Богиня Деспойна

Деспойна была богиней плодородия аркадского таинственного культа Акакесиона. Ей поклонялись вместе с ее матерью Деметрой, сестрой Персефоной и Артемидой. Ее настоящее имя и функции были открыты только интуиции.

Деспойна была тесно связана с богинями Персефоной, Артемидой и Гекатой, каждая из которых имела эпитет «Деспоина».

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГИНЯ ДЕСПОЙНА
РодителиПосейдон и Деметра
Бог чегоАркадских мистерий
ДомАркадия
СимволыКоробка
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΔεσποινηDespoinêDespoenaMistress (despoina)Госпожа

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Посейдон & Деметра (Callimachus Frag 652, Pausanias 8.25.5)

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 25. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Когда боги­ня [Деметра] блуж­да­ла по зем­ле, отыс­ки­вая свою дочь [Персефону], гово­рят, Посей­дон пре­сле­до­вал ее, желая с ней соче­тать­ся; тогда Демет­ра пре­вра­ти­лась в кобы­лу и пас­лась вме­сте с кобы­ла­ми Онкия [в Аркадии]; но Посей­дон дога­дал­ся о ее обмане, сам упо­до­бил­ся жереб­цу и в таком виде соче­тал­ся с Демет­рой. Сна­ча­ла Демет­ра гне­ва­лась на то, что слу­чи­лось, но с тече­ни­ем вре­ме­ни пре­кра­ти­ла свой гнев и поже­ла­ла, как гово­рят, омыть­ся в водах Ладо­на… По пре­да­нию арка­дян, Демет­ра роди­ла от Посей­до­на дочь [Деспойну], имя кото­рой они не счи­та­ют себя впра­ве делать извест­ным сре­ди непо­свя­щен­ных, и коня Арей­о­на».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 42. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Дру­гая гора, Элай­он (Мас­лич­ная), нахо­дит­ся от Фига­лии [аркадский город] при­бли­зи­тель­но на рас­сто­я­нии 30 ста­ди­ев; на ней есть свя­щен­ная пеще­ра так назы­вае­мой Демет­ры Мелай­ны (Чер­ной). Все­му тому, что рас­ска­зы­ва­ют жите­ли Фель­пу­сы отно­си­тель­но соче­та­ния Посей­до­на и Демет­ры, это­му верят и при­зна­ют и фига­лей­цы; толь­ко они гово­рят, что Демет­ра от это­го бра­ка роди­ла не коня, а ту, кото­рую арка­дяне назы­ва­ют Дес­пой­ной [Госпожа]. Гово­рят, что после это­го Демет­ра в гне­ве на Посей­до­на и одно­вре­мен­но в печа­ли о похи­ще­нии Пер­се­фо­ны наде­ла чер­ные одеж­ды и, уйдя в эту пеще­ру, на дол­гое вре­мя скры­лась в ней. Когда вслед­ст­вие это­го погиб­ло все, что про­из­во­дит зем­ля, а так­же погиб­ла от голо­да боль­шая часть чело­ве­че­ско­го рода и в то же вре­мя никто из богов не знал, где скры­лась Демет­ра, в это вре­мя Пан отпра­вил­ся в Арка­дию и, охотясь в раз­ных местах по горам, при­шел и на гору Элай­он и, <загля­нув в пеще­ру>, увидал Демет­ру и то, в каком она состо­я­нии и в каких она одеж­дах. Таким обра­зом, Зевс узнал об этом от Пана и послал к Демет­ре Мойр (богинь судь­бы). Демет­ра послу­ша­лась Мойр, сло­жи­ла свой гнев и пере­ста­ла печа­лить­ся. 3. Фига­лей­цы гово­рят, что по это­му слу­чаю они реши­ли счи­тать пеще­ру свя­щен­ной пеще­рой Демет­ры и в ней поста­ви­ли дере­вян­ную ста­тую боги­ни. Эта ста­туя, по их рас­ска­зам, была сде­ла­на сле­дую­щим обра­зом. Боги­ня сидит на ска­ле, во всем подоб­ная жен­щине, кро­ме голо­вы: голо­ва и воло­сы на ней — лоша­ди­ные; к голо­ве у нее при­де­ла­ны изо­бра­же­ния дра­ко­нов и дру­гих диких живот­ных. На ней надет хитон, спус­каю­щий­ся до самых пят; в одной руке у нее дель­фин, в дру­гой — гор­ли­ца. С какой целью они поста­ви­ли ей такую ста­тую, это ясно для чело­ве­ка, не лишен­но­го сооб­ра­зи­тель­но­сти и при­вык­ше­го раз­би­рать­ся в чудес­ных ска­за­ни­ях. А Мелай­ной они, гово­рят, назва­ли ее пото­му, что боги­ня носи­ла чер­ные одеж­ды».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 37. 1 — 8. 38. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В 4 ста­ди­ях от Ака­ке­сия нахо­дит­ся храм Дес­пой­ны (Вла­ды­чи­цы). Отсюда пер­вым по пути встре­ча­ет­ся храм Арте­ми­ды Геге­мо­ны (Руко­во­ди­тель­ни­цы) с ее мед­ной ста­ту­ей, дер­жа­щей факе­лы. На мой взгляд, в ней при­бли­зи­тель­но футов шесть[1].

Отсюда вход в свя­щен­ную огра­ду Дес­пой­ны. Если идти в храм, то напра­во нахо­дит­ся гале­рея, и на стене из бело­го мра­мо­ра сде­ла­ны рельеф­ные изо­бра­же­ния; на одном изо­бра­же­ны Мой­ры (боги­ни судь­бы) и Зевс, назы­вае­мый Мой­ра­гет (Води­тель Мойр), на вто­ром — Геракл, отни­маю­щий тре­нож­ник у Апол­ло­на. О собы­ти­ях, касаю­щих­ся это­го про­ис­ше­ст­вия, я рас­ска­жу, когда я дой­ду при опи­са­нии Фокиды до собы­тий в Дель­фах(1). [2] В гале­рее, нахо­дя­щей­ся у Дес­пой­ны меж­ду ука­зан­ны­ми релье­фа­ми, есть таб­ли­ца, на кото­рой напи­са­ны пра­ви­ла(2) совер­ше­ния таинств. На третьем релье­фе изо­бра­же­ны ним­фы и паны(3), а на чет­вер­том — Поли­бий, сын Ликор­ты, и у его изо­бра­же­ния есть над­пись, что если бы во всем Элла­да слу­ша­лась сове­тов Поли­бия, она с само­го нача­ла не сде­ла­ла бы ошиб­ки, а когда она ее совер­ши­ла, то помощь Элла­де при­шла от него одно­го. Перед хра­мом есть жерт­вен­ник Демет­ре и дру­гой жерт­вен­ник Дес­пойне, а за ним — алтарь Вели­кой мате­ри. [3] 2. Обе эти ста­туи богинь, Дес­пой­ны и Демет­ры, и тот трон, на кото­ром они сидят, и под­став­ка под их нога­ми — все это сде­ла­но оди­на­ко­во из одно­го кам­ня. Ни в их одеж­де, ни на сиде­ньи ниче­го у них не сде­ла­но из дру­го­го кам­ня, не при­креп­ле­но ни желез­ны­ми скре­па­ми, ни каким-либо свя­зы­ваю­щим соста­вом, но все явля­ет­ся еди­ным кам­нем54. И этот камень не достав­лен ими откуда-нибудь из дру­го­го места, но гово­рят, что они нашли и выры­ли его из зем­ли тут же внут­ри огра­ды по ука­за­нию, дан­но­му в сно­виде­нии. Вели­чи­на каж­дой из этих ста­туй явля­ет­ся при­бли­зи­тель­но такой же, как ста­туя Мате­ри <богов>, нахо­дя­ща­я­ся в Афи­нах(4). [4] И эти ста­туи тоже работы Дамо­фон­та. Демет­ра в пра­вой руке дер­жит факел, а левую она поло­жи­ла на <пле­чо> Дес­пой­ны; у Дес­пой­ны же — ски­петр и так назы­вае­мый ларец на коле­нях, и пра­вой рукой она под­дер­жи­ва­ет ларец. По обе­им сто­ро­нам тро­на сто­ят: с одной сто­ро­ны око­ло Демет­ры — Арте­ми­да, наки­нув­шая на себя шку­ру лани, с кол­ча­ном через пле­чо; в одной руке она дер­жит све­тиль­ник, а в дру­гой — двух змей. У ног Арте­ми­ды лежит соба­ка из поро­ды охот­ни­чьих. [5] 3. За ста­ту­ей Дес­пой­ны сто­ит Анит в виде воору­жен­но­го мужа: состо­я­щие при хра­ме гово­рят, что Дес­пой­на была вос­пи­та­на Ани­том и что и Анит явля­ет­ся одним из так назы­вае­мых тита­нов [возможно, здесь Куретами]… Тако­во пре­да­ние у арка­дян об Ани­те; а что Арте­ми­да явля­ет­ся доче­рью Демет­ры, а не Лато­ны, то это пре­да­ние, явля­ю­ще­е­ся еги­пет­ским, сооб­щил элли­нам Эсхил, сын Эвфо­ри­о­на. Что же каса­ет­ся Куре­тов — их изо­бра­же­ния сто­ят под ста­ту­я­ми — и Кори­бан­тов, кото­рые в виде релье­фа изо­бра­же­ны на пьеде­ста­ле (это совер­шен­но иной вид божеств, не Куре­ты), то хотя я и знаю о них, но я про­хо­жу их мол­ча­ни­ем. Для жерт­во­при­но­ше­ний арка­дяне при­но­сят в храм пло­ды всех пло­до­вых дере­вьев, кро­ме гра­на­то­во­го дере­ва. При выхо­де из хра­ма спра­ва вде­ла­но в сте­ну зер­ка­ло; если посмот­реть­ся в это зер­ка­ло, то свое лицо увидишь в нем или неяс­но, или совсем не увидишь, но ста­туи богинь, как самые ста­туи, так и трон, мож­но видеть совер­шен­но ясно. Рядом с хра­мом Дес­пой­ны, немно­го выше напра­во, есть так назы­вае­мый Мега­рон (Чер­тог). Арка­дяне в нем совер­ша­ют мисте­рии и при­но­сят здесь Дес­пойне мно­го обиль­ных жертв. Из них каж­дый жерт­ву­ет ей все то, что у него есть; и у жерт­вен­ных живот­ных они не пере­ре­за­ют гор­ла, как при дру­гих жерт­вах, но каж­дый отре­за­ет у жерт­вен­но­го живот­но­го ту часть тела, кото­рая ему попа­да­ет­ся. Эту Дес­пой­ну арка­дяне почи­та­ют боль­ше всех дру­гих богов и гово­рят, что она дочь Посей­до­на и Демет­ры. Ее обще­рас­про­стра­нен­ное имя — про­сто Дес­пой­на (Вла­ды­чи­ца), все рав­но как дочь Зев­са име­ну­ют Корой (Девой), тогда как ее насто­я­щее имя — Пер­се­фо­на, как ее в сво­их поэ­мах назы­ва­ют Гомер, а рань­ше его — Памф. Имя же Дес­пой­ны я не решил­ся назвать для непо­свя­щен­ных. [10] 7. Выше так назы­вае­мо­го Мега­ро­на есть роща, посвя­щен­ная Дес­пойне, обне­сен­ная камен­ной огра­дой; внут­ри этой огра­ды сре­ди дру­гих дере­вьев есть мас­ли­ны и веч­но­зе­ле­ные дубы, вырос­шие из одно­го кор­ня, и это не искус­ство како­го-либо уче­но­го садо­во­да. Выше рощи нахо­дят­ся жерт­вен­ник Посей­до­на Гип­пия, как отца Дес­пой­ны, и дру­гих богов; на послед­нем из них есть над­пись, что он явля­ет­ся общим жерт­вен­ни­ком для всех богов. Отсюда по лест­ни­це мож­но под­нять­ся в храм Пана… У ста­туи это­го Пана горит неуга­си­мый огонь. 9. Гово­рят, что в более древ­ние вре­ме­на этот бог давал веща­ния… Есть тут и алтарь Аре­са, есть и изо­бра­же­ния Афро­ди­ты в хра­ме — одно из бело­го мра­мо­ра, дру­гое, более древ­нее из них, из дере­ва. Точ­но так же есть и дере­вян­ные ста­туи Апол­ло­на и Афи­ны; а в честь Афи­ны соору­же­но здесь и свя­ти­ли­ще. Немно­го выше нахо­дит­ся огра­да стен горо­да Лико­су­ры, за кото­ры­ми оби­та­ют немно­го­чис­лен­ные жите­ли. Из всех горо­дов, какие толь­ко были на зем­ле, на мате­ри­ке или на ост­ро­вах, Лико­су­ра явля­ет­ся самым древним, и солн­це ее увида­ло пер­вой; по это­му образ­цу люди научи­лись стро­ить себе горо­да. Нале­во от свя­ти­ли­ща Дес­пой­ны есть гора по име­ни Ликей; иные из арка­дян назы­ва­ют ее и Олим­пом и Свя­щен­ной вер­ши­ной. Гово­рят, что на этой горе был вос­пи­тан Зевс»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 27. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Жите­лей же Лико­су­ры, кото­рые тоже не хоте­ли им пови­но­вать­ся, арка­дяне все-таки поща­ди­ли [в исторической войне]… во имя Демет­ры и Дес­пой­ны (Вла­ды­чи­цы), так как лико­сур­цы бро­си­лись, спа­са­ясь, в храм».

ДЕСПОЙНА ЭПИТЕТ АРТЕМИДЫ И ГЕКАТЫ

Деспойна «госпожа» также встречается как эпитет богинь Артемиды и Гекаты, с которыми она отождествлялась.

 

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Отрывки из неизвестных драм. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 303) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

«Святая нимфа, бурных гор владычица…»
[Здесь Деспойна — это Артемида]

 

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Отрывки из неизвестных драм. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 303) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

 

«Царица [Деспойна] Геката, в чьей власти — вход
Подземных черных чертогов…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 15. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«За пре­де­ла­ми Аль­ти­са [В олимпии], но напра­во от Лео­нидео­на, соору­жен алтарь Арте­ми­ды Аго­реи (Покро­ви­тель­ни­цы рын­ков), соору­жен алтарь и Дес­пой­нам (Вла­ды­чи­цам) [вероятно, Деметре, Персефоне и Гекате]; об этой богине, кото­рую назы­ва­ют Дес­пой­ной, объ­яс­нит та часть мое­го рас­ска­за, где я буду гово­рить об Арка­дии».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 15. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Одним толь­ко ним­фам и Дес­пой­нам [вероятно, Деметре, Персефоне и Гекате], счи­та­ют они [в Олимпии], нель­зя делать воз­ли­я­ния вином, и на алта­ре, общем для всех богов».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология