Потос был богом сексуального влечения, стремления и желания. Он был одним из крылатых богов любви, известных как Эрот. Поздние классические писатели описывают его как сына Зефира (западного ветра) и Ириды (радуги), олицетворяющих разнообразные страсти любви.
Три Эрота — Потос, Гимерос и Эрос — часто изображались вместе на греческой вазовой живописи.
Изображение справа — Потос, 4 век до н.э., Музей Дж. Пола Гетти
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ЭРОТ ПОТОС | |
Родители | Афродита |
Бог чего | Сексуальное влечение, страстное желание |
Дом | Гора Олимп |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Ποθος | Pothos | Pothus | Desire, Longing, Yearning | Желание, Тоска, Томление |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Афродита (Aeschylus Suppliants 1034)
[2.1] Зефир & Ирида (Nonnus Dionysiaca 47.340)
СЛОВАРЬ
ПОТОС (греч. страстное желание) — в греческой мифологии божество, олицетворявшее любовное вожделение, спутник Афродиты.
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Эсхил. Просительницы. 1035. (Источник: Эсхил. Трагедии. М., «Искусство», 1978. Сверено с изданием: М., «Худож. литература», 1971.) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Эту вспаивают землю.
Защити нас, Артемида,
Непорочная богиня! Пусть неволи
Не готовит нам Кифера!
Страшен брак по принужденью.Но прославить не забудем и Киприду:
Вместе с Герой у престола Зевса правит
Кознодейка Афродита,
Дел вершительница славных.
И витают рядом с матерью прелестнойПотос, бог томящей страсти,
И Гармония — богиня,
И Пито, которой нет ни в чем отказа,
И Эротов шепот нежный».
Платон. Кратил. 400d & 419e — 420b / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 634-635) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«»Влечением» же названа воля к течению, поскольку в своем течении и устремлении к вещам оно и душу с силой увлекает в этот поток, от этой-то способности оно и называется «влечением». Да вот даже и имя страсти означает, что она направлена не на присутствующий предмет и поток желания, но на отдаленный, «отстраненный», откуда она и называется страстью. Когда присутствует то, на что устремляется страсть, она называется влечением, а страстью – когда это удалено. «Любовь», поскольку она словно вливается извне (а не есть внутренний поток для того, кто ею пылает), причем вливается через очи»
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 43. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За храмом Диониса — храм Афродиты; статуя Афродиты сделана из слоновой кости, а сама она носит прозвище Праксис (Выполнение). Это — древнейшая статуя в храме. Статуи богини Пейто (Убеждения) и другой, которую они называют Парегорон (Уговаривание) — работы Праксителя; работы же Скопаса — статуи Эрота (Любви), Гимероса (Страсти) и Потоса (Желания), если различны и их функции, так же как различны и их имена».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь V. 191-205. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 56) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Зефира, ветра ревнивца, Ириду-соложницу ищет,
Вестницу Зевсовой воли (она ведь быстра точно ветер!),
Дабы послать за туманным Гипносом с быстрою вестью.Вот призвала Ириду и молвит ей дружеской речью:
«О, благодатного Зефира златокрылатая дева,
Эроса [Потос] матерь благая»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 25. 150 (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 56) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«У Киприды оружной, когда она в шлеме блистала,
И Пейто́ потрясала сулицей… Словно Паллада,
С Миносом шла Киприда на битву, и в сшибке горячей
Брачная стая эротов мирных стрелы метала!Сладостное ополченье город сей осадило
И к нисейским Мегарам взгремели кидонские трубы!
Фобоса с Деймосом видя, что стали друзьями эротов,
Пятясь шагом постыдным, медный Арей удалился,
На щитоносную деву Афродиту взирая,
На копьеносную Похоть… У меднодоспешного воя
Эрос в легкой тунике прекраснокудрявый победу
Вырвал»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 33. 112 (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 56) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Эросу молвит на ушко
То, что сказать повелела словом лукавым хозяйка:
«Всеукрощающий! Неукротимый! О, жизни податель!
Поторопись! Киферейя [Афродита] просит! Одна ведь осталась,Ныне богиня — Харита ушла, Пейто убежала,
Потос непостоянный исчез, только я и осталась,
Дабы, владыка, явиться к тебе за стрелой всепобедной!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 47. 442 (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 56) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Сей мореходец не тщетно Наксос, мой остров, оставил!
Бог всемогущий, По́тос, дает тебе брак благородней»
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Эсхил. Просительницы. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):
- Платон. Кратил. / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Список используемой литературы