В Орфической космогонии Гидрос (Вода), Тефис (Сотворение) и Mud были первыми сущностями, появившимися на заре творения. Грязь, в свою очередь, затвердела в Гею (Землю), которая вместе с Гидросом произвела Хронос (Хронос, Время) и Ананке (Принуждение). Эта последняя пара затем раздавила космическое яйцо своими змеевидными кольцами, чтобы вывести Фанета (Жизнь) и разделить космос на составные части — Небеса, Воздух, Землю и Море.
Орфические рапсодии, которые развились из более старых теогоний, отбросили фигуры Хроноса и Ананке, и вместо этого Фанес родился непосредственно от Гидроса и Геи.
Фигура Гидроса была получена орфиками из Океана — реки, опоясывающей землю, которую Гомер описывает как источник богов. Тезис его супруги также был изначальным аналогом жены Океана Тетис.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
БОГ ГИДРОС | |
Родители | Нет (появился при создании) |
Жены | Тефис, Гея |
Бог чего | Первозданные воды |
Дом | Первозданные воды |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Ὑδρος | Hydros | Hydros | Water (hydros) | Вода |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1] Нет (возник при создании) (Орфика. Фрагменты 54 & 57)
Дети
[1.1] Гея (Орфика. Фрагменты 57, Аргонавтика 1.503)
[2.1] Кронос, Ананке (от Геи) (Орфика. Фрагменты 54 & 57)
[2.2] Фанет (от Геи) (Орфика. Фрагменты 57)
Цитаты классической древнегреческой литературы
I. КОСМОГОНИЯ ГОМЕРА
Гомер. Илиада. 14. 200 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«[Гомер изображает Океан и Тетис как изначальных богов творения]
Я отхожу далеко, к пределам земли многодарной,
Видеть бессмертных отца Океана и матерь Тефису,
Кои питали меня и лелеяли в собственном доме».
II. ОРФИЧЕСКАЯ КОСМОГОНИЯ
Орфей. Орфические теогонии. 54. Теогония папируса из Дервени. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 46) (греческие гимны 3-2 вв. до н. э.):
«Сначала были вода и ил, который затвердел в землю [Гею]», — говорит он, полагая первыми эти два начала — воду и землю; землю — как рассеивающуюся по своей природе, воду — как склеивающую и связующую ее, а предшествующее двум единое начало опускает как неизреченное, ибо уже само умолчание о нем указует на его неизреченную природу. Третье начало, идущее после двух, родилось из них, т. е. из воды и земли, и являет собой «Дракона [Змея] с приросшими головами быка и льва, а посреди [них] — лик бога. На плечах у него крылья, имя ему — Нестареющий Хронос [Время], он же Геракл. С ним соединена Ананкэ [Необходимость] — то же самое существо, что и Адрастея — бестелесная, распростертая по всему космосу и касающаяся его границ». Под этим, я думаю, подразумевается третье субстанциальное начало, только он признал его мужеженским, чтобы указать на производящую причину всех вещей. Я полагаю также, что теология, изложенная в «Рапсодиях», опустив два первых начала (вместе с одним, предшествующим двум и переданным посредством молчания), начала с этого третьего, следующего за двумя, как с первого, которое хоть в какой-то мере выразимо в слове и доступно человеческому слуху. Действительно, высокочтимый в той [«Рапсодической теогонии»] Нестареющий Хронос был «отцом Эфира и Хаоса»; и согласно этой [Иеронимовой теогонии] тоже именно этот Хронос-Змей рождает тройное потомство: «влажный Эфир»»
62
как он говорит, «безграничный Хаос» и, кроме того, в-третьих, «мглистый Эреб [Мрак]». Эта вторая триада, по его учению, соответствует первой, как потенциальная — отчей. Поэтому третий член ее есть «мглистый Эреб», отчий и крайний — «Эфир», и не просто [«Эфир»], а «влажный», а средний — «безграничный Хаос». В них [Эфире, Хаосе, Эребе], по его словам, «Хронос родил яйцо». Таким образом, это предание тоже полагает [яйцо] порождением Хроноса, и оно также порождается в них [Эфире, Хаосе, Эребе], так как из них тоже эманирует третья умопостигаемая триада. Какова же она? [Во-первых], яйцо, [во-вторых], двоица заключенных в нем существ, мужского и женского, равно как и множество содержащихся в среднем [члене триады] семян, и, в-третьих, кроме того, «бестелесный бог с золотыми крыльями на плечах, у которого по бокам были приросшие головы быков, а на голове — чудовищный змей, принимающий всевозможные обличья зверей». Его надо рассматривать как ум триады, этого третьего бога; средине роды, множество и двоицу — как потенцию, а само яйцо — как отчее начало третьей триады. Эта теология также, [подобно Рапсодической], воспевает Протогона [Перворожденного бога] и величает Зевса (Di>a) «распорядителем (Dia-ta>ktwr) всех и всего космоса», почему он и зовется также Паном. Вот что сообщает эта генеалогия об умопостигаемых началах».
Орфей. Орфические теогонии. 57. Теогония папируса из Дервени. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 46) (греческие гимны 3-2 вв. до н. э.):
«Боги, как говорят [язычники], были не изначально, но каждый из них родился так же, как рождаемся мы, и причем в этом они согласны все: как Гомер, который говорит: «Океана, прародителя богов, и матерь Тефию» [Ил., XIV, 201], так и Орфей, который первым придумал имена богов и изложил их
65
генеалогии, равно как и деяния каждого из них, и который пользуется у язычников славой более правдивого богослова. Гомер по большей части и особенно в отношении богов следует за ним и так же, [как Орфей], полагает источник их возникновения в воде «Океан, что всем прародитель» [Ил., XIV, 246]. Ведь, по Орфею началом всех вещей была вода, из воды возник ил, а из того и другого родилось животное Змей с приросшей головой льва <и быка>, а посредине между ними — лик бога по имени Геракл или Хронос. Этот Геракл родил сверхвеликое яйцо [которое формирует землю, море и небо]».
Аполлоний Родосский. Аргонавтика. 1. 503. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 122) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
«Пел [Орфей] и о том, как сперва Офион [Уран, Небо ?] и с ним Евринома [Гея, Земля ?]
Океанида [Гидрос, вода ?] над снежным Олимпом владыками были,
Как, побежденный насильем, он отдал почетное место
Крону, и Рее — она, и как в глубь Океана низверглись».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 23. 280. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 92) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Нонн описывает Океана и Тетис как изначальных богов творения, то есть двойников Орфического Гидроса и Тезиса]
О Океана супруга, ровесница миропорядка,
Вод кормилица общих, Фетида, — ты любишь потомство! —
Саморожденная дева»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 41. 155. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 92) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Айона [Времени]… ровесница миропорядка».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомер. Илиада. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Аполлоний Родосский. Аргонавтика. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. ???-???) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
- Орфические теогонии. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
Список используемой литературы