Богиня Бритомартис

Бритомартис была девственной богиней охотников, рыболовово и охотничьих сетей. Улов из сетей — мелкая дичь, рыба и птица — служили древними греками в качестве закуски наряду с основным продуктом питания — хлебом. Сам хлеб, по всей видимости, принадлежал матери Бритомартис, Карме, «хозяйке урожая».

Бритомартис была охотницей на острове Крит. Когда похотливый царь Минос попытался соблазнить ее, она убежала от его нападок, промчалась вдоль острова и прыгнула в море. Там ее поймали в сетях рыбаки и отнесли на безопасный остров Эгина.

Имя Бритомартис означает «Милая дева» от древнегреческих слов britos и martis. Она была также известна как Диктинна «Владычица сетей». Она была тесно связана с богиней Артемидой.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГИНЯ БРИТОМАРТИС
РодителиЗевс и Карма
Богиня чегоОхотничьи и рыболовные сети
ДомГора Дикта на Крите
Священные животныеОхотничья собака
Другие именаДиктинна
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΒριτομαρτιςBritomartisBritomartisSweet-MaidenМилая дева

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Зевс & Карма (Pausanias 2.30.3, Diodorus Siculus 5.76.3, Antoninus Liberalis 40)

СЛОВАРЬ

БРИТОМАРТИС (βριτόμαρτις) в греческой мифологии спутница Артемиды, дочь Зевса, известная своим целомудрием. Мифы о Б. связаны с Критом (особенно с городом Гортина) и царем Миносом, полюбившим Б. и преследовавшим ее. Спасаясь от Ми-носа, Б. бросилась со скалы в море, но была спасена, т. к. попала в сети рыбака (отсюда ее прозвище Диктинна, «попавшая в сеть»). По другой версии мифа, ее спасла Артемида. Б.-охотница является ипостасью Артемиды. Согласно Каллимаху (Саllim. Hymn. Ill 189-203), Б. — одно из имен Артемиды. а. А.т.-г.

 

ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΔικτυνναDiktynnaDictynnaOf the Nets (diktyon)Из сетей
ΑφαιαAphaiaAphaeaDisappear (aphanês)Исчезнуть
ΛαφριαLaphriaLaphriaOf the Spoils (laphyra)Из Добычи

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОРИЯ БРИТОМАРТИС

Гимны Каллимаха. 3. К Артемиде. 188 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.) (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 168, 170-171 ) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«Но среди нимф возлюбила ты [Артемида] дивно гортинскую нимфу [на Крите],
Зоркую Бритомартис-оленеубиьцу, за коей
Гнался по критским горам Минос, язвимый желаньем.
То в укромах лесных от него таилася нимфа,
То в болотных лощинах; он девять месяцев кряду
По бездорожью блуждал, не желая погони оставить;
Но под конец, настигаема им, она ввергнулась в море,
Прянув с обрыва, а там ее удержали тенета
Спасших ее рыбарей. С тех пор кидонийцы «Диктиной»
Нимфу зовут самое, а утес, с которого нимфа
Прянула, кличут «Диктейским»; алтарь у брега воздвигнув,
Жертвы приносят они, венки же плетут из фисташек
Или сосновых ветвей, но мирт рукам их запретен,
Ибо веточка мирта, за пеплоса край зацепившись,
Девы замедлила бег; с той поры eй мирт ненавистен.
Светоченосная Упис, владычица, критяне даже
И тебя самое именуют прозванием нимфы…
Первыми эти двое и лук, и колчан стрелоемный
Стали носить у плеча, оставляя правое рамо
Неприкровенным и правый сосок всегда обнажая».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 76. 3. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Бри­то­мар­ти­да, про­зван­ная Дик­тин­ной, как гла­сит миф, роди­лась в Кено на Кри­те и была доче­рью Зев­са и Кар­мы, доче­ри Эвбу­ла, рож­ден­но­го Демет­рой. Изо­бре­тя исполь­зу­е­мые на охо­те сети (δίκ­τυα), она полу­чи­ла про­зви­ще Дик­тин­ны и про­во­ди­ла вре­мя с Арте­ми­дой, поче­му и счи­та­ют, буд­то Дик­тин­на и есть Арте­ми­да. Эту боги­ню кри­тяне почи­та­ют жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми и соору­жа­ют в ее честь хра­мы. Те же, кто счи­та­ет, буд­то Дик­тин­ной она назва­на пото­му, что спря­та­лась в рыба­чьих сетях, спа­са­ясь от объ­я­тий Мино­са, гре­шат про­тив исти­ны. Ведь невоз­мож­но пове­рить, что боги­ня ока­за­лась настоль­ко бес­силь­на, что при­бег­ла к помо­щи людей, будучи доче­рью вели­чай­ше­го из богов, а к тому же Мино­са обви­нять в таком нече­стии неспра­вед­ли­во, посколь­ку мифы гла­сят о его при­вер­жен­но­сти спра­вед­ли­во­сти, а так­же достой­ной высо­чай­ших похвал жиз­ни».

 

Страбон. География. Книга 10. 4. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Как гово­рят, и Кал­ли­мах [поэт 3 века до н.э.] непра­виль­но сооб­ща­ет о том, как Бри­то­мар­тис, спа­са­ясь от наси­лия Мино­са, прыг­ну­ла с Дик­ты в рыба­чьи сети и поэто­му полу­чи­ла от кидо­ний­цев имя Дик­тин­на, а гора — Дик­та».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 30. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Кар­ма­но­ра, очи­стив­ше­го Апол­ло­на от убий­ства Пифо­на, был сын Эвбул и что от Зев­са и Кар­мы, доче­ри Эвбу­ла, роди­лась Бри­то­мар­тис, что она люби­ла бег и охоту и была осо­бен­но доро­га Арте­ми­де; убе­гая от влюб­лен­но­го в нее Мино­са, она бро­си­лась (в море), где были рас­став­ле­ны сети для лов­ли рыбы. Арте­ми­да сде­ла­ла ее боги­ней, и ее чтут не толь­ко кри­тяне, но и эги­не­ты, гово­ря, что Бри­то­мар­тис появ­ля­ет­ся у них на ост­ро­ве. Поэто­му у эги­не­тов она зовет­ся Афайя, а на Кри­те — Дик­тин­на (Ведаю­щая сетя­ми)».

 

Антонин Либерал. Метаморфозы. 40. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«У Кассиопеи, дочери Арабия, и Феника, сына Агенора, была дочь Карма [сестра Европы]. Соединившись с ней215, Зевс произвел на свет Бритомартис. Избегая общения с людьми, она предпочла навсегда остаться девушкой. Из Финикии она направилась в Аргос вслед за Бизой, Мелитой, Мэрой и Анхироей, дочерьми Эрасина, затем из Аргоса она спустилась, достигнув Кефаллении, и местные жители прозвали ее Лафрией и воздвигли ей святилище как богине. Затем она приходит на Крит, и Минос, увидев ее, стал преследовать своей любовью. Она же бежала с помощью рыбаков, которые укутали ее сетью, и по этой причине критяне прозвали ее Диктинной и воздвигли ей святилище. Бежав от Миноса, Бритомартис прибыла на рыбацком челне на Эгину вместе с рыбаком Андромедом. И он, желая соединиться с ней, напал на нее, но Бритомартис, выпрыгнув из челна, бежала в рощу, где и теперь стоит ее святилище, и затем исчезла из вида, и ее назвали Афеей. А в святилище Артемиды2 <появилась статуя>. То же место, где Бритомартис исчезла из вида, эгинеты посвятили ей, назвали ее Афеей и воздвигли святилище как богине».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 33. 332. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 55) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Я бы тогда назвалася новою Бритомартидой,
Брака бегущею девой, за море убежавшей,
Дабы Миноса страсти в новой отчизне избегнуть!»

БРИТОМАРТИС ОТОЖДЕСТВЛЯЛСЯ С АРТЕМИДОЙ

Аристофан. Осы. 367 (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. – Т. 2. – М.: Искусство, 1983):

«Лучше нечего придумать: надо сети перегрызть,
А Диктина пусть простит мне, если я испорчу их».

 

Аристофан. Лягушки. 1358 (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. – Т. 2. – М.: Искусство, 1983):

 

«С ними ты, дочь Лето,
Арте­ми­да!
Поспе­ши, при­веди сво­их псиц,
Обы­щи дом и двор!
И ты, дочь Зев­са, смо­ли­стые факе­лы
В руках поды­мая,
Гека­та, явись, оза­ри
Гли­ки дом! Я вой­ду,
Все доб­ро пере­рою»

 

Орфический гимн XXXVI. Артемиде м (фимиам, манна). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 216) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«[Артемида] Светоч несущая, явная всем, богиня Диктина»

 

Апулей. Золотой осёл. Книга 11. 5. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. 142) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):

 

«критские стрелки — Дианой [Артемидой] Диктиннской [Бритомартис]»

КУЛЬТ БРИТОМАРТИС

Бритомартис поклонялись в первую очередь на островах Крит и Эгина.

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 30. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«И ее [Бритомартис] чтут не толь­ко кри­тяне, но и эги­не­ты, гово­ря, что Бри­то­мар­тис появ­ля­ет­ся у них на ост­ро­ве. Поэто­му у эги­не­тов она зовет­ся Афайя, а на Кри­те — Дик­тин­на (Ведаю­щая сетя­ми)».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 2. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Ведь люди того вре­ме­ни [эпоха героев] за свою спра­вед­ли­вость и бла­го­че­стие были гостя­ми и сотра­пез­ни­ка­ми богов… кото­рых чтут еще и сей­час, были воз­веде­ны в это досто­ин­ство из чис­ла людей, напри­мер, Ари­стей и крит­ская Бри­то­мар­тис, Геракл, сын Алк­ме­ны, и Амфи­а­рай, сын Оикле­са, а сверх это­го, Полидевк и Кастор».

I. КИДОНИЯ на Крите (греческое Эгейское море)

Страбон. География. Книга 10. 4. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Как гово­рят, и Кал­ли­мах [греческий поэт 3 века до н.э] непра­виль­но сооб­ща­ет о том, как Бри­то­мар­тис, спа­са­ясь от наси­лия Мино­са, прыг­ну­ла с Дик­ты в рыба­чьи сети и поэто­му полу­чи­ла от кидо­ний­цев имя Дик­тин­на, а гора — Дик­та. Дело в том, что Кидо­ния вовсе не нахо­дит­ся по сосед­ству с эти­ми места­ми, а вбли­зи запад­ных пре­де­лов ост­ро­ва. Одна­ко в Кидон­ской обла­сти есть гора Титир, на кото­рой сто­ит свя­ти­ли­ще, но не Дик­тей [Зевса], а Дик­тин­ней [храм Бритомартис] ».

 

Страбон. География. Книга 10. 4. 13. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Запад­ные соседи кидо­ний­цев — пол­ирре­нии [на Крите], в обла­сти кото­рых нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Дик­тин­ны».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 39. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Из про­из­веде­ний [мифического мастера] Деда­ла два нахо­дят­ся у бео­тий­цев… Такая же пара его дере­вян­ных ста­туй нахо­дит­ся на Кри­те: Бри­то­мар­тис — в Олун­те».

 

Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 8. 305. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«Жил он [легендарный пророк 1 века н.э. Аполлоний Тианский] якобы на Крите… и однажды позднею ночью пришел в храм Диктинны а названное святилище стерегут псы, коим положено охранять храмовые богатства. По мнению критян, эти псы не уступают свирепостью медведям и прочим подобным хищникам, но на Аполлония они даже не залаяли, и, сбежавшись, стали к нему ластиться, как не ластились и к давним знакомцам. Тогда храмовые служители схватили его и связали как колдуна и грабителя, объявив, будто подбросил он псам какую-та сладкую подачку. Около полуночи Аполлоний отряс с себя узы, и, кликнув тех самых служителей — дабы ничто не осталось тайным, — быстрым шагом поспешил к дверям святилища. Двери распахнулись настежь ему навстречу, но едва он вошел, снова захлопнулись, словно бы затворились, и послышалось изнутри девичье пенье, а песнь была такая: «Ввыспрь от земли, вдаль к небесам, гряди горе!», что означает: «Вознесись от земли к небу». [И тогда он исчез из мира]».

II. ЛИКТА Город на Крите (греческое побережье Эгейского моря)

Страбон. География. Книга 10. 4. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 361) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Кора­бель­ной сто­ян­кой Лик­та [на Крете]… явля­ет­ся так назы­вае­мый Херро­нес, где нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Бри­то­мар­тис».

III. Остров ЭГИНА (Южная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 30. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если в Эгине [острове] идти на гору Все­эл­лин­ско­го Зев­са, то встре­ча­ет­ся храм Афайи, в честь кото­рой Пин­дар напи­сал эги­не­там свою оду… Арте­ми­да сде­ла­ла ее боги­ней, и ее чтут не толь­ко кри­тяне, но и эги­не­ты, гово­ря, что Бри­то­мар­тис появ­ля­ет­ся у них на ост­ро­ве. Поэто­му у эги­не­тов она зовет­ся Афайя, а на Кри­те — Дик­тин­на (Ведаю­щая сетя­ми)».

 

Антонин Либерал. Метаморфозы. 40. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Бритомартис, выпрыгнув из челна [в Эгине после своего бегства с Крита], бежала в рощу, где и теперь стоит ее святилище, и затем исчезла из вида, и ее назвали Афеей. А в святилище Артемиды <появилась статуя>. То же место, где Бритомартис исчезла из вида, эгинеты посвятили ей, назвали ее Афеей и воздвигли святилище как богине».

IV. СПАРТА столица Лакедемонии (Южная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 12. 89. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[В Спарте в Лакедемонии] нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Дик­тин­ны»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 14. 29. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Спарте, в Лакедемонии, есть] храм Арте­ми­ды Иссо­ры, назы­вае­мой так­же Лим­най­ей (Вла­ды­чи­цей вод), но это, соб­ст­вен­но, не Арте­ми­да, а Бри­то­мар­тис (Боги­ня охоты) кри­тян».

V. ГИПСЫ Город в Лакедемонии (Южная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 24. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«У моря [в Гипсах в Лакедемонии], на мысу, нахо­дит­ся храм Арте­ми­ды Дик­тин­ны (Вла­ды­чи­цы сетей), и в честь нее каж­дый год они справ­ля­ют празд­не­ство».

VI. Остров КЕФАЛЛЕНИЯ (Центральная Греция)

Антонин Либерал. Метаморфозы. 40. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Затем из Аргоса она [Бритомартис] спустилась, достигнув Кефаллении, и местные жители прозвали ее Лафрией и воздвигли ей святилище как богине».

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

  • Апулей. Золотой осёл. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. ???-???) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология