Элея была богиней или олицетворением духа (даймона) милосердия, жалости и сострадания. Ее противоположным номером была Анедейея (Безжалостность).
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ЭЛЕЯ | |
Богиня чего | Милосердие, сострадание |
Римское имя | Мизерикордия |
Греческое имя | Транслитерация | Римское имя | Английский перевод | Перевод |
Ελεος | Eleos | Misericordia, Clementia | Mercy, Compassion (eleos) | Милосердие, Сострадание |
РОДИТЕЛИ
Цитаты классической древнегреческой литературы
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 167. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 7) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«[Сыновья Геракла искали убежища в Афинах после смерти своего отца]
Эврисфей потребовал, чтобы их [Гераклидов] выдали, угрожая в противном случае войной, и те из страха перед ним оставили Трахин и двинулись через всю Элладу. Преследуемые, они пришли в Афины и, сев у алтаря Милосердия [Элеи], стали просить о заступничестве. Афиняне не выдали их Эврисфею».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 7. 1. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 7) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«[После войны семерых против Фив] Креонт, к которому перешла царская власть в Фивах, бросил тела аргивян непогребенными, запретил их хоронить и поставил стражу наблюдать за выполнением приказа… Адраст, придя в Афины, припал к алтарю Милосердия [Элеи] и, положив на него ветвь молящего о защите95, стал просить о погребении мертвых».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 17. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У афинян на площади есть много различных памятников, какие существуют далеко не у всех, между прочим жертвенник Элеи (Милости); несмотря на то что эта богиня более всех богов при изменчивости человеческой жизни и судьбы приносит пользу и помогает людям, из всех эллинов одни только афиняне воздают ей такую честь».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):
«От Хаоса и Мглы – Ночь, День, Эреб, Эфир. От Ночи и Эреба – Рок, Старость, Смерть, Кончина, †Воздержность, Сон, Сновидения, Амур (он же Лисимелет), Эпифрон, … Порфирион, Эпаф, Раздор, Беда, Разнузданность, Немесида, Эвфросина, Дружба, Милосердие, Стикс, три Парки (а именно Клото, Лахесис, Атропос) и Геспериды – Эгла, Гесперия, †Эрика.1)
[В этом тексте Элея названа Милосердием]»
Стаций. Фиваида. Книга 12. 481. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 97) (римский эпос 1 в. н. э.):
«Жертвенник был посредине Афин — не богам возведенный
мощным, но Милости [Элеи], — там помещалась она, и священным
сделали оной приют несчастные: прежнего новый
вечно проситель сменял, и просительницы допускались.
Слышала всех, умолявших ее; ночами и днями
путь был открыт к божеству, принимавшему жалобы в жертву.
Скромен служения чин: ни огней благовонных, ни крови
не допускает алтарь, — его орошают слезами,
сверху плетения кос, отрезанных скорбью, повисли
и одеяния тех, чей удел изменился ко благу.
Тихая роща вокруг, в которой чтимы особо
волной украшенный лавр и древо молящей оливы.
Изображения — нет: не доверен облик металлу, —
было угодно в умах и в душах селиться богине.
С нею страдальцы всегда, всегда возле рощи толпятся
тьмы обделенных: алтарь одним лишь счастливым неведом.
Молвят: оборонены оружием после сраженья
oтчего, оный алтарь Геркулеса потомки воздвигли.
Правда же выше молвы: ибо следует верить, что сами
жители неба, — кого почитают от века Афины,
где обновлен человек [Триптолем], где законы и священнодейства,
и семена, по пустым отсель разнесенные землям, —
месту сему повелели служить для людей угнетенных
общим приютом; здесь гнев и угрозы владык не имеют
силы, и от алтарей справедливых сторонится Счастье.
Жертвенник этот давно племена неисчетные знали:
те, кто войну проиграл, кто изгнан из отчих пределов,
власти лишен, или те, кто невольно свершил преступленье, —
все притекали сюда и мира просили; он позже
Фурий Эдипа сломил, защитил убийство Олинфа
и отогнал навсегда от Ореста злосчастного матерь.
К оному месту идет, научен народом, лернейский
скорбный отряд, и несчастных толпа ему уступает.
Только пришли, — и сердца улеглись, и стихли заботы».
Апулей. Золотой осёл. Книга 11. 15. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. 192) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):
«Вот, Луций, после стольких всевозможных страданий, после великих
гроз, воздвигнутых Судьбою, пережив величайшие бури, достиг наконец ты
спокойной пристани Отдохновения [Исихии], алтарей Милосердия [Элеи]»
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Стаций. Фиваида. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. ???-???) (римский эпос 1 в. н. э.):
- Апулей. Золотой осёл. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. ???-???) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):
Список используемой литературы