Бог Гидрос

В Орфической космогонии Гидрос (Вода), Тефис (Сотворение) и Mud были первыми сущностями, появившимися на заре творения. Грязь, в свою очередь, затвердела в Гею (Землю), которая вместе с Гидросом произвела Хронос (Хронос, Время) и Ананке (Принуждение). Эта последняя пара затем раздавила космическое яйцо своими змеевидными кольцами, чтобы вывести Фанета (Жизнь) и разделить космос на составные части — Небеса, Воздух, Землю и Море.
Орфические рапсодии, которые развились из более старых теогоний, отбросили фигуры Хроноса и Ананке, и вместо этого Фанес родился непосредственно от Гидроса и Геи.

Фигура Гидроса была получена орфиками из Океана — реки, опоясывающей землю, которую Гомер описывает как источник богов. Тезис его супруги также был изначальным аналогом жены Океана Тетис.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ ГИДРОС
РодителиНет (появился при создании)
ЖеныТефис, Гея
Бог чегоПервозданные воды
ДомПервозданные воды
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ὙδροςHydrosHydrosWater (hydros)Вода

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители
[1] Нет (возник при создании) (Орфика. Фрагменты 54 & 57)

Дети
[1.1] Гея (Орфика. Фрагменты 57, Аргонавтика 1.503)
[2.1] Кронос, Ананке (от Геи) (Орфика. Фрагменты 54 & 57)
[2.2] Фанет (от Геи) (Орфика. Фрагменты 57)

Цитаты классической древнегреческой литературы

I. КОСМОГОНИЯ ГОМЕРА

Гомер. Илиада. 14. 200 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«[Гомер изображает Океан и Тетис как изначальных богов творения]
Я отхо­жу дале­ко, к пре­де­лам зем­ли мно­го­дар­ной,
Видеть бес­смерт­ных отца Оке­а­на и матерь Тефи­су,
Кои пита­ли меня и леле­я­ли в соб­ст­вен­ном доме».

II. ОРФИЧЕСКАЯ КОСМОГОНИЯ

Орфей. Орфические теогонии. 54. Теогония папируса из Дервени. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 46) (греческие гимны 3-2 вв. до н. э.):

«Сначала были вода и ил, который затвердел в землю [Гею]», — говорит он, полагая первыми эти два начала — воду и землю; землю — как рассеивающуюся по своей природе, воду — как склеивающую и связующую ее, а предшествующее двум единое начало опускает как неизреченное, ибо уже само умолчание о нем указует на его неизреченную природу. Третье начало, идущее после двух, родилось из них, т. е. из воды и земли, и являет собой «Дракона [Змея] с приросшими головами быка и льва, а посреди [них] — лик бога. На пле­чах у него крылья, имя ему — Нестареющий Хронос [Время], он же Геракл. С ним соединена Ананкэ [Необходимость] — то же самое существо, что и Адрастея — бесте­лесная, распростертая по всему космосу и касающаяся его границ». Под этим, я думаю, подразумевается третье субстанциальное начало, только он признал его мужеженским, чтобы указать на производящую причину всех вещей. Я полагаю также, что теология, изложенная в «Рапсодиях», опустив два первых начала (вместе с одним, предшествующим двум и переданным посредством молчания), начала с этого третьего, следующего за двумя, как с первого, которое хоть в какой-то мере выразимо в слове и доступно человеческому слуху. Действительно, высокочтимый в той [«Рапсодической теогонии»] Нестареющий Хронос был «отцом Эфира и Хаоса»; и согласно этой [Иеронимовой тео­гонии] тоже именно этот Хронос-Змей рождает тройное потомство: «влажный Эфир»»

62

как он говорит, «безграничный Хаос» и, кроме того, в-третьих, «мглистый Эреб [Мрак]». Эта вторая триада, по его учению, соответствует первой, как потенциальная — отчей. Поэтому третий член ее есть «мглистый Эреб», отчий и крайний — «Эфир», и не просто [«Эфир»], а «влажный», а средний — «безграничный Хаос». В них [Эфире, Хаосе, Эребе], по его словам, «Хронос родил яйцо». Таким образом, это предание тоже полагает [яйцо] порождением Хроноса, и оно также порождается в них [Эфире, Хаосе, Эребе], так как из них тоже эманирует третья умопостигаемая триада. Какова же она? [Во-пер­вых], яйцо, [во-вторых], двоица заключенных в нем существ, мужского и женского, равно как и множество содержащихся в среднем [члене триады] семян, и, в-третьих, кроме того, «бестелесный бог с золотыми крыльями на плечах, у которого по бокам были приросшие головы быков, а на голове — чудовищный змей, принимающий всевозможные обличья зверей». Его надо рассматривать как ум триады, этого третьего бога; средине роды, множество и двоицу — как потенцию, а само яйцо — как отчее начало третьей триады. Эта теология также, [подобно Рапсодической], воспевает Протогона [Перворожденного бога] и величает Зевса (Di>a) «распорядителем (Dia-ta>ktwr) всех и всего космоса», почему он и зовется также Паном. Вот что сообщает эта генеалогия об умопостигаемых началах».

 

Орфей. Орфические теогонии. 57. Теогония папируса из Дервени. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 46) (греческие гимны 3-2 вв. до н. э.):

«Боги, как говорят [язычники], были не изначально, но каждый из них родился так же, как рождаемся мы, и причем в этом они согласны все: как Гомер, который говорит: «Океана, прародителя богов, и матерь Тефию» [Ил., XIV, 201], так и Орфей, который первым придумал имена богов и изложил их

65

генеалогии, равно как и деяния каждого из них, и который пользуется у язычников славой более правдивого богослова. Гомер по большей части и особенно в отношении богов следует за ним и так же, [как Орфей], полагает источник их возникновения в воде «Океан, что всем прародитель» [Ил., XIV, 246]. Ведь, по Орфею началом всех вещей была вода, из воды возник ил, а из того и другого родилось животное Змей с прирос­шей головой льва <и быка>, а посредине между ними — лик бога по имени Геракл или Хронос. Этот Геракл родил сверхвеликое яйцо [которое формирует землю, море и небо]».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. 1. 503. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 122) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

 

«Пел [Орфей] и о том, как сперва Офион [Уран, Небо ?] и с ним Евринома [Гея, Земля ?]
Океанида [Гидрос, вода ?] над снежным Олимпом владыками были,
Как, побежденный насильем, он отдал почетное место
Крону, и Рее — она, и как в глубь Океана низверглись».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 23. 280. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 92) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Нонн описывает Океана и Тетис как изначальных богов творения, то есть двойников Орфического Гидроса и Тезиса]
О Океана супруга, ровесница миропорядка,
Вод кормилица общих, Фетида, — ты любишь потомство! —
Саморожденная дева»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 41. 155. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 92) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Айона [Времени]… ровесница миропорядка».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология