Нимфа наяда Дирка

Дирка был нимфой наядой из источника Дирка близ Фив в Беотии (центральная Греция). Ее воды были священными для бога Диониса.

Изначально Дирка была женой царя Фив Лика, которую в наказание за жестокое обращение с ее племянницей Антиопой была привязана к дикому быку и разорванная на части. Впоследствии Дионис превратил ее в источник, поскольку она была преданной служительницей бога.

Дирка, вероятно, был такой же, как нимфа Деркето.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

НАЯДА ДИРКА
РодителиИсмен
МужЛик
ДомГора Киферон в Беотии
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΔιρκηDirkêDirceOf the Dirce (spring)Из Дирки (источника)

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Исмен (Callimachus Hymn to Delos, Nonnus Dionysiaca 44.10)

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 5. 5. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 63) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«У Ник­тея была дочь Антио­па, с кото­рой сошел­ся Зевс. Когда она забе­ре­ме­не­ла, отец стал ей угро­жать нака­за­ни­ем. Тогда Антио­па бежа­ла в Сики­он к Эпо­пею и вышла за него замуж. Ник­тей, охва­чен­ный тос­кой по доче­ри, покон­чил с собой, пору­чив перед смер­тью Лику, чтобы тот нака­зал Антио­пу и Эпо­пея. Лик отпра­вил­ся похо­дом на Сики­он и поко­рил его. Эпо­пея он убил, а Антио­пу захва­тил в плен и увел. В пути Антио­па роди­ла двух сыно­вей — это про­изо­шло в Элев­те­рах в Бео­тии. Дети были бро­ше­ны, и их нашел пас­тух, кото­рый стал их вос­пи­ты­вать, назвав одно­го Зетом, дру­го­го Амфи­о­ном. В то вре­мя как Зет посвя­тил себя пас­ту­ше­ским заня­ти­ям, Амфи­он стал кифа­редом: лиру ему пода­рил сам Гер­мес.

Меж­ду тем Лик дер­жал Антио­пу в зато­че­нии, и с ней жесто­ко обра­ща­лись и он и его жена Дир­ка. Но одна­жды неожи­дан­но с Антио­пы спа­ли око­вы сами по себе, и она тай­но при­шла к дому, где жили ее сыно­вья, желая най­ти у них убе­жи­ще. Те при­зна­ли в ней мать и уби­ли Лика, Дир­ку же они при­вя­за­ли к быку. После того как она погиб­ла, бра­тья бро­си­ли ее труп в источ­ник, кото­рый по ее име­ни назы­ва­ет­ся Дир­кой».

 

Гимны Каллимаха. IV. К ОСТРОВУ ДЕЛОСУ. 75 / Перевод С. С. Аверинцева. / (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 150) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«[Реки и источники бегут от беременной богини Лето, опасаясь гнева Геры, если они предоставят ей убежище]
Тем же страхом гонима, бежала Аония; следом
Дирка со Строфией купно спешили; на них опирался
Чернокремнистый отец Йемен».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 25. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если перей­ти реку Дир­ку [близ Фив], полу­чив­шую свое назва­ние от Дир­ки, жены Лика, о кото­рой рас­ска­зы­ва­ют, что она мучи­ла Антио­пу и за это она при­ня­ла кон­чи­ну от сыно­вей Антио­пы».

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 12. 57. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (греческий ритор 2-3 вв. н. э.):

 

«Во вре­мя похо­да Алек­сандра, сына Филип­па, про­тив Фив боги явля­ли фиван­цам зна­ме­ния и чуде­са, чтобы пред­у­предить их об угро­зе небы­ва­лых бед­ст­вий… неожи­дан­но кро­вью окра­сил­ся источ­ник Дир­ка с неко­гда чистой и при­ят­ной на вкус водой, про­те­кав­ший вбли­зи Исме­ния и город­ских стен».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 7. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):

 

«Антиопу, дочь Никтея… С незамужней с нею сошелся Юпитер [Зевс], а Лик взял в супруги Дирку, которая заподозрила, что это ее муж тайно сошелся с Антиопой. Поэтому она приказала слугам заковать ее и запереть в темницу. Потом, когда пришло время родов, Антиопа по воле Юпитера [Зевса] освободилась из оков и бежала на гору Киферон, а когда ее стали мучить схватки и она стала искать место, где бы родить, боль заставила ее рожать прямо посреди дороги. Родившихся у нее сыновей пастухи воспитали как своих и назвали одного Зетом… а другого Амфионом… После того, как они узнали, кто их мать, они лишили Дирку жизни, привязав ее к неукрощенному быку, и из ее тела на горе Кифероне появился источник, который стал называться Диркейским по воле благосклонного к ней Либера [Диониса], вакханкой которого она была».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 44. 10. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 55) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«В пенных водоворотах; С отцом, Исменосом милым,
Заструилися воды Дирки бурной по кругу».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология