Титаниды Музы — три или четыре старших музы, древние титаны-богини музыки. Их называли Мелета (Опыт), Аэда (Песня) и Мнема (Память). Последний из них был бы отождествлен с Мнемосиной (Памятью), матерью девяти знаменитых Олимпийских муз Зевса.
Однако эти два набора Муз на самом деле были просто альтернативными версиями одного и того же набора богинь. Третьей, еще более непонятной группой, были музы Аполлониды.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ТИТАНИДЫ МУЗЫ | |
Родители | Уран и Гея |
Богини чего | Музыки |
Дом | Пиерия в Македонии |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Μουσα Μουσαι | Mousa, Mousai | Musa, Musae | Muse, Muses | Муза, Музы |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Уран & Гея (Alcman Frag 67, Mimnermus Frag 13, Praxilla Frag 3, Diodorus Siculus 4.7.1, Arnobius 3.37)
[1.2] Уран (Pausanias 9.29.1, Cicero De Natura Deorum 3.21)
Имена
[1.1] Мелета, Мнема, Аэда (Pausanias 9.29.1)
[1.2] Тельксиопа, Аэда, Арха, Мелета (Cicero De Natura Deorum 3.21)
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 4. 7. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Не лишним представляется сказать кое-что в общих чертах и о Музах… Большинство мифографов (и притом наиболее заслуживающих доверия) считают Муз дочерями Зевса и Мнемосины35, хотя некоторые поэты (в том числе Алкман) полагают, что они — дочери Урана и Геи. Разногласия имеются также и относительно их числа: одни говорят, что Муз было три, другие — девять. Возобладало число девять, нашедшее подтверждение у наиболее прославленных мужей, — я имею в виду Гомера, Гесиода и других, столь же выдающихся».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 29. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Говорят, первыми людьми, которые на Геликоне принесли жертвы Музам и нарекли эту гору священной горою Муз, были Эфиальт и От; они же основали и город Аскру. Кроме того, и поэт Гегесин по поводу этого же сказал в своей поэме «Атфиде»… Я сам не читал этой поэмы Гегесина, потому что она была уже потеряна раньше, чем я родился на свет. Но Каллипп из Коринфа в своей истории Орхомена ссылается в доказательство своего рассказа на эти стихи Гегесина. Так делаю и я, воспользовавшись указанием Каллиппа… Дети Алоея считали, что Муз было числом всего три, и дали им следующие имена: Мелета (Опытность), Мнема (Память) и Аэда (Песня). [3] С течением времени, говорят, прибыл сюда, в Феспии, Пиер из Македонии, по имени которого в этой стране названа гора, установил число Муз в количестве девяти и дал им те имена, которые они носят и доныне… Мимнерм [греческий поэт 6-го века до н. э.], написавший стихотворение в элегическом размере на битву жителей Смирны против Гигеса и лидийцев, во введении говорит, что старшие Музы были дочерьми Урана (Неба), все же остальные, младшие, были дочерьми Зевса».
Цицерон. О природе богов. Книга 3. 21. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«Что касается муз, то сначала их было четыре: Тельксиопа, Аэда, Арха, Мелета, отцом их был Юпитер второй. Вторая группа муз родилась от Юпитера третьего и Мнемозины, их было девять».
Арнобий. Против язычников. (Источник: В русском переводе, с введением и указателем имен и предметов H. М. Дроздова Под редакцией А. Д. Пантелеева) (Древнеримский писатель. Арнобий III—IV вв.)
«Мнасей говорит, что Музы — дочери Земли (Telluris) и Неба (Caeli); прочие называют их дочерьми Юпитера и Мемории, или Mens; некоторые пишут, что они девы, а другие — что они были матерями. Мы хотим теперь вкратце коснуться именно таких пунктов, в которых, вследствие разнообразия мнений, обнаруживается, что один из вас говорит одно, а другой — другое об одном и том же предмете. Так, Эфор указывает трех Муз, упомянутый Мнасей четырех, Миртил говорит о семи, Кратет утверждает, что их восемь, наконец, Гесиод называет по именам девять [Муз], обогащая небо и звезды богами».
ИМЕНА СТАРШИХ МУЗ
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Μελετη | Meletê | Melete | Practice (meletê) | Практика |
Μνημη | Mnêmê | Mnema | Memory (mnêmê) | Память |
Αοιδη | Aoidê | Aoede | Song (aoidê) | Песня |
Αρχη | Arkhê | Arche | Beginning (arkhê) | Начало |
Θελξινοη | Thelxinoê | Thelxinoe | Charming the Mind (thelxis, noos) | Очарование разума |
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Эллинские поэты / Перевод М. Грабарь-Пассек, О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Римские
- Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
- Арнобий. Против язычников. (Источник: Арнобий. Против язычников / Пер., введ., указ. Н. М. Дроздова под ред. А. Д. Пантелеева. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2008. – С. ???-???) (раннехристианский богослов 4 в. н. э.):
Список используемой литературы