Энио была богиней или олицетворением духа (даймона) войны. Она была женским аналогом и близким спутником бога Ареса Эниалия.
Эни тесно отождествляли с Эридой, богиней раздора. Действительно, Гомер, кажется, не делает различия между двумя богинями. Она также была связана с анатолийской богиней Ма и римской Беллоной.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
БОГИНЯ ЭНИО | |
Родители | Зевс и Гера |
Богиня чего | Войны |
Римское имя | Беллона |
Греческое имя | Транслитерация | Римское имя | Английский перевод | Перевод |
Ενυο Ενυω | Enyo, Enyô | Bellona, Bella | Warlike (enyo) | Воинственный |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
Зевс & Гера (Quintus Smyrnaeus 8.424)
Дети
Эниалий (от Ареса) (Eustathius on Homer 944 &/or Roman Antiquities)
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЭНИО БОГИНЯ ВОЙНЫ
Гомер. Илиада. 5. 333 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«[Богини] Кои присутствуют в бранях и битвы мужей устрояют,
Так, как Афина или́ как громящая грады Энио».
Гомер. Илиада. 5. 590 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«С яростным криком; за ним и троян понеслися фаланги
Сильные; их предводили кровавый Арей и Энио
Грозная, следом ведущая бранный мятеж беспредельный».
Эсхил. Семеро против Фив. 41. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 229-230) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):
«[Предводители армии Семерых против Фив]
Семь полководцев, семь отважных воинов
Зарезали быка, в чернокаёмный щит
Спустили кровь и, руки ею вымарав,
Аресом, Энио и богом Ужасом
Разрушить город поклялись и Кадмову
Опустошить столицу или пасть самим,
Но землю эту в месиво кровавое
Сначала превратить».
Гимны Каллимаха. II. К Аполлону. / Перевод С. С. Аверинцева. / (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 151) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Землями с той зовешься поры; на тебя не дерзают
Ни Энио, ни Аид вступить, ни Аресовы кони.
[остров был священным и таким образом свободным от войны]».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 30. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В «Илиаде» он [Гомер] изобразил Афину и Энио главными вождями на войне».
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 1. 365. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«блеском доспехов слепя оба воинства, нас возглавляет,
но иль Афина сама, иль Эрида, иль ярая сердцем
с нами теперь Энио»
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 2. 525. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«[Ахилл и Мемнон вступают в битву друг с другом]
Равной же битвой героев сама Энио управляла.
И приходилось в бою этом долго им мериться силой…
Между убитых, ногами в крови, продолжали сражаться
славные чада блаженных, жестокой не бросили сечи,
в гневе один на другого. Весы же войны роковые
в дланях Эриды качались. Но стали неравными чаши».
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 5. 25. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«[Изображено на щите Ахилла]
Были сраженья жестокие, гибель несущие войны,
толпы убитых густые…
Были здесь Фобос и Деймос, была Энио-мужебойца,
чьи без изъятия члены ужасная кровь окропляла,
страшная смертным Эрида и трое Эриний суровых»
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 8. 186. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«Стоя вблизи [Неоптолема и Эврипила в бою], Энио укрепляла сердца нападавших,
и потому не бросали жестокого боя герои…
Торжествовала в душе, на борьбу их взирая, Эрида».
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 8. 286. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«Насмерть сражались враги. В самой гуще рядов их с руками,
красными кровью до плеч, Энио над сраженьем кружила.
С тела богини губительный пот на противников лился.
Радуясь равному бою, ни тем, ни другим не давала
преобладанья она, опасаясь Фетиды с Аресом».
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 8. 424. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«Много их кровью залило священную землю. Повсюду
гибель от стрел угрожала бойцам. Энио, торжествуя,
Битвы огонь раздувала, Убийства сестры ненасытной».
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 11. 7. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«Устремлялись все так же ахейцы
к Трое навстречу мужам её, те же и сами за стены
против врага выходили, как Рок им судил беспощадный.
Между рядов Энио и несущая гибель Эрида
грозно кружились, ужасным Эриниям видом подобны,
и на сражавшихся смерть из разверзшихся уст выдыхали.
Жалости в сердце не зная, суровые Керы над битвой
с яростным гневом неслись. Побуждали к сражению рати
Фобос [Ужас] с Аресом самим, а за ними засохшею кровью
весь обагрен меж враждующих мчался неистовый Деймос [Страх]».
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 11. 151. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«С восторгом на страшную битву
мрачные Керы глядели, Apec хохотал, издавала
грозный свой клич Энио и гремели на людях доспехи».
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 11. 237. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«[Эней и Неоптолем вступают в бой]
Противников равною схватку
сделала тут Энио».
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 12. 436. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«[Троянцы тащат Деревянного Коня в город Трою]
Войны пред собою злосчастный
видя конец, веселилась в душе Энио»
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 13. 85. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 58) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«[Греческая армия входит в Трою]
Злобой к троянцам полны, на врагов они бросились тотчас.
И бушевали меж ратей Apec с Энио кровожадной.
Кровь проливалась повсюду, промокла земля под ногами».
Филострат Старший. Картины. Книга 2. 29. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
«На равнине лежат трупы на трупах, и кони, как упали, и оружие, как свалилось с бойцов; от крови стала влажной земля, от чего, говорят, веселится бог войны Эниалий»
Стаций. Фиваида. Книга 8. 655. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 12) (римский эпос 1 в. н. э.):
«[В войне Семерых против Фив]
Меж тем, и змеями свежими пыша,
и обновленным огнем, Энио продолжала сраженье.
В битву стремятся бойцы, как будто теперь лишь удары
первые нанесены и блеск не утерян мечами».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 5. 40. (Источник: Нонн Панополитанский. Дея. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 202) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[В битве между Кадмом и аонийцами]
Эрис и Энио свели в жестоком сраженье
Оба войска, и в битве, пылавшей неистовством диким»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 2. 358 & 2. 475. (Источник: Нонн Панополитанский. Дея. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 202) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Когда чудовище Тифон и Зевс сражались в битве]
Распря [Эрида], над Зевсом парила, в бой направляя великий,
Ника…
Энио́ не склонялась еще ни к какому решенью
В битве Тифона и Дия, и с грохотом велешумным
Пляшущие перуны вихрились бурно в эфире».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 7. 7. (Источник: Нонн Панополитанский. Дея. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 202) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Айон (Отец Время) обращается к Зевсу]
Зевс владыка, на муки взгляни омраченного мира!
Видишь, Отец, Энио разорила круг обитанья,
Преждевременно срезав колос младости быстрой»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 17. 316. (Источник: Нонн Панополитанский. Дея. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 202) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Во время войны Диониса против индийцев]
Только жестокая битва не кончилась. Наполовину
Схватка зта свершилась — и на высоком прибрежье
Индов вопит Арей, туда, к разгоревшейся битве,
Исступленный лидийский рев издавая, несется
Энио́, вакханка священная, к бою готова.
В недругов метя, листвою увитый тирс смертоносный
В пляске вакхической бьется! Лозолюбивым Лизем
Недруг наземь повергнут, сражен листвой и лозою,
Чьи смертоносны раны».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 20. 35. (Источник: Нонн Панополитанский. Дея. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 202) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Индийская война Диониса]
Спишь, Дионис, о потомок бога, Дериадея
Вызвал на смертную битву, а сам предался веселью!
Мачеха, пыл твой завидев воинственный [Энио], надсмехалась»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 32. 175. (Источник: Нонн Панополитанский. Дея. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 202) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Индийская война Диониса]
«Боле всего тревожит, что в облике смертного мужа
Бурного в битве Арея и Энио ополчает
По наущениям Геры против идет Диониса,
Индов царю поборая… »
БЕЛЛОНА РИМСКАЯ БОГИНЯ ВОЙНЫ
Беллона была римской богиней войны, которую латинские поэты отождествляли с греческим Энио.
Овидий. Метаморфозы. Книга 5. 155. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«[В битве между Персеем и сторонниками Финея в залах царя Кефея из Эфиопии ]
Вот оскверненных уже заливает Беллона пенатов
Кровью обильной и вновь замешать поспешает сраженье»
Сенека. Геркулес в безумье. 686. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 118) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«[У входа в Подземный мир]
К истоку или к устью волны гонит он.
Коцит простерся топью; стонут филины
Над ним, и крик совы сулит недоброе.
Листвою черной чаща там щетинится;
690 В ней на высоком тисе вялый Сон повис,
Лежит в ней Голод с пастью провалившейся
И прячет поздний Стыд лицо, раскаявшись.
Страх, мрачный Ужас, Боль с зубовным скрежетом,
Недуг, Печаль, Война [Беллона] в железном панцире
Ютятся дальше, и, с клюкой беспомощной
Бредущая, всех глубже Старость прячется».
Стаций. Фиваида. Книга 2. 718. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):
«Марс [Арес] и Беллона с копьем не более яростно к битве
трубам велят призывать [чем Афина]».
Стаций. Фиваида. Книга 3. 424. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):
«[Предвещая войну Семерых против Фив]
И между теней, в ночи блуждающих, бог — зачинатель
битв, — и аркадский предел облетев, и немейские пашни,
также и тенарский мыс, и град Аполлона Ферапну, —
звоном оружия всё поражает и, сея смятенье,
полнит любовью к себе: Гнев с Яростью шлем оперяют,
Страх-приспешник коней погоняет, Молва — как дозорный, —
разноголосо трубя, повязавшись пустою тревогой,
пред колесницей летит, подгоняемая крылоногих
храпом коней, и ворчит беспрестанно, и перья смятенья
сеет: кровавым бичом её побуждает возница [Беллона]
с былью и небыль сказать, а отец с колесницы высокой
яростно скифским копьем ей спину и голову хлещет».
Стаций. Фиваида. Книга 4. 5. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):
«[Предвещая начало первой битвы Семерых против Фив]
Факел горящий тогда над вершиной Ларисы Беллона [Энио]
левой рукой подняла, а правой рукою, нацелив,
мощный взвихрила дрот: звенящий в безоблачном небе,
он пролетел и в берег вошел аонической Дирки.
В стан устремилась затем и, с мужами в златом и железном
блеске смешавшись, шумит, наделяет идущих мечами,
гонит коней и к воротам зовет, — не ждут уговоров
храбрые, но внушена и робким недолгая доблесть».
Стаций. Фиваида. Книга 5. 155. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):
«[Женщины Лемноса планируют убить своих мужей]
Здесь освятили союз: Энио бранолюбая, клятву
ты принимала, с тобой — Церера подземная [Персефона]; вышли
Стикса богини [Эринии], раскрыв Ахеронт [Подземный мир]»
Стаций. Фиваида. Книга 7. 64. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):
«[Во время войны Семерых против Фив]
Запряжкой Беллона
мрачная правит, рукой окровавленною подстрекая
с длинным копьем».
Стаций. Фиваида. Книга 10. 855. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):
«[Во время войны Семерых против Фив]
С окровавленным
ликом Беллона вошла уравнивать башни с землею»
Стаций. Ахиллеида 1. 25 (Источник: Стаций, Публий Папиний. Ахиллеида. Авторы перевода: С. Ашманов, О. Жиронкина, О. Мокина, Ю. Пеков, А. Подосинов, А. Пронина, М. Пронина, А. Рчеулишвили, Д. Смирнова, И. Смирнова, С. Федотов / Под общ. ред. А.В. Подосинова. М.: Импэто, 2011. – 120 с., илл.)
«Брачные факелы ярко горят на корме – то невестку
Быстро Приаму Беллона несет»
КУЛЬТ ЭНИО & МА
I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 7. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В святилище Ареса в Афинах] Тут же — статуя Энио́ (богини войны)55, которую создали сыновья Праксителя».
II.АНТИТАВР ГОРОД В КАППАДОКИИ (АНАТОЛИЯ)
Страбон. География. Книга 12. 2. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 445) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«На этом Антитавре находятся глубокие и узкие долины, в которых расположены город Команы и святилище Энио, которую местные жители называют Ма.
[Греки отождествляли Энио с анатолийской богиней Ма.]»
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомер. Илиада. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Эсхил. Семеро против Фив. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):
- Гимны Каллимаха. / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Филострат Старший. Картины. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
- Квинт Смирнский. После Гомера. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):
- Трифиодор. Взятие Илиона / Пер. Μ. Е. Грабарь-Пассек. (Источник: Памятники поздней античной поэзии и прозы. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
- Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Овидий. Героиды. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Сенека. Геркулес в безумье. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
- Валерий Флакк. Аргонавтика. (Источник: Валерий Флакк. Аргонавтика. Книга первая / Под общ. ред. А.В. Подосинова. М.: Импэто, 2013. – С. ???-???):
- Стаций. Фиваида. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. ???-???) (римский эпос 1 в. н. э.):
- Стаций. Ахиллеида. (Источник: Стаций, Публий Папиний. Ахиллеида / Под общ. ред. А.В. Подосинова. – М.: Импэто, 2011) (римский эпос 1 в. н. э.):
Список используемой литературы