Бритомартис была девственной богиней охотников, рыболовово и охотничьих сетей. Улов из сетей — мелкая дичь, рыба и птица — служили древними греками в качестве закуски наряду с основным продуктом питания — хлебом. Сам хлеб, по всей видимости, принадлежал матери Бритомартис, Карме, «хозяйке урожая».
Бритомартис была охотницей на острове Крит. Когда похотливый царь Минос попытался соблазнить ее, она убежала от его нападок, промчалась вдоль острова и прыгнула в море. Там ее поймали в сетях рыбаки и отнесли на безопасный остров Эгина.
Имя Бритомартис означает «Милая дева» от древнегреческих слов britos и martis. Она была также известна как Диктинна «Владычица сетей». Она была тесно связана с богиней Артемидой.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
БОГИНЯ БРИТОМАРТИС | |
Родители | Зевс и Карма |
Богиня чего | Охотничьи и рыболовные сети |
Дом | Гора Дикта на Крите |
Священные животные | Охотничья собака |
Другие имена | Диктинна |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Βριτομαρτις | Britomartis | Britomartis | Sweet-Maiden | Милая дева |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
Зевс & Карма (Pausanias 2.30.3, Diodorus Siculus 5.76.3, Antoninus Liberalis 40)
СЛОВАРЬ
БРИТОМАРТИС (βριτόμαρτις) в греческой мифологии спутница Артемиды, дочь Зевса, известная своим целомудрием. Мифы о Б. связаны с Критом (особенно с городом Гортина) и царем Миносом, полюбившим Б. и преследовавшим ее. Спасаясь от Ми-носа, Б. бросилась со скалы в море, но была спасена, т. к. попала в сети рыбака (отсюда ее прозвище Диктинна, «попавшая в сеть»). По другой версии мифа, ее спасла Артемида. Б.-охотница является ипостасью Артемиды. Согласно Каллимаху (Саllim. Hymn. Ill 189-203), Б. — одно из имен Артемиды. а. А.т.-г.
ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Δικτυννα | Diktynna | Dictynna | Of the Nets (diktyon) | Из сетей |
Αφαια | Aphaia | Aphaea | Disappear (aphanês) | Исчезнуть |
Λαφρια | Laphria | Laphria | Of the Spoils (laphyra) | Из Добычи |
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- ИСТОРИЯ БРИТОМАРТИС
- БРИТОМАРТИС ОТОЖДЕСТВЛЯЛСЯ С АРТЕМИДОЙ
- КУЛЬТ БРИТОМАРТИС
- I. КИДОНИЯ на Крите (греческое Эгейское море)
- II. ЛИКТА Город на Крите (греческое побережье Эгейского моря)
- III. Остров ЭГИНА (Южная Греция)
- IV. СПАРТА столица Лакедемонии (Южная Греция)
- V. ГИПСЫ Город в Лакедемонии (Южная Греция)
- VI. Остров КЕФАЛЛЕНИЯ (Центральная Греция)
ИСТОРИЯ БРИТОМАРТИС
Гимны Каллимаха. 3. К Артемиде. 188 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.) (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 168, 170-171 ) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Но среди нимф возлюбила ты [Артемида] дивно гортинскую нимфу [на Крите],
Зоркую Бритомартис-оленеубиьцу, за коей
Гнался по критским горам Минос, язвимый желаньем.
То в укромах лесных от него таилася нимфа,
То в болотных лощинах; он девять месяцев кряду
По бездорожью блуждал, не желая погони оставить;
Но под конец, настигаема им, она ввергнулась в море,
Прянув с обрыва, а там ее удержали тенета
Спасших ее рыбарей. С тех пор кидонийцы «Диктиной»
Нимфу зовут самое, а утес, с которого нимфа
Прянула, кличут «Диктейским»; алтарь у брега воздвигнув,
Жертвы приносят они, венки же плетут из фисташек
Или сосновых ветвей, но мирт рукам их запретен,
Ибо веточка мирта, за пеплоса край зацепившись,
Девы замедлила бег; с той поры eй мирт ненавистен.
Светоченосная Упис, владычица, критяне даже
И тебя самое именуют прозванием нимфы…
Первыми эти двое и лук, и колчан стрелоемный
Стали носить у плеча, оставляя правое рамо
Неприкровенным и правый сосок всегда обнажая».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 76. 3. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Бритомартида, прозванная Диктинной, как гласит миф, родилась в Кено на Крите и была дочерью Зевса и Кармы, дочери Эвбула, рожденного Деметрой. Изобретя используемые на охоте сети (δίκτυα), она получила прозвище Диктинны и проводила время с Артемидой, почему и считают, будто Диктинна и есть Артемида. Эту богиню критяне почитают жертвоприношениями и сооружают в ее честь храмы. Те же, кто считает, будто Диктинной она названа потому, что спряталась в рыбачьих сетях, спасаясь от объятий Миноса, грешат против истины. Ведь невозможно поверить, что богиня оказалась настолько бессильна, что прибегла к помощи людей, будучи дочерью величайшего из богов, а к тому же Миноса обвинять в таком нечестии несправедливо, поскольку мифы гласят о его приверженности справедливости, а также достойной высочайших похвал жизни».
Страбон. География. Книга 10. 4. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Как говорят, и Каллимах [поэт 3 века до н.э.] неправильно сообщает о том, как Бритомартис, спасаясь от насилия Миноса, прыгнула с Дикты в рыбачьи сети и поэтому получила от кидонийцев имя Диктинна, а гора — Дикта».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 30. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Карманора, очистившего Аполлона от убийства Пифона, был сын Эвбул и что от Зевса и Кармы, дочери Эвбула, родилась Бритомартис, что она любила бег и охоту и была особенно дорога Артемиде; убегая от влюбленного в нее Миноса, она бросилась (в море), где были расставлены сети для ловли рыбы. Артемида сделала ее богиней, и ее чтут не только критяне, но и эгинеты, говоря, что Бритомартис появляется у них на острове. Поэтому у эгинетов она зовется Афайя, а на Крите — Диктинна (Ведающая сетями)».
Антонин Либерал. Метаморфозы. 40. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«У Кассиопеи, дочери Арабия, и Феника, сына Агенора, была дочь Карма [сестра Европы]. Соединившись с ней215, Зевс произвел на свет Бритомартис. Избегая общения с людьми, она предпочла навсегда остаться девушкой. Из Финикии она направилась в Аргос вслед за Бизой, Мелитой, Мэрой и Анхироей, дочерьми Эрасина, затем из Аргоса она спустилась, достигнув Кефаллении, и местные жители прозвали ее Лафрией и воздвигли ей святилище как богине. Затем она приходит на Крит, и Минос, увидев ее, стал преследовать своей любовью. Она же бежала с помощью рыбаков, которые укутали ее сетью, и по этой причине критяне прозвали ее Диктинной и воздвигли ей святилище. Бежав от Миноса, Бритомартис прибыла на рыбацком челне на Эгину вместе с рыбаком Андромедом. И он, желая соединиться с ней, напал на нее, но Бритомартис, выпрыгнув из челна, бежала в рощу, где и теперь стоит ее святилище, и затем исчезла из вида, и ее назвали Афеей. А в святилище Артемиды2 <появилась статуя>. То же место, где Бритомартис исчезла из вида, эгинеты посвятили ей, назвали ее Афеей и воздвигли святилище как богине».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 33. 332. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 55) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Я бы тогда назвалася новою Бритомартидой,
Брака бегущею девой, за море убежавшей,
Дабы Миноса страсти в новой отчизне избегнуть!»
БРИТОМАРТИС ОТОЖДЕСТВЛЯЛСЯ С АРТЕМИДОЙ
Аристофан. Осы. 367 (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. – Т. 2. – М.: Искусство, 1983):
«Лучше нечего придумать: надо сети перегрызть,
А Диктина пусть простит мне, если я испорчу их».
Аристофан. Лягушки. 1358 (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. – Т. 2. – М.: Искусство, 1983):
«С ними ты, дочь Лето,
Артемида!
Поспеши, приведи своих псиц,
Обыщи дом и двор!
И ты, дочь Зевса, смолистые факелы
В руках подымая,
Геката, явись, озари
Глики дом! Я войду,
Все добро перерою»
Орфический гимн XXXVI. Артемиде м (фимиам, манна). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 216) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
«[Артемида] Светоч несущая, явная всем, богиня Диктина»
Апулей. Золотой осёл. Книга 11. 5. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. 142) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):
«критские стрелки — Дианой [Артемидой] Диктиннской [Бритомартис]»
КУЛЬТ БРИТОМАРТИС
Бритомартис поклонялись в первую очередь на островах Крит и Эгина.
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 30. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«И ее [Бритомартис] чтут не только критяне, но и эгинеты, говоря, что Бритомартис появляется у них на острове. Поэтому у эгинетов она зовется Афайя, а на Крите — Диктинна (Ведающая сетями)».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 2. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Ведь люди того времени [эпоха героев] за свою справедливость и благочестие были гостями и сотрапезниками богов… которых чтут еще и сейчас, были возведены в это достоинство из числа людей, например, Аристей и критская Бритомартис, Геракл, сын Алкмены, и Амфиарай, сын Оиклеса, а сверх этого, Полидевк и Кастор».
I. КИДОНИЯ на Крите (греческое Эгейское море)
Страбон. География. Книга 10. 4. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Как говорят, и Каллимах [греческий поэт 3 века до н.э] неправильно сообщает о том, как Бритомартис, спасаясь от насилия Миноса, прыгнула с Дикты в рыбачьи сети и поэтому получила от кидонийцев имя Диктинна, а гора — Дикта. Дело в том, что Кидония вовсе не находится по соседству с этими местами, а вблизи западных пределов острова. Однако в Кидонской области есть гора Титир, на которой стоит святилище, но не Диктей [Зевса], а Диктинней [храм Бритомартис] ».
Страбон. География. Книга 10. 4. 13. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Западные соседи кидонийцев — полиррении [на Крите], в области которых находится святилище Диктинны».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 39. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Из произведений [мифического мастера] Дедала два находятся у беотийцев… Такая же пара его деревянных статуй находится на Крите: Бритомартис — в Олунте».
Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 8. 305. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«Жил он [легендарный пророк 1 века н.э. Аполлоний Тианский] якобы на Крите… и однажды позднею ночью пришел в храм Диктинны а названное святилище стерегут псы, коим положено охранять храмовые богатства. По мнению критян, эти псы не уступают свирепостью медведям и прочим подобным хищникам, но на Аполлония они даже не залаяли, и, сбежавшись, стали к нему ластиться, как не ластились и к давним знакомцам. Тогда храмовые служители схватили его и связали как колдуна и грабителя, объявив, будто подбросил он псам какую-та сладкую подачку. Около полуночи Аполлоний отряс с себя узы, и, кликнув тех самых служителей — дабы ничто не осталось тайным, — быстрым шагом поспешил к дверям святилища. Двери распахнулись настежь ему навстречу, но едва он вошел, снова захлопнулись, словно бы затворились, и послышалось изнутри девичье пенье, а песнь была такая: «Ввыспрь от земли, вдаль к небесам, гряди горе!», что означает: «Вознесись от земли к небу». [И тогда он исчез из мира]».
II. ЛИКТА Город на Крите (греческое побережье Эгейского моря)
Страбон. География. Книга 10. 4. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 361) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Корабельной стоянкой Ликта [на Крете]… является так называемый Херронес, где находится святилище Бритомартис».
III. Остров ЭГИНА (Южная Греция)
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 30. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если в Эгине [острове] идти на гору Всеэллинского Зевса, то встречается храм Афайи, в честь которой Пиндар написал эгинетам свою оду… Артемида сделала ее богиней, и ее чтут не только критяне, но и эгинеты, говоря, что Бритомартис появляется у них на острове. Поэтому у эгинетов она зовется Афайя, а на Крите — Диктинна (Ведающая сетями)».
Антонин Либерал. Метаморфозы. 40. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Бритомартис, выпрыгнув из челна [в Эгине после своего бегства с Крита], бежала в рощу, где и теперь стоит ее святилище, и затем исчезла из вида, и ее назвали Афеей. А в святилище Артемиды <появилась статуя>. То же место, где Бритомартис исчезла из вида, эгинеты посвятили ей, назвали ее Афеей и воздвигли святилище как богине».
IV. СПАРТА столица Лакедемонии (Южная Греция)
Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 12. 89. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Спарте в Лакедемонии] находится святилище Диктинны»
Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 14. 29. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Спарте, в Лакедемонии, есть] храм Артемиды Иссоры, называемой также Лимнайей (Владычицей вод), но это, собственно, не Артемида, а Бритомартис (Богиня охоты) критян».
V. ГИПСЫ Город в Лакедемонии (Южная Греция)
Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 24. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У моря [в Гипсах в Лакедемонии], на мысу, находится храм Артемиды Диктинны (Владычицы сетей), и в честь нее каждый год они справляют празднество».
VI. Остров КЕФАЛЛЕНИЯ (Центральная Греция)
Антонин Либерал. Метаморфозы. 40. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Затем из Аргоса она [Бритомартис] спустилась, достигнув Кефаллении, и местные жители прозвали ее Лафрией и воздвигли ей святилище как богине».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Аристофан. Лягушки. / Перевод Адр. Пиотровского. (Источник: Аристофан. Комедии. Фрагменты. – М.: Ладомир, Наука, 2008.) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):
- Аристофан. Осы. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983. — Т. 1.) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):
- Гимны Каллимаха. / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Орфические гимны. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
- Антонин Либерал. Метаморфозы. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. ???-???) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
- Апулей. Золотой осёл. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. ???-???) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):
Список используемой литературы