Хрисофемида

Хрисофемида была сельскохозяйственной полубогиней «Золотого обычая», который, вероятно, был праздником урожая. Она была дочерью Карманора (Карманор, «Тот, кто собирает урожай») и богини Деметры («Мать-Земля»). Хрисофемида выиграла первый музыкальный конкурс в Дельфах с песней (предположительно мелодией урожая) и объединилась с Аполлоном, чтобы произвести на свет ребенка.

Хрисофемида также описывалась как жена наксийского царя Стафила («Гроздь винограда»), сына Диониса. Аполлон, однако, был предполагаемым отцом всех ее детей, включая Молпадию и Парфеноса — девиц-полубогинь, которым поклонялись в Западной Анатолии. Последний был связан с аграрным созвездием Девы и изображался держащим сноп пшеницы.

Хрисофемида, вероятно, был тем же самым, что и Акакаллида, название которого произошло либо от критского слова, обозначающего нарцисс, либо от греческого akakalis — сока ореха. Этот сок был смешан с зерном, чтобы сделать медовый сладкий пирог, кондитерское изделие, которое играло важную роль в священных обрядах Элевсинской Деметры.

В древнегреческой вазописи Хрисофемида также встречается как богиня в свите Афродиты.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ПОЛУБОГИНЯ ХРИСОФЕМИДА
РодителиКарманор
МужСтафил
Богиня чегоПраздник урожая
ДомКрит
Другие именаАкакаллида
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΚρυσοθεμιςKhrysothemisChrysothemisGolden CustomЗолотой обычай

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Карманор (Pausanias 10.7.2 & 10.16.5)
[2.1] Минос (Antoninus Liberalis 30)

Дети Хрисофемиды

[1.1] Мол­па­дия, Пар­фе­нос, Рео (от Стафила) (Diodorus Siculus 5.62.1)
[1.2] Пар­фе­нос (от Аполлона) (Hyginus Astronomica 2.25)

Дети Акакаллиды

[1.1] Филакид, Филандр (от Аполлона) (Pausanias 10.16.5)
[2.1] Милет (от Аполлона) (Antoninus Liberalis 30)

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΑκακαλλιςAkakallisAcacallisTamarisk-Gall, DaffodilТамариск-Желчный, Нарцисс

I. ХРИСОФЕМИДА ИЗ ТАРРЫ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 30. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Кри­тяне рас­ска­зы­ва­ют, — а это пре­да­ние у них мест­но­го про­ис­хож­де­ния, — что у Кар­ма­но­ра, очи­стив­ше­го Апол­ло­на от убий­ства Пифо­на».
[Карманор был отцом Хризотемиды, смотрите ниже]

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 7. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Насколько сохранилась память, самым древним видом состязания, и при этом таким, за который стали давать награды, было пение гимна в честь бога. Первым пел и одержал победу в пении Хрисофемид из Крита, отец которого, Карманор, как говорят, очистил Аполлона от убийства. После Хрисофемида, насколько помнят, победил в пении Филаммон».

II. АКАКАЛЛИДА ИЗ ТАРРЫ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 16. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В горах (острова) Крита есть еще и доныне город Элир. Жители его прислали в Дельфы медное изображение козы, которая кормит своим молоком двух грудных детей, Филакида и Филандра; жители Элира говорят, что они дети Аполлона и нимфы Акакаллиды и что с ней Аполлон сочетался в городе Тарре, в доме Карманора».
[N.B. Акакаллис — это, вероятно, другое имя Хризотемиды. Ср. Павсаний 10.7.2 выше.]

 

Антонин Либерал. Метаморфозы. 30. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Рассказывает Никандр в книге II «Превращений». У Аполлона и Акакаллиды, дочери Миноса, родился на Крите сын Милет. Акакаллида, убоясь Миноса, подбросила его в лесу, и по воле Аполлона к нему приходили волчицы, сторожили его и кормили по очереди молоком. Когда же на него натолкнулись пастухи, они подобрали его и воспитывали дома».

III. ХРИСОФЕМИДА ИХ НАКСОСА

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 62. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Итак, у Ста­фи­ла и Хри­со­фе­ми­ды было три доче­ри — Мол­па­дия, Рео и Пар­фе­нос. С Рео соче­тал­ся Апол­лон и оста­вил ее бере­мен­ной».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 25. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 67):

 

«[Созвездие Дева] Другие же уверяют, что это — дочь Аполлона и Хрисофемиды, и что она еще ребенком получила имя Партенос [Дема]. Так как она умерла в детском возрасте, Аполлон поместил ее среди созвездий».

IV. ЭТИМОЛОГИЯ ИМЕНИ

Геродот. История. Книга 7. 31. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Мимо горо­да Кал­ла­те­ба. В этом горо­де ремес­лен­ни­ки изготов­ля­ют мед из тама­ри­с­ка и пше­ни­цы35.
[Речь идет о Ta­ma­rix man­ni­fe­ra, кото­рая после уку­са оре­хотвор­ки (Ce­ci­do­myia) выде­ля­ет на вет­вях слад­кий сок; из него, сме­шав с мукой, изготов­ля­ли слад­кое блюдо.]
[Эта может объяснить связь между именами Хри­со­фе­ми­да и Акакаллида]»

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология