Бог Фавн

Фавн был богом лесов. В «Деяниях Диониса» Нонна Панополитанского он упоминается как один из деревенских богов в войске Диониса, выступившего против индийцев.

На этой странице отсутствует информация о римском Фавне, а есть только описание этого бога в греческой литературе. Большинство античных авторов отождествляли Фавна с греческим богом Паном.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ ФАВН
РодителиПосейдон и Цирцея
Бог чегоЛесов
ДомОстров Сицилия или Этрурия
Римское имяФавн
Греческое имяТранслитерацияРимское имяАнглийский переводПеревод
ΦαυνοςPhaunosFaunus(Italian name)(итальянское имя)

РОДИТЕЛИ:

Посейдон и Кирка (Dionysiaca 13.327 & 37.10)

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XIII. 326-330. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 140) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«[Рея призывает деревенских богов в армию Диониса для его похода против индийцев:]

Прибыл туда же и Фавн, свой огненный бросив, весь в скалах,

Мыс пелоридский, что встал в Сикелии трехоконечной…

Сын он страсти Кронида глубинного [Посейдона] с Киркой-колдуньей,

Брат ее – царь Ээт многомудрый, что обитает

В хитросплетении мрачном каменного строенья…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXXVII. 6-33. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 349) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«[Во время индийской войны Диониса:]

Дионис, прознав о затишье в этом походе,

Посылает упряжку мулов с возницами вместе

Поутру за сухими вязанками в горные чащи,

Дабы предать огню Офельтеса мертвое тело.

Он назначил главою по сбору веток сосновых

Фавна, ведь тот был сведущ в блужданьях по дикому лесу,

Ведал о всех тропинках, наученный матерью Киркой [Цирцеей].

Вот они рубят деревья, укладывая рядами:

Много там ясеней пало, изрубленных медью изострой,

Много дубов ветвистых с шумом наземь валилось,

Много и елей высоких вместе с сосной прямоствольной,

Сыпя иглы сухие; падали всюду деревья,

Мало-помалу повсюду твердь скалы обнажая…

Многие гамадриады другие жилища искали,

Укрываясь у нимф рассерженных горных потоков.

Множество там народа средь горных отрогов толпилось,

Ищущих троп и проходов. И можно было увидеть,

Как карабкался кто-то наверх, а кто-то спускался

Вниз, по разным снуя направленьям. Вот уж вязанки

Связанных вместе поленьев и хвороста нагрузивши

На спину мулам, спускались, и цокали звонко копыта

Вьючных животных о камни, поспешающих к долу

Вереницею бодрой, и волочилися ветви

Срубленных накануне стволов, в пыли придорожной

Борозды оставляя. Сатиры с панами вместе

Делом сим занимались: кто-то рубил деревья,

Кто-то тяжелые ветви своей упорною дланью

Вверх тащил, и плясали их неустанные ноги!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXXVII. 55-68. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 350) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«[Приготовлен костер, на котором должен быть сожжен убитый в войне с индийцами Офельт – друг Диониса:]

Стали огонь добывать, ведь скалолюбивый Кирки [Цирцеи]

Отпрыск, пустынножитель Фавн, Тирсениды насельник,

Этому был обучен родительницей премудрой:

Огнеродные камни с отрогов принес он пустынных,

Гор высоких творенье. С места, где молнии пали

С неба, следы оставив несомненной победы,

Вынес пламен священных остатки, дабы над мертвым

Телом разжечь погребальный костер; вот серой священной

Натирает он обе стороны горного камня

Огнеродного, после росток эритрейского древа,

Что посуше, меж парой этих камней укрепляет,

После трет их усердно, о женский мужской ударяя

Камень, пока сам собою из них не брызгает пламень,

Их охвативший…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXXVII. 165-167. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 352) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«[На погребальных играх по Офельту Фавн принял участие в колесничных гонках:]

… Фавн явился четвертым, он единый в собранье

Обликом ярким подобен отцу своей матери милой [Гелиосу],

Восседал он как Гелий [Гелиос] на четверной повозке».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXXVII. 230-232. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 354) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Конелюбивый

Отпрыск от славной крови горнего Фаэтонта,

Фавн…»

[Т. е. Фавн был сыном Кирки – дочери Гелиоса, и, следовательно, племянником Фаэтона.]

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология