Пенелопа была нимфой эпимелидой с горы Киллен в Аркадии (южная Греция), которая родила Гермесу козлоногого бога Пана. Ее отец Дриоп «Дуболицый», вероятно, был старым богом горы.
Пенелопу часто путали с Пенелопой, женой Одиссея, и многие древние писатели сочиняли истории, чтобы объяснить, как эта женщина сбежала на Аркадию и родила козлиного бога.
Имя нимфы, возможно, произошло от греческих слов pênê и lopas, означающих «иголка и нить», или от pan и lopos «снимать все», что может означать стрижку овец или снятие шкуры с животных. Последнее, безусловно, было бы подходящим именем для матери бога охоты и отар.
Пенелопу, вероятно, отождествляли с нимфами Сосе и Тимбрис, которых иначе называют матерями Пана. Будучи дочерью Дриопа, она могла быть перепутана с Дриопой, дриопийской принцессой, соблазненной богом Аполлоном в облике черепахи — форма, возможно, больше подходящая Гермесу.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
НИМФА ПЕНЕЛОПА | |
Любима | Гермесом |
Дом | Гора Киллен в Аркадии |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Πηνελοπεια Πηνελοπη | Pênelopeia, Pênelopê | Penelope | Peel-Away-All? (pan, lopos) | Очистить-От-Всего? |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Дриоп * (Homeric Hymn 19 to Pan)
Дети
[1.1] Пан (от Гермеса) * (Homeric Hymns 19 to Pan, Herodotus 2.153.1, Apollodorus E7.38, Hyginus Fabulae 224)
[1.2] Пан-Номий (от Гермеса) (Nonnus Dionysiaca 14.67)
* N.B. Имя матери Пана не упоминается в гомеровском гимне. Ее просто называют «дочерью Дриопа».
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гомеровские гимны. 19. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 171) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«Гермеса, — как всех, благодетельный, он превосходит,
Как для богов олимпийских посланником служит проворным
И как в Аркадию он, родниками обильную, прибыл,
В место, где высится роща его на Киллене священной,
Бог — у смертного мужа там пас он овец густорунных.
Там, для себя незаметно, зажегся он нежною страстью
К дочери Дриопа, нимфе прекрасноволосой и стройной.
Скорый устроился брак. Родила ему нимфа в чертогах
Многолюбивого сына, поистине чудище с виду!
Был он с рогами, с ногами козлиными, шумный, смешливый.
Ахнула мать и вскочила и, бросив дитя, убежала:
В ужас пришла от его бородатого, страшного лика.
На руки быстро Гермес благодетельный принял ребенка.
Очень душой веселился он, глядя на милого сына.
[Имя дочери Дриопа не называется. Предположительно она Пенелопея.]»
Геродот. История. Книга 2. 153. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«У эллинов самыми младшими из богов считаются Геракл, Дионис и Пан… от Пана, сына Пенелопы (эллины ведь считают Пана сыном Гермеса и Пенелопы), прошло до сегодняшнего дня еще меньше лет, чем от Троянской войны, — только 800 лет. [Здесь мать Пана отождествляется с женой Одиссея]»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга E7. 39. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 66) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Некоторые же сообщают, что Пенелопу, соблазненную Антиноем, Одиссей отослал к ее отцу Икарию; когда Пенелопа прибыла в аркадскую Мантинею, она родила там Пана от Гермеса. [Аркадская нимфа снова отождествляется с женой Одиссея с добавлением связующего мифа, объясняющего расхождения]»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 224. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 237):
«Кто из смертного стал бессмертным. Пан, сын Меркурия [Гермеса] и Пенелопы».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 14. 67. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 400) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Дале идут два пана, коим Гермес был родитель,
Сразу с двумя разделивший и пылкую страсть, и ложе.
Первого бог с горянкой Сосой зачал на любовном
Ложе, и полон сей отпрыск мудрости, вещего знанья.
Это Агрей, и он любит охотиться пылко за зверем!
Номий — второй, и он любит овец пасти, ибо нимфу
Пенелопу когда-то бог посетил на ложе,
Любит он и на сиринге наигрывать!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 24. 77. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 400) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Сына также восхитил бог Гермес резвокрылый,
Отпрыска Пенелопы, косматого Пана с рогами».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомеровские гимны. / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
Список используемой литературы