ПОРОС был олицетворением духа (даймона) целесообразности и изобретательности. Он был мужем Пении (Бедность) и противоположностью Апории (Беспомощность).
В космогонии Алкмана Порос (Создатель) и Фетида (Творение) были первородными божествами творения. Порос здесь был эквивалентом Хроноса (времени).
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Πορος | Poros | Porus | Expedience | Целесообразность |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
Метида (Plato Symposium 178)
Дети
Эрос (от Пении) (Plato Symposium 178)
Цитаты классической древнегреческой литературы
Платон. Пир. 203b /Перевод С. К. Апта. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 113) (греческий философ 4 в. до н. э.):
Когда родилась Афродита, боги собрались на пир, и в числе их был По́рос, сын Метиды. Только они отобедали — а еды у них было вдоволь, — как пришла просить подаяния Пени́я и стала у дверей. И вот По́рос, охмелев от нектара — вина тогда еще не было, — вышел в сад Зевса и, отяжелевший, уснул. И тут Пения, задумав в своей бедности родить ребенка от cПороса, прилегла к нему и зачала Эрота. Вот почему Эрот — спутник и слуга Афродиты: ведь он был зачат на празднике рождения этой богини; кроме того, он по самой своей природе любит красивое: ведь Афродита красавица. Поскольку же он сын Пороса и Пении, дело с ним обстоит так: прежде всего он всегда беден и вопреки распространенному мнению совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, не обут и бездомен; он валяется на голой земле, под открытым небом, у дверей, на улицах и, как истинный сын своей матери, из нужды не выходит. Но с другой стороны, он по-отцовски тянется к прекрасному и совершенному, он храбр, смел и силен, он искусный ловец, непрестанно строящий козни, он жаждет разумности и достигает ее, он всю жизнь занят философией, он искусный чародей, колдун и софист. По природе своей он ни eбессмертен, ни смертен: в один и тот же день он то живет и расцветает, если дела его хороши, то умирает, но, унаследовав природу отца, оживает опять. Все, что Эрот ни приобретает, идет прахом, отчего он никогда не бывает ни богат, ни беден.
Космогония Алкмана. 5. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 81) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
«Ибо, когда материя начала
упорядочиваться
возник некий Порос – как бы начало.
Итак, Алкман говорит, что материя всех вещей
была беспорядочной
и необработанной.
[См. Платона ниже о положении изначального Эроса в этой космогонии. Эрос родился из мирового яйца, созданного Поросом и Текмором]»
ИСТОЧНИКИ
Греческие
Платон. Пир. / Пер. С. К. Апта. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
Список используемой литературы