Герас

Герас был олицетворением духа (даймона) старости, одним из злых духов, порожденных богиней Нюктой.

Его изображали крохотным сморщенным старичком. Противоположностью Герас была Геба, богиня молодости.

Изображение справа — Герас, бог старости, 5 век до н.э., Национальный этрусский музей.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ГЕРАС
РодителиНюкта (без отца)
Бог чегоСтарости
ДомЭреб
Римское имяСенект
Греческое имяТранслитерацияРимское имяАнглийский переводПеревод
ΓηραςGêrasSenectusOld Age (gêras)Старость

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Нюкта (без отца) (Hesiod Theogony 225)
[1.2] Эреб & Нюкта (Hyginus Preface, Cicero De Natura Deorum 3.17)

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ГЕРАС ОТОЖДЕСТВЛЯЕТСЯ СО СТАРОСТЬЮ

Гесиод. Теогония. 211. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Ночь роди­ла еще Мора [Рок] ужас­но­го с чер­ною Керой [Жестокая смерть].
Смерть [Танатос] роди­ла она так­же, и Сон [Гипнос], и тол­пу Сно­виде­ний [Ониры].
[Мрач­ная Ночь, ни к кому из богов не всхо­див­ши на ложе,]
Мома потом роди­ла и Печаль, источ­ник стра­да­ний,
И Гес­пе­рид, — золотые, пре­крас­ные ябло­ки холят
За оке­а­ном они на дере­вьях, пло­ды при­но­ся­щих.
Мойр роди­ла она так­же и Кер, бес­по­щад­но каз­ня­щих.
[Мой­ры — Кло­фо име­ну­ют­ся, Лахе­сис, Атро­пос. Людям
Опре­де­ля­ют они при рож­де­нье несча­стье и сча­стье.]
Тяж­ко кара­ют они и мужей и богов за про­ступ­ки,
И нико­гда не быва­ет, чтоб тяж­кий их гнев пре­кра­тил­ся
Рань­ше, чем пол­но­стью вся­кий винов­ный отпла­ту полу­чит.
Так­же еще Неме­сиду, гро­зу для людей земно­род­ных
Страш­ная Ночь роди­ла, а за нею — Обман [Апата], Сла­до­стра­стье [Филоты],
Ста­рость [Герас], несу­щую беды, Эриду [Раздор] с могу­чей душою»

 

Гомеровские гимны. IV. К Афродите. 218. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 149, 155) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«После же того как совсем его грозная старость [Герас] настигла
И ни единого члена не мог ни поднять он, ни двинуть».

 

Гомеровские гимны. IV. К Афродите. 243. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 149, 155) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

 

«Ныне же быстро тебя беспощадная старость [Герас] охватит, —
Старость, пред вами так скоро встающая, общая всем вам,
Трудная, полная горя, которой и боги боятся».

 

Аристофан. Птицы. 605. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983. — Т. 2.) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):

 

«[Комедия, в которой Птицы заблокировали доступ богов на Землю]

Предводитель хора

Как же старость [Герас] смогу отвратить от людей? Это тоже во власти Олимпа.
Или, может быть, пусть умирают детьми?

Писфетер

Да зачем же? Годов этак триста
Птицы людям прибавят».

 

Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 5. 4. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«Гадира расположена на самом краю Европы. Жители этого города весьма прилежат благочестию: они воздвигли алтарь Старости [Герас] и — единственные среди людей — поют славословия Смерти [Танатос]».

 

Геракл и Герас, 5 век до н.э., Национальный музей этрусского искусства
Геракл и Герас, 5 век до н.э., Национальный музей этрусского искусства

 

РИМСКИЙ БОГ СЕНЕКТ [SENECTUS] ОТОЖДЕСТВЛЯЕТСЯ СО СТАРОСТЬЮ

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> Генеалогии. 1. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 1-2):

«От Ночи и Эреба [родились] – Рок [Фатум], Старость [Сенектус [то есть Герас]], Смерть [Морс], Кончина [Летум], †Воздержность [Континенция], Сон [Сомнус], Сновидения [Сомния], Амур (он же Лисимелет), Эпифрон [Благоразумие], … Порфирион, Эпаф, Раздор [Дискордия], Беда [Мизерия], Разнузданность [Петулантия], Немесида [Возмездие], Эвфросина [Радость духа], Дружба [Амицития], Милосердие [Мизерикордия], Стикс [Ненависть], три Парки (а именно Клото, Лахесис, Атропос) и Геспериды – Эгла, Гесперия, †Эрика».

 

Цицерон. О природе богов. Книга 3. 17. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«Эфир и День [Гемера], и их бра­тья и сест­ры, кото­рые древни­ми гене­а­ло­га­ми, име­ну­ют­ся: Любовь, Обман, Страх, Труд, Зависть, Рок, Ста­рость [Герас], Смерть, Мрак, Несча­стье, Жало­ба, Милость, Ковар­ство, Упрям­ство, Пар­ки, Гес­пе­риды, Сны, и кото­рые все, как счи­та­ют, рож­де­ны от Эре­ба и Ночи»

 

Вергилий. Энеида. Книга 6. 268. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 234) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

«[Сивилла ведет Энея через Подземный мир]
Шли всле­пую они под сенью ночи без­люд­ной,
В цар­стве бес­плот­ных теней, в пустын­ной оби­те­ли Дита [Аида]…
Там, где нача­ло пути, в пред­две­рье сумрач­ном Орка
Скорбь ютит­ся и с ней гры­зу­щие серд­це Заботы,
Блед­ные здесь Болез­ни живут и уны­лая Ста­рость [Герас],
Страх, Нище­та, и Позор, и Голод, злоб­ный совет­чик,
Муки и тягост­ный Труд — ужас­ные видом обли­чья;
Смерть и брат ее Сон на дру­гом оби­та­ют поро­ге,
Злоб­ная Радость, Вой­на, при­но­ся­щая гибель, и здесь же
Дев Эвме­нид желез­ный чер­тог и безум­ная Рас­пря, —
Воло­сы-змеи у ней под кро­ва­вой вьют­ся повяз­кой.
Вяз посредине сто­ит огром­ный и тем­ный, рас­ки­нув
Ста­рые вет­ви свои; сно­виде­ний лжи­вое пле­мя
Там нахо­дит при­ют, под каж­дым лист­ком при­та­ив­шись».

 

Сенека. Геркулес в безумье. 686. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 135) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

[У входа в Подземный мир]

«Коцит простерся топью; стонут филины
Над ним, и крик совы сулит недоброе.
Листвою черной чаща там щетинится;
В ней на высоком тисе вялый Сон повис,
Лежит в ней Голод с пастью провалившейся
И прячет поздний Стыд лицо, раскаявшись.
Страх, мрачный Ужас, Боль с зубовным скрежетом,
Недуг, Печаль, Война в железном панцире
Ютятся дальше, и, с клюкой беспомощной
Бредущая, всех глубже Старость [Герас] прячется».

 

Сенека. Эдип. 582. (Источник: Луций Анней Сенека. Эдип / Перевод С. А. Ошерова // Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 81) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«[Провидец Тиресий применяет некромантию, чтобы узнать причину эпидемии, опустошающей Фивы]
Вдруг почва расступилась, зазиял провал
Огромный. Сам озера неподвижные,
И подлинную ночь, и бледных видел я
Богов средь манов. В жилах кровь холодная
Застыла. Вырвалась толпа свирепая…
Тут завопили Ужас и эриния
И все, что прячет и рождает вечная
Ночь: вот Печаль, терзающая волосы,
Недуг, больную голову роняющий,
Страх, Старость [Герас], тягостная для самой себя,
Чума — напасть народа огигийского.
Мы чувств лишились. Даже дева [Манто], знавшая
Искусство старца, обмерла. Лишь он один,
Силен увечьем, созывал бескровные
Народы Дита. Как туманы легкие»

 

Сторона A: Геракл бьет Герас, олицетворение старости, дубинкой. Герас изображен в виде усохшего старика с большими гениталиями и тростью. Герой носит плащ из львиной шкуры, колчан и меч в ножнах. Сторона B: Посейдон (не показан). Музей Лувр. Париж.
Сторона A: Геракл бьет Герас, олицетворение старости, дубинкой. Герас изображен в виде усохшего старика с большими гениталиями и тростью. Герой носит плащ из львиной шкуры, колчан и меч в ножнах. Сторона B: Посейдон (не показан). Музей Лувр. Париж.

 

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Герас и Геракл 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Герас и Геракл 5 век до н.э.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология