Титаниды Музы

Титаниды Музы — три или четыре старших музы, древние титаны-богини музыки. Их называли Мелета (Опыт), Аэда (Песня) и Мнема (Память). Последний из них был бы отождествлен с Мнемосиной (Памятью), матерью девяти знаменитых Олимпийских муз Зевса.

Однако эти два набора Муз на самом деле были просто альтернативными версиями одного и того же набора богинь. Третьей, еще более непонятной группой, были музы Аполлониды.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ТИТАНИДЫ МУЗЫ
РодителиУран и Гея
Богини чегоМузыки
ДомПиерия в Македонии
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Μουσα ΜουσαιMousa, MousaiMusa, MusaeMuse, MusesМуза, Музы

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Уран & Гея (Alcman Frag 67, Mimnermus Frag 13, Praxilla Frag 3, Diodorus Siculus 4.7.1, Arnobius 3.37)
[1.2] Уран (Pausanias 9.29.1, Cicero De Natura Deorum 3.21)

 

Имена

[1.1] Мелета, Мнема, Аэда (Pausanias 9.29.1)
[1.2] Тельк­си­о­па, Аэда, Арха, Мелета (Cicero De Natura Deorum 3.21)

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 4. 7. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Не лиш­ним пред­став­ля­ет­ся ска­зать кое-что в общих чер­тах и о Музах… Боль­шин­ство мифо­гра­фов (и при­том наи­бо­лее заслу­жи­ваю­щих дове­рия) счи­та­ют Муз доче­ря­ми Зев­са и Мне­мо­си­ны35, хотя неко­то­рые поэты (в том чис­ле Алк­ман) пола­га­ют, что они — доче­ри Ура­на и Геи. Раз­но­гла­сия име­ют­ся так­же и отно­си­тель­но их чис­ла: одни гово­рят, что Муз было три, дру­гие — девять. Воз­об­ла­да­ло чис­ло девять, нашед­шее под­твер­жде­ние у наи­бо­лее про­слав­лен­ных мужей, — я имею в виду Гоме­ра, Геси­о­да и дру­гих, столь же выдаю­щих­ся».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 29. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Гово­рят, пер­вы­ми людь­ми, кото­рые на Гели­коне при­нес­ли жерт­вы Музам и нарек­ли эту гору свя­щен­ной горою Муз, были Эфи­альт и От; они же осно­ва­ли и город Аскру. Кро­ме того, и поэт Геге­син по пово­ду это­го же ска­зал в сво­ей поэ­ме «Атфиде»… Я сам не читал этой поэ­мы Геге­си­на, пото­му что она была уже поте­ря­на рань­ше, чем я родил­ся на свет. Но Кал­липп из Корин­фа в сво­ей исто­рии Орхо­ме­на ссы­ла­ет­ся в дока­за­тель­ство сво­его рас­ска­за на эти сти­хи Геге­си­на. Так делаю и я, вос­поль­зо­вав­шись ука­за­ни­ем Кал­лип­па… Дети Ало­ея счи­та­ли, что Муз было чис­лом все­го три, и дали им сле­дую­щие име­на: Меле­та (Опыт­ность), Мне­ма (Память) и Аэда (Пес­ня). [3] С тече­ни­ем вре­ме­ни, гово­рят, при­был сюда, в Фес­пии, Пиер из Македо­нии, по име­ни кото­ро­го в этой стране назва­на гора, уста­но­вил чис­ло Муз в коли­че­стве девя­ти и дал им те име­на, кото­рые они носят и доныне… Мим­нерм [греческий поэт 6-го века до н. э.], напи­сав­ший сти­хотво­ре­ние в эле­ги­че­ском раз­ме­ре на бит­ву жите­лей Смир­ны про­тив Гиге­са и лидий­цев, во введе­нии гово­рит, что стар­шие Музы были дочерь­ми Ура­на (Неба), все же осталь­ные, млад­шие, были дочерь­ми Зев­са».

 

Цицерон. О природе богов. Книга 3. 21. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«Что каса­ет­ся муз, то сна­ча­ла их было четы­ре: Тельк­си­о­па, Аэда, Арха, Меле­та, отцом их был Юпи­тер вто­рой. Вто­рая груп­па муз роди­лась от Юпи­те­ра третье­го и Мне­мо­зи­ны, их было девять».

 

Арнобий. Против язычников. (Источник: В русском переводе, с введением и указателем имен и предметов H. М. Дроздова Под редакцией А. Д. Пантелеева) (Древнеримский писатель. Арнобий III—IV вв.)

«Мнасей говорит, что Музы — дочери Земли (Telluris) и Неба (Caeli); прочие называют их дочерьми Юпитера и Мемории, или Mens; некоторые пишут, что они девы, а другие — что они были матерями. Мы хотим теперь вкратце коснуться именно таких пунктов, в которых, вследствие разнообразия мнений, обнаруживается, что один из вас говорит одно, а другой — другое об одном и том же предмете. Так, Эфор указывает трех Муз, упомянутый Мнасей четырех, Миртил говорит о семи, Кратет утверждает, что их восемь, наконец, Гесиод называет по именам девять [Муз], обогащая небо и звезды богами».

ИМЕНА СТАРШИХ МУЗ

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΜελετηMeletêMeletePractice (meletê)Практика
ΜνημηMnêmêMnemaMemory (mnêmê)Память
ΑοιδηAoidêAoedeSong (aoidê)Песня
ΑρχηArkhêArcheBeginning (arkhê)Начало
ΘελξινοηThelxinoêThelxinoeCharming the Mind (thelxis, noos)Очарование разума

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

  • Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
  • Арнобий. Против язычников. (Источник: Арнобий. Против язычников / Пер., введ., указ. Н. М. Дроздова под ред. А. Д. Пантелеева. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2008. – С. ???-???) (раннехристианский богослов 4 в. н. э.):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология