ли­ще Пана»

 

III. Рядом с городом МАРАФОН в Аттике

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 32. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Немно­го в сто­ро­ну от рав­ни­ны [Марафона, Аттика] есть гора Пана и пеще­ра, заслу­жи­ваю­щая осмот­ра: вход в нее узкий, но кто его прой­дет, встре­тит целые соору­же­ния, ван­ны и так назы­вае­мое «ста­до Пана» — ска­лы, очень похо­жие на коз».

IV. ОРОП Город в Аттике

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 34. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[Святилище Амфиарая в Оропе, Аттика] Его жерт­вен­ник разде­лен на отдель­ные части:… Пятая пред­на­зна­че­на ним­фам, Пану и рекам Ахе­лою и Кефи­су».

 

Эсхил. Персы. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 93-94) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

«Есть воз­ле Сала­ми­на ост­ров малень­кий [Псит­та­лея],
К нему при­ча­лить труд­но. Там по бере­гу
Кру­то­му часто водит хоро­во­ды Пан».

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 36. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«Худо­же­ст­вен­ных изо­бра­же­ний на ост­ро­ве [Псит­та­лея перед Сала­ми­ном] нет, есть толь­ко дере­вян­ные ста­туи Пана, сде­лан­ные (попро­сту), как кто мог».

Пан и сатир, греко-римская мраморная статуя, Лувр
Пан и сатир, греко-римская мраморная статуя, Лувр

КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СИКИОН столица Сикионии

Павсаний. Описание Эллады. 2. 10. 2 — 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«Если вой­ти в храм Аскле­пия [в Сикионе] с дру­го­го вхо­да, то там по одну сто­ро­ну вхо­да нахо­дит­ся ста­туя Пана в сидя­чем поло­же­нии, а по дру­гую сто­ит Арте­ми­да».

 

Павсаний. Описание Эллады. 2. 11. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«[В Сикьоне] Жерт­вен­ни­ки же поза­ди хра­ма Геры он воз­двиг: один — Пану, а дру­гой из бело­го мра­мо­ра — Гелио­су».

II.АКРОРИЯ Гора в Сикионии

Греческая эпиграмма. Леонид Тарентский. 7. Афине — Ферид (Автор: Евфорион Переводчик: Свиясов Е. Переводчик: Голубец Ю.) (Греческий поэт. 320 г. до н.э.)

 

«Высокогорному Пану и нимфам, веселым богиням,
Глен, их скромный сосед, в дар за добычу принес
После охоты удачной голову зверя и шкуру,
Ноги, какие его с шумом носили в горах.
Ты же, о Пан, и вы, нимфы! Побольше давайте добычи,
Коль на охоту пойдет Глен Онасифона сын».

 

Антипатр Сидонский. (Перевод: Дашков Д. Шульц Ю. Блуменаю Л. Гаспаров М.Л. Голубец Ю.) (Греческий поэт. II век до н. э.)

 

«В гротах живущим подругам силенов и с рожками Пану,
Здешних жителю гор, тут повелителю всех,
Голову этого вепря, только недавно живую,
Шкуру его целиком, не рассекая ножом,
Гленис, Онасифана храброго сын, посвящает
В знак благодарности им он за охоты исход».

КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ЭРАСИН Река в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 34. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В том месте, где Эра­син выте­ка­ет из горы рядом пото­ков, они при­но­сят жерт­вы Дио­ни­су и Пану».

II. ТРЕЗЕН Город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 32. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если спу­стить­ся отсюда вниз, то (на пути) будет храм Пана Лите­рия (Изба­ви­те­ля): когда чума сви­реп­ст­во­ва­ла глав­ным обра­зом сре­ди афи­нян и уже пере­бро­си­лась в Тре­зен­скую область, Пан в сно­виде­нии открыл сто­яв­шим во гла­ве Тре­зе­на началь­ни­кам, как исце­лить­ся от нее».

КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ОЛИМПИЯ Деревня и заповедник в Элиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 15. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«А если [в Олимпии] вой­ти в самый Кора­бель­ный нос, то там есть жерт­вен­ник доб­рой Тихи, Пана и Афро­ди­ты»

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 15. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Перед так назы­вае­мым Фее­ко­лео­ном (Дом жре­цов) нахо­дит­ся зда­ние; на углу это­го зда­ния соору­жен жерт­вен­ник Пану. В самом же При­та­нее, минуя то поме­ще­ние, где у них очаг, напра­во от вхо­да сто­ит жерт­вен­ник Пану…»

Пан, греко-римская мраморная статуя, 2 век нашей эры, Лувр.
Пан, греко-римская мраморная статуя, 2 век нашей эры, Лувр.

КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. Гора ЛАМПЕЯ в Аркадии (Аркадия)

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 24. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Эри­манф [река в Аркадии] име­ет свои исто­ки на горе Лам­пее; гово­рят, что эта гора посвя­ще­на Пану»

II. ГЕРАЕЯ Деревня в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 26. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть в Герее [в Аркадии] и храм Пана, как мест­но­го боже­ства для арка­дян».

III. МЕГАЛОПОЛИС столица Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 30. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Внутри храма Зевса в Мегаполисе Аркадия] Сто­ит там и ста­туя Пана, сде­лан­ная из мра­мо­ра; его назы­ва­ют Паном Синой­ским, а это про­зви­ще Пану дано, как гово­рят, в честь ним­фы Синои, кото­рая сов­мест­но с дру­ги­ми ним­фа­ми <ходи­ла за Паном> и была его кор­ми­ли­цей».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 30. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Мегаполисе Аркадия] мед­ное изо­бра­же­ние Пана в локоть вели­чи­ной, име­ну­е­мо­го Ско­лит. Оно пере­не­се­но с хол­ма Ско­ли­ты».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 31. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Мегаполисе, Аркадия] Ко вто­рой, запад­ной сто­роне гале­реи при­ле­га­ет огра­да хра­ма Вели­ких богинь. Эти Вели­кие боги­ни — Демет­ра и Кора [Персефона]… Перед ним сто­ит стол, на кото­ром нахо­дит­ся рельеф­ное изо­бра­же­ние двух Гор, Пана с сирин­гой и Апол­ло­на с кифа­рой. Есть и над­пись на них, что они при­над­ле­жат к чис­лу пер­вых богов».

 

IV. ПЕРАЙФИЙ Деревня в Аркадии.

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 36. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«раз­ва­ли­ны горо­да Переф [в Аркадии], где остал­ся еще храм Пана»

V. МЕНАЛ Гора в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 36. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Счи­та­ют, что гора Мена­ли­он явля­ет­ся осо­бен­но свя­щен­ной горой Пана, настоль­ко, что окрест­ные жите­ли гово­рят, буд­то они слы­шат, как Пан игра­ет здесь на сви­ре­ли».

 

Овидий. Фасты. Книга 3. 81. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Фав­на [Пана] в сос­но­вом вен­ке чтут в Мена­лий­ской стране [Аркадия]»

VI. Рядом с деревней АКАКЕСИЙ в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 37. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В святилище Дес­пой­ны, Аркадия]
Отсюда по лест­ни­це мож­но под­нять­ся в храм Пана; к хра­му при­со­еди­не­на и гале­рея и в самом хра­ме сто­ит неболь­шая ста­туя; наравне с самы­ми могу­ще­ст­вен­ны­ми бога­ми и этот Пан может, вни­мая моле­ни­ям людей, выпол­нять их или возда­вать долж­ное за про­ступ­ки. У ста­туи это­го Пана горит неуга­си­мый огонь. Гово­рят, что в более древ­ние вре­ме­на этот бог давал веща­ния, что его про­ри­ца­тель­ни­цей была ним­фа Эра­то́, та, кото­рая была женой Арка­да, сына Кал­ли­сто́»

VII. ЛИКЕЯ Гора в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 38. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На горе Ликее [в Аркадии] есть свя­ти­ли­ще Пана и вокруг него роща из дере­вьев; есть тут и гип­по­дром, а перед ним ста­ди­он: в древ­но­сти Ликейи (празд­не­ства) про­во­ди­лись тут».

Пан, греко-римская мраморная статуя из Рима 1 века до н.э., Британский музей.
Пан, греко-римская мраморная статуя из Рима 1 века до н.э., Британский музей.

VIII. НОМИЯ Гора в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 38. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Напра­во от Лико­су­ры есть гора, так назы­вае­мая Номия, и на ней есть свя­ти­ли­ще Пана Номия, а самое место назы­ва­ет­ся Мель­пея[6] (Пев­чее), пото­му что есть ска­за­ние, буд­то Пан здесь изо­брел игру на сви­ре­ли. Совер­шен­но оче­вид­но, что эта гора назва­на Номи­ей пото­му, что тут паст­би­ща («номай») Пана; сами же арка­дяне гово­рят, что это имя ним­фы».

IX. Рядом с ТЕГЕЕЙ городом в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 53. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если идти из Тегеи в Лако­ни­ку, то нале­во от доро­ги есть жерт­вен­ник Пану»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 54. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[У реки Гарат, недалеко от Тегеи, Аркадия] Если перей­ти реку Гарат и прой­ти впе­ред ста­ди­ев десять, то попа­дет­ся по пути свя­ти­ли­ще Пана, а перед ним дуб, тоже посвя­щен­ный Пану».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 54. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Немно­го даль­ше [от Тегеи, Аркадия] есть свя­ти­ли­ще Пана, где, по пре­да­нию, Филип­пиду [см. Культ Пана в Аттике] явил­ся Пан и ска­зал ему то, о чем оди­на­ко­во рас­ска­зы­ва­ют и афи­няне и теге­а­ты. На Пар­фе­ни­оне водят­ся и чере­па­хи, очень хоро­шие для про­из­вод­ства лир. Люди, живу­щие око­ло этих гор, и сами боят­ся их ловить и ино­зем­цам не поз­во­ля­ют их тро­гать; они счи­та­ют их посвя­щен­ны­ми Пану».

X. АУЛА Деревня в Аркадии

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 11. 6. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146]) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Во владениях аркадян есть храм Пана; Аула — название этого места. Все животные, которые здесь нашли убежище, богом почитаются как просители и сохраняются в полной безопасности. Ибо охотящиеся волки боятся входить сюда и останавливаются при одном взгляде на место убежища. Так что здесь фактически частные угодья для этих животных, позволяющие им выжить».

КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ПАРНАС Гора в Фокиде (Фокида)

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 32. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Но пещера Корикион [около Дельф в Фокиде] и по величине превосходит только что названные и почти везде можно ходить по ней даже без светильников. Потолок поднят на достаточную высоту от пола; много здесь воды, текущей в виде источников, но еще больше падающей прямо с потолка, так что по всей пещере на полу видны следы этих капель. Живущие около Парнаса считают, что эта пещера находится под особым покровительством нимф и Пана».

КУЛЬТ ФАВНА В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)

Овидий. Фасты. Книга 5. 79. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Неко­гда при­был Эвандр, из Арка­дии изгнан­ный, в Лаций,
Вме­сте с собой при­ве­зя и арка­дий­ских богов.
Там, где сто­ит теперь Рим, гла­ва мира, был луг и дере­вья,
Малое ста­до овец да кое-где шала­ши…
Таин­ствам мно­гим потом, — пер­вым делом, дву­ро­го­го Фав­на [Пана]
И кры­ло­но­го­го он бога [Гермеса], — народ обу­чил.
Ты, коз­ло­вид­ный Фавн, — боже­ство полу­го­лых лупер­ков,
Что очи­ща­ют пути люд­ные шку­рой овец»

КУЛЬТОВЫЕ ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ ПАНА

У Пана было несколько культовых эпитетов, большинство из которых описывало его божественные функции.

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΝομιοςNomiosNomiusOf the PasturesИз Пастбищ
ΑγρευςAgreusAgreusOf the Hunt, HunterОхота, Охотник
ΑγροταςAgrotasAgrotasGiver of PastureДаритель пастбищ
ΦορβαςPhorbasPhorbasTerrifying OneУжасающий

 

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΛυτηριοςLytêriosLyteriusReleasingОсвобождение
ΣινοειςSinoeisSinoeïsMischief, Bane (sinos)Озорство, зло, проклятие
ΣκολειταςSkoleitasScolitasCrooked (skoliotês)Кривой
ΑκρωριτηςAkrôritêsAcroritesOf Mt Acroria (Sicyon)с Горы Акрория
ἉλιπλανκτοςHaliplanktosHaliplanctusSea-Roaming (halos, planktos)Морской скиталец

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология