Бог Гимерос

Гимерос был богом полового влечения и одним из Эротов, крылатых богов любви. Когда Афродита родилась из морской пены, ее встретили близнецы-любви Эрос и Гимерос. Некоторые говорят, что Афродита родилась беременной близнецами и родила их, как только родилась. Эта пара оставалась ее постоянными спутниками, действующими как посланники ее божественной силы.

Гимерос изображался в виде крылатого юноши или ребенка. Он часто появляется рядом с Эросом в сценах рождения Афродиты, порхая вокруг богини, когда она полулежит в своей раковине. В других случаях он появляется как один из триады богов любви с Эросом и Потосом (Любовью и Страстью). В паре с Эросом он, возможно, отождествлялся с Антеросом (Взаимной Любовью).

Изображение справа — Гимерос и Парис, 5 век до н.э., Античное собрание Музей в Берлине.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ЭРОТ ГИМЕРОС
РодителиАфродита
Бог чегоСексуальное желание
ДомГора Олимп
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ἹμεροςHimerosHimerusDesire, Longing, YearningЖелание, Тоска, Томление

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Афродита (рожден вместе с богиней?) (perhaps suggested in Hesiod Theog 176)
[1.2] Афродита (Ovid Fasti 4.1)

СЛОВАРЬ

Гимерос (Ίμερος) — олицетворение страстного желания в теогонии древних греков. Он вместе с Эротом участвует в свите Афродиты. Статуя Г. — произведение Скопаса, стояла перед храмом Афродиты в Мегарах.

Цитаты классической древнегреческой литературы

ГИМЕРОС, БОГ ЖЕЛАНИЯ

Эрос, Гимерос и Потос, 5 век до н.э., Британский музей
Эрос, Гимерос и Потос, 5 век до н.э., Британский музей

Гесиод. Теогония. 176. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 31-32) (греческая трагедия 5 в. до н. э.)

«А Кифе­ре­ей зовут пото­му, что к Кифе­рам при­ста­ла,
«Кипро­рож­ден­ной», — что в Кип­ре, омы­том вол­на­ми, роди­лась.

[Так­же любез­ной мужам, раз от чле­на муж­ско­го роди­лась.]
К пле­ме­ни веч­ных бла­жен­ных отпра­ви­лась тот­час боги­ня.
Эрос сопут­ст­во­вал деве, и сле­до­вал Гимер пре­крас­ный».

 

Гесиод. Теогония. 53. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 31-32) (греческая трагедия 5 в. до н. э.)

«Близ высо­чай­шей вер­ши­ны оде­то­го сне­гом Олим­па.
Свет­лые там хоро­во­ды у них и пре­крас­ные домы.
Рядом жили­ща име­ют Хари­ты и Гимер-Жела­нье»

 

 

«Пиндар. 122. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 124) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

 

«К небесной Афродите, матери любви»

 

Пиндар. Отрывки. 122 Гимн Зевсу для фиванцев. 30. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 184-185) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

 

«…всю прелесть утех Афродиты,
Чтобы вместе с Химаром пить
И плескать вино»

 

Сапфо.  (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. Вересаева, М. Гаспарова, С. Ошерова, А. Ларина, Г. Церетели. – М.: Ладомир, 1999. – С. 334) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Сафо, рассказывает Гимерий, входит в брачный покой и украшает его венками и ветвями, стелет страстное ложе, собирает в спальню девушек; изображает Афродиту, как она едет на колеснице: перед нею резвится хор харит и эротов; волосы богини спереди, где их разделяет лоб, увенчаны гиацинтами, сзади свободно развеваются по ветру; у эротов же в кудрях и на крыльях золото; с факелами в руках, они летят впереди. Невесту Сафо сравнивает с яблоком, которое оказывает сопротивление пальцам тех, кто спешит сорвать его раньше времени, но доставляет высочайшую приятность тому, кто срывает его вовремя. Жениха же по его деяниям Сафо приравнивает к Ахиллесу»

Гимерос и Пейто, 5 век до н.э., Региональный археологический музей Антонио Салинас
Гимерос и Пейто, 5 век до н.э., Региональный археологический музей Антонио Салинас

Анакреонт. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. Вересаева, Я. Голосовкера, С. Лурье, Л. Мея, С. Ошерова, А. Парина, Г. Церетели, В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999. – С. 61):

«Ты, с кем Эрос властительный,
Афродита багряная,
Черноокие нимфы
Сообща забавляются
На вершинах высоких гор, —
На коленях молю тебя:
Появись и прими мою
Благосклонно молитву».

 

Вакхилид. Эпиникии. 9 (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 261) (5 в. до н. э.):

«…синеволосую славить золотую
[Киприду,] мать беспощадных страстей,
Славную меж смертных…»

 

Платон. Кратил. 400d & 419e — 420b / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 634-635) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«»Влечением» же названа воля к течению, поскольку в своем течении и устремлении к вещам оно и душу с силой увлекает в этот поток, от этой-то способности оно и называется «влечением». Да вот даже и имя страсти означает, что она направлена не на присутствующий предмет и поток желания, но на отдаленный, «отстраненный», откуда она и называется страстью. Когда присутствует то, на что устремляется страсть, она называется влечением, а страстью – когда это удалено. «Любовь», поскольку она словно вливается извне (а не есть внутренний поток для того, кто ею пылает)»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 43. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«За хра­мом Дио­ни­са — храм Афро­ди­ты; ста­туя Афро­ди­ты сде­ла­на из сло­но­вой кости, а сама она носит про­зви­ще Пра­к­сис (Выпол­не­ние)(2). Это — древ­ней­шая ста­туя в хра­ме. Ста­туи боги­ни Пей­то (Убеж­де­ния) и дру­гой, кото­рую они назы­ва­ют Паре­го­рон (Уго­ва­ри­ва­ние) — работы Пра­к­си­те­ля; работы же Ско­па­са — ста­туи Эрота (Люб­ви), Гиме­ро­са (Стра­сти) и Пото­са (Жела­ния), если раз­лич­ны и их функ­ции, так же как раз­лич­ны и их име­на».

Афродита, Эрос и Гимерос, 5 век до н.э., Национальный этрусский музей
Афродита, Эрос и Гимерос, 5 век до н.э., Национальный этрусский музей

Овидий. Фасты. Книга четвертая. 4. 1 (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. / Перевод Ф. А. Петровского) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Будь бла­го­склон­на к пев­цу, — я ска­зал, — мать обо­их Эротов!
И повер­ну­ла ко мне эта боги­ня лицо»

 

Филострат Старший. Картины. Книга 2. 9. Эроты. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

«И спутник любви [Гимерос] – страсть из глаз ее так изливается, что мы как бы воочию видим, как она светится».

 

ГИМЕРОС И РОЖДЕНИЕ АФРОДИТЫ

Эрос, Гимерос и рождение Афродиты, Краеведческий музей Сувейды.
Эрос, Гимерос и рождение Афродиты, Краеведческий музей Сувейды.

Гесиод. Теогония 176. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э./Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 31-32) (греческий эпос 8–7 вв. до н. э.):

«К пле­ме­ни веч­ных бла­жен­ных отпра­ви­лась тот­час боги­ня.
Эрос сопут­ст­во­вал деве, и сле­до­вал Гимер пре­крас­ный».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 11. 8 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На пьеде­ста­ле поста­мен­та, на кото­ром сто­ит трон и кото­рый под­дер­жи­ва­ет дру­гие укра­ше­ния ста­туи Зев­са, на этом пьеде­ста­ле сле­дую­щие золотые изо­бра­же­ния: Гелиос, садя­щий­ся на свою колес­ни­цу, Зевс и Гера, <Гефест> и око­ло него Хари­та; рядом с ней Гер­мес, а за ним Гестия; за Гести­ей Эрот при­ни­ма­ет выхо­дя­щую из моря Афро­ди­ту, а Пей­то (боги­ня убеж­де­ния) вен­ча­ет ее вен­ком».

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Эрос, Потос, Гимерос 5 век до н.э.

 

Греко римская мозаика Афродита и ихтиокентавры. Зевгма. 1-й — 2-й век н.э.

Краснофигурная вазопись Гимерос и Парис 5 век до н.э.

Греко римская мозаика Афродита и Эрот. Тунис

Краснофигурная вазопись Пейто и Гимерос 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Колесница Афродиты и Эрота 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Рождение Афродиты 4 век до н.э.

Греко римская мозаика Афродита и Эрот. Филлипополис.

Греко римская мозаика Венера как пятница. Орбе. 3-й век н.э.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология