Титанида Феба

Феба была богиней яркого ума. Она была женой титана Коя «Пытливого» и бабушкой Аполлона, Артемиды и Гекаты. Феба была третьей богиней, владевшей великим оракулом в Дельфах, который она, в свою очередь, даровала своему внуку Аполлону. Ее имя произошло от греческих слов phoibos «яркий» или «сияющий», phoibazô «пророчествовать» и phoibaô «очищать».

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Уран & Гея (Hesiod Theogony 132, Aeschylus Eumenides 6, Apollodorus 1.8, Diodorus Siculus 5.66.1)

Дети

[1.1] Лето, Астерия (от Коя) (Hesiod Theogony 404, Apollodorus 1.9, Hyginus Preface)
[1.2] Лето (Aeschylus Eumenides 6 & 323)
[1.3] Лето (от Коя) (Diodorus Siculus 5.67.1)

 

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гесиод. Теогония. 132. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«А потом [Гея], разде­лив­ши
Ложе с Ура­ном, на свет Оке­ан поро­ди­ла глу­бо­кий,
Коя и Крия, еще — Гипе­ри­о­на и Иапе­та,
Фею и Рею, Феми­ду вели­кую и Мне­мо­си­ну,
Зла­то­вен­чан­ную Фебу и милую видом Тефию.
После их всех родил­ся, меж детей наи­бо­ле ужас­ный,
Крон хит­ро­ум­ный».

 

Гесиод. Теогония. 404. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Феба же к Кою всту­пи­ла на мно­го­же­лан­ное ложе
И, вос­при­яв­ши во чре­во, — боги­ня в объ­я­ти­ях бога, —
Чер­но­одеж­ной Лето раз­ре­ши­ла­ся, милою веч­но…
Бла­го­имен­ную так­же она роди­ла Асте­рию»

 

Гомеровские гимны. I. К Аполлону Делосскому. 89 (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 171) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Девять уж мучилась дней и ночей в безнадежно тяжелых
Схватках родильных Лето. Собралися вокруг роженицы
Все наилучшие между богинь: Ихнея-Фемида,
Рея, шумящая плесками волн Амфитрита, Диона…
Схватки тотчас начались, и родить собралася богиня.
Пальму руками она охватила, колени уперла
В мягкий ковер луговой. И под нею земля улыбнулась.
Мальчик же выскочил на свет. И громко богини вскричали.
Тотчас тебя, Стреловержец, богини прекрасной водою
Чисто и свято омыли и, белою тканью повивши,—
Новою, сделанной тонко, — ремнем золотым закрепили.
Груди своей не давала Лето златолирному Фебу
[«Наилучшие между богинь» — Титаниды. Амфитрита стоит вместо Тетис, Диона предположительно Феба — мать Лето, а Ихнея, «богиня» — Тея.]»

 

Эсхил. Эвмениды. 1. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 172) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

 

«Пифия [пророческая жрица оракула Дельфийского говорит]:

В молит­вах име­ную преж­де всех богов
Пер­во­ве­щу­нью Зем­лю. После мате­ри
Феми­ду слав­лю, что на про­ри­ца­ли­ще
Вто­рой вос­се­ла, — пом­нят были. Третья честь
Юней­шей Тита­ниде, Фебе. Дочь Зем­ли,
Сест­ры про­из­во­ле­ньем, не наси­ли­ем
Стя­жа­ла Феба цар­ство. Вме­сте с име­нем
Пре­стол дан, баб­кой [Фебой] вну­ку [Аполлону] в колы­бель­ный дар».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 2. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Затем Уран и Гея про­из­ве­ли на свет сыно­вей, так назы­вае­мых тита­нов — Оке­а­на, Кея, Гипе­ри­о­на, Крия и Иапе­та, и после всех Кро­на5, а так­же доче­рей, про­зван­ных тита­нида­ми, Тефию, Рею, Феми­ду, Мне­мо­си­ну, Фебу, Дио­ну, Тейю».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 8. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«От тита­нов роди­лись потом­ки:… от Кея и Фебы — Асте­рия и Лето».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 66. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Было их шесть муж­чин и пять жен­щин, кото­рых один миф назы­ва­ет детьми Ура­на и Геи, а дру­гой — одно­го из куре­тов и Титеи, от кото­рой они и полу­чи­ли свое имя. Итак, [тита­на­ми-]муж­чи­на­ми были Крон, Гипе­ри­он, Кой, а так­же Япет и Крий и послед­ний — Оке­ан, сест­ра­ми же их были Рея, Феми­да и Мне­мо­си­на, а так­же Феба и Тефия. Каж­дый из них изо­брел для людей то или иное бла­го, и за эти обще­че­ло­ве­че­ские бла­го­де­я­ния они и удо­сто­и­лись поче­стей и веч­ной памя­ти».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 67. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Доче­рью Коя и Фебы была Лето».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 74):

 

«От Полоса и Фебы – Латона, Астерия».

 

Оцените статью
Античная мифология