Божество Порос

ПОРОС был олицетворением духа (даймона) целесообразности и изобретательности. Он был мужем Пении (Бедность) и противоположностью Апории (Беспомощность).

В космогонии Алкмана Порос (Создатель) и Фетида (Творение) были первородными божествами творения. Порос здесь был эквивалентом Хроноса (времени).

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΠοροςPorosPorusExpedienceЦелесообразность

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Метида (Plato Symposium 178)

Дети

Эрос (от Пении) (Plato Symposium 178)

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

Платон. Пир. 203b /Перевод С. К. Апта. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 113) (греческий философ 4 в. до н. э.):

Когда роди­лась Афро­ди­та, боги собра­лись на пир, и в чис­ле их был По́рос, сын Мети­ды. Толь­ко они ото­беда­ли — а еды у них было вдо­воль, — как при­шла про­сить пода­я­ния Пени́я и ста­ла у две­рей. И вот По́рос, охмелев от нек­та­ра — вина тогда еще не было, — вышел в сад Зев­са и, отя­желев­ший, уснул. И тут Пения, заду­мав в сво­ей бед­но­сти родить ребен­ка от cПоро­са, при­лег­ла к нему и зача­ла Эрота. Вот поче­му Эрот — спут­ник и слу­га Афро­ди­ты: ведь он был зачат на празд­ни­ке рож­де­ния этой боги­ни; кро­ме того, он по самой сво­ей при­ро­де любит кра­си­вое: ведь Афро­ди­та кра­са­ви­ца. Посколь­ку же он сын Поро­са и Пении, дело с ним обсто­ит так: преж­де все­го он все­гда беден и вопре­ки рас­про­стра­нен­но­му мне­нию совсем не кра­сив и не нежен, а груб, неопря­тен, не обут и без­до­мен; он валя­ет­ся на голой зем­ле, под откры­тым небом, у две­рей, на ули­цах и, как истин­ный сын сво­ей мате­ри, из нуж­ды не выхо­дит. Но с дру­гой сто­ро­ны, он по-отцов­ски тянет­ся к пре­крас­но­му и совер­шен­но­му, он храбр, смел и силен, он искус­ный ловец, непре­стан­но стро­я­щий коз­ни, он жаж­дет разум­но­сти и дости­га­ет ее, он всю жизнь занят фило­со­фи­ей, он искус­ный чаро­дей, кол­дун и софист. По при­ро­де сво­ей он ни eбес­смер­тен, ни смер­тен: в один и тот же день он то живет и рас­цве­та­ет, если дела его хоро­ши, то уми­ра­ет, но, уна­сле­до­вав при­ро­ду отца, ожи­ва­ет опять. Все, что Эрот ни при­об­ре­та­ет, идет пра­хом, отче­го он нико­гда не быва­ет ни богат, ни беден.

 

Космогония Алкмана. 5. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 81) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

«Ибо, когда материя начала
упорядочиваться
возник некий Порос – как бы начало.
Итак, Алкман говорит, что материя всех вещей
была беспорядочной
и необработанной.
[См. Платона ниже о положении изначального Эроса в этой космогонии. Эрос родился из мирового яйца, созданного Поросом и Текмором]»

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Платон. Пир. / Пер. С. К. Апта. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология