Богиня Энио

Энио была богиней или олицетворением духа (даймона) войны. Она была женским аналогом и близким спутником бога Ареса Эниалия.

Эни тесно отождествляли с Эридой, богиней раздора. Действительно, Гомер, кажется, не делает различия между двумя богинями. Она также была связана с анатолийской богиней Ма и римской Беллоной.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГИНЯ ЭНИО
РодителиЗевс и Гера
Богиня чегоВойны
Римское имяБеллона
Греческое имяТранслитерацияРимское имяАнглийский переводПеревод
Ενυο ΕνυωEnyo, EnyôBellona, BellaWarlike (enyo)Воинственный

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Зевс & Гера (Quintus Smyrnaeus 8.424)

Дети

Эниалий (от Ареса) (Eustathius on Homer 944 &/or Roman Antiquities)

 

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ЭНИО БОГИНЯ ВОЙНЫ

Гомер. Илиада. 5. 333 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«[Богини] Кои при­сут­ст­ву­ют в бра­нях и бит­вы мужей устро­я­ют,
Так, как Афи­на или́ как гро­мя­щая гра­ды Энио».

 

Гомер. Илиада. 5. 590 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«С ярост­ным кри­ком; за ним и тро­ян понес­ли­ся фалан­ги
Силь­ные; их пред­во­ди­ли кро­ва­вый Арей и Энио
Гроз­ная, сле­дом веду­щая бран­ный мятеж бес­пре­дель­ный».

 

Эсхил. Семеро против Фив. 41. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 229-230) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

 

«[Предводители армии Семерых против Фив]
Семь пол­ко­вод­цев, семь отваж­ных вои­нов
Заре­за­ли быка, в чер­но­ка­ём­ный щит
Спу­сти­ли кровь и, руки ею выма­рав,
Аре­сом, Энио и богом Ужа­сом
Раз­ру­шить город покля­лись и Кад­мо­ву
Опу­сто­шить сто­ли­цу или пасть самим,
Но зем­лю эту в меси­во кро­ва­вое
Сна­ча­ла пре­вра­тить».

 

Гимны Каллимаха. II. К Аполлону. / Перевод С. С. Аверинцева. / (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 151) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«Землями с той зовешься поры; на тебя не дерзают
Ни Энио, ни Аид вступить, ни Аресовы кони.
[остров был священным и таким образом свободным от войны]».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 30. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В «Илиа­де» он [Гомер] изо­бра­зил Афи­ну и Энио глав­ны­ми вождя­ми на войне».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 1. 365. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«блеском доспехов слепя оба воинства, нас возглавляет,
но иль Афина сама, иль Эрида, иль ярая сердцем
с нами теперь Энио»

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 2. 525. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«[Ахилл и Мемнон вступают в битву друг с другом]
Равной же битвой героев сама Энио управляла.
И приходилось в бою этом долго им мериться силой…
Между убитых, ногами в крови, продолжали сражаться
славные чада блаженных, жестокой не бросили сечи,
в гневе один на другого. Весы же войны роковые
в дланях Эриды качались. Но стали неравными чаши».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 5. 25. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«[Изображено на щите Ахилла]
Были сраженья жестокие, гибель несущие войны,
толпы убитых густые…
Были здесь Фобос и Деймос, была Энио-мужебойца,
чьи без изъятия члены ужасная кровь окропляла,
страшная смертным Эрида и трое Эриний суровых»

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 8. 186. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«Стоя вблизи [Неоптолема и Эврипила в бою], Энио укрепляла сердца нападавших,
и потому не бросали жестокого боя герои…
Торжествовала в душе, на борьбу их взирая, Эрида».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 8. 286. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«Насмерть сражались враги. В самой гуще рядов их с руками,
красными кровью до плеч, Энио над сраженьем кружила.
С тела богини губительный пот на противников лился.
Радуясь равному бою, ни тем, ни другим не давала
преобладанья она, опасаясь Фетиды с Аресом».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 8. 424. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«Много их кровью залило священную землю. Повсюду
гибель от стрел угрожала бойцам. Энио, торжествуя,
Битвы огонь раздувала, Убийства сестры ненасытной».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 11. 7. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«Устремлялись все так же ахейцы
к Трое навстречу мужам её, те же и сами за стены
против врага выходили, как Рок им судил беспощадный.
Между рядов Энио и несущая гибель Эрида
грозно кружились, ужасным Эриниям видом подобны,
и на сражавшихся смерть из разверзшихся уст выдыхали.
Жалости в сердце не зная, суровые Керы над битвой
с яростным гневом неслись. Побуждали к сражению рати
Фобос [Ужас] с Аресом самим, а за ними засохшею кровью
весь обагрен меж враждующих мчался неистовый Деймос [Страх]».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 11. 151. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«С восторгом на страшную битву
мрачные Керы глядели, Apec хохотал, издавала
грозный свой клич Энио и гремели на людях доспехи».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 11. 237. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«[Эней и Неоптолем вступают в бой]
Противников равною схватку
сделала тут Энио».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 12. 436. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«[Троянцы тащат Деревянного Коня в город Трою]
Войны пред собою злосчастный
видя конец, веселилась в душе Энио»

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 13. 85. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«[Греческая армия входит в Трою]
Злобой к троянцам полны, на врагов они бросились тотчас.
И бушевали меж ратей Apec с Энио кровожадной.
Кровь проливалась повсюду, промокла земля под ногами».

 

Филострат Старший. Картины. Книга 2. 29. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«На равнине лежат трупы на трупах, и кони, как упали, и оружие, как свалилось с бойцов; от крови стала влажной земля, от чего, говорят, веселится бог войны Эниалий»

 

Стаций. Фиваида. Книга 8. 655. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 12) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«[В войне Семерых против Фив]
Меж тем, и змеями свежими пыша,
и обновленным огнем, Энио продолжала сраженье.
В битву стремятся бойцы, как будто теперь лишь удары
первые нанесены и блеск не утерян мечами».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 5. 40. (Источник: Нонн Панополитанский. Дея. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 202) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«[В битве между Кадмом и аонийцами]
Эрис и Энио свели в жестоком сраженье
Оба войска, и в битве, пылавшей неистовством диким»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 2. 358 & 2. 475. (Источник: Нонн Панополитанский. Дея. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 202) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«[Когда чудовище Тифон и Зевс сражались в битве]
Распря [Эрида], над Зевсом парила, в бой направляя великий,
Ника…
Энио́ не склонялась еще ни к какому решенью
В битве Тифона и Дия, и с грохотом велешумным
Пляшущие перуны вихрились бурно в эфире».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 7. 7. (Источник: Нонн Панополитанский. Дея. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 202) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«[Айон (Отец Время) обращается к Зевсу]
Зевс владыка, на муки взгляни омраченного мира!
Видишь, Отец, Энио разорила круг обитанья,
Преждевременно срезав колос младости быстрой»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 17. 316. (Источник: Нонн Панополитанский. Дея. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 202) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«[Во время войны Диониса против индийцев]
Только жестокая битва не кончилась. Наполовину
Схватка зта свершилась — и на высоком прибрежье
Индов вопит Арей, туда, к разгоревшейся битве,
Исступленный лидийский рев издавая, несется
Энио́, вакханка священная, к бою готова.
В недругов метя, листвою увитый тирс смертоносный
В пляске вакхической бьется! Лозолюбивым Лизем
Недруг наземь повергнут, сражен листвой и лозою,
Чьи смертоносны раны».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 20. 35. (Источник: Нонн Панополитанский. Дея. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 202) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«[Индийская война Диониса]
Спишь, Дионис, о потомок бога, Дериадея
Вызвал на смертную битву, а сам предался веселью!
Мачеха, пыл твой завидев воинственный [Энио], надсмехалась»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 32. 175. (Источник: Нонн Панополитанский. Дея. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 202) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«[Индийская война Диониса]
«Боле всего тревожит, что в облике смертного мужа
Бурного в битве Арея и Энио ополчает
По наущениям Геры против идет Диониса,
Индов царю поборая… »

БЕЛЛОНА РИМСКАЯ БОГИНЯ ВОЙНЫ

Беллона была римской богиней войны, которую латинские поэты отождествляли с греческим Энио.

Овидий. Метаморфозы. Книга 5. 155. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«[В битве между Персеем и сторонниками Финея в залах царя Кефея из Эфиопии ]
Вот осквер­нен­ных уже зали­ва­ет Бел­ло­на пена­тов
Кро­вью обиль­ной и вновь заме­шать поспе­ша­ет сра­же­нье»

 

Сенека. Геркулес в безумье. 686. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 118) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«[У входа в Подземный мир]
К истоку или к устью волны гонит он.
Коцит простерся топью; стонут филины
Над ним, и крик совы сулит недоброе.
Листвою черной чаща там щетинится;
690 В ней на высоком тисе вялый Сон повис,
Лежит в ней Голод с пастью провалившейся
И прячет поздний Стыд лицо, раскаявшись.
Страх, мрачный Ужас, Боль с зубовным скрежетом,
Недуг, Печаль, Война [Бел­ло­на] в железном панцире
Ютятся дальше, и, с клюкой беспомощной
Бредущая, всех глубже Старость прячется».

 

Стаций. Фиваида. Книга 2. 718. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):

«Марс [Арес] и Беллона с копьем не более яростно к битве
трубам велят призывать [чем Афина]».

 

Стаций. Фиваида. Книга 3. 424. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):

«[Предвещая войну Семерых против Фив]
И между теней, в ночи блуждающих, бог — зачинатель
битв, — и аркадский предел облетев, и немейские пашни,
также и тенарский мыс, и град Аполлона Ферапну, —
звоном оружия всё поражает и, сея смятенье,
полнит любовью к себе: Гнев с Яростью шлем оперяют,
Страх-приспешник коней погоняет, Молва — как дозорный, —
разноголосо трубя, повязавшись пустою тревогой,
пред колесницей летит, подгоняемая крылоногих
храпом коней, и ворчит беспрестанно, и перья смятенья
сеет: кровавым бичом её побуждает возница [Беллона]
с былью и небыль сказать, а отец с колесницы высокой
яростно скифским копьем ей спину и голову хлещет».

 

Стаций. Фиваида. Книга 4. 5. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):

«[Предвещая начало первой битвы Семерых против Фив]
Факел горящий тогда над вершиной Ларисы Беллона [Энио]
левой рукой подняла, а правой рукою, нацелив,
мощный взвихрила дрот: звенящий в безоблачном небе,
он пролетел и в берег вошел аонической Дирки.
В стан устремилась затем и, с мужами в златом и железном
блеске смешавшись, шумит, наделяет идущих мечами,
гонит коней и к воротам зовет, — не ждут уговоров
храбрые, но внушена и робким недолгая доблесть».

 

Стаций. Фиваида. Книга 5. 155. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):

«[Женщины Лемноса планируют убить своих мужей]
Здесь освятили союз: Энио бранолюбая, клятву
ты принимала, с тобой — Церера подземная [Персефона]; вышли
Стикса богини [Эринии], раскрыв Ахеронт [Подземный мир]»

 

Стаций. Фиваида. Книга 7. 64. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):

«[Во время войны Семерых против Фив]
Запряжкой Беллона
мрачная правит, рукой окровавленною подстрекая
с длинным копьем».

 

Стаций. Фиваида. Книга 10. 855. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«[Во время войны Семерых против Фив]
С окровавленным
ликом Беллона вошла уравнивать башни с землею»

 

Стаций. Ахиллеида 1. 25 (Источник: Стаций, Публий Папиний. Ахиллеида. Авторы перевода: С. Ашманов, О. Жиронкина, О. Мокина, Ю. Пеков, А. Подосинов, А. Пронина, М. Пронина, А. Рчеулишвили, Д. Смирнова, И. Смирнова, С. Федотов / Под общ. ред. А.В. Подосинова. М.: Импэто, 2011. – 120 с., илл.)

 

«Брачные факелы ярко горят на корме – то невестку
Быстро Приаму Беллона несет»

 

КУЛЬТ ЭНИО & МА

I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 7. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[В святилище Ареса в Афинах] Тут же — ста­туя Энио́ (боги­ни вой­ны)55, кото­рую созда­ли сыно­вья Пра­к­си­те­ля».

II.АНТИТАВР ГОРОД В КАППАДОКИИ (АНАТОЛИЯ)

Страбон. География. Книга 12. 2. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 445) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«На этом Анти­тав­ре нахо­дят­ся глу­бо­кие и узкие доли­ны, в кото­рых рас­по­ло­же­ны город Кома­ны и свя­ти­ли­ще Энио, кото­рую мест­ные жите­ли назы­ва­ют Ма.
[Греки отождествляли Энио с анатолийской богиней Ма.]»

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

 

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология