Деспойна была богиней плодородия аркадского таинственного культа Акакесиона. Ей поклонялись вместе с ее матерью Деметрой, сестрой Персефоной и Артемидой. Ее настоящее имя и функции были открыты только интуиции.
Деспойна была тесно связана с богинями Персефоной, Артемидой и Гекатой, каждая из которых имела эпитет «Деспоина».
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
БОГИНЯ ДЕСПОЙНА | |
Родители | Посейдон и Деметра |
Бог чего | Аркадских мистерий |
Дом | Аркадия |
Символы | Коробка |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Δεσποινη | Despoinê | Despoena | Mistress (despoina) | Госпожа |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
Посейдон & Деметра (Callimachus Frag 652, Pausanias 8.25.5)
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 25. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Когда богиня [Деметра] блуждала по земле, отыскивая свою дочь [Персефону], говорят, Посейдон преследовал ее, желая с ней сочетаться; тогда Деметра превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия [в Аркадии]; но Посейдон догадался о ее обмане, сам уподобился жеребцу и в таком виде сочетался с Деметрой. Сначала Деметра гневалась на то, что случилось, но с течением времени прекратила свой гнев и пожелала, как говорят, омыться в водах Ладона… По преданию аркадян, Деметра родила от Посейдона дочь [Деспойну], имя которой они не считают себя вправе делать известным среди непосвященных, и коня Арейона».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 42. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Другая гора, Элайон (Масличная), находится от Фигалии [аркадский город] приблизительно на расстоянии 30 стадиев; на ней есть священная пещера так называемой Деметры Мелайны (Черной). Всему тому, что рассказывают жители Фельпусы относительно сочетания Посейдона и Деметры, этому верят и признают и фигалейцы; только они говорят, что Деметра от этого брака родила не коня, а ту, которую аркадяне называют Деспойной [Госпожа]. Говорят, что после этого Деметра в гневе на Посейдона и одновременно в печали о похищении Персефоны надела черные одежды и, уйдя в эту пещеру, на долгое время скрылась в ней. Когда вследствие этого погибло все, что производит земля, а также погибла от голода большая часть человеческого рода и в то же время никто из богов не знал, где скрылась Деметра, в это время Пан отправился в Аркадию и, охотясь в разных местах по горам, пришел и на гору Элайон и, <заглянув в пещеру>, увидал Деметру и то, в каком она состоянии и в каких она одеждах. Таким образом, Зевс узнал об этом от Пана и послал к Деметре Мойр (богинь судьбы). Деметра послушалась Мойр, сложила свой гнев и перестала печалиться. 3. Фигалейцы говорят, что по этому случаю они решили считать пещеру священной пещерой Деметры и в ней поставили деревянную статую богини. Эта статуя, по их рассказам, была сделана следующим образом. Богиня сидит на скале, во всем подобная женщине, кроме головы: голова и волосы на ней — лошадиные; к голове у нее приделаны изображения драконов и других диких животных. На ней надет хитон, спускающийся до самых пят; в одной руке у нее дельфин, в другой — горлица. С какой целью они поставили ей такую статую, это ясно для человека, не лишенного сообразительности и привыкшего разбираться в чудесных сказаниях. А Мелайной они, говорят, назвали ее потому, что богиня носила черные одежды».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 37. 1 — 8. 38. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В 4 стадиях от Акакесия находится храм Деспойны (Владычицы). Отсюда первым по пути встречается храм Артемиды Гегемоны (Руководительницы) с ее медной статуей, держащей факелы. На мой взгляд, в ней приблизительно футов шесть[1].
Отсюда вход в священную ограду Деспойны. Если идти в храм, то направо находится галерея, и на стене из белого мрамора сделаны рельефные изображения; на одном изображены Мойры (богини судьбы) и Зевс, называемый Мойрагет (Водитель Мойр), на втором — Геракл, отнимающий треножник у Аполлона. О событиях, касающихся этого происшествия, я расскажу, когда я дойду при описании Фокиды до событий в Дельфах(1). [2] В галерее, находящейся у Деспойны между указанными рельефами, есть таблица, на которой написаны правила(2) совершения таинств. На третьем рельефе изображены нимфы и паны(3), а на четвертом — Полибий, сын Ликорты, и у его изображения есть надпись, что если бы во всем Эллада слушалась советов Полибия, она с самого начала не сделала бы ошибки, а когда она ее совершила, то помощь Элладе пришла от него одного. Перед храмом есть жертвенник Деметре и другой жертвенник Деспойне, а за ним — алтарь Великой матери. [3] 2. Обе эти статуи богинь, Деспойны и Деметры, и тот трон, на котором они сидят, и подставка под их ногами — все это сделано одинаково из одного камня. Ни в их одежде, ни на сиденьи ничего у них не сделано из другого камня, не прикреплено ни железными скрепами, ни каким-либо связывающим составом, но все является единым камнем54. И этот камень не доставлен ими откуда-нибудь из другого места, но говорят, что они нашли и вырыли его из земли тут же внутри ограды по указанию, данному в сновидении. Величина каждой из этих статуй является приблизительно такой же, как статуя Матери <богов>, находящаяся в Афинах(4). [4] И эти статуи тоже работы Дамофонта. Деметра в правой руке держит факел, а левую она положила на <плечо> Деспойны; у Деспойны же — скипетр и так называемый ларец на коленях, и правой рукой она поддерживает ларец. По обеим сторонам трона стоят: с одной стороны около Деметры — Артемида, накинувшая на себя шкуру лани, с колчаном через плечо; в одной руке она держит светильник, а в другой — двух змей. У ног Артемиды лежит собака из породы охотничьих. [5] 3. За статуей Деспойны стоит Анит в виде вооруженного мужа: состоящие при храме говорят, что Деспойна была воспитана Анитом и что и Анит является одним из так называемых титанов [возможно, здесь Куретами]… Таково предание у аркадян об Аните; а что Артемида является дочерью Деметры, а не Латоны, то это предание, являющееся египетским, сообщил эллинам Эсхил, сын Эвфориона. Что же касается Куретов — их изображения стоят под статуями — и Корибантов, которые в виде рельефа изображены на пьедестале (это совершенно иной вид божеств, не Куреты), то хотя я и знаю о них, но я прохожу их молчанием. Для жертвоприношений аркадяне приносят в храм плоды всех плодовых деревьев, кроме гранатового дерева. При выходе из храма справа вделано в стену зеркало; если посмотреться в это зеркало, то свое лицо увидишь в нем или неясно, или совсем не увидишь, но статуи богинь, как самые статуи, так и трон, можно видеть совершенно ясно. Рядом с храмом Деспойны, немного выше направо, есть так называемый Мегарон (Чертог). Аркадяне в нем совершают мистерии и приносят здесь Деспойне много обильных жертв. Из них каждый жертвует ей все то, что у него есть; и у жертвенных животных они не перерезают горла, как при других жертвах, но каждый отрезает у жертвенного животного ту часть тела, которая ему попадается. Эту Деспойну аркадяне почитают больше всех других богов и говорят, что она дочь Посейдона и Деметры. Ее общераспространенное имя — просто Деспойна (Владычица), все равно как дочь Зевса именуют Корой (Девой), тогда как ее настоящее имя — Персефона, как ее в своих поэмах называют Гомер, а раньше его — Памф. Имя же Деспойны я не решился назвать для непосвященных. [10] 7. Выше так называемого Мегарона есть роща, посвященная Деспойне, обнесенная каменной оградой; внутри этой ограды среди других деревьев есть маслины и вечнозеленые дубы, выросшие из одного корня, и это не искусство какого-либо ученого садовода. Выше рощи находятся жертвенник Посейдона Гиппия, как отца Деспойны, и других богов; на последнем из них есть надпись, что он является общим жертвенником для всех богов. Отсюда по лестнице можно подняться в храм Пана… У статуи этого Пана горит неугасимый огонь. 9. Говорят, что в более древние времена этот бог давал вещания… Есть тут и алтарь Ареса, есть и изображения Афродиты в храме — одно из белого мрамора, другое, более древнее из них, из дерева. Точно так же есть и деревянные статуи Аполлона и Афины; а в честь Афины сооружено здесь и святилище. Немного выше находится ограда стен города Ликосуры, за которыми обитают немногочисленные жители. Из всех городов, какие только были на земле, на материке или на островах, Ликосура является самым древним, и солнце ее увидало первой; по этому образцу люди научились строить себе города. Налево от святилища Деспойны есть гора по имени Ликей; иные из аркадян называют ее и Олимпом и Священной вершиной. Говорят, что на этой горе был воспитан Зевс»
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 27. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Жителей же Ликосуры, которые тоже не хотели им повиноваться, аркадяне все-таки пощадили [в исторической войне]… во имя Деметры и Деспойны (Владычицы), так как ликосурцы бросились, спасаясь, в храм».
ДЕСПОЙНА ЭПИТЕТ АРТЕМИДЫ И ГЕКАТЫ
Деспойна «госпожа» также встречается как эпитет богинь Артемиды и Гекаты, с которыми она отождествлялась.
Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Отрывки из неизвестных драм. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 303) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
«Святая нимфа, бурных гор владычица…»
[Здесь Деспойна — это Артемида]
Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Отрывки из неизвестных драм. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 303) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
«Царица [Деспойна] Геката, в чьей власти — вход
Подземных черных чертогов…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 15. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За пределами Альтиса [В олимпии], но направо от Леонидеона, сооружен алтарь Артемиды Агореи (Покровительницы рынков), сооружен алтарь и Деспойнам (Владычицам) [вероятно, Деметре, Персефоне и Гекате]; об этой богине, которую называют Деспойной, объяснит та часть моего рассказа, где я буду говорить об Аркадии».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 15. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Одним только нимфам и Деспойнам [вероятно, Деметре, Персефоне и Гекате], считают они [в Олимпии], нельзя делать возлияния вином, и на алтаре, общем для всех богов».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
- Каллимах. / Пер. О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Список используемой литературы