Бог Уран

Уран был изначальным богом неба. Греки представляли небо твердым медным куполом, украшенным звездами, края которого спускались к самым внешним границам плоской земли. Уран был буквальным небом, так же как его супруга Гея была землей.

У Урана и Геи было двенадцать сыновей и шесть дочерей. Он запер старших из них — гигантских Циклопов и Гекатонхейров — внутри чрева Земли. Гея испытала огромную боль и убедила своих сыновей-титанов восстать. Четверо из них расположились в углах мира, готовые схватить своего отца, когда он спустился, чтобы лечь на Землю, а пятый, Кронос, занял свое место в центре и там кастрировал Урана адамантовым серпом. Кровь бога неба упала на землю, породив мстительных Эриний и Гигантов.

Уран предсказал падение Титанов и наказание, которое они понесут за свои преступления, — пророчество осуществилось благодаря Зевсу, свергнувшему пятерых братьев и бросившему их в яму Тартара.

Уран не появляется в раннем греческом искусстве, но египетские изображения их богини неба Нут демонстрируют, каким его представляли — гигантским, усыпанным звездами человеком с длинными руками и ногами, стоящим на четвереньках, с кончиками пальцев в далеко на восток, его пальцы на крайнем западе, и его выгнутое тело поднято, чтобы сформировать купол неба. В римскую эпоху его часто изображали как Айона, бога вечного времени, в виде человека, держащего зодиакальное колесо, стоящего над лежащей Геей (Землей).

Изображение справа — Айон-Уран и Колесо Зодиака, греко-римская мозаика 3 век н.э, Мюнхенская глиптотека.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ УРАН
РодителиГея (без отца)
ЖенаГея
Бог чегоНебо, звездное небо
ДомНебо
СимволыЗодиакальное колесо
Другие ИменаAcmon
Римское имяЦе́лум, Целус
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΟυρανοςOuranosUranus, CaelumSky, HeavenНебо, Небеса

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Гея (Без отца) (Hesiod Theogony 126, Nonnus Dionysiaca 27.50)
[2.1] Эфир & Гея (Titanomachia Frag 2)
[2.2] Эфир & Гемера (Hyginus Preface, Cicero De Natura Deorum 3.17)
[4.1] Нюкта (Orphic Fragments)
[5.1] Создан из мирового Яйца от Хроноса (Orphic Rhapsodies 66, Orphic Frag 54 & 57, Epicuras Frag)

 

Дети

[1.1] Титаны (Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Кронос), Титаниды (Тейя, Рея, Фемида, Мнемосина, Тетис), Циклопы, Гекатонхейры (от Геи) (Hesiod Theogony 135, Diodorus Siculus 5.66.1)
[1.2] Титаны (Океан, Кронос, Тетис) (от Геи) (Aeschylus Prometheus Bound 207)
[1.3] Титаны (как указано выше), Титаниды (как указано выше плюс Диона), Циклопы, Гекатонхейры (от Геи) (Apollodorus 1.2)
[1.4] Циклопы, Гекатонхейры (от Геи) (Eumelus Titanomachia Frag 1)
[1.5] Океан, Фемида, Тартар, Понт, Титаны, Бриарей, Гиг, Стероп, Атлант, Гиперион, Кой, Кронос, Рея, Мнемосина, Диона, Эринии (от Геи) ? (Предисловие Гигина Примечание: текст поврежден)
[2.1] Эринии, Гиганты (Куреты?), Мелии (рожденный от крови его окропления Геей) (Hesiod Theogony 184)
[2.2] Эринии, Гиганты (рожденный от крови его окропления Геей) (Apollodorus 1.3, 1.34)
[2.3] Эринии, Тельхины (рожденный от крови его окропления) (Tzetzes on Hesiod’s Theogony)
[4.1] Афродита (рожденна от частей тела, брошенных в море) (Hesiod Theogony 188, Philostratus Elder 2.1, Apuleius 6.6, Nonnus Dionysiaca 1.86, et. al.)
[5.1] Этна (от Геи) (Simonides Frag 52, Scholiast on Theocritus 1.65)

СЛОВАРЬ

УРАН (Ούρανός) в греческой мифологии божество, олицетворяющее небо; супруг земли Геи, принадлежащий к первому, самому древнему поколению богов. Гея родила У. (Hes. Theog. 126 след.) и, вступив с ним в брак, породила горы, нимф, море Поит, титанов, киклопов, сторуких (126-153). У. обладал бесконечной плодовитостью. Дети его были ужасны видом и отцу своему ненавистны; он прятал их в утробе Геи, тяжко от этого страдавшей (154-159). Земля задумала облегчить свою судьбу, и по ее просьбе младший сын Кронос серпом оскопил У. (160-181). Из капель крови У., упавших на землю, родились гиганты, эринии, нимфы Мелии («ясеневые») и богиня Афродита (182-201). Так У. оказался отстраненным от продолжения рода богов-чудовищ, уступив власть своему сыну Кроносу. Ниспровержение У. в свою очередь открывало возможность дальнейшей смены поколений богов и совершенствования божественных властителей мира в духе антропоморфизма, упорядоченности и правопорядка. Миф об У. — свидетельство архаических истоков классической мифологии. Небо и земля мыслятся одним целым, которое затем в космогоническом процессе разделяется на две сущности. Из них У. — мужское начало, одновременно является и сыновним началом, вторичным по отношению к Гее. У. нуждается в лоне земли как восприемницы его плодоносной силы. Земля же, пережив период бурного и непроизвольного продолжения рода, устраняет У. Она рождает потомство и вступает в другие браки, руководствуясь собственными замыслами и целенаправленной волей, что указывает на первичность именно мифологии земли, а не неба.Лит.: Dumézil G., Ouranos-Varuna. Étude de mythologie comparée indo-européenne, P., 1934; Staudacher W., Die Trennung von Himmel und Erde Ein vorgriechischer Schöpfung-Mythus bei Hesiod und der Graphikern, Tübingen, 1942. А. Ф. Лосев.

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΑκμωνAkmônAcmonForethoughtНеутомимый, Наковальня
ΑκμονιδεςAkmonidesAcmonidesForethought

 

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УРАН И РОЖДЕНИЕ КОСМОСА

Айон-Уран, Гея и Карпи, греко-римская мозаика 3 век н.э, Мюнхенская глиптотека
Айон-Уран, Гея и Карпи, греко-римская мозаика 3 век н.э, Мюнхенская глиптотека

I. КОСМОГОНИЯ ГЕСИОДА

Гесиод. Теогония. 117-132. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 31) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Прежде всего во вселенной Хаос [Пропасть, Воздух] зародился, а следом

Широкогрудая Гея [Земля], всеобщий приют безопасный,

Сумрачный Тартар [Ад], в земных залегающий недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший, – Эрос [Любовь]

Сладкоистомный – у всех он богов и людей земнородных

Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Черная Ночь и угрюмый Эреб [Тьма] родились из Хаоса.

Ночь же Эфир [Свет] родила и сияющий День, иль Гемеру:

Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.

Гея же прежде всего родила себе равное ширью

Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду

И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных;

Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многотенных;

Также еще родила, ни к кому не всходивши на ложе,

Шумное море бесплодное, Понт».

 

II. КОСМОГОНИЯ ЕВМЕЛА

Утраченное сочинение древнегреческого эпоса «Титаномахия», которое приписывается Евмелу Коринфскому, повествовало о космогонии. Вероятно, она во многом была сходной с космогонией Гесиода, но с некоторыми существенными различиями: например, Уран, Гея и Понт были представлены как дети Эфира (бога, олицетворявшего место обитания богов – верхний слой воздуха) и Гемеры (Дня).

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> Генеалогии. 1-2. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 1-2):

«От Мглы [родился] – Хаос. От Хаоса и Мглы — Ночь, День, Эреб, Эфир.

От Эфира [Свет] и Дня [Гемеры] [родились] – Земля [Гея], Небо [Уран], Море [Понт]».

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XVII (44). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«… Если Сатурн [Кронос] бог, то следует признать, что и его отец, Небо [Уран] – бог. А если так, то и родители Неба также должны считаться богами: Эфир [Верхний воздух] и День [Гемера]…»

 

III. КОСМОГОНИЯ АЛКМАНА

Космогония Алкмана. 24-29. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 81) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Таким образом, возникли * * * По-

рос, Текмор и Мрак. «День

да Луна и третьим – Мрак» <и до слова>

«блестки»: «день» — не в узком смысле, но

включая Солнце; сначала был только мрак,

а после этого, когда он стал различимым. . .

[«Блестки» – это, вероятно, звездный Уран или Эфир].

 

IV. ОРФИЧЕСКАЯ КОСМОГОНИЯ

Аристофан. Птицы. 685 и далее. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983. — Т. 2.):

«Хаос, Ночь и Эреб [Тьма] – вот что было сперва, да еще только Тартара бездна.

Вовсе не было воздуха [Эфира], неба [Урана], земли [Геи]. В беспредельном Эребовом лоне

Ночь, от ветра зачав, первородок яйцо принесла. Но сменялись годами

Быстролетные годы, и вот из яйца появился Эрот [Любовное желание] сладострастный.

Он явился в сверкании крыл золотых, легконогому ветру подобный.

С черным Хаосом в Тартаре сблизился он, в беспредельной обители мрака,

И от этого мы появились на свет, первородное племя Эрота.

Все смешала Любовь. И уж только потом родились олимпийские боги.

Из различных смешений различных вещей появились и небо [Уран], и море [Океан, Мировая река],

И земля [Гея], и нетленное племя богов ».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Первая книга. 500-503. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 16) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«Пел он [Орфей] о том, как сначала Офион и с ним Евринома

Океанида над снежным Олимпом владыками были,

И как под натиском силы Офион Кроносу сдался

С Реей, супругой его, и в волнах они оба исчезли».

 

Орфей. Орфические теогонии. I. Теогония папируса из Дервени. 15. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 46) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Урану [Небо], Сыну Ночи [Никты], тому, что царствовал самым первым…»

 

Овидий. Метаморфозы. Книга первая. 5-75. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Не было моря, земли и над всем распростертого неба, –

Лик был природы един на всей широте мирозданья, –

Хаосом звали его. Нечлененной и грубой громадой,

Бременем косным он был, – и только, – где собраны были

Связанных слабо вещей семена разносущные вкупе.

Миру Титан [Гелиос, Солнце] никакой тогда не давал еще света.

И не наращивала рогов новоявленных Феба [Селена, Луна],

И не висела земля, обтекаема током воздушным,

Собственный вес потеряв, и по длинным земным окоемам

Рук в то время своих не простерла еще Амфитрита [морская богиня].

Там, где суша была, пребывали и море и воздух.

И ни на суше стоять, ни по водам нельзя было плавать.

Воздух был света лишен, и форм ничто не хранило.

Все еще было в борьбе, затем что в массе единой

Холод сражался с теплом, сражалась с влажностью сухость,

Битву с весомым вело невесомое, твердое с мягким.

Бог [Деус, возможно, Хронос или изначальный Эрос] и природы почин раздору конец положили.

Он небеса от земли отрешил и воду от суши.

Воздух густой отделил от ясность обретшего неба.

После же, их разобрав, из груды слепой их извлекши,

Разные дав им места, – связал согласием мирным.

Сила огня вознеслась, невесомая, к сводам небесным [Уран],

Место себе обретя на самом верху мирозданья.

Воздух – ближайший к огню по легкости и расстоянью.

Оных плотнее, земля свои притянула частицы.

Сжатая грузом своим, осела. Ее обтекая,

Глуби вода заняла и устойчивый мир окружила.

Расположенную так, бог некий – какой, неизвестно –

Массу потом разделил; разделив, по частям разграничил –

Землю прежде всего, чтобы все ее стороны гладко

Выровнять, вместе собрал в подобье огромного круга.

После разлил он моря, приказал им вздыматься от ветров

Буйных, велел им обнять окруженной земли побережья.

Только лишь расположил он всё по точным границам, –

В оной громаде – слепой – зажатые прежде созвездья

Стали одно за одним по всем небесам загораться;

Чтобы предел ни один не лишен был живого созданья,

Звезды и формы богов небесную заняли почву.

Для обитанья вода сверкающим рыбам досталась,

Суша земная зверям, а птицам – воздух подвижный».

 

Овидий. Фасты. Книга пятая. 11-18. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Кончился Хаос, и натрое мир разделился впервые,

И мироздание все в новые виды вошло:

Тяжко осела земля и моря за собой притянула,

А в высочайшую высь легкое небо [Уран] взвилось.

Солнце и звезды тогда вознеслись, невесомые, в небо,

Вспрыгнули кони Луны вышние тропы топтать.

Но ни земля [Гея] небесам [Урану], ни Фебу [Гелиосу, Солнцу] прочие звезды

Не уступали: почет был одинаковый всем».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXVII. 48-51. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 266) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Гея [Земля] эфир [здесь Уран, Небо] породила, где кружатся ныне созвездья,

Скажешь [Дионис], что родом с небес [от Урана] – и край мой [Земля] тебя и сокроет!

Даже и Крон…

Явленный небом [Ураном] – в недрах скрылся темных Аруры [т. е. был заключен в Тартар]!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь II. 334-336. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 22) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Великан Тифон обращается к Зевсу:] …Ведь небо [Уран] —

Брат мой с хребтом звездоносным, в котором царить собираюсь,

Сын земли [Геи], и жилищем небо это мне будет!»

 

КАСТРАЦИЯ УРАНА КРОНОСОМ

Гесиод. Теогония. 126-210. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 31-33) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Гея же прежде всего родила себе равное ширью

Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду

И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных;

Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многотенных;

Также еще родила, ни к кому не всходивши на ложе,

Шумное море бесплодное, Понт. А потом, разделивши

Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий,

Коя и Крия, еще – Гипериона и Иапета,

Фею и Рею, Фемиду великую и Мнемосину,

Златовенчанную Фебу и милую видом Тефию.

После их всех родился, меж детей наиболе ужасный,

Крон хитроумный. Отца многомощного он ненавидел.

Также Киклопов с душою надменною Гея родила –

Счетом троих, а по имени – Бронта, Стеропа и Арга.

Молнию сделали Зевсу-Крониду и гром они дали.

Были во всем остальном на богов они прочих похожи,

Но лишь единственный глаз в середине лица находился:

Вот потому-то они и звались «Круглоглазы», «Киклопы»,

Что на лице по единому круглому глазу имели.

А для работы была у них сила, и мощь, и сноровка.

Также другие еще родилися у Геи с Ураном

Трое огромных и мощных сынов, несказанно ужасных, –

Котт, Бриарей крепкодушный и Гиес – надменные чада [гекатонхейры].

Целою сотней чудовищных рук размахивал каждый

Около плеч многомощных, меж плеч же у тех великанов

По пятьдесят поднималось голов из туловищ крепких.

Силой они неподступной и ростом большим обладали.

Дети, рожденные Геей-Землею и Небом-Ураном,

Были ужасны и стали отцу своему ненавистны

С первого взгляда. Едва лишь на свет кто из них появился,

Каждого в недрах Земли немедлительно прятал родитель,

Не выпуская на свет, и злодейством своим наслаждался.

С полной утробою тяжко стонала Земля-великанша.

Злое пришло ей на ум и коварно-искусное дело.

Тотчас породу создавши седого железа, огромный

Сделала серп и его показала возлюбленным детям,

И, возбуждая в них смелость, сказала с печальной душою:

«Дети мои и отца нечестивого! Если хотите

Быть мне послушными, сможем отцу мы воздать за злодейство

Вашему: ибо он первый ужасные вещи замыслил».

Так говорила. Но, страхом объятые, дети молчали.

И ни один не ответил. Великий же Крон хитроумный,

Смелости полный, немедля ответствовал матери милой:

«Мать! С величайшей охотой за дело такое возьмусь я.

Мало меня огорчает отца злоимянного жребий

Нашего. Ибо он первый ужасные вещи замыслил».

Так он сказал. Взвеселилась душой исполинская Гея.

В место укромное сына запрятав, дала ему в руки

Серп острозубый и всяким коварствам его обучила.

Ночь за собою ведя, появился Уран и возлег он

Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду

Распространился кругом. Неожиданно левую руку

Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный

Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро

Член детородный и бросил назад его сильным размахом.

И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:

Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,

Все их Земля приняла. А когда обернулися годы,

Мощных Эриний [Фурий] она родила и великих Гигантов [возможно, Куретов]

С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,

Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем.

Член же отца детородный, отсеченный острым железом,

По морю долгое время носился, и белая пена

Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене

В той зародилась [Афродита].

Детям, на свет порожденным Землею, названье Титанов

Дал в поношенье отец их, великий Уран-повелитель.

Руку, сказал он, простерли они к нечестивому делу

И совершили злодейство, и будет им кара за это».

 

Гесиод. Теогония. 617-623. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 42) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Ко [гекатонхейрам] Бриарею, и Котту, и Гиесу с первого взгляда

В сердце родитель почуял вражду и в оковы их ввергнул,

Мужеству гордому, виду и росту сынов удивляясь.

В недрах широкодорожной земли поселил их родитель.

Горестно жизнь проводили они глубоко под землею,

Возле границы пространной земли, у предельного края,

С долгой и тяжкою скорбью в душе, в жесточайших страданьях».

 

Гесиод. Теогония. 463-479. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Знал он [Кронос] от Геи-Земли и от звездного Неба-Урана,

Что суждено ему свергнутым быть его собственным сыном,

Как он сам ни могуч – умышленьем великого Зевса.

Вечно на страже, ребенка, едва только на свет являлся,

Тотчас глотал он. А Рею брало неизбывное горе.

Но наконец, как родить собралась она Зевса-владыку,

Смертных отца и бессмертных, взмолилась к родителям Рея,

К Гее великой, Земле, и к звездному Небу-Урану –

Пусть подадут ей совет рассудительный, как бы, родивши,

Спрятать ей милого сына, чтоб мог он отмстить за злодейство

Крону-владыке, детей поглотившему, ею рожденных.

Вняли молениям дщери возлюбленной Гея с Ураном

И сообщили ей точно, какая судьба ожидает

Мощного Крона-царя и его крепкодушного сына.

В Ликтос послали ее, плодородную критскую область,

Только лишь время родить наступило ей младшего сына,

Зевса-царя».

 

Гесиод. Теогония. 43-46. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 30) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Богини [Музы] же гласом бессмертным

Прежде всего воспевают достойное почестей племя

Тех из богов, что Землей [Геей] рождены от широкого Неба [Урана],

И благодавцев-богов [Титанов], что от этих богов народились».

 

Гомеровские гимны. XXX. К Гее, матери всех. 17. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 174) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Радуйся, матерь богов, о жена многозвездного Неба!»

Айон-Уран, Гея, Карпос, Оры и Прометей, греко-римская мозаика, Музей Дамаска
Айон-Уран, Гея, Карпос, Оры и Прометей, греко-римская мозаика, Музей Дамаска

Эсхил. Прометей прикованный. 165. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 240) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

«[Титаны – ] …Старое племя Урана».

 

Эсхил. Прометей прикованный. 204-205. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 241) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

«Прометей…

В то время был хорошим я советчиком

Титанам древним, неба [Урана] и земли [Хтона, Земли, Геи] сынам».

 

Эсхил. Прометей прикованный. 957. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 262) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

«[Титан Прометей:] Я пережил, как два тирана [Уран и Кронос] пали в пыль…»

 

Платон. Евтфирон, 5e-6a / Пер. С. Я. Шейнман-Топштейн. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 299) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Евтифрон… Ведь признают же сами люди Зевса наилучшим и справедливейшим из богов, а в то же время все они верят, что он заключил в оковы собственного отца [Кроноса] за то, что он преступно пожирал своих сыновей, а тот в свою очередь оскопил своего отца [Урана] за подобные же деяния».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. I (1-4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 63-64) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Уран [Небо] первый стал править всем миром. Вступив в брак с Геей [Землей], он произвел на свет прежде всего так называемых гекатонхейров – Бриарея, Гия и Котта, которые превзошли всех ростом и силой, имея по сто рук и по пятидесяти голов каждый. Вслед за ними родила ему Гея киклопов [циклопов] – Арга, Стеропа и Бронта, каждый из которых имел на лбу один глаз. Но Уран связал их и сбросил в Тартар. Это объятое мраком место в Аиде, удаленное от поверхности земли на такое же расстояние, как земля от неба. Затем Уран и Гея произвели на свет сыновей, так называемых титанов – Океана, Кея, Гипериона, Крия и Иапета, и после всех Крона, а также дочерей, прозванных титанидами, Тефию, Рею, Фемиду, Мнемосину, Фебу, Диону, Тейю.

Гея [Земля], негодуя по поводу гибели детей, сброшенных в Тартар, убедила титанов восстать против отца и дала кривой стальной меч Крону. Все титаны, за исключением Океана, напали на отца [Урана, Небо], и Крон, отрезав детородный орган Урана, бросил его в море. Из капель хлынувшей крови родились Эринии – Алекто, Тисифона, Мегера. Свергнув отца, титаны вывели из Тартара брошенных туда братьев и передали власть Крону».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Четвертая книга. 976-987. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 118-119) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«Остров есть большой и богатый, перед проливом

Он лежит Ионийским, среди Керавнийского моря.

Скрыт под ним серп, говорят (да простят меня Музы;

Против воли своей изложу я древнее слово),

Серп, которым Крон отсек у отца [Урана] детородный

Член. По другому сказанию этот серп, подрезавший

Стебли, был Деметры земной: в старинное время

Здесь она жила и сама научила Титанов

Колос спелый сжинать, полюбив Титаниду Макриду.

Вот почему этот остров, священный кормилец феаков,

Стал называться Дрепаною – ибо феаки и сами

Род свой от крови Урана ведут».

 

Каллимах. Причины. 2 (43). О городах Сицилии. 68-71. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Пер. О. Смыки, В. Ярхо, М. Грабарь-Пассек. – М.: Ладомир, 1999. – С. 293):

«Башни зубцами затем укрепили строители града [Занкла, на Сицилии],

Выстроив их в полукруг Кронова возле серпа –

В глуби пещеры подземной таится тот серп знаменитый –

Кронос Урану отсек часть детородную им»

[Серп был закопан недалеко от места основания города Занкла (от др.-греч. ζάγκλον – серп)].

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. Главы 66 (2-3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Было их [титанов] шесть мужчин и пять женщин, которых одно миф называет детьми Урана и Геи, а другое – одного из куретов и Титеи, от которой они и получили свое имя. Итак, [титанами-]мужчинами были Крон, Гиперион, Кой, а также Япет и Крий и последний – Океан, сестрами же их были Рея, Фемида и Мнемосина, а также Феба и Тефия»

[Автор не упомянул одну из титанид – Тейю].

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXIII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Рядом с рекой Болина в Ахайе:] Следом за этим выдается в море мыс. Отсюда, говорит предание, Кронос бросил в море тот серп, которым он изувечил своего отца, Урана; поэтому‑то и этот мыс стал называться Дрепаном (Серпом)».

 

Филострат Старший. Картины. Книга II. 1. Певицы священных гимнов. (4). (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

«… Родилась Афродита из моря, принявшего семя неба – Урана… Ее же рожденье они воспевают достаточно ясно; поднимая свой взор кверху, они тем говорят, что она родилась от неба – Урана; легким движеньем приподнятых рук они хотят указать, что она вышла из моря…»

 

Орфей. Орфические теогонии. I. Теогония папируса из Дервени. 14-16. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 46) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«<…Урану [Небо] огромная Гея [Земля] родила Крона,> который великое содеял

Урану, Сыну Ночи [Никты], тому, что царствовал самым первым;

От него [произошел] Крон, а затем – мудрый Зевс…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> Генеалогии. 13. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 2-3):

«От Эфира [Урана, Неба] и Земли [Геи] [родились] … Океан, Фемида, Тартар, Понт; Титаны – Бриарей, Гиг, Стероп, Атлант, Гиперион, Полос [Кой], Сатурн [Кронос], Опс [Рея], Монета [Мнемозина], Диона; три Фурии, а именно Алекто, Мегера, Тисифона».

 

Цицерон. О природе богов. Книга II. XXIV (63-64). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«И еще из другого источника, а именно из наблюдений за природой, хлынуло [на небо] великое множество богов, которые, будучи наделены человеческой наружностью, дали обильный материал поэтам для их вымыслов, а жизнь людей наполнили всяким суеверием. Этот вопрос рассматривал Зенон, а позже обстоятельнее разъяснили Клеанф и Хрисипп. По всей Греции распространено древнее поверье, что Уран небо (coelum) был оскоплен сыном, Сатурном [Кроносом], Сатурн же сам был заключен в оковы сыном Юпитером [Зевсом]. Но в этих нечестивых баснях кроется остроумный физический смысл: что небесная, выше всего находящаяся, огненная природа – эфир [Уран], поскольку сам от себя рождает все, не имеет части тела, служащей для совокупления и рождения потомства».

 

Апулей. Золотой осёл. Книга шестая. 6. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. 178) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):

«Облака расступаются, небо [Уран] открывается перед своею дочерью [Афродитой], высший эфир с весельем приемлет богиню…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь I. 87-88. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 5) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«…Бездонную Афродиту

Древле зыбь породила от влаги небесной Урана!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь VII. 225-228. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 80) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Наяда видит Семелу, плывущую по ручью, и представляет ее второй Афродитой:]

После Ки́приды древней серпом отца оскопивший

Новый Кронос какой же ныне пену взбивая,

Снова ведет к рожденью влагу обретшую облик,

Он ли помог явленью младшей морской Афродиты?»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XII. 42-47. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 124-125) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Подошла и на кладке пророческой вдруг увидала

Первую доску [с пророчествами Фанеса] (стара, как всей вселенной начала),

Изображала она, что свершил владыка Офи́он

Некогда, также деянья древнего Крона являла;

Как детородный орган отца [Урана] отрезал, как кровью

Дщереродное море [Таласса], как семенем древле, кропилось…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XIII. 437-439. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 142) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«… Некогда семя и детородного члена

Кровь Уранова, слившись, в пене образ явили,

И родилася Пафийка [Афродита]…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XVIII. 217-227. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 188-189) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Докажи, что Кронида ты отпрыск! Ибо он [Зевс] свергнул

Землерожденных Титанов с горних склонов Олимпа

Юношей будучи только!

Крон ливненосный, когда-то серпом изострым лишивший

Детородного члена отца [Урана], желавшего ложа [Геи]

(С той-то самой поры и стал он навеки бесплодным!),

Вел с Зевесом сраженье, собрав под начало Титанов».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXI. 251-256. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 215) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Владыка индов говорит о себе:] Дериадей же

Ни Блаженных бессмертных не знает, ни почитает

Ни Зевеса, ни Солнца, ни хора созвездий небесных!

Крона вместе с Кронидом, губителем власти отцовской,

Крона, потомство пожравшего собственное – отрицаю!

Он ведь лишил Эфира [здесь Урана] органов детородных!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLI. 96-102. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 400) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Раньше острова Кипра, Истма, раньше Коринфа,

Первой прияла Киприду [Афродиту], врата открыв пред богиней,

Только родившейся в пене морской. И древле те зыби

Были тогда чреваты кровию уранийской,

Вместе с семенем бога влагу оплодотворили,

Пеною женородящей ставшую в моря пучине,

Повитухой природа стала…»

 

УРАН И ОПЛОДОТВОРЯЮЩИЕ ДОЖДИ

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила (перевод М. Л. Гаспарова). Данаиды. 102 (44). [Речь Афродиты]. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 284):

«Святое небо [Уран] движимо любовию

С землею слиться, а земля – приять его;

Дождь, с неба страстно бьющий в землю ждущую,

Плодотворит, и на земле рождаются

И люди, и скоты, и все Деметрины

Плоды [то есть семена], и в брачном ливне древеса цветут.

Таков сей брак, и я [Афродита, богиня деторождения] – тому причиною».

 

УРАН – ПРОРОЧЕСКИЙ ГОЛОС НЕБЕС

Гесиод. Теогония. 463-465. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Знал он [Кронос] от Геи-Земли и от звездного Неба-Урана,

Что суждено ему свергнутым быть его собственным сыном,

Как он сам ни могуч – умышленьем великого Зевса».

 

Гесиод. Теогония. 886-893. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 47) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Сделалась первою Зевса супругой Метида-Премудрость;

Больше всего она знает меж всеми людьми и богами.

Но лишь пора ей пришла синеокую деву-Афину

На свет родить, как хитро и искусно ей ум затуманил

Льстивою речью Кронид и себе ее в чрево отправил,

Следуя хитрым Земли [Геи] уговорам и Неба-Урана.

Так они сделать его научили, чтоб между бессмертных

Царская власть не досталась другому кому вместо Зевса».

 

Гомеровские гимны. V. К Деметре. 6-14. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 155) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Дева играла на мягком лугу и цветы собирала,

Ирисы, розы срывая, фиалки, шафран, гиацинты,

Также нарциссы – цветок, из себя порожденный Землею,

По наущению Зевса, царю Полидекту в угоду,

Чтоб цветколицую деву [Персефону] прельстить – цветок благовонный,

Ярко блистающий, диво на вид для богов и для смертных.

Сотня цветочных головок от корня его поднималась,

Благоуханью его и вверху все широкое небо [Уран],

Вся и земля [Гея] улыбалась, и горько-соленое море [Таласса]».

 

Гомеровские гимны. II. К Аполлону Пифийскому. 154-161. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 132) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«И возложила на землю ладонь волоокая Гера

И, сотворяя молитву, такое промолвила слово:

«Слушайте ныне меня вы, Земля [Гея] и широкое Небо [Уран]!

Слушайте, боги-Титаны, вкруг Тартара в глуби подземной

Жизнь проводящие, – вы, от которых и люди и боги!

Сделайте то, что прошу я: помимо супруга Кронида,

Дайте мне сына, чтоб силою был не слабее он Зевса.

Но превзошел бы его, как Кроноса Зевс превосходит».

 

Пиндар. Олимпийские песни. 7. <«Родос»> Диагору Родосскому. 36 и далее. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 33) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«…Из отчего [Зевса] темени вырвалась Афина

С бескрайним криком,

И дрогнули перед нею Небо [Уран] и мать Земля [Гея]…»

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. Глава 71 (3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«… Перед битвой с гигантами на Крите Зевс принес в жертву быка Гелиосу [Солнцу], Урану [Небу] и Гее [Земле], и все священные приметы указали, что решено следующее: были знаменованы власть и переход от врагов к ним [то есть некоторые из гигантов (титанов) перешли на сторону Зевса]».

 

УРАН – СВИДЕТЕЛЬ КЛЯТВЫ БОГОВ

Гомер. Илиада. Песнь пятнадцатая. Оттеснение от кораблей. 35-38. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 249) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«И [Гера] воскликнула так, устремляя крылатые речи:

«Будьте свидетели мне, о земля [Гея], беспредельное небо [Уран],

Стикса подземные воды, о вы, величайшая клятва,

Клятва ужасная даже бессмертным, я вами клянуся…»

 

Гомеровские гимны. I. К Аполлону Делосскому. 83-86. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 127) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«И поклялася Лето великою клятвой бессмертных:

«Этой Землею [Геей] клянуся и Небом [Ураном] широким над нами,

Стикса подземно текущей водой, – меж богов всеблаженных

Клятвою, самой ужасной из всех и великою самой…»

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Третья книга. 698-715. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 80-81) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«[Халкиопа говорит своей сестрее Медее:]

Но поклянись и Ураном [Небом] и Геею [Землей], все, что скажу я,

В сердце своем удержать и мне во всем покориться.

[Медея отвечает:]

Ведает гордая клятва колхидян, которой поклясться

Ты меня заставляешь, Уран [Небо] великий и Гея [Земля],

Навзничь лежащая матерь богов: сколько силы найдется

У меня, в поддержке тебе не придется нуждаться».

 

ГИМНЫ УРАНУ

Орфический гимн IV. Урану (фимиам, ладан). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 184) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«О всеродитель Уран, некрушимая часть мирозданья,

Старший в роду, и начало всего и всему завершенье!

Куполом ты над землей, о миродержавец, простерся,

Дом всеблаженных богов. Ты все обтекаешь дозором

В круговращенье своем, о страж и земли и эфира,

В сердце твоем – бесконечный закон неизбывной природы,

Ты, голубой, адамантово твердый, изменчивый видом,

Всеми играешь цветами, о Крона [Времени] родитель всезрячий,

Высший из демонов! Мне, о блаженный, внемли, умоляю!

Вновь посвященного миста по жизни веди беспорочной».

 

ПРОЧЕЕ ОБ УРАНЕ

Платон. Кратил. 401a-401b; 395e-396c. / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 633-635; 628-629) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Сократ: … Будем рассуждать о людях и выяснять, какое представление о богах те имели, когда устанавливали для них имена.

…Первые учредители имен не были простаками, но были вдумчивыми наблюдателями небесных явлений и, я бы сказал, тонкими знатоками слова.

Мне представляется, что и тому, кто по преданию был отцом его, Зевсу, прекрасно подходит его имя … Тому, кто его слышит, сначала может показаться кощунственным, что Зевс – сын Кроноса: более последовательно было бы, если бы Зевс назывался «порождением великой мысли». Ведь слово «корос» (xôqoç), [слышащееся в имени «Кронос»], означает не «отрок», но нетронутую (àxfQTov) чистоту (xcrthiQÔv) ума. Сам же Кронос – сын Урана, как говорит предание. А имя Уран, так же как Урания (oQÔaa xà avec), прекрасно выражает «взгляд вверх», который, Гермоген, по словам людей, изучающих небесные явления, сохраняет в чистоте человеческий ум. По небу и дано правильно имя Урану».

 

УРАН – БРОНЗОВЫЙ НЕБЕСНЫЙ КУПОЛ

Гесиод. Теогония. 678-681. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 43) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«[Во время войны с Титанами:] Заревело ужасно безбрежное море,

Глухо земля застонала, широкое ахнуло небо

И содрогнулось; великий Олимп задрожал до подножья

От ужасающей схватки».

 

Гесиод. Теогония. 698-705. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 43) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«[Во время войны с Титанами:]

Как бы кто ни был силен, но глаза ослепляли

Каждому яркие взблески перунов [Зевса] летящих и молний.

Жаром ужасным объят был Хаос. И когда бы увидел

Все это кто-нибудь глазом иль ухом бы шум тот услышал,

Всякий, наверно, сказал бы, что небо [Уран] широкое сверху

Наземь обрушилось, – ибо с подобным же грохотом страшным

Небо упало 6 на землю [Гею], ее на куски разбивая, —

Столь оглушительный шум поднялся от божественной схватки».

 

Гесиод. Теогония. 721-739. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 44) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Ибо настолько от нас отстоит многосумрачный Тартар:

Если бы, медную взяв наковальню, метнуть ее с неба [Уран],

В девять дней и ночей до земли [Гея] бы она долетела;

Если бы, медную взяв наковальню, с земли ее бросить,

В девять же дней и ночей долетела б до Тартара тяжесть.

Медной оградою Тартар кругом огорожен. В три ряда

Ночь непроглядная шею ему окружает, а сверху

Корни земли залегают и горько-соленого моря.

[В этом темном царстве на краях плоской земли]

И от бесплодной пучины морской, и от звездного неба

[купол которого спускается на землю]

Все залегают один за другим и концы и начала,

Страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга вторая. 623-627. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 71) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«Так говорила богиня [Эос (Рассвет), которая здесь отождествляется с Гемерой].

Стекали по лику бессмертной

сходные видом с рекой полноводною тяжкие слезы.

Мокрою стала вкруг трупа [Мемнона, сына Эос] земля. Сострадала несчастью

чада любимого Ночь. И Уран [Небеса] затемнил свои звезды,

в тучи и мглу завернувшись скорей Эригении [Владычицы света (Зари, Эос)] ради».

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Греко римская мозаика Айон и Колесо Зодиака. Арль

Греко римская мозаика Айон, Гея, Карпос. Сентинум

Греко римская мозаика Айон и Колесо Зодиака. Сентинум

Греко римская мозаика Айон, Гея, Прометей. Дамаск

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология