Асклепиады

Асклепиады были четырьмя или пятью богинями хорошего здоровья, исцеления и лечения, дочерьми бога врача Асклепия. Их назвали Гигея (Хорошее здоровье), Эгла (Сияние), Иасо (Исцеление), Панакея (Лекарство от всех болезней) и Акесо (Исцеление). Бог Телесфор, вероятно, был шестым мужчиной Асклепиадом.

Асклепиады отождествлялись с древней гильдией врачей, которая утверждала, что произошла от Асклепия, и были покровителями ее.

Изображение справа — Асклепиада Иасо, 5 век до н.э., Музей изящных искусств Бостона.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГИНИ АСКЛИПИАДЫ
РодителиАсклепий и Эпиона
ИменаИасо, Эгла, Панакея, Гигиея, Акесо
Богини чегоЗдоровье, исцеление, лечение
ДомГора Олимп
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Ασκληπιας ΑσκληπιαδεςAsklêpias, AsklêpiadesAsclepias, AsclepiadesChildren of AsklepiosДети Асклепия

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Асклепий & Эпиона (Greek Lyric V Anonymous Frag 939 Erythae Inscription, Suidas s.v. Epione)
[1.2] Асклепий (Aristophanes Plutus 701)

Имена

[1.1] Гигиея, Панакея (Hippocrates Hippocratic Oath)
[1.2] Иасо, Эгла, Панакея, Гигиея (Greek Lyric V Anon. Frag 939 Erythae Inscription)
[1.3] Иасо, Панакея (Aristophanes Plutus 701)
[1.4] Иасо, Эгла, Панакея, Гигиея, Акесо (Suidas s.v. Epione)

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гиппократ. Клятва Гиппократа (Источник: Гиппократ. Избранные книги./ Перевод В. И. Руднева. – М. 1994) (греческий врач 5–4 вв. до н. э.):

 

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…»

 

Гимны богам. 8. Асклепию (посвящение из Эрифры, фрагмент 934). (Источник: Эллинские поэты VIII—III вв. до н.э./ Перевод В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999. – С. 407) (древнегреческая лирика):

 

«Воспоем Асклепия,

Бога преславного, иэ, Пеан!

Ведь от него родились Подалирий,

Дочь Иасо, врачеватель Махаон, —

иэ, Пеан! —

Эгла, Панакия, ликом прекрасная, —

Всё Эпионовы чада, и с ними

Чистая, славная Гигиея».

 

Аристофан. Плутос. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):

 

«[Комедия, в которой двое афинян приводят слепого бога Плутоса (Плутоса) в храм Асклепия (Асклепия) для исцеления. Бог появляется в сопровождении своих дочерей Ясо и Панакея (Панацея).]

Жена

А бог еще не приходил к вам?

Карион

Нет, но [его дочери] Ясо, что шла за ним, сконфузилась,
А также Панакия отвернулася,
Зажавши нос: воняю я не ладаном!

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. 43. 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[В храме Амфиарая в Оропосе (Оропе) в Аттике:]
четвертая часть жертвенника посвящена Афродите и Панакии (Всеисцеляющей), кроме того Иасо (Лечению), Гигиее (Здоровью) и Афине Пэонии (Целительнице)

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Иасо стоя с зеркалом 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гигея сидящая со скипетром 5 век до н.э.

Греко Римская скульптура — Асклепий и Гигиея

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология