Пан был богом пастухов и горных дебрей.
Ему поклонялись в первую очередь в высокогорьях Пелопоннеса, где сельские жители пасли стада коз. Традиционным центром его культа была гора Менал в Аркадии.
В классической скульптуре Пан изображался в виде рогатого человека с козлиными ногами и звериными чертами лица. В римскую эпоху его иногда изображали юношей с парой маленьких рогов, что свидетельствует о его природной натуре.
Изображение справа — Пан и Дафнис, греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя.
- КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АФИНЫ столица Аттики
- II. Рядом с деревней АНАФЛИСТ в Аттике
- III. Рядом с городом МАРАФОН в Аттике
- IV. ОРОП Город в Аттике
- КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. СИКИОН столица Сикионии
- II.АКРОРИЯ Гора в Сикионии
- КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ЭРАСИН Река в Арголиде
- II. ТРЕЗЕН Город в Арголиде
- КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ОЛИМПИЯ Деревня и заповедник в Элиде
- КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. Гора ЛАМПЕЯ в Аркадии (Аркадия)
- II. ГЕРАЕЯ Деревня в Аркадии
- III. МЕГАЛОПОЛИС столица Аркадии
- IV. ПЕРАЙФИЙ Деревня в Аркадии.
- V. МЕНАЛ Гора в Аркадии
- VI. Рядом с деревней АКАКЕСИЙ в Аркадии
- VII. ЛИКЕЯ Гора в Аркадии
- VIII. НОМИЯ Гора в Аркадии
- IX. Рядом с ТЕГЕЕЙ городом в Аркадии
- X. АУЛА Деревня в Аркадии
- КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ПАРНАС Гора в Фокиде (Фокида)
- КУЛЬТ ФАВНА В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
- КУЛЬТОВЫЕ ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ ПАНА
КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АФИНЫ столица Аттики
Афиняне считали, что Пан пришел им на помощь в их исторической войне с персами и основали храм в его честь.
Симонид Кеосский. 6. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод Л. Блуменау, В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999. – С. 376) (греческая лирика 6-5 вв. до н. э.):
«Мне, козлоногому Пану, аркадцу, враждебному персам,
Верному другу Афин [считалось, что он вызвал панику в армии мидян, атакующей Афины], место здесь дал Мильтиад [установил памятник]».
Геродот. История. Книга 6. 105. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Находясь еще в походе, стратеги прежде всего отправили в Спарту глашатаем афинянина Фидиппида, который был скороходом и сделал себе из этого даже ремесло. Как потом рассказывал и уверял афинян сам Фидиппид, на горе Парфений94, что выше Тегеи, ему явился бог Пан. Бог окликнул Фидиппида по имени и велел сказать афинянам, почему они так пренебрегают им, тогда как он благосклонен к афинянам, часто прежде им помогал и впредь также будет полезен. И действительно, афиняне, поверив истинности слов Фидиппида, когда настали для них вновь лучшие времена, воздвигли святилище Пана у подошвы акрополя и с тех пор ежегодно умилостивляют его жертвами и устраивают бег с факелами».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 54. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Немного дальше [от Тегеи, Аркадия] есть святилище Пана, где, по преданию, Филиппиду явился Пан и сказал ему то, о чем одинаково рассказывают и афиняне и тегеаты».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 27. 290. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 80) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Охрани же того [Пана], кто грядет в аттической битве,
Убивая мидийцев, Марафон защищая!»
II. Рядом с деревней АНАФЛИСТ в Аттике
Страбон. География. Книга 9. 1. 21. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 445) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Вблизи Анафлиста расположены святилище Пана»
III. Рядом с городом МАРАФОН в Аттике
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 32. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Немного в сторону от равнины [Марафона, Аттика] есть гора Пана и пещера, заслуживающая осмотра: вход в нее узкий, но кто его пройдет, встретит целые сооружения, ванны и так называемое «стадо Пана» — скалы, очень похожие на коз».
IV. ОРОП Город в Аттике
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 34. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Святилище Амфиарая в Оропе, Аттика] Его жертвенник разделен на отдельные части:… Пятая предназначена нимфам, Пану и рекам Ахелою и Кефису».
Эсхил. Персы. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 93-94) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
«Есть возле Саламина остров маленький [Пситталея],
К нему причалить трудно. Там по берегу
Крутому часто водит хороводы Пан».
Павсаний. Описание Эллады. 1. 36. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Художественных изображений на острове [Пситталея перед Саламином] нет, есть только деревянные статуи Пана, сделанные (попросту), как кто мог».
КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. СИКИОН столица Сикионии
Павсаний. Описание Эллады. 2. 10. 2 — 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Если войти в храм Асклепия [в Сикионе] с другого входа, то там по одну сторону входа находится статуя Пана в сидячем положении, а по другую стоит Артемида».
Павсаний. Описание Эллады. 2. 11. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«[В Сикьоне] Жертвенники же позади храма Геры он воздвиг: один — Пану, а другой из белого мрамора — Гелиосу».
II.АКРОРИЯ Гора в Сикионии
Греческая эпиграмма. Леонид Тарентский. 7. Афине — Ферид (Автор: Евфорион Переводчик: Свиясов Е. Переводчик: Голубец Ю.) (Греческий поэт. 320 г. до н.э.)
«Высокогорному Пану и нимфам, веселым богиням,
Глен, их скромный сосед, в дар за добычу принес
После охоты удачной голову зверя и шкуру,
Ноги, какие его с шумом носили в горах.
Ты же, о Пан, и вы, нимфы! Побольше давайте добычи,
Коль на охоту пойдет Глен Онасифона сын».
Антипатр Сидонский. (Перевод: Дашков Д. Шульц Ю. Блуменаю Л. Гаспаров М.Л. Голубец Ю.) (Греческий поэт. II век до н. э.)
«В гротах живущим подругам силенов и с рожками Пану,
Здешних жителю гор, тут повелителю всех,
Голову этого вепря, только недавно живую,
Шкуру его целиком, не рассекая ножом,
Гленис, Онасифана храброго сын, посвящает
В знак благодарности им он за охоты исход».
КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ЭРАСИН Река в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 34. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В том месте, где Эрасин вытекает из горы рядом потоков, они приносят жертвы Дионису и Пану».
II. ТРЕЗЕН Город в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 32. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если спуститься отсюда вниз, то (на пути) будет храм Пана Литерия (Избавителя): когда чума свирепствовала главным образом среди афинян и уже перебросилась в Трезенскую область, Пан в сновидении открыл стоявшим во главе Трезена начальникам, как исцелиться от нее».
КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ОЛИМПИЯ Деревня и заповедник в Элиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 15. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«А если [в Олимпии] войти в самый Корабельный нос, то там есть жертвенник доброй Тихи, Пана и Афродиты»
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 15. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Перед так называемым Фееколеоном (Дом жрецов) находится здание; на углу этого здания сооружен жертвенник Пану. В самом же Пританее, минуя то помещение, где у них очаг, направо от входа стоит жертвенник Пану…»
КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. Гора ЛАМПЕЯ в Аркадии (Аркадия)
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 24. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Эриманф [река в Аркадии] имеет свои истоки на горе Лампее; говорят, что эта гора посвящена Пану»
II. ГЕРАЕЯ Деревня в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 26. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть в Герее [в Аркадии] и храм Пана, как местного божества для аркадян».
III. МЕГАЛОПОЛИС столица Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 30. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Внутри храма Зевса в Мегаполисе Аркадия] Стоит там и статуя Пана, сделанная из мрамора; его называют Паном Синойским, а это прозвище Пану дано, как говорят, в честь нимфы Синои, которая совместно с другими нимфами <ходила за Паном> и была его кормилицей».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 30. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Мегаполисе Аркадия] медное изображение Пана в локоть величиной, именуемого Сколит. Оно перенесено с холма Сколиты».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 31. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Мегаполисе, Аркадия] Ко второй, западной стороне галереи прилегает ограда храма Великих богинь. Эти Великие богини — Деметра и Кора [Персефона]… Перед ним стоит стол, на котором находится рельефное изображение двух Гор, Пана с сирингой и Аполлона с кифарой. Есть и надпись на них, что они принадлежат к числу первых богов».
IV. ПЕРАЙФИЙ Деревня в Аркадии.
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 36. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«развалины города Переф [в Аркадии], где остался еще храм Пана»
V. МЕНАЛ Гора в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 36. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Считают, что гора Меналион является особенно священной горой Пана, настолько, что окрестные жители говорят, будто они слышат, как Пан играет здесь на свирели».
Овидий. Фасты. Книга 3. 81. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Фавна [Пана] в сосновом венке чтут в Меналийской стране [Аркадия]»
VI. Рядом с деревней АКАКЕСИЙ в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 37. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В святилище Деспойны, Аркадия]
Отсюда по лестнице можно подняться в храм Пана; к храму присоединена и галерея и в самом храме стоит небольшая статуя; наравне с самыми могущественными богами и этот Пан может, внимая молениям людей, выполнять их или воздавать должное за проступки. У статуи этого Пана горит неугасимый огонь. Говорят, что в более древние времена этот бог давал вещания, что его прорицательницей была нимфа Эрато́, та, которая была женой Аркада, сына Каллисто́»
VII. ЛИКЕЯ Гора в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 38. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На горе Ликее [в Аркадии] есть святилище Пана и вокруг него роща из деревьев; есть тут и гипподром, а перед ним стадион: в древности Ликейи (празднества) проводились тут».
VIII. НОМИЯ Гора в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 38. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Направо от Ликосуры есть гора, так называемая Номия, и на ней есть святилище Пана Номия, а самое место называется Мельпея[6] (Певчее), потому что есть сказание, будто Пан здесь изобрел игру на свирели. Совершенно очевидно, что эта гора названа Номией потому, что тут пастбища («номай») Пана; сами же аркадяне говорят, что это имя нимфы».
IX. Рядом с ТЕГЕЕЙ городом в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 53. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если идти из Тегеи в Лаконику, то налево от дороги есть жертвенник Пану»
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 54. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[У реки Гарат, недалеко от Тегеи, Аркадия] Если перейти реку Гарат и пройти вперед стадиев десять, то попадется по пути святилище Пана, а перед ним дуб, тоже посвященный Пану».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 54. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Немного дальше [от Тегеи, Аркадия] есть святилище Пана, где, по преданию, Филиппиду [см. Культ Пана в Аттике] явился Пан и сказал ему то, о чем одинаково рассказывают и афиняне и тегеаты. На Парфенионе водятся и черепахи, очень хорошие для производства лир. Люди, живущие около этих гор, и сами боятся их ловить и иноземцам не позволяют их трогать; они считают их посвященными Пану».
X. АУЛА Деревня в Аркадии
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 11. 6. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146]) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Во владениях аркадян есть храм Пана; Аула — название этого места. Все животные, которые здесь нашли убежище, богом почитаются как просители и сохраняются в полной безопасности. Ибо охотящиеся волки боятся входить сюда и останавливаются при одном взгляде на место убежища. Так что здесь фактически частные угодья для этих животных, позволяющие им выжить».
КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ПАРНАС Гора в Фокиде (Фокида)
Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 32. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Но пещера Корикион [около Дельф в Фокиде] и по величине превосходит только что названные и почти везде можно ходить по ней даже без светильников. Потолок поднят на достаточную высоту от пола; много здесь воды, текущей в виде источников, но еще больше падающей прямо с потолка, так что по всей пещере на полу видны следы этих капель. Живущие около Парнаса считают, что эта пещера находится под особым покровительством нимф и Пана».
КУЛЬТ ФАВНА В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
Овидий. Фасты. Книга 5. 79. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Некогда прибыл Эвандр, из Аркадии изгнанный, в Лаций,
Вместе с собой привезя и аркадийских богов.
Там, где стоит теперь Рим, глава мира, был луг и деревья,
Малое стадо овец да кое-где шалаши…
Таинствам многим потом, — первым делом, двурогого Фавна [Пана]
И крылоногого он бога [Гермеса], — народ обучил.
Ты, козловидный Фавн, — божество полуголых луперков,
Что очищают пути людные шкурой овец»
КУЛЬТОВЫЕ ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ ПАНА
У Пана было несколько культовых эпитетов, большинство из которых описывало его божественные функции.
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Νομιος | Nomios | Nomius | Of the Pastures | Из Пастбищ |
Αγρευς | Agreus | Agreus | Of the Hunt, Hunter | Охота, Охотник |
Αγροτας | Agrotas | Agrotas | Giver of Pasture | Даритель пастбищ |
Φορβας | Phorbas | Phorbas | Terrifying One | Ужасающий |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Λυτηριος | Lytêrios | Lyterius | Releasing | Освобождение |
Σινοεις | Sinoeis | Sinoeïs | Mischief, Bane (sinos) | Озорство, зло, проклятие |
Σκολειτας | Skoleitas | Scolitas | Crooked (skoliotês) | Кривой |
Ακρωριτης | Akrôritês | Acrorites | Of Mt Acroria (Sicyon) | с Горы Акрория |
Ἁλιπλανκτος | Haliplanktos | Haliplanctus | Sea-Roaming (halos, planktos) | Морской скиталец |
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Эллинские поэты / Перевод М. Грабарь-Пассек, О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
- Овидий. Фасты. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Апулей. Золотой осёл. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. ???-???) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):
Список используемой литературы