Бог Потос

Потос был богом сексуального влечения, стремления и желания. Он был одним из крылатых богов любви, известных как Эрот. Поздние классические писатели описывают его как сына Зефира (западного ветра) и Ириды (радуги), олицетворяющих разнообразные страсти любви.

Три Эрота — Потос, Гимерос и Эрос — часто изображались вместе на греческой вазовой живописи.

Изображение справа — Потос, 4 век до н.э., Музей Дж. Пола Гетти

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ЭРОТ ПОТОС
РодителиАфродита
Бог чегоСексуальное влечение, страстное желание
ДомГора Олимп
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΠοθοςPothosPothusDesire, Longing, YearningЖелание, Тоска, Томление

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Афродита (Aeschylus Suppliants 1034)
[2.1] Зефир & Ирида (Nonnus Dionysiaca 47.340)

СЛОВАРЬ

ПОТОС (греч. страстное желание) — в греческой мифологии божество, олицетворявшее любовное вожделение, спутник Афродиты.

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Эрос, Гимерос и Потос, 5 век до н.э., Британский музей
Эрос, Гимерос и Потос, 5 век до н.э., Британский музей

Эсхил. Просительницы. 1035. (Источник: Эсхил. Трагедии. М., «Искусство», 1978. Сверено с изданием: М., «Худож. литература», 1971.) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Эту вспа­и­ва­ют зем­лю.
Защи­ти нас, Арте­ми­да,
Непо­роч­ная боги­ня! Пусть нево­ли
Не гото­вит нам Кифе­ра!
Стра­шен брак по при­нуж­де­нью.

Но про­сла­вить не забудем и Кипри­ду:
Вме­сте с Герой у пре­сто­ла Зев­са пра­вит
Коз­но­дей­ка Афро­ди­та,
Дел вер­ши­тель­ни­ца слав­ных.
И вита­ют рядом с мате­рью пре­лест­ной

Потос, бог томя­щей стра­сти,
И Гар­мо­ния — боги­ня,
И Пито, кото­рой нет ни в чем отка­за,
И Эротов шепот неж­ный».

 

Платон. Кратил. 400d & 419e — 420b / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 634-635) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«»Влечением» же названа воля к течению, поскольку в своем течении и устремлении к вещам оно и душу с силой увлекает в этот поток, от этой-то способности оно и называется «влечением». Да вот даже и имя страсти означает, что она направлена не на присутствующий предмет и поток желания, но на отдаленный, «отстраненный», откуда она и называется страстью. Когда присутствует то, на что устремляется страсть, она называется влечением, а страстью – когда это удалено. «Любовь», поскольку она словно вливается извне (а не есть внутренний поток для того, кто ею пылает), причем вливается через очи»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 43. 6.  (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«За хра­мом Дио­ни­са — храм Афро­ди­ты; ста­туя Афро­ди­ты сде­ла­на из сло­но­вой кости, а сама она носит про­зви­ще Пра­к­сис (Выпол­не­ние). Это — древ­ней­шая ста­туя в хра­ме. Ста­туи боги­ни Пей­то (Убеж­де­ния) и дру­гой, кото­рую они назы­ва­ют Паре­го­рон (Уго­ва­ри­ва­ние) — работы Пра­к­си­те­ля; работы же Ско­па­са — ста­туи Эрота (Люб­ви), Гиме­ро­са (Стра­сти) и Пото­са (Жела­ния), если раз­лич­ны и их функ­ции, так же как раз­лич­ны и их име­на».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь V. 191-205. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 56) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Зефира, ветра ревнивца, Ириду-соложницу ищет,
Вестницу Зевсовой воли (она ведь быстра точно ветер!),
Дабы послать за туманным Гипносом с быстрою вестью.

Вот призвала Ириду и молвит ей дружеской речью:
«О, благодатного Зефира златокрылатая дева,
Эроса [Потос] матерь благая»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 25. 150 (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 56) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«У Киприды оружной, когда она в шлеме блистала,
И Пейто́ потрясала сулицей… Словно Паллада,
С Миносом шла Киприда на битву, и в сшибке горячей
Брачная стая эротов мирных стрелы метала!

Сладостное ополченье город сей осадило
И к нисейским Мегарам взгремели кидонские трубы!
Фобоса с Деймосом видя, что стали друзьями эротов,
Пятясь шагом постыдным, медный Арей удалился,
На щитоносную деву Афродиту взирая,
На копьеносную Похоть… У меднодоспешного воя
Эрос в легкой тунике прекраснокудрявый победу
Вырвал»

Афродита, Потос и Гедилогос, 5 век до н.э., Британский музей
Афродита, Потос и Гедилогос, 5 век до н.э., Британский музей

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 33. 112 (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 56) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Эросу молвит на ушко
То, что сказать повелела словом лукавым хозяйка:
«Всеукрощающий! Неукротимый! О, жизни податель!
Поторопись! Киферейя [Афродита] просит! Одна ведь осталась,

Ныне богиня — Харита ушла, Пейто убежала,
Потос непостоянный исчез, только я и осталась,
Дабы, владыка, явиться к тебе за стрелой всепобедной!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 47. 442 (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 56) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Сей мореходец не тщетно Наксос, мой остров, оставил!
Бог всемогущий, По́тос, дает тебе брак благородней»

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Эрос, Потос, Гимерос 5 век до н.э.

 

Краснофигурная вазопись Гедилогос, Потос, Афродита 5 век до н.э.

 

Вазопись Потос с нектаром 4 век до н.э.

 

Краснофигурная вазопись Эрос с Кадуцеем 5 век до н.э.

 

Греко римская мозаика Дионис, Ариадна, Геракл. Филиппополис. 4 век н.э.

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология