Нефела была нимфой в образе богини Геры. Этот образ Зевс создал из облаков, чтобы проверить правдивость слов Геры о том, что ее домогался царь Иксион. Царь поддался обману и вступил в связь с Нефелой. От этой связи родился Кентавр, давший многочисленное потомство – племя кентавров на склонах горы Пелион. Нечестивый Иксион был навечно прикован к огненному колесу.
Нефела также могла быть женой беотийского царя Афаманта, носившей то же имя.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
НИМФА НЕФЕЛА | |
Родители | Облакообразные |
Любима | Иксионом |
Дом | Гора Пелион в Фессалии |
Римское имя | Небула |
Греческое имя | Транслитерация | Римское имя | Английский перевод | Перевод |
Νεφελη | Nephelê | Nebula, Nubes | Cloud (nephelê) | Облако |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Создана Зевсом из Облака (Pindar Pythian Ode 2, Apollodorus E1.20, Diodorus Siculus 4.69.4, Hyginus Fabulae 62)
Дети
[1.1] Кентавры (от Иксиона) (Apollodorus E1.20, Diodorus Siculus 4.12.5, Hyginus Fabulae 62, Cicero De Natura Deorum 3.20)
[1.2] Кентавр отец кентавров (от Иксиона) (Pindar Pythian Ode 2)
ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Пиндар. Пифийские песни. 2. <«Иксион»> Гиерону Сиракузскому. 2 а – 2 э. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.: Наука, 1980. – С. 66) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
«И в просторах великой опочивальни
Он [Иксион] дерзнул на Диеву [Зевса] жену [Геру].
Но всякая мера – по мерщику!
Непутное ложе
В гущу горя ввергло наложника:
Он спал с тучей [Нефелой],
Он ловил сладкую ложь,
Незрячий!
Видом она [Нефела] была, как небесная Кронова дочь [Гера],
А восставила ее в хитрость ему Зевсова ладонь –
Красную пагубу!
И четыре спицы гибельно захлестнули его в узлы,
И рукам и ногам его не уйти от пут,
И что сказано ему – то сказано всем.
Не стояли Хариты вокруг,
Когда рожден был ему сын – не сын.
Единственный от единственной,
Не в чести меж людей, ни в уставах богов,
И вскормившая назвала его Кентавром.
Он смешался с магнесийскими кобылицами
У круч Пелиона,
И от них рождено чудное полчище [кентавры],
Схожее с обоими, –
Снизу как мать, сверху как отец».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Эпитома. Глава I. (20). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 78) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Иксион, влюбившись в Геру, попытался совершить над ней насилие. Когда Гера известила об этом Зевса, тот решил удостовериться, так ли обстоит дело в действительности. Для этого он создал из облака некое подобие Геры и уложил его рядом с Иксионом. Но, когда Иксион стал хвалиться, что сошелся с Герой, Зевс привязал его к колесу и ветры понесли его вдоль поднебесья: таким было наказание, которому Зевс его подверг. Облако же родило от Иксиона кентавра».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. XII. (5-6). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«… Сражаться ему [Гераклу] пришлось с существами [кентаврами], которые по матери были богами, обладали быстротой коней, силой двутелых чудовищ и при этом опытом и рассудком мужей… Кeнтaвpaм [в их борьбе с Гераклом] помогала и мать их Нефела [Туча], обрушившая сильный ливень, который не мешал четвероногим, Гераклу же было трудно стоять, опираясь только двумя ногами о скользкую поверхность земли».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. LXIX. (4-5), LXX. (1). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«… Получив согласно мифам очищение [за убийство своего теста] от самого Зевса, он [Иксион] влюбился в Геру и дерзнул повести речь о связи с ней. Тогда Зевс послал к Иксиону тучу [Нефелу], сотворив из нее подобие Геры, и Иксион, сочетавшись с тучей, произвел на свет так называемых человеко-природных кентавров.
…
Рассказывают, что кентавры, рожденные Нефелой от Иксиона, первыми объездили коней (ιπποι), за что их прозвали гиппокентаврами и стали считать сказочными существами двойной природы».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 62. Иксион. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 81-82):
«Иксион, сын Леонтея, попытался изнасиловать Юнону [Геру]. Юнона по приказу Юпитера [Зевса] послала ему Тучу [Нефелу], которую Иксион принял за настоящую Юнону. От нее родились кентавры».
Цицерон. О природе богов. Книга III. XX (51). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«А если радуга [Ирис] – божество, то почему – не облака? Ведь сама радуга образуется из облаков, каким-то образом окрасившихся. А одно облако [Нефела], говорят, даже родило кентавров».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Пиндар. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. ???) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
Список используемой литературы