Кони Диомеда — восьмой подвиг Геракла

Диомед был фракийским царем враварского племени бистонов, который кормил своих кобыл пищей из человеческого мяса. За этими лошадьми послали Геракла в качестве восьмого из его двенадцати подопечных. Он захватил зверей живыми и оставил их на попечение своего молодого оруженосца Абдера, а сам отправился разбираться с королем Диомедом. Он вернулся и обнаружил, что мальчика сожрали кобылы и в гневе накормили их трупом своего хозяина, что успокоило их неестественные аппетиты.

Элементы этого мифа можно найти в истории Пирехма с Эвбеи.

Изображение справа — Геракл и кони Диомеда, 6 век до н.э., Государственный Эрмитаж.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ЦАРЬ ДИОМЕД
РодителиАрес и Кирена
Царь чегоБистония во Фракии
ДомБистония во Фракии
УбитГераклом
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
Διομηδης ΘρακιοςDiomêdês ThrakiosDiomedes ThraciusDivine-Prince of ThraceБожественный принц Фракии

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Арес & Кирена (Apollodorus 2.5.8)
[1.2] Арес (Hyginus Fabulae 159)

СЛОВАРЬ

ДИОМЕД (Διομήδης) в греческой мифологии: 1) царь Фракии, сын Ареса, кормивший своих коней мясом захваченных чужеземцев. Геракл одолел Д. и бросил его на съедение коням-людоедам, которых потом привел к царю Эврисфею; 2) сын этолийского царя Тидея и дочери Адраста Деипилы. Вместе с Адрастом принимает участие в походе и разорении Фив (Apollod. Ill 7,2). Как один из женихов Елены Д. сражается впоследствии под Троей, возглавляя ополчение на 80 кораблях. В доспехах, озаренных сияющим пламенем, он убивает множество троянцев и нападает на Энея, которого спасает от гибели Афродита. Тогда Д. обрушивается на богиню, ранит ее и заставляет оставить поле боя. Пользуясь покровительством Афины, Д. выходит в бой против самого бога Ареса и тяжело его ранит (подвигам Д. отводится почти вся V книга «Илиады»). Вместе с Одиссеем Д. отправляется на разведку во вражеский лагерь; по дороге они убивают троянского разведчика Долона, а затем нападают на пришедшего на помощь троянцам фракийского царя Реса, убивают его и многих воинов его свиты и уводят с собой знаменитых коней Реса (Hom. Il. Х 203-514). Д. участвует в погребальных играх в честь Патрокла; вместе с Одиссеем проникает в осажденную Трою и похищает там статую Афины (Палладий), обладание которой предвещает победу над троянцами. С Одиссеем Д. отправляется также на остров Лемнос за Филоктетом. Д. долго слывет (вместе с Нестором) одним из немногих ахейских героев, благополучно вернувшихся домой из-под Трои (Apollod. epit. V 8; 13); поздние источники вводят версию об измене жены Д. Эгиалы, вследствие чего Д. вынужден бежать из Аргоса и окончить свою жизнь в Италии.Хотя традиция называет Д. сыном Тидея — царя Этолии, в «Илиаде» он возглавляет ополчение из Аргоса, Тиринфа, Эпидавра и других городов юго-восточной Арголиды (II 559- 568); по числу кораблей войско Д. уступает лишь полкам Агамемнона и Нестора. В этом отражается воспоминание не только о былом могуществе Аргоса, но и о значении самого Д. как древнейшего военного божества аргивян. Щит Д. с культовым изображением Афины находился в ее храме в Аргосе. Д. приписывалось основание храма Афины «Остроглядящей» (Paus. II 24, 2), находившуюся здесь статую Афины отождествляли с похищенным ахейцами в Трое Палладием. Д. считался основателем храмов Афины в городе Метона (Мессения) и городе Прасии (Аттика); в Саламине (Кипр) он почитался вместе с Афиной. Эта древнейшая связь Д. с Афиной отразилась в мифах о постоянной помощи Афины герою [в «Илиаде»; в варианте мифа (Pind. Nem. X 7) Афина сделала Д. богом; по другой версии, Д. был перенесен вместе с Ахиллом на острова блаженных]. Подтверждением «божественного» происхождения Д. является то, что это единственный герой «Илиады», осмеливающийся вступать в сражения с богами-олимпийцами. Культ Д. был занесен ахейскими колонистами в Италию (отсюда поздняя версия о его скитаниях и смерти в Италии).В «Илиаде» обращает на себя внимание явный параллелизм в описании подвигов Д. и Ахилла (оба нападают на Гектора и на Энея, которого от них спасают боги) и чувство соперничества, испытываемое Д. к Ахиллу. Однако трудно сказать, восходит ли этот параллелизм к древнейшим слоям эпического сказания или является художественным приемом автора «Илиады». в. н. ярхо.

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. V. (8). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 36) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Восьмым подвигом Эврисфей назначил Гераклу привести в Микены кобылиц, принадлежавших фракийцу Диомеду. Это был сын Ареса и Кирены, который царствовал над бистонами, весьма воинственным фракийским племенем. Кобылицы его питались человеческим мясом. Приплыв туда с теми, кто добровольно согласился его сопровождать, Геракл одолел охранявших стойла и погнал кобылиц к морю. Так как бистоны с оружием в руках сбежались, чтобы отобрать коней, Геракл велел сторожить их своему возлюбленному Абдеру, который был сыном Гермеса и происходил из Локриды Опунтской. Но кобылицы убили его, растерзав на части.

Геракл сразился с бистонами, убил Диомеда и обратил остальных в бегство. У могилы погибшего Абдера он основал город Абдеры, а лошадей пригнал и передал Эврисфею. После того как Эврисфей их отпустил, они пришли к горе, называющейся Олимпом, и были там растерзаны дикими зверями».

Геракл и кони Диомеда, греко-римская мозаика3 век н. э., Национальный археологический музей Испании.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. XV. (3-4). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«[О восьмом подвиге Геракла:]

Затем он [Геракл] получил приказ привести кобылиц фракийца Диомеда. Эти кобылицы отличались такой свирепостью, что ясли их были из меди, такой силой, что привязывали их

железными цепями, а питались они не растениями, выросшими из земли, но пожирали тела рaстepзaнных ими несчастных чужеземцев. Чтобы укротить кобылиц, Геракл бросил им на

рaстepзaние их собственного хозяина Диомеда и, насытив прожорливость животных плотью того, кто подавал пример к нарушению законов, сделал их кроткими. Кобылицы были доставлены к Эврисфею, и тот посвятил их Гере. Потомство от этих кобылиц просуществовало до времени царствования Алeксaндpa Македонского».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVIII. 12. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[Среди сцен, изображенных на троне Аполлона Амиклейского около Спарты:]… Геракл наказывает фракийского (царя) Диомеда, а на реке Эвене – Несса».

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). X. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[Среди сцен, изображенных на фронтоне храма Зевса в Олимпии:]

В Олимпии изображена и большая часть подвигов Геракла. Над (передними) дверями храма изображены охота на аркадского кабана, расправа Геракла с Диомедом Фракийским…»

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга шестая. 246-248. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 134) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«[Подвиги Геракла были изображены на щите его внука Эврипила:]

Далее шли Диомеда людей пожиравшие кони,

кои во Фракии дальней вблизи от яслей их ужасных

вместе с жестоким владельцем героем повергнуты были».

 

Филострат Старший. Картины. Книга I. 17. Гипподамия. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«[Из описания греческой картины:]

Посмотри и на Эномая [Ойномая]: подобно Диомеду фракийскому лежит он, дикий и страшного вида».

 

Филострат Старший. Картины. Книга II. 25. Похороны Абдера. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«[Предположительно, описание греческой картины в Неаполе:]

Не будем считать, милый мальчик, содержанием этой картины подвиг Геракла над кобылицами Диомеда, которых он уже победил и размозжил им головы своею дубиной. Одна из них лежит уж убитой, другая – еще вздрагивает, третья, кажется, хочет вскочить, а четвертая падает; дико вздыбились гривы их; косматы они до самых копыт и вообще – настоящие дикие звери; их кормушки полны человеческим мясом и костями, которые Диомед давал на корм этим кобылам! И сам тот, кто так кормил лошадей, насколько он еще более дикого вида, чем его кобылы, рядом с которыми он лежит, поверженный на землю! Этот подвиг надо считать более трудным потому, что сверх многих других Эрот [Любовь] возложил его на Геракла, что для него было тяжким несчастьем. Абдера, полусожранным, отняв его у кобыл, выносит Геракл; они сожрали его еще нежного, более юного, чем Ифит; это можно судить по останкам его: до сих пор они еще остаются прекрасными, лежа на львиной шкуре. Пусть другой влюбленный проливает слезы над ними, их обнимает, говорит жалкие речи с грустным от горя лицом; пусть другому ставят погребальную доску как дар на могилу прекрасного. А Геракл поступил совершенно иначе, не как все: город он основывает в честь Абдера, который мы и доныне зовем его именем; там он устроит игры в память Абдера, и на них будут состязаться в кулачном бою, в борьбе, и в их сочетании, одним словом, во всем, только не на конях».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 30. Двенадцать подвигов Геркулеса, те, что по приказу Эврисфея. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 54):

 

«Диомеда, царя Фракии, и его четырех коней, которые питались человеческим мясом, убил вместе со слугой Абдером. А имена коней Подарг, Лампон, Ксанф и Дин»».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 159. Сыновья Марса. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 193):

 

«Диомед, фракиец».

 

Овидий. Героиды. Письмо девятое. Деянира – Геркулесу. 67-68. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Нет чтоб на помощь призвать о жестоком мысль Диомеде

И о свирепых конях, вскормленных плотью людской!»

 

Овидий. Героиды. Письмо девятое. Деянира – Геркулесу. 83-90. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Гордо рассказывал ей ты [Геракл] о шествиях пышных триумфов

И о делах, хоть о них было бы лучше молчать:…

О головах на фракийском дворце не мог ты не вспомнить

И о раскормленных в лоск мясом людским лошадях…»

 

Сенека. Агамемнон. 862-867. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 287) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«[О подвиге Геракла:]

Он фракийских увел коней, –

Их тиран [Диомед] не травой с гебрского берега

Иль стримонских лугов вскормил:

Кровью пришлецов хищные конюшни

Он питал, пока не обагрила

Зубы скакунов кровь их возницы».

 

Сенека. Геркулес на Эте. 19-20. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 153) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«…[Мной, Геркулесом,] истреблен табун [Диомеда],

Над Гебром кровью чужестранцев вскормленный…»

 

Сенека. Геркулес на Эте. 1782-1791. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 196-197) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«[После смерти Геракла его мать Алкмена говорит о том, что сыновья врагов ее сына могут прийти, чтобы отомстить ей:]

Мне же, старой, ненавидимой

Царями злыми (коль остался где-нибудь

Злой царь), в каком укрыться крае? Горе мне!

Любой, что плачет по отцу убитому,

Сын на меня пойдет, расплаты требуя;

Коль есть Бусирид младший, младший есть Антей

В спаленном зноем поясе, – добычею

Ему я стану; если вновь во Фракии

Табун кровавый вскормлен, будет плоть мою

Табун свирепый пожирать».

 

Сенека. Троянки. 1106-1110. (Источник: Луций Анней Сенека. Троянки / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 263) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«Кровью детскою

Не орошались алтари Бусирида,

И Диомед в кормушки табунам своим

Не клал младенцев. Кто земле предаст тебя,

Кто члены соберет?»

 

Стаций. Фиваида. Книга двенадцатая. 155-157. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 207) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«Скорей Бусирида жертвенник лютый,

и одрисийских [т. е. Диомеда] коней алкающих и сицилийских

можно богов умолить».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология