Агдистис была древней фригийской богиней. Она была божеством-гермафродитом, рожденным, когда Мать-Земля была случайно оплодотворена спящим Богом Неба. Боги, опасаясь странного двуполого существа, кастрировали его и таким образом создали богиню Кибелу.
Эта история, рассказанная Павсанием, была греческим переводом фригийского мифа, в котором фригийский бог неба отождествлялся с Зевсом. Поскольку греки обычно отождествляли Кибелу с богиней Реей, довольно любопытно, что писатель называет отца небесного бога Зевсом вместо Урана.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
БОГИНЯ АГДИСТИС | |
Родители | Бог неба и Богиня земли |
Богиня чего | Гермафродиты, евнухи |
Дом | Гора Агдистис во Фригии |
Священные растения | Миндальное дерево |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Αγδιστις | Agdistis | Agdistis | Of Mount Agdistis | C горы Агдистис |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
Небесный бог & Богиня земли * (Pausanias 7.17.8)
* Павсаний приравнивает этих фригийских богов к греческим богам Зевсу и Гее.
Дети
Аттис (от Наны, оплодотворенной миндалем, упавшим с дерева, которое выросло из отрезанных гениталий Агдистиса) (Pausanias 7.17.8)
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 17. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У них есть другое, местное [фригийское] предание [о Аттисе]. Они говорят, что Зевс [то есть фригийский бог неба], заснув, уронил семя на землю и что с течением времени от этого родилось божество, имеющее двойные половые органы, мужские и женские. Имя этому божеству дали Агдистис. Испугавшись этой Агдистис, боги отрезали у нее мужские половые органы; из них выросло миндальное дерево, и когда на нем созрели плоды, то, говорят, дочь реки Сангария сорвала этот плод и положила себе в платье на грудь, плод этот тотчас же исчез, а девушка стала беременной. Когда она родила и родившийся мальчик был выкинут, то коза стала о нем заботиться. Когда мальчик начал подрастать, он стал сверхчеловеческой красоты, и Агдистис влюбилась в него. Когда же он вырос и стал юношей, родственники послали его в Пессинунт, чтобы он женился на царской дочери. Уже пелась брачная песня, как вдруг предстала Агдистис, и Аттис, приведенный в безумие, отсек себе половые органы, и так же изувечил себя и отец его невесты. Раскаяние охватило Агдистис в том, что она сделала с Аттисом, и у Зевса она вымолила разрешение, чтобы Аттис телом никогда не увядал и не подвергался разложению. Таковы наиболее известные сказания об Аттисе».
МИФЫ о Кибеле-Агдистис см. КИБЕЛА.
КУЛЬТ АГДИСТИС
Агдистис обычно была просто эпитетом фригийской богини Кибелы.
Страбон. География. Книга 10. 3. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Что касается берекинтов — одного из фригийских племен — и вообще фригийцев… они почитают Рею, справляя ей оргии, и называют ее Матерью богов, Агдистидой и Великой фригийской богиней».
Страбон. География. Книга 12. 5. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Пессинунт [во Фригии] — самый большой торговый центр в этой части света. Здесь находится весьма почитаемое святилище Матери богов [Кибелы]. Ее называют Агдистидой».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 4. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Там [около Анкира во Фригии] есть храм Матери богов, называемой Агдистис, где, говорят, похоронен Аттис».
Для получения дополнительной информации о культе богини см. КУЛЬТ КИБЕЛЫ
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Список используемой литературы