Диоскуры были двумя полубогами – защитниками мореплавателей, а также покровителями всадников и гонок.
Их культ был наиболее старым и полным в Спарте. Со временем он распространился на другие части Пелопоннеса и за его пределы.
Античные скульпторы изображали Диоскуров в виде двух обнаженных юношей в дорожных плащах и яйцевидных шлемах, рядом с лошадью или лошадиной головой. Как олимпийцы они изображались в венках из оливковых веток и держащими перевернутый олимпийский факел.
Изображение справа — Диоскуры, греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя.
- КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АФИНЫ, главный город Аттики
- II. КЕФАЛА, деревня в Аттике
- КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. СИКИОН, главный город Сикионии
- КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АРГОС, главный город Арголиды
- II. ЛЕРНА, местность в Арголиде
- КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. СПАРТА, главный город Лакедемонии
- II. Рядом с ФЕРАПНОЙ, деревней в Лакедемонии
- III. БРАСИИ, деревня в Лакедемонии
- IV. ПЕФН, остров рядом Фаламами в Лакедемонии
- КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ОЛИМПИЯ, деревня и святилище в Элиде
- КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. МАНТИНЕЯ, город в Аркадии
- II. КЛИТОР, деревня в Аркадии
- КУЛЬТ В ОЗОЛИЙСКОЙ ЛОКРИДЕ
- I. АМФИССА, главный город Локриды
- КУЛЬТ В ВИФИНИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
- I. АХЕРОНТСКАЯ СКАЛА в Вифинии
- КУЛЬТ В ЛОКРАХ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
- I. САГРА, река в Локрах
- КУЛЬТ В БРУТТИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
- I. ДИОСКОРОН, остров рядом с мысом Лакиний в Бруттии
- КУЛЬТ В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
- I. РИМ, столица империи
- КУЛЬТОВЫЕ ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ
КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АФИНЫ, главный город Аттики
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XVIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Храм Диоскуров – один из древнейших; сами Диоскуры стоят, а их сыновья сидят на конях».
Плутарх. Тесей и Ромул. Тесей. 33 / Перевод С. П. Маркиша. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):
«… Они [Диоскуры] стяжали божеские почести под именем Анаков в память либо о перемирии [anochái], либо о неусыпной заботе, как бы кто не потерпел какой обиды от разместившегося в городских стенах огромного войска (внимательно наблюдать или следить за чем либо – по гречески «анако с э хейн» [anakôs échein]; вероятно, и царей называют «а нактас» [ánaktas] по той же причине). Некоторые думают, что их назвали Анаками по явившимся в небесах звездам, ибо «вверху» по-аттически «ане кас» [anékas], а «сверху» – «ане катен» [anékathen]».
Плутарх. Лисандр. 12 / Перевод М. Е. Сергеенко. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):
«Некоторые говорили, что, когда корабль Лисандра [исторический афинский государственный деятель] в первый раз вышел из гавани против врагов, над ним по обе стороны кормы сверкали Диоскуры в виде звезд».
II. КЕФАЛА, деревня в Аттике
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Кефале особенно почитаются Диоскуры: их тут так и называют «Великими богами».
КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. СИКИОН, главный город Сикионии
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. VII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В нынешнем акрополе [Сикиона] есть храм Тихи Акреи (Высшего счастья), а за ним храм Диоскуров…»
КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АРГОС, главный город Арголиды
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXII. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Аргосе] …стоит храм Диоскуров. Статуи, стоящие здесь, – это сами Диоскуры и их сыновья – Анаксий и Мнасинунт, а с ними и их матери – Гилаира и Феба [Левкиппиды], работы художников Дипойна и Скиллида; сделаны они из эбенового (черного) дерева; и их кони по большей части тоже из черного дерева, а некоторые же части сделаны из слоновой кости».
II. ЛЕРНА, местность в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXVI. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если повернуть от [реки] Эрасина налево, то приблизительно стадиях в восьми находится храм Анактов (Владык) Диоскуров; их деревянные изображения сделаны в том же стиле, как и в городе (Аргосе)».
КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XVI. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Исторический мессенский герой Аристомен] …ночью собирался сделать нападение на самую Спарту; от этого он был удержан явившимися ему призраками [спартанских полубогов] Елены и Диоскуров…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXVI. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Ты же мессенцам отдай их отчую землю и их города, так как и гнев Диоскуров на них прекратился».
Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXVII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Гнев же сыновей Тиндарея [одного из отцов Диоскуров] против мессенцев начался еще раньше битвы при Стениклере и, как я предполагаю, произошел по следующей причине. Жили в Андании двое цветущих юношей – Панорм и Гонипп; они во всем были близкими друзьями, вместе ходили на войну и вместе делали набеги на лаконскую землю. Как-то в лагере лакедемоняне справляли праздник в честь Диоскуров и после угощения они перешли уже к вину и веселью. В это время среди лакедемонян появляются Гонипп и Панорм в белых хитонах, в пурпурных плащах, верхом на прекрасных лошадях; на головах у них были шлемы, в руках – копья. Когда лакедемоняне их увидали, они преклонились перед ними и стали им молиться, считая, что к ним на жертвоприношение явились сами Диоскуры. Но как только юноши въехали в середину толпы, они проскакали через всю толпу, поражая своими копьями всех близкостоящих, и когда многие были ими убиты, они опять уехали в Анданию, насмеявшись над праздником и жертвоприношением Диоскурам. Это, как мне лично кажется, и вызвало гнев Диоскуров против мессенцев. Но тогда, как сказал призрак Эпаминонду, для Диоскуров не было уже неприятным возвращение мессенцев».
Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXVII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Когда все было готово [к историческому событию – основанию Мессены], тогда принесены были жертвы, все необходимое для которых доставили аркадяне… Мессенцы [приносили жертвы] – Зевсу Итомскому и Диоскурам, а бывшие у них жрецы – Великим богиням и Кавкону. Затем все вместе они стали призывать героев, чтобы они пришли и поселились вместе с ними».
I. СПАРТА, главный город Лакедемонии
Пиндар. Немейские песни. 10. <«Диоскуры»>. Феэю Аргосскому. 3 э. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 154) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
«С Гермесом и Гераклом
Братья-блюстители Спарты [Диоскуры], широкой в плясках,
Правят цветущие жребьи схваток…»
Платон. Законы. Книга седьмая. 796b / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. IV /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 247) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«Нельзя оставить в стороне и того, что есть подобающее в хороводных плясовых подражаниях. Таковы здешние вооруженные игры куретов, а в Лакедемоне – Диоскуров. И у нас Дева-Владычица [Афина], возрадовавшись хороводной забаве, не сочла возможным ликовать с пустыми руками, но, украсившись полным вооружением, с в нем и исполнила свою пляску. Юношам и девушкам подобало бы всячески этому подражать, чтя милость богини, а также ради военных надобностей и празднеств».
[Танцы вооруженных воинов были характерны для культа куретов, Диоскуров и Афины.]
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… Есть и могильный памятник Кастора, а над ним сооружено святилище; говорят, что только сорок лет спустя после сражения с Идасом я Линкеем, во всяком случае, не ранее этого срока, сыновья Тиндарея [Диоскуры] были признаны богами».
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Спарте] …находится алтарь Зевса Амбулия и Афины Амбулии, а также Диоскуров, тоже Амбулиев».
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если [в Спарте] идти дальше от Дромоса, то будет храм Диоскуров и Харит, а затем храм Илитии…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIV. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У самого начала Дромоса [в Спарте] стоят Диоскуры Афетерии (Пускающиеся в бег)…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Спарте, Лакедемония] … находится дом. Говорят, что вначале в нем жили дети Тиндарея, а позднее его приобрел спартанец Формион. К нему пришли Диоскуры под видом иноземцев. Сказав, что они прибыли из Кирены, они пожелали остановиться у него и просили то помещение, которое было им наиболее приятно, когда еще они жили среди людей. Он предложил им выбирать любое помещение в доме, но ту комнату, сказал он, дать не может, так как случайно в ней жила его дочь, еще девушка. На следующее утро исчезла как сама девушка, так и весь ее девичий наряд, а в этой комнате были найдены статуи Диоскуров, стол и на нем растение сильфий».
II. Рядом с ФЕРАПНОЙ, деревней в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Недалеко от Ферапны [в Лакедемони] есть так называемый Фойбеон и в нем храм Диоскуров; эфебы тут приносят жертву Эниалию».
III. БРАСИИ, деревня в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXIV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Брасиях [Лакедемония] есть небольшой мыс, слегка вдающийся в море, на нем стоят медные (бронзовые) статуи, не больше фута величиной, со шлемами на головах; я не знаю, считают ли их местные жители за Диоскуров или за Корибантов. Их всего три, а четвертой является статуя Афины».
IV. ПЕФН, остров рядом Фаламами в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXVI. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Стадиях в двадцати от Фалам расположено у моря местечко Пефн [в Лакедемонии]. Перед ним лежит островок, не больше чем большой камень; он тоже называется Пефн. Жители Фалам говорят, что тут родились Диоскуры. Я знаю, что это же сказал и Алкман в своих песнях. Но говорят, что воспитаны они были не в Пефне: Гермес перенес их в Пеллану. На этом островке стоят медные статуи Диоскуров, величиною в фут; стоят они на островке под открытым небом. Когда море в зимнее время бушует вокруг этой скалы, волны моря не касаются этих статуй. Это уже чудо».
КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ОЛИМПИЯ, деревня и святилище в Элиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На месте старта лошадей под открытым небом [в Олимпии], как раз посредине (старта) – жертвенники Посейдону Гиппию (Покровителю коней) и Гере Гиппии, а около колонны – алтарь Диоскурам».
КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. МАНТИНЕЯ, город в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. IX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Мантинее, Аркадия] Есть также святилище Диоскуров, а в другом месте святилище Деметры и Коры…»
II. КЛИТОР, деревня в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXI. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У клиторийцев есть еще храм Диоскуров, так называемых Великих богов, приблизительно так в стадиях 4-х от города. В нем есть их медные статуи».
КУЛЬТ В ОЗОЛИЙСКОЙ ЛОКРИДЕ
I. АМФИССА, главный город Локриды
Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXXVIII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Жители Амфиссы [Локрида] совершают и тайное служение в честь сынов Анактов (Владык), как они их называют. Детьми каких богов являются эти Анакты, об этом говорят различно: одни говорят, что это Диоскуры, другие – что это Куреты, те же, кто считает себя в этом деле более знающими, называют их Кабирами».
КУЛЬТ В ВИФИНИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
I. АХЕРОНТСКАЯ СКАЛА в Вифинии
Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Вторая книга. 798-802. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 53-54) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
«Я же [царь мариандинов Лик] высокий храм воздвигну богам Тиндаридам [Диоскурам]
На вершине скалы Ахеронтской [южный берег Черного моря]. Все мореходы,
С моря завидев его, будут издали им поклоняться.
Кроме того, отведу я для них священную ниву
За городскою стеной, в долине, удобной для пашни».
КУЛЬТ В ЛОКРАХ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
I. САГРА, река в Локрах
Страбон. География. Книга VI. I. 10. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 241) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«За Локрами идет Сагра – река, которую называют женским именем. На ней стоят алтари Диоскуров…»
КУЛЬТ В БРУТТИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
I. ДИОСКОРОН, остров рядом с мысом Лакиний в Бруттии
Плиний Старший. Естественая история. Книга III. § 96. / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
«… Мыс Лакиний [в Адриатическом море], против его берега, в десяти милях от земли, остров Диоскорон и другой, Калипс – считается, что это тот самый, который у Гомера зовется Огигией».
КУЛЬТ В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
I. РИМ, столица империи
Страбон. География. Книга V. III. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 217) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«… Александр [Великий] послал в Рим послов с жалобой на [морской разбой]… и велел передать, что хотя он оказывает им любезность, возвращая пленных ради родства римлян с греками, но все же считает недостойным, чтобы люди, владеющие Италией, высылали шайки пиратов или сооружали на форуме святилище Диоскуров, почитая тех, кого все называют спасителями, и в то же время посылали в Грецию людей разорять отечество Диоскуров. Тогда римляне запретили антийцам этот промысел».
Овидий. Фасты. Книга первая. 705-708. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«27 января
Но за шесть дней до календ, какие теперь наступают,
Храм был у нас посвящен Леды обоим сынам [Диоскурам];
Братья из рода богов [Тиберий Цезарь и Друз] его братьям-богам посвятили,
Вместе поставив его близ от Ютурны прудка».
Цицерон. О природе богов. Книга II. II. (6). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«… Часто боги, являясь, обнаруживают свою силу. Так, например, у Регильского озера во время войны с латинами, когда диктатор А. Постумий сражался с тускуланцем Октавием Мамилием, в нашем строю можно было видеть сражающихся верхом на конях [Диоскуров] Кастора и Поллукса [Полидевк]. И уже в недавние времена те же Тиндариды оповестили о победе над Персеем. П. Ватиний, дед известного вам молодого человека, ночью шел из Реатинской префектуры в Рим. В пути ему встретились двое юношей на белых конях и сказали, что царь Персей в этот день взят в плен».
Цицерон. О природе богов. Книга III. V. (11-13). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«И ты действительно считаешь, что эти Тиндариды, как ты их называл, т. е. люди, рожденные человеком, о которых Гомер, живший лишь немного позже, говорит, что они были похоронены в Лакедемоне, что эти Тиндариды на белых меринах, не сопровождаемые ни одним конюхом, вышли навстречу Ватинию и предпочли сообщить о победе римского народа этому простому крестьянину, а не М. Катону, бывшему в то время первоприсутствующим (princeps) сената? Стало быть, ты веришь и тому, что след на камне, как будто от копыта, который и теперь еще ясно виден у Регильского озера, что этот след оставил конь Кастора? Но не лучше ли верить – и такую веру действительно можно одобрить, – что души славнейших людей, какими были и эти Тиндариды, божественны и вечны, чем верить, что те, которые однажды были преданы сожжению, могли ездить верхом и сражаться в строю? Или если ты утверждаешь, что это действительно могло произойти, то нужно, чтобы ты объяснил, каким образом, а не ссылался на бабьи сказки».
Тут Луцилий возразил: «Тебе это кажется сказками? Но разве не посвятил Постумий храм на форуме Кастору и Поллуксу? Разве ты не видел постановление сената о Ватинии?»
КУЛЬТОВЫЕ ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ
У Диоскур было несколько культовых титулов:
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Θεοι Μεγαλοι | Theoi Megaloi | Theoi Megali | Great Gods | Великие боги |
Ανακτες Παιδες | Anaktes Paides | Anactes Paides | Boy Kings | Мальчики-короли |
Αμβουλιοι | Amboulioi | Ambulii | Consellors | Советники |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Σωτεροι | Sôteroi | Soteri | Saviours | Спасители |
Αφεθριοι | Aphethrioi | Aphethrii | Starters (of horse-race) | Начинатели (Скачек ?) |
Λαπερσαι | Lapersai | Lapersi | Of Las (Laconia) | Из Лас (Лакония) |
Их афинский храм был известен как Anacium (Храм Царей):
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Ανακειον | Anakeion | Anacium | Shrine of the Kings | Святилище королей |
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Пиндар. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. ???) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
- Платон. Законы. / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. IV /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
- Аполлоний Родосский. Аргонавтика. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. ???-???) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Плутарх. / Перевод С. П. Маркиша. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):
Римские
- Овидий. Фасты. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
- Плиний Старший. Естественая история. / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
Список используемой литературы