Эреб

Эребу был изначальным богом тьмы и супругом Нюкты (Ночи). Его темные туманы окутали мир и заполнили глубокие впадины земли. Вечером жена Эреба Нюкта создавала тьму Эреба по небу, принося ночь, а его дочь Гемера рассеяла ее на рассвете, принося день — первая заслонила Эфир, небесный свет эфира, вторая открыла его. В древних космогониях небесный эфир (Эфир) и темные туманы преисподней (Эреб) рассматривались скорее как источники дня и света, чем солнца.

Название Эреб также использовалось как синоним царства преисподней Аида.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ ЭРЕБ
РодителиХаос (без отца)
ЖенаНикс
Бог чегоТьмы
ДомЭреб
Другие ИменаСкотос
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΕρεβοςErebosErebusDarkness (erebos)Тьма

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Хаос (без отца) (Hesiod Theogony 123, Hyginus Preface)
[2.1] Хронос & Ананке (Orphic Fragment 54)

Дети изначальные боги

[1.1] Эфир, Гемера (от Нюкты) (Hesiod Theogony 124, Cicero De Natura Deum 3.17)
[1.2] Эфир (Aristophanes Birds 1189)
[1.3] Эрот (от Нюкты) (Hyginus Preface)
[1.4] Эфир, Гемера, Эрос (от Нюкты) (Cicero De Natura Deorum 3.17)

Дети даймоны

[1.1] Морос (Рок), Герас (Старость), Танатос (Смерть), Керы (Кончина), Софросюне (Воздержность), Гипнос (Сон), Ониры (Сновидения), Эрос (Амур), Эпифрон, Порфирион, Эпаф, Эрида (Раздор), Ойзис (Беда), Гибрис (Разнузданност), Немезида, Евфросина, Филоты (Дружба), Элея (Милосердие), Стикс, Мойры (Парки), Геспериды (от Нюкты) (Hyginus Preface)
[1.2] Эрос (Любовь), Долос (Обман), Деймос (Страх), Понос (Труд), Немезида (Зависть), Морос (Рок), Герас (Ста­рость), Танатос (Смерть), Керы (Мрак), Ойзис (Несча­стье), Мом (Жало­ба), Филоты (Милость), Апата (Ковар­ство), ? (Упрям­ство), Мойры (Парки), Геспериды, Ониры (Сны) (от Нюкты) (Cicero De Natura Deorum 3.17)

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΣκοτοςSkotosScotusDarkness (skotos)Тьма

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЭРЕБ И РОЖДЕНИЕ КОСМОСА

I. КОСМОГОНИЯ ГЕСИОДА

Гесиод. Теогония. 115. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 31-33) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Преж­де все­го во все­лен­ной Хаос [Воздух] заро­дил­ся, а сле­дом
Широ­ко­грудая Гея, все­об­щий при­ют без­опас­ный,
[Веч­ных богов — оби­та­те­лей снеж­ных вер­шин олим­пий­ских.]
Сумрач­ный Тар­тар, в зем­ных зале­гаю­щий нед­рах глу­бо­ких…
И, меж­ду веч­ны­ми все­ми бога­ми пре­крас­ней­ший, — Эрос
Слад­ко­и­стом­ный — у всех он богов и людей земно­род­ных
Душу в груди поко­ря­ет и всех рас­суж­де­нья лиша­ет.
Чер­ная Ночь и угрю­мый Эреб роди­лись из Хао­са [Воздуха].
Ночь же Эфир роди­ла и сия­ю­щий День, иль Геме­ру:
Их зача­ла она в чре­ве, с Эре­бом в люб­ви соче­тав­шись.
Поко­ле­ние пер­вое: потом­ство Хао­са, Зем­ли и Ура­на.Гея же преж­де все­го роди­ла себе рав­ное ширью
Звезд­ное Небо, Ура­на, чтоб точ­но покрыл ее всюду»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 1-2):

 

«От Мглы [родился] – Хаос. От Хаоса и Мглы [родился] – Ночь [Нюкта], День [Гемера], Эреб, Эфир».

 

Цицерон. О природе богов. Книга 3. 17. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«Роди­те­ли Неба [Урана] так­же долж­ны счи­тать­ся бога­ми: Эфир и День [Гемера]… кото­рые все, как счи­та­ют, рож­де­ны от Эре­ба и Ночи».

 

II. КОСМОГОНИЯ АЛКМАНА

Космогония Алкмана. 5. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 81) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

«[Сначала пришла Фетида (сотворение), потом некий Порос]
* * *
всех * * *
некий. «А из Пороса [возможно Хроноса] Текмор [Постановление, возможно Ананке]»,> Те-
кмор же родился <вслед за Поросом>
· * * отсюда * * *
«Порос» от слова пор. . .
Ибо, когда материя начала упорядочиваться,
Возник некий Порос — как бы начало (αρχή).
Итак, Алкман говорит, что материя всех вещей была
беспорядочной и необработанной. Затем возник,
по его словам, некто, мастерящий (κατασχευάζοντα)
все веши, затем возник Порос, когда же Порос
прошел, последовал Те-
кмор. Порос означает как бы начало, а Те-
кмор — как бы конец [— завершение, телос]. С рождением Фетиды [Создание]
они стали началом и концом всех вещей.
Все имеет природу, подобную
ыатерии-меди,
Фетида [подобна] мастеру (τεχνίτης), а Порос и Те-
кмор — началу и концу. [Форму] πρέσγυς
[он употребляет] вместо πρεσβύτης «старый». «И третьим — Мрак [Эреб]»:
так как ни Солнце, ни Луна еще не
возникли, но материя еще была неразличимой (αδιάκριτος).
Таким образом, возникли * * * По-
рос, Текмор и Мрак. «День [Гемера]
да Луна [Селена] и третьим — Мрак» <и до олова>
«блестки»: «день» — не в узком смысле, но
включая Солнце; сначала был только мрак,
а после этого, когда он стал различимым. . .»

III. ОРФИЧЕСКАЯ КОСМОГОНИЯ

Аристофан. Птицы. 685 (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. – М.: Искусство, 1983. – Т. 2) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):

«Хаос [Воздух], Ночь [Нюкта] и Эреб [Тьма] – вот что было сперва, да еще только Тартара бездна.
Вовсе не было воздуха [Эфира], неба [Урана], земли [Геи]. В беспредельном Эребовом лоне
Ночь, от ветра зачав, первородок-яйцо принесла. Но сменялись годами
Быстролетные годы, и вот из яйца появился Эрот [Изначальный Эрот] сладострастный».

 

Аристофан. Птицы. 1189 (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. – М.: Искусство, 1983. – Т. 2) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):

 

«Эребово дитя – заоблачную высь [Эфир]»

 

Орфей. IV. 54 (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 61-62) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

«Сначала были вода [Гидрос] и ил,
который затвердел в землю [Гею]», — говорит он, полагая первыми эти два начала — воду
и землю; землю — как рассеивающуюся по своей природе, воду — как склеивающую
и связующую ее, а предшествующее двум единое начало опускает как неизреченное [Фюсис, сотворение]>
ибо уже само умолчание о нем указует на его неизреченную природу. Третье начало [Хронос, время],
идущее после двух, родилось из них, т. е. из воды и земли, и являет собой «Дракона
[Змея] с приросшими головами быка и льва, а посреди [них] —- лик бога. На плечах
у него крылья, имя ему — Нестареющий Хронос [Время], он же Геракл. G ним
соединена Ананкэ [Необходимость] —• то же самое существо, что и Адрастея — бестелесная,
распростертая по всему космосу и касающаяся его границ». Под этим, я думаю,,
подразумевается третье субстанциальное начало, только он [Орфей] признал его мужеженским [как Фанет],
чтобы указать на производящую причину всех вещей. Я полагаю также, что теология,
изложенная в [орфических] «Рапсодиях», опустив два первых начала (вместе с одним, предшествующим
двум и переданным посредством молчания) [орфики отказались от концепций Фюсис, Хронос и Ананке], начала с этого третьего [Фанет], следующего
за двумя, как с первого, которое хоть в какой-то мере выразимо в слове и доступно
человеческому слуху. Действительно, высокочтимый в той [«Рапсодической теогонии»}
Нестареющий Хронос был «отцом Эфира [верхний воздух] и Хаоса [нижний воздух]»; и согласно этой [Иеронимовой теогонии]
тоже именно этот Хронос-Змей рождает тройное потомство: «влажный Эфир»»
как он говорит, «безграничный Хаос» и, кроме того, в-третьих, «мглистый Эреб [Мрак]».
Эта вторая триада, по его учению, соответствует первой, как потенциальная — отчей.
Поэтому третий член ее есть «мглистый Эреб», отчий и крайний — «Эфир», и не просто
[«Эфир»], а «влажный», а средний — «безграничный Хаос». В них [Эфире, Хаосе,
Эребе], по его словам, «Хронос родил яйцо». Таким образом, это предание тоже полагает
[яйцо] порождением Хроноса, и оно также порождается в них [Эфире, Хаосе, Эребе],
так как из них тоже эманирует третья умопостигаемая триада [Протогон-Фанет]. Какова же она? [Во-первых],
яйцо, [во-вторых], двоица заключенных в нем существ, мужского и женского [Уран и Гея, Небо и Земля],
равно как и множество содержащихся в среднем [члене триады] семян, и, в-третьих,
кроме того, «бестелесный бог [Фанет] с золотыми крыльями на плечах, у которого по бокам были
приросшие головы быков, а на голове — чудовищный змей, принимающий всевозможные
обличья зверей».

ЭРЕБ, ОТЕЦ ДАЙМОНОВ

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 301):

 

«От Мглы – Хаос. От Хаоса и Мглы – Ночь, День, Эреб, Эфир. От Ночи и Эреба – Рок, Старость, Смерть, Кончина, †Воздержность, Сон, Сновидения, Амур (он же Лисимелет), Эпифрон, … Порфирион, Эпаф, Раздор, Беда, Разнузданность, Немесида, Эвфросина, Дружба, Милосердие, Стикс, три Парки (а именно Клото, Лахесис, Атропос) и Геспериды – Эгла, Гесперия, †Эрика»

 

Цицерон. О природе богов. Книга 3. 17. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«[Если] Небо [Уран] — бог. А если так, то и роди­те­ли Неба [Урана] так­же долж­ны счи­тать­ся бога­ми: Эфир и День [Гемера], и их бра­тья и сест­ры, кото­рые древни­ми гене­а­ло­га­ми, име­ну­ют­ся: Любовь, Обман, Страх, Труд, Зависть, Рок, Ста­рость, Смерть, Мрак, Несча­стье, Жало­ба, Милость, Ковар­ство, Упрям­ство, Пар­ки, Гес­пе­риды, Сны, и кото­рые все, как счи­та­ют, рож­де­ны от Эре­ба и Ночи? Так что или и этих чудо­вищ до́лжно счи­тать бога­ми, или тех, кого мы назва­ли пер­вы­ми, не счи­тать».

 

ЭРЕБ — ПОДЗЕМНЫЙ МИР

Гесиод. Теогония. 514 (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Мене­тия ж наг­ло­го Зевс про­тя­жен­но­гре­мя­щий
В мрач­ный отпра­вил Эреб, нис­про­верг­нув­ши мол­нией дым­ной
За нече­сти­вость его и чрез­мер­ную, страш­ную силу».

 

Гесиод. Теогония. 669 (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Те [Гекатонхейры], что на свет из Эре­ба при помо­щи Зев­со­вой вышли»

 

Гомеровские гимны. Гимн V. К Деметре. 408. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 155, 165) (греческий эпос 7-6 вв. до н. э.):

«Мне [Персефоне] приказанье принес [Гермес] от Кронида и прочих бессмертных
К ним из Эреба прийти»

 

Квинт Смирнский. После Гомера. 12. 417 (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«Только взошедшая Эос в Эреб прогнала с небосклона
благостный сумрак и яркое в небе разлилось сиянье»

 

Овидий. Метаморфозы. 10. 403 (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Вред­ные зелья она [Кирка], ядо­ви­тые брыз­га­ет соки;
Ночь [Нюкту] и пол­ноч­ных богов из Эре­ба, из Хао­са кли­чет,
Молит­во­сло­вье тво­рит завы­ва­ни­ем дол­гим Гека­те».

 

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология