Гигиея

Гигиея была богиней здоровья. Она была дочерью и помощницей бога медицины Асклепия и спутницей богини Афродиты. Среди ее сестер были Панакея (Лекарство от всех болезней) и Иасо (Лекарство).

Противоположностью Гигеи были Носои (Духи болезни). Ее римское имя было Салюс.

В классической скульптуре ее изображали в виде женщины, держащей на руках большую змею.

Изображение справа — Гигея, греко-римская мраморная статуя 1 век н.э., Государственный Эрмитаж.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

АСКЛЕПИАДА ГИГИЕЯ
РодителиАсклепий и Эпиона
Богиня чегоХорошего здоровья
ДомГора Олимп
СимволыЗмея
Священные животныеЗмея
Римское имяСалюс
Греческое имяТранслитерацияРимское имяАнглийскийПеревод
ὙγειαHygeiaSalusGood Health (hygiês)Хорошее здоровье

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Асклепий & Эпиона (Greek Lyric V Anonymous Frag 939 Erythrae Inscription, Suidas s.v. Epione)
[1.2] Асклепий (Pausanias 1.23.5 & 5.20.2)
[2.1] Эрот & Пейто (Orphic Rhapsodies Frag)

 

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гиппократ. Клятва Гиппократа (Источник: Гиппократ. Избранные книги./ Перевод В. И. Руднева. – М. 1994) (греческий врач 5–4 вв. до н. э.):

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…»

 

Гимны богам. 8. Асклепию (посвящение из Эрифры, фрагмент 934). (Источник: Эллинские поэты VIII—III вв. до н.э./ Перевод В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999. – С. 407) (древнегреческая лирика):

«Воспоем Асклепия,

Бога преславного, иэ, Пеан!

Ведь от него родились Подалирий,

Дочь Иасо, врачеватель Махаон, —

иэ, Пеан! —

Эгла, Панакия, ликом прекрасная, —

Всё Эпионовы чада, и с ними

Чистая, славная Гигиея».

Гигея, 5 век до н.э., Британский музей.
Гигея, 5 век до н.э., Британский музей.

Ликимний (греческий лирик и ритор, живший около 400 г. до н. э. Из: Секст Эмпирик. Против ученых. Книга XI. Против этиков. Источник: Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Общ. ред. А. Ф. Лосева. / Пер. с древнегреч. – Т. 2. М., «Мысль», 1976. – С. 15–16) (греческая лирика 4 в. до н. э.):

«С блестящими глазами мать престолов вышних

И чтимых Аполлона, жданная царица,

Гигия добродушная, веселая…»

 

Арифрон Сикионский. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах. Книги 9-15. /Перевод с древнегреческого Н.Т. Голинкевича – М.: Издательство «Наука», 2010. – С. 439-440) (греческая лирика):

«Гигиея-Здравие,

Старейшая меж блаженных,

С тобою,

Прозорливою однодомницею,

Мне бы дожить остаток жизни!

Ежели даруется радость

В деньгах, в детях,

В царской ли богоравняющей мощи,

В страсти ли, настигаемой

Афродитиною тайною снастью,

В чем ли ином,

От богов людям данном в сласть и отдых, —

Лишь с тобою,

Блаженная Гигиея,

Все цветет и блещет в песнях Харит,

Без тебя же ни единый не счастлив».

 

Эсхил. Агамемнон. 1001 (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

«Век здоровым (hygeia) жить — хворь (nosos) под конец нажить.

С виду — кровь с молоком;

А болезнь, как сосед,

Подкопала надежную стену.

Бойся на всех парусах

По морю мчаться стрелой:

Вдруг налетишь с кораблем

Ты на мель!»

[N.B. В этом отрывке «Здоровье» и «Хворь» отмечены, но не персонифицированы].

 

Орфический гимн LXVIII Гигиее (фимиам манна). ( Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988 / Перевод О. С. Смыки. – С. 248) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Внемли, желанная, милая, в полном цвету, всецарица!

О Гигиея, о матерь всего, о дарящая счастье!

Все от тебя погибают болезни у смертного люда,

Радостно дом процветает любой твоею заботой,

Пышно ремесла цветут – весь мир тебя любит, царица,

Только Аид душегубец к тебе отвращенье питает.

Полная жара, о званная всеми, отрада для смертных,

Если же нету тебя, то все для людей бесполезно:

Плутос – Богатство, кующее счастье, – нисколько не сладок,

Муж без тебя превращается в старца, недужного тяжко,

Ибо одна ты владычишь над всем и над всеми, царица!

Ныне же к мистам гряди, о богиня, помощницей вечной,

Прочь отгоняя тяжелых болезней злосчастные муки!»

 

Орфический гимн LXVII Асклепию (фимиам, манна). Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 247) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«О исцелитель всеобщий Асклепий… Гигии супруг беспорочный».

 

Апулей. Золотой осёл. Книга десятая. 25. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. — Л.: Academia, 1931. — C. 313) (римский роман 2 в. н. э.):

«[Продажные врачи] делают вид, что приготовляют известное питье для облегчения груди и усмирения желчи, которое у докторов носит название «священное» [salus sacra], но вместо него подсовывают такое, что священным могло бы называться разве потому, что умножает подданных Прозерпины».

[Salus – латинское имя Гигиеи. Прозерпина (Персефона) – богиня смерти].

Асклепий и Гигея, греко-римская мраморная статуя, Музей Пио Клементино
Асклепий и Гигея, греко-римская мраморная статуя, Музей Пио Клементино

КУЛЬТ

I. АФИНЫ – главный город Аттики (Южная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXIII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«[В акрополе, Афины]… стоят статуи богов, Гигиеи (Здоровья), о которой говорят, что она дочь Асклепия и Афины, которую тоже именовали Гигиеей».

 

II. ОРОПУС (ОРОПОС) – деревня в Аттике

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXIV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«[Храм Амфиарая (Афиарая) в Оропосе, Аттика] Его жертвенник разделен на отдельные части… Четвертая часть жертвенника посвящена Афродите и Панакие (Всеисцеляющей), кроме того Иасо (Лечению), Гигиее (Здоровью) и Афине Пэонии (Целительнице)».

 

III. МЕГАРА – главный город Мегариды (Центральная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XL. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«… Если идти на акрополь [в Мегаре]… Статую же Асклепия как его самого, так и Гигиеи (Здоровья) создал Бриаксис».

 

IV. КОРИНФ (КОРИНТОС) – главный город Коринфии (Южная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. IV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«У этого гимнасия есть храмы богов; один – Зевса, другой – Асклепия; статуи же Асклепия и Гигиеи (Здоровья) – из белого мрамора».

 

V. ТИТАНА – деревня в Сиционии (Южная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XI. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«[В храме Асклепия в Титане, Сициония:] Что же касается статуи [Алексанора]… От этой статуи видны только лицо и конечности рук и ног: на ней надет белый шерстяной хитон и гиматий. Здесь есть и изображение Гигиеи (Здоровья); ее статую не так‑то легко увидать, настолько вся она покрыта женскими волосами, которые женщины отрезают в честь богини, а также разорванными на ленты кусками вавилонских одежд. Если кто хочет умилостивить одно из этих божеств, то ему предлагается поклоняться также и этому, которое все они называют Гигиеей».

 

VI. АРГОС – главный город Арголиды (Южная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«Самой замечательной статуей из всех статуй Асклепия, которые сохранились в Аргосе до нашего времени, является статуя бога в сидячей позе из белого мрамора, а рядом с ним стоит богиня Гигиея».

 

VII. ЭПИДАВРОС – город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXVII. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«Здания, которые в наше время соорудил сенатор Антонин, почтенный человек, следующие: купальня Асклепия и храм богов, которых называют Эпидотами (Благодатными). Он выстроил и храм Гигиее (Здоровью), Асклепию и Аполлону, называемому Египетским».

 

VIII. ОЛИМПИЯ – деревня и святилище в Элиде (Южная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида. XX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«[Изображение на столе, который изготовил скульптор Колотом в Олимпии, Элида:] С обеих сторон стоят: с одной – Асклепий и одна из дочерей Асклепия, Гигиея (Здоровье)…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида. XXVI. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«Около большого храма [в Олимпии, Элида], на левой его стороне, стоят другие статуи [приношения Микифа]… – Асклепия и Гигиеи».

 

IX. ЭГИОН – город в Ахайе (Южная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXIII. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«[Есть в Эгионе, Ахайя] священный участок Асклепия со статуями Гигиеи (Здоровья) и Асклепия».

 

X. МЕГАЛОПОЛИС – главный город Аркадии (Южная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«Ко второй, западной стороне галереи прилегает ограда храма Великих богинь. Эти Великие богини – Деметра и Кора… Перед входом имеются два рельефных изображения: одно – Артемиды, другое – Асклепия и Гигиеи (Здоровья)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«[В Мегалополисе, Аркадия] есть священный участок; там находится храм Асклепия и статуя его самого и Гигиеи (Здоровья)…»

XI. ГОРТИС – деревня в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXVIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«Здесь [Гортис, Аркадия] есть храм Асклепия из пентеликонского мрамора; сам бог представлен еще безбородым. Есть тут и статуя Гигиеи (Здоровья)».

XII. ТЕГЕЯ – город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XLVI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«На одном пьедестале с Афиной [в Тегее, Аркадия] стоят с одной стороны Асклепий, с другой – Гигиея (Здоровье); обе эти статуи из пентеликонского мрамора работы Скопаса из Пароса».

XIII. ФЕСПИЯ – город в Беотии (Центральная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXVI. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«[В Феспии, Беотия, есть]…статуи Диониса и далее Тихи (Счастья), а в другом месте – Гигиеи (Здоровья)…»

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Гигея сидящая со скипетром 5 век до н.э.

Греко Римская скульптура — Асклепий и Гигиея

Греко Римская скульптура — Гигея со змеей

Греко Римская скульптура — Гигея со змеей

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

  • Апулей. Золотой осёл. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. ???-???) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология