Минотавр

Минотавр был монстром с головой быка, рожденным царицей Пасифаей Критской после того, как она соединилась с быком. Существо обитало в лабиринте, где ему регулярно приносили в жертву юношей и девушек, чтобы утолить его голод. В конце концов зверь был убит героем Тесеем.

Собственное имя Минотавра Астерион, «звездный», предполагает, что он мог быть связан с созвездием Телец.

Изображение справа — Тесей и Минотавр, 6 век до н.э., Художественный музей Толедо.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

МИНОТАВР
РодителиКритский бык и Пасифая
ФормаЧеловек с головой быка
ДомЛабиринт Крита
УбитТесеем
Другие именаАстерион
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΜινωταυροςMinôtaurosMinotaurusBull of MinosБык Миноса

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Критский бык & Пасифая (Apollodorus 3.8, Callimachus Hymn 4.311, Diodorus Siculus 4.77.1, Philostratus Elder 1.16, Hyginus Fab. 40, Ovid Metamorphoses 8.130, Virgil Aeneid 6.24, Suidas)

СЛОВАРЬ

МИНОТАВР (Μινώταυρος) в греческой мифологии чудовище-человекобык по имени Астерий («звездный»), жившее на Крите. Рожден Пасифаей (дочерью Гелиоса), женой царя Миноса, от быка, посланного на Крит Посейдоном, или самого Посейдона. Был помещен в подземный лабиринт, построенный Дедалом, куда ему приносили в жертву (ежегодно или раз в несколько лет) семь юношей и девушек, посылаемых афинянами в качестве подати Ми-носу и в виде искупления за убийство сына Миноса в Аттике. Афинский царевич Тесей добровольно отправился на Крит в числе предназначенных на съедение М., убил чудовище и с помощью нити влюбленной в него царской дочери Ариадны выбрался из лабиринта (Apollod. Ill I, 3-4; epit. I 7; Diod. IV 6, 1; Hyg. Fab. 40-42).В мифе нашли выражение древние космические и зооморфные представления о М. (он звездный или солнечный бык, внук Гелиоса и, может быть, сын Зевса), его связь с морем (он сын Посейдона) и с подземным миром (М. в лабиринте — ипостась Зевса Лабрандского, см. в ст. ЗЕВС). Черты героической мифологии отразились в сюжете убийства М. Тесеем.Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 206-35. А. Л.

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАЗВАНИЯ

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΑστεριονAsterionAsterionStarry OneЗвездный

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тесей и Минотавр, 5 век до н.э., Британский музей
Тесей и Минотавр, 5 век до н.э., Британский музей

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 8 — 11. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 63) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Минос захо­тел стать царем Кри­та, но встре­тил сопро­тив­ле­ние. Одна­ко он стал утвер­ждать, что цар­скую власть дол­жен полу­чить по воле богов; желая при­дать сво­им сло­вам боль­ше убеди­тель­но­сти, он заявил, что любая его прось­ба к богам непре­мен­но испол­нит­ся. Когда Минос при­но­сил жерт­ву богу Посей­до­ну, он взмо­лил­ся о том, чтобы из глу­бин моря появил­ся бык, и дал при этом обет при­не­сти его в жерт­ву богу. Посей­дон выслал для него пре­крас­но­го быка, и Минос полу­чил цар­скую власть; но быка он ото­слал на паст­би­ще, а вме­сто него в жерт­ву богу при­нес дру­го­го… Посей­дон же, раз­гне­ван­ный тем, что Минос не при­нес ему в жерт­ву того быка, наслал на быка сви­ре­пость и вну­шил любов­ную страсть к это­му живот­но­му жене Мино­са Паси­фае… Влю­бив­шись в это­го быка, она взя­ла себе в помощ­ни­ки стро­и­те­ля Деда­ла… Дедал изгото­вил дере­вян­ную коро­ву на коле­сах, выдол­бил ее изнут­ри и обшил свое изде­лие све­же­со­дран­ной коро­вьей шку­рой. Выста­вив его на луг, где обыч­но пас­ся бык, он дал вой­ти внутрь этой дере­вян­ной коро­вы Паси­фае. Появив­ший­ся бык сошел­ся с ней, как с насто­я­щей коро­вой, и Паси­фая роди­ла Асте­рия, про­зван­но­го Мино­тав­ром. Он имел голо­ву быка, все же осталь­ные части тела у него были чело­ве­че­ские. Минос заклю­чил его в лаби­ринт, посту­пив так соглас­но полу­чен­ным им ора­ку­лам, и при­ка­зал его там сте­речь. Этот лаби­ринт, кото­рый соорудил Дедал, пред­став­лял собой зда­ние с запу­тан­ны­ми пере­хо­да­ми, затруд­няв­ши­ми выход из него».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 213. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 63) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Бог [то есть Дельфийский оракул] отве­тил им [афинянам], что они долж­ны поне­сти нака­за­ние от Мино­са [царя Крита] за совер­шен­ное ими пре­ступ­ле­ние про­тив него — такое, какое тот сам поже­ла­ет на них нало­жить. Послед­ний при­ка­зал афи­ня­нам посы­лать семь юно­шей и семь деву­шек без ору­жия на съе­де­ние Мино­тав­ру, кото­рый был заперт в лаби­рин­те. Вошед­ше­му в лаби­ринт было очень труд­но из него выбрать­ся: запу­тан­ные пере­хо­ды не дава­ли воз­мож­но­сти отыс­кать неве­до­мый выход. Соорудил лаби­ринт Дедал»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 7 — 1. 9. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 63) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Тесея при­чис­ля­ют к тем, кого отда­ва­ли на съе­де­ние Мино­тав­ру, когда эту дань пла­ти­ли в тре­тий раз… Она [Ариадна] попро­си­ла Деда­ла пока­зать, как мож­но вый­ти из лаби­рин­та. По сове­ту Деда­ла она дала Тесею, вошед­ше­му в лаби­ринт, нит­ку. Тесей при­вя­зал ее к две­ри и стал тянуть нить за собой, дви­нув­шись вглубь. Най­дя Мино­тав­ра в самой отда­лен­ной части лаби­рин­та, Тесей набро­сил­ся на него с кула­ка­ми и убил его9; дер­жась за нить, он вышел обрат­но нару­жу».

 

Гимны Каллимаха. IV. К ОСТРОВУ ДЕЛОСУ. 311 / Перевод С. С. Аверинцева. / (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 150) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«Ибо, спасши себя [Тесей] от ужасного рыка [Минотавра], от злого
Пасифаина чада, от хитрой стези Лабиринта»

 

Страбон. География. Книга 10. 4. 8. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Минос был само­власт­ным вла­ды­кой, при­ме­нял наси­лия и обла­гал народ данью. При­чем эти писа­те­ли изо­бра­жа­ли в тра­геди­ях исто­рии о Мино­тав­ре и Лаби­рин­те, при­клю­че­ния Фесея и Деда­ла».

Афина, Тесей и Минотавр, 5 век до н.э., Национальный археологический музей Испании.
Афина, Тесей и Минотавр, 5 век до н.э., Национальный археологический музей Испании.

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 24. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[На Акрополе в Афинах] Нахо­дит­ся леген­дар­ная бит­ва Тесея про­тив Мино­тав­ра; так как пре­да­ние об этом не сохра­ни­лось, то неиз­вест­но, был ли Мино­тавр чело­век или зверь, но и в наше вре­мя жен­щи­ны рож­да­ют еще более чудес­ные, чем он, суще­ства».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 27. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Минос, дви­нув­шись на Афи­ны с кораб­ля­ми — он никак не хотел пове­рить, что афи­няне непо­вин­ны в смер­ти Анд­ро­гея [убитого марафонским быком], — до тех пор при­чи­нял им вся­кие непри­ят­но­сти, пока они не согла­си­лись послать ему на Крит семь деву­шек и столь­ко же юно­шей для так назы­вае­мо­го Мино­тав­ра, с тем, чтобы посе­лить их в Кнос­ском лаби­рин­те».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 31. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На пло­ща­ди Тре­зе­на [в Арголиде] нахо­дит­ся храм со ста­ту­ей Арте­ми­ды Соте­ры (Спа­си­тель­ни­цы). Гово­рят, что его соорудил Тесей и назвал боги­ню Соте­рой после того, как он, победив Асте­ри­о­на [Минотавра], сына Мино­са, вер­нул­ся с Кри­та».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 18. 10 — 16. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[Среди сцен, изображенных на троне Аполлона в Амиклах]
Но поче­му Батикл изо­бра­зил Тесея веду­щим так назы­вае­мо­го Мино­тав­ра, свя­зан­ным и живым, я не знаю… Изо­бра­же­на тут бит­ва… Тесея с Мино­тав­ром».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 4. 61. 4. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«[Минос требует компенсации от афинян за убийство своего сына Андрогея]
Минос велел им каж­дые девять лет отправ­лять семь юно­шей и столь­ко же деву­шек на съе­де­ние Мино­тав­ру, пока будет жить это чудо­ви­ще. Отдав детей, жите­ли Атти­ки изба­ви­лись от напа­стей, а Минос пре­кра­тил вой­ну с Афи­на­ми… Пере­го­во­рив с Ари­ад­ной [дочерью Миноса] и сде­лав ее сво­ей сообщ­ни­цей, Тесей убил Мино­тав­ра и, узнав от девуш­ки, как отыс­кать выход из лаби­рин­та, обрел спа­се­ние».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 4. 77. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Соглас­но мифу, супру­га Мино­са Паси­фая влю­би­лась в быка [критского быка], и тогда Дедал соорудил при­спо­соб­ле­ние в виде коро­вы, при помо­щи кото­ро­го Паси­фая смог­ла удо­вле­тво­рить свое жела­ние. Миф гла­сит, что еще ранее Минос имел обык­но­ве­ние еже­год­но при­но­сить в жерт­ву Посей­до­ну само­го кра­си­во­го быка. Когда же ему повстре­чал­ся бык необы­чай­ной кра­соты, Минос при­нес в жерт­ву дру­го­го, менее совер­шен­но­го быка, и тогда раз­гне­ван­ный на Мино­са Посей­дон вну­шил его супру­ге Паси­фае страсть к [это­му] быку. С помо­щью упо­мя­ну­то­го выше искус­но­го при­спо­соб­ле­ния Паси­фая соче­та­лась с быком и роди­ла от этой свя­зи ска­зоч­но­го Мино­тав­ра, кото­рый, как гово­рят, обла­дал двой­ным есте­ством: верх­няя часть его тела до плеч была бычьей, а ниж­няя — чело­ве­че­ской. Для содер­жа­ния это­го чудо­ви­ща Дедал соорудил лаби­ринт с изви­ли­сты­ми пере­хо­да­ми, вый­ти из кото­ро­го для непо­свя­щен­ных было невоз­мож­но. Там внут­ри и содер­жал­ся Мино­тавр, кото­рый пожи­рал при­сы­лае­мых ему из Афин семь юно­шей и [семь] деву­шек, о чем было ска­за­но выше».

 

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Тесей. 15. 1 & 17. 3 & 19. 1. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. – М.: «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. I. Перевод С. П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева, переработка комментария — М. Л. Гаспарова) (греческий историк 1-2 вв. н. э.):

«[Молодой Тесей прибывает в Афины] Немно­го спу­стя с Кри­та в тре­тий раз при­еха­ли за данью… согла­ше­ние, по кото­ро­му обя­за­лись каж­дые девять лет посы­лать [Миносу] на Крит дань — семе­рых не знаю­щих бра­ка юно­шей и столь­ко же деву­шек. В этом соглас­ны почти все писа­те­ли.

Если верить пре­да­нию, наи­бо­лее любез­но­му тра­ги­кам, достав­лен­ных на Крит под­рост­ков губил в Лаби­рин­те Мино­тавр, или же, по-дру­го­му, они уми­ра­ли сами, блуж­дая и не нахо­дя выхо­да. Мино­тавр, как ска­за­но у Эври­пида26, был

Пород сме­ше­нье двух, урод чудо­вищ­ный

и:

Быка и мужа есте­ство дво­я­кое… усло­вия, пред­у­смат­ри­вав­шие так­же, что афи­няне сна­ря­жа­ют корабль, на кото­ром плен­ни­ки вме­сте с Мино­сом плы­вут на Крит, не везя с собою ника­ко­го «ору­жия бра­ни», и что конец воз­мездию поло­жит смерть Мино­тав­ра.

Преж­де у отправ­ляв­ших­ся не оста­ва­лось ника­кой надеж­ды на спа­се­ние, поэто­му на кораб­ле был чер­ный парус в знак неми­ну­е­мо­го несча­стья. Одна­ко на этот раз Тесей обо­д­рял отца гор­ды­ми уве­ре­ни­я­ми, что одо­ле­ет Мино­тав­ра, и Эгей дал корм­че­му еще один парус, белый, и велел под­нять его на обрат­ном пути, если Тесей уце­ле­ет, если же нет — плыть под чер­ным, воз­ве­щая о беде… При­быв­ши на Крит, Тесей, как гово­рит­ся у боль­шин­ства писа­те­лей и поэтов, полу­чил от влю­бив­шей­ся в него Ари­ад­ны нить, узнал, как не заплу­тать­ся в изви­вах Лаби­рин­та, убил Мино­тав­ра и сно­ва пустил­ся в пла­ва­ние, поса­див на корабль Ари­ад­ну и афин­ских под­рост­ков».

Тесей и Минотавр, 6 век до н.э., Лувр
Тесей и Минотавр, 6 век до н.э., Лувр

Филострат Старший. Картины. Книга 1. 16. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«[Описание древнегреческой картины] Пасифая, влюбившись в быка, умоляет Дедала придумать такую хитрость, чтоб бык был послушен ее желаньям. И вот Дедал создает корову, внутри полую, подобную той, с которой в своем стаде бык близко сошелся. Какой результат имело у них это брачное ложе, может нам показать фигура Минотавра, столь дико составленная с точки зренья природы».

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 4. 34. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 160) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«Итак, он [Аполлоний Тианский] поплыл в Кидонию, а затем в Кносс [на Крите], ибо спутники его желали увидеть Лабиринт, который там показывают и в котором, сколько я помню, содержался некогда Минотавр».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 40 — 43. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 252-253):

 

«Пасифая, дочь Солнца, жена Миноса, несколько лет не совершала священнодействий богине Венере. За это Венера наслала на нее нечестивую любовь. Она полюбила быка и <не подпускала к нему коров, чтобы> другая не полюбила того, кого она сама любила. Когда туда явился изгнанный Дедал, она попросила его помочь ей. Он сделал ей деревянную корову, обтянутую шкурой настоящей коровы, и в ней она сошлась с быком. Забеременев от него, она родила Минотавра, у которого была бычья голова, а нижняя часть тела человеческая. Тогда Дедал сделал для Минотавра лабиринт, из которого невозможно было найти выход, и Минотавра заключили туда… Потом, когда Минос победил афинян, они стали платить ему дань. Он постановил, чтобы они каждый год посылали семерых из своих детей на съедение Минотавру. Потом, когда Тесей пришел из Трезена и услышал, какой беде подвергается город, он обещал добровольно отправиться к Минотавру… Когда Тесей прибыл на Крит, его так полюбила Ариадна, дочь Миноса, что забыла о погибшем брате и спасла чужеземца – ведь она показала Тесею, как выйти из лабиринта, так что он, войдя туда и убив Минотавра, вышел наружу, сматывая обратно нить, как его научила Ариадна, и, как он обещал ей, увез ее, чтобы взять в супруги».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 38. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 252-253):

 

«Подвиги Тесея… Минотавра в городе Кноссе убил».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 8. 130. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Та [Пасифая], что, тебе изме­нив и быка обма­нув­ши под­дел­кой,
Двух в одном роди­ла [Минотавра]…
Рода [Миноса] позор меж­ду тем воз­рас­тал. Паси­фаи изме­ну
Гнус­ную всем рас­кры­вал дву­еди­но­го образ уро­да [Минотавр].
При­нял реше­нье Минос свой стыд уда­лить из поко­ев
И поме­стить в мно­го­слож­ном дому, в без­вы­ход­ном зда­нье.
Дедал, талан­том сво­им в стро­и­тель­ном сла­вен искус­стве,
Зда­нье воз­двиг; пере­пу­тал знач­ки и гла­за в заблуж­де­нье
Ввел кри­виз­ною его, зако­ул­ка­ми вся­ких про­хо­дов…
так Дедал в сму­ще­ние вво­дит
Сетью путей без чис­ла; он сам воз­вра­тить­ся обрат­но
К выхо­ду вряд ли бы мог: столь было запу­та­но зда­нье!
После того как туда полу­бык-полу­ю­но­ша заперт
Был, и два раза уже напи­тал­ся актей­скою кро­вью,
В тре­тий же был усми­рен, через новое девя­ти­ле­тье.
С помо­щью девы [Ариадны] та дверь, нико­му не отвер­стая два­жды,
Сно­ва была най­де­на пока­за­ньем рас­пу­щен­ной нити»

Лабиринт Минотавра, греко-римская мозаика 1 век н.э., Археологический музей Кремоны.
Лабиринт Минотавра, греко-римская мозаика 1 век н.э., Археологический музей Кремоны.

Овидий. Героиды. 2. 67. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Пусть изва­я­нье твое [Тесея] сто­ит меж ста­туй Эгидов,
Близ изва­я­нья отца, гор­до­го пере­ч­нем дел,
Чтобы любой, про­чи­тав о быке с чело­ве­че­ским телом [Минотавре]»

 

Овидий. Героиды. 4. 59. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Помощь сест­ры [Ариадны] спас­ла веро­лом­но­го сына Эгея [Тесея]:
Нитью он выведен был из пере­хо­дов кри­вых».

 

Овидий. Героиды. 4. 113. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Бра­ту [Минотавру] голо­ву он [Тесей] раз­моз­жил узло­ва­той дуби­ной
И на съе­де­нье зве­рям бро­сил в пустыне сест­ру [Ариадну]».

 

Овидий. Героиды. 10. 99. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[Ариадна сокрушается после того, как Тесей бросил ее на Наксосе]
О, когда б не погиб Анд­ро­гей [брат Ариадны] и Кек­ро­по­вым зем­лям [Афины]
Гнус­ный свой грех не при­шлось данью кро­ва­вой смы­вать,
[То есть дети, посланные на Крит кормить Минотавра]
И от тво­ей, о Тесей, узло­ва­той не пал бы [Минотавр] дуби­ны
Тот, кто частью был муж, частью — неисто­вый бык,
И не дала бы тебе я пути ука­зу­ю­щей нити,
Чтобы, рука­ми ее пере­би­рая, ты шел!
Не удив­ля­юсь тому, что ты победил полу­зве­ря,
Что, рас­про­стер­тый, поил кро­вью он крит­ский песок:
Рогом не мог он прон­зить твое желез­ное серд­це,
Не было нуж­ды в щите, грудь защи­ща­ла тебя».

 

Овидий. Героиды. 10. 125. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Ско­ро ты [Тесей] в гавань вой­дешь род­но­го Кек­ро­по­ва края,
И, сре­ди внем­лю­щих толп на воз­вы­ше­ние встав,
Будешь рас­ска­зы­вать им о быке-чело­ве­ке [Минотавре] сра­жен­ном
И о про­би­тых в ска­ле пута­ных ходах двор­ца;
Так рас­ска­жи и о том, как меня [Ариадну] ты на ост­ро­ве бро­сил, —
Выпасть из спис­ка тво­их подви­гов я не долж­на».

 

Вергилий. Энеида. Книга 6. 24. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 266) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

«Вот Паси­фаи, к быку вле­ко­мой стра­стью жесто­кой,
Хит­рость постыд­ная; вот о люб­ви чудо­вищ­ной память,
Плод дву­вид­ный ее, Мино­тавр, порож­де­нье цари­цы».

 

Сенека. Геркулес в безумье. 121. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 119) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«Пусть он [Дедал], могуч искусствами Мопсопии [Аттики]
Чудовищ [Минотавра]] заточивший в дом безвыходный»

 

Сенека. Федра. 173. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 43) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«[Кормилица Федры обращается к своей хозяйке]
Как сиротеть без чудищ дому братнину [Лабиринт минотавра]?
Всегда ли мир услышит о неслыханном,
Всегда ли естество закон забудет свой,
Когда критянка [Пасифая] любит?»

 

Сенека. Федра. 647. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 43) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«люблю лицо Тесеево,
То, прежнее, когда впервые отроку
Пушок отметил нежный щеки чистые;
Таким его увидел дом чудовища [Минтавра],
Из чьих извивов был он нитью выведен».

 

Сенека. Федра. 687. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 43) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«Бесстыдством затмеваешь мать [Пасифаю], родившую
Чудовище [Минотавра]: развратом запятнала та
Себя одну, но преступленье тайное
Двувидная улика обнаружила:
Младенец-полузверь раскрыл вину ее».

 

Сенека. Федра. 1170. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 43) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«Иль, может быть,
Двувидный критский бык [Минотавр], своим мычанием
Дедалов дом наполнивший, терзал тебя?»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 47. 434. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 55) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«[Дионис обращается к Ариадне]
Скажешь: «Там, в переходах подземного лабиринта
Пролил он [Тесей] кровь быкомужа [Минотавра], твари кровь двуприродной!»
Ведаешь ты о нити спасительной, ведь вовеки
Муж афинский победы и с палицей не одержал бы,
Если б не помощь девы румяно ланитной»

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Пасифая и младенец Минотавр 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Минотавр и Тесей 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Минотавр и Тесей 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Минотавр и Тесей 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Минотавр и Тесей 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Минотавр и Тесей 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Минотавр и Тесей 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Минотавр, Тесей, Афина 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Минотавр и Тесей 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Минотавр и Тесей 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Минотавр и Тесей 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Минотавр и Тесей 5 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Минотавр и Тесей 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Минотавр и Тесей 5 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Минотавр и Тесей 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Минотавр и Тесей 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Минотавр и Тесей 5 век до н.э.

Греко римская мозаика Минотавр и Тесей. Ретия. 2-й — 3-й век н.э.

Греко римская мозаика Лабиринт Минотавра. Кремона. 1 век н.э.

Греко римская мозаика Минотавр и Тесей. Помпеи

Греко римская мозаика Минотавр и Тесей. Неаполь

Греко римская фреска Тесей и убитый Минотавр. Помпеи. 1 век н.э.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология