Парфенос была принцессой острова Наксос, которая прыгнула в море вместе со своей сестрой Гемифеей, чтобы избежать гнева своего отца Стафила. Пара была превращенна в богинь Аполлоном, который, по мнению некоторых, был их настоящим отцом. Парфеносе поклонялись в карийском городе Бубаст, а ее сестре Гемифее — в соседнем городе Кастаб. По некоторым данным, Парфенос также находилась среди звезд как созвездие Девы.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ПОЛУБОГИНЯ ПАРФЕНОС | |
Родители | Стафил или Аполлон |
Богиня чего | Бубастис (город) |
Дом | Бубастис в Карийском Херсонесе |
Созвездие | Дева |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Παρqενος | Parthenos | Parthenus | Maiden (parthenos) | Дева |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Этрусский | Перевод |
Παρθένος | /par.tʰé.nos/ | — | 𐌚𐌀𐌓𐌈𐌀𐌍𐌀 | Дева |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Стафил & Хрисофемида (Diodorus Siculus 5.62.1)
[1.2] Аполлон & Хрисофемида (Hyginus Astronomica 2.25)
СЛОВАРЬ
ПАРФЕНОС Партенос, Парфена (Παρθένος, «дева»), в греческой мифологии: 1) прозвище (эпик-леса) Афины, от которого произошло название главного афинского храма Парфенон; 2) дочь Стафила, сына Диониса, и Хрисофемиды, дочери Агамемнона и Клитеместры. Отец доверил П. и ее сестре Мальпадии сторожить погреб, в котором хранились сосуды с дорогим вином. Сестры заснули, и свиньи, пасшиеся у дома, опустошили погреб, перебив все сосуды. Боясь гнева отца, девушки в отчаянии бросились со скалы в море, но были спасены покровительствовавшим им Аполлоном и перенесены в Херсонес Карийский, где они почитались как местные божества (Diod. V 62). К принесению жертв П. и ее сестре не допускались люди, касавшиеся свиней или употреблявшие в пищу свинину; 3) прозвище Дике (или Астреи), а также дочери Икария Эригоны, взятых на небо и помещенных среди звезд как созвездие Девы (Ovid. Met. I 149-150; Ps.-Erat. 9; Hyg. Astr. II 25), Ифигении (Herodot. IV 103- 107) и других девственниц; 4) в Северном Причерноморье имя главной богини Херсонеса Таврического, часто встречающееся в надписях и на монетах. Греки отождествляли П. с Артемидой или с ее жрицей Ифигенией.Лит.: Латышев В. В., К вопросу о культе богини Девы в Херсонесе Таврическом, в кн.: Сборник статей в честь В. П. Бузескула, X., 1914, с. 206-11; Толстой И. И., Остров Белый и Таврика на Евксинском Понте. П., 1918, ч. II — Таврическая богиня, с. 90-153; Лурье С. Я., Культ матери и Девы в Боспорском царстве, «Вестник древней истории», 1948, № 3, с. 204- 11. М. Б.
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 62. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Итак, у Стафила и Хрисофемиды было три дочери — Молпадия, Рео и Парфенос. С Рео сочетался Аполлон и оставил ее беременной. Отец, разгневавшись за то, что девушку якобы совратил кто-то из людей, запер ее в сундук и бросил в море. Сундук приплыл к берегу Делоса, и там родился мальчик, названный Анием… Сестры соблазненной, Молпадия и Парфенос, хранившие отцовское вино, тогда только открытое для людей, однажды уснули, и в это время вошли содержавшиеся у них свиньи, которые испортили вино, разбив содержавший его сосуд. Узнав о случившемся и опасаясь гнева отца, сестры бежали на взморье и бросились там вниз с высоких скал. По причине своей связи с их сестрой Аполлон спас девушек и поместил их в городах на Херсонесе, сделав так, что Парфенос стали оказывать почести в святилище в Бубасте на Херсонесе, а Молпадию, которая прибыла в Кастаб и получила прозвище Гемифеи (Полубогини), по причине явления людям от бога, стали почитать все обитатели Херсонеса».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 25. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):
«[Созвездие Дева] Другие же уверяют, что это — дочь Аполлона и Хрисофемиды, и что она еще ребенком получила имя Партенос. Так как она умерла в детском возрасте, Аполлон поместил ее среди созвездий».
ОТОДЖЕСТВЛЕНИЕ ПАРФЕНОС С ИФИГЕНИЕЙ
Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море следующим образом. Сначала они поражают обреченных дубиной по голове. Затем тело жертвы, по словам одних, сбрасывают с утеса в море, ибо святилище стоит на крутом утесе, голову же прибивают к столбу. Другие, соглашаясь, впрочем, относительно головы, утверждают, что тело тавры не сбрасывают со скалы, а предают земле. Богиня, которой они приносят жертвы, по их собственным словам, это — дочь Агамемнона Ифигения. С захваченными в плен врагами тавры поступают так: отрубленные головы пленников относят в дом, а затем, воткнув их на длинный шест, выставляют высоко над домом, обычно над дымоходом. Эти висящие над домом головы являются, по их словам, стражами всего дома. Живут тавры разбоем и войной».
Страбон. География. VII (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«При выходе из залива, на левой стороне, лежат маленький городок и еще один залив херсонесцев. Если плыть дальше вдоль побережья, следует выдающийся в море на юг большой мыс, который составляет часть целого Херсонеса. На этом месте расположен город гераклейцев (колония гераклейцев на Понте), который также называется Херсонесом и отстоит, если плыть вдоль берегов, на 4400 стадий от Тираса. В городе есть святилище Девы [Ифигения] (какого-то божества)».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
Римские
Список используемой литературы