Богиня Тефис

Тефис была изначальной богиней творения, божеством, связанным с Фюсис (матерью-природой). Она встречается в орфических теогониях как первое существо, появившееся при творении вместе с Гидросом (Изначальными водами) и Грязью. Тезис иногда изображали как женский аспект первенца, двуголого бога Фанета (Жизни).

Тесис также появляется в мифе в образе Метиды, богини-создательницы, пожираемой Зевсом, и Тетис, кормилицы, матери всего творения. Однако в дошедшей до нас литературе Метида и Тетис лишь отдаленно связаны с космической богиней-творцом, описанной в Теогонии Алкмана и Орфиками.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГИНЯ ТЕФИС
РодителиНет (появилась при создании)
МужГидрос
Богиня чегоСоздания
ДомПервозданные воды
Другие именаФетида, Метида
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Θεσις ΘετιςThesis, ThetisThesisCreation (thesis)Создание

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители
[1.1] Нет (Возникла вначале творения) (Алкман фрагмент 5, Орфика. Фрагмент 54 & 57)

Дети
[1.1] Кронос, Ананке (от Гидрос) ? (Орфика. Фрагмент 54 & 57)
[1.2] Порос, Текмор [Ананке?] (Алкман фрагмент 5)
[1.3] Порос, Пения (Платон называет Тефис Метидой) (Платон. Пир. 187)

Цитаты классической древнегреческой литературы

I. КОСМОГОНИЯ ГОМЕРА

Гомер. Илиада. 14. 200 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 271) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«[Гомер изображает Океан и Тетис как изначальных богов творения]
Я отхо­жу дале­ко, к пре­де­лам зем­ли мно­го­дар­ной,
Видеть бес­смерт­ных отца Оке­а­на и матерь Тефи­су,
Кои пита­ли меня и леле­я­ли в соб­ст­вен­ном доме».

 

II. КОСМОГОНИЯ АЛКМАНА

Космогония Алкмана. 5. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 81) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Ибо, когда материя начала
упорядочиваться
возник некий Порос – как бы начало.
Итак, Алкман говорит, что материя всех вещей
была беспорядочной
и необработанной. Затем возник,
по его словам, некто, мастерящий
все вещи, затем
возник Порос, когда же Порос прошел,
последовал Текмор. Порос означает как бы
начало, а Текмор – как бы конец [– завершение,
15 телос]. С рождением Фетиды
они стали началом и концом всех вещей.
Все имеет природу, подобную
материи-меди, и Фетида [подобна]
мастеру, а Порос и Текмор –
20 началу и концу. […]
[…] «И третьим – Мрак»:
так как ни Солнце, ни Луна еще не
возникли, но материя еще была
неразличимой […]
28 […] сначала был только мрак, а после этого,
когда он стал различимым…»

 

 

Платон. Пир. 178 Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 634-635) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«[Платон использует некоторые из теогоний Алкмана в басне]
Порос [πόρος – «путь», «средство для достижения чего-либо», «выход из затруднительного положения», «богатство»], сын Метиды [μήτις – «мудрость», «мысль»] Пения, задумав в своей бедности родить ребенка от Пороса, прилегла к нему и зачала Эрота».

III. ОРФИЧЕСКАЯ КОСМОГОНИЯ

Орфей. Орфические теогонии. 54 Теогония папируса из Дервени. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 46) (греческие гимны 3-2 вв. до н. э.):

«Сначала были вода и ил, который затвердел в землю [Гею]», — говорит он, полагая первыми эти два начала — воду и землю; землю — как рассеивающуюся по своей природе, воду — как склеивающую и связующую ее, а предшествующее двум единое начало опускает как неизреченное, ибо уже само умолчание о нем указует на его неизреченную природу. Третье начало, идущее после двух, родилось из них, т. е. из воды и земли, и являет собой «Дракона [Змея] с приросшими головами быка и льва, а посреди [них] — лик бога. На пле­чах у него крылья, имя ему — Нестареющий Хронос [Время], он же Геракл. С ним соединена Ананкэ [Необходимость] — то же самое существо, что и Адрастея — бесте­лесная, распростертая по всему космосу и касающаяся его границ». Под этим, я думаю, подразумевается третье субстанциальное начало, только он признал его мужеженским, чтобы указать на производящую причину всех вещей. Я полагаю также, что теология, изложенная в «Рапсодиях», опустив два первых начала (вместе с одним, предшествующим двум и переданным посредством молчания), начала с этого третьего, следующего за двумя, как с первого, которое хоть в какой-то мере выразимо в слове и доступно человеческому слуху. Действительно, высокочтимый в той [«Рапсодической теогонии»] Нестареющий Хронос был «отцом Эфира и Хаоса»; и согласно этой [Иеронимовой тео­гонии] тоже именно этот Хронос-Змей рождает тройное потомство: «влажный Эфир»»

62

как он говорит, «безграничный Хаос» и, кроме того, в-третьих, «мглистый Эреб [Мрак]». Эта вторая триада, по его учению, соответствует первой, как потенциальная — отчей. Поэтому третий член ее есть «мглистый Эреб», отчий и крайний — «Эфир», и не просто [«Эфир»], а «влажный», а средний — «безграничный Хаос». В них [Эфире, Хаосе, Эребе], по его словам, «Хронос родил яйцо». Таким образом, это предание тоже полагает [яйцо] порождением Хроноса, и оно также порождается в них [Эфире, Хаосе, Эребе], так как из них тоже эманирует третья умопостигаемая триада. Какова же она? [Во-пер­вых], яйцо, [во-вторых], двоица заключенных в нем существ, мужского и женского, равно как и множество содержащихся в среднем [члене триады] семян, и, в-третьих, кроме того, «бестелесный бог с золотыми крыльями на плечах, у которого по бокам были приросшие головы быков, а на голове — чудовищный змей, принимающий всевозможные обличья зверей». Его надо рассматривать как ум триады, этого третьего бога; средине роды, множество и двоицу — как потенцию, а само яйцо — как отчее начало третьей триады. Эта теология также, [подобно Рапсодической], воспевает Протогона [Перворожденного бога] и величает Зевса (Di>a) «распорядителем (Dia-ta>ktwr) всех и всего космоса», почему он и зовется также Паном. Вот что сообщает эта генеалогия об умопостигаемых началах».

 

Орфей. Орфические теогонии. 57 Теогония папируса из Дервени. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 46) (греческие гимны 3-2 вв. до н. э.):

 

«Боги, как говорят [язычники], были не изначально, но каждый из них родился так же, как рождаемся мы, и причем в этом они согласны все: как Гомер, который говорит: «Океана, прародителя богов, и матерь Тефию» [Ил., XIV, 201], так и Орфей, который первым придумал имена богов и изложил их

65

генеалогии, равно как и деяния каждого из них, и который пользуется у язычников славой более правдивого богослова. Гомер по большей части и особенно в отношении богов следует за ним и так же, [как Орфей], полагает источник их возникновения в воде «Океан, что всем прародитель» [Ил., XIV, 246]. Ведь, по Орфею началом всех вещей была вода, из воды возник ил, а из того и другого родилось животное Змей с прирос­шей головой льва <и быка>, а посредине между ними — лик бога по имени Геракл или Хронос. Этот Геракл родил сверхвеликое яйцо [которое формирует землю, море и небо]».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 23. 280. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 147-148) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Нонн описывает Океана и Тетис как изначальных богов творения, то есть двойников Орфического Гидроса и Тезиса]
О Океана супруга, ровесница миропорядка,
Вод кормилица общих, Фетида, — ты любишь потомство! —
Саморожденная дева»

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология