Гиппокампы

Гиппокампы были морскими лошадьми с рыбьими хвостами. Их изображали как существ с головой и передними частями лошадей и змеевидным хвостом рыбы. В мозаичном искусстве они часто были с зеленой чешуей и гривой из плавников.

Древние верили, что они были взрослой формой маленькой рыбки, которую мы называем «морским коньком». Гиппокампы были лошадьми нимф Нереид и морских богов, а Посейдон управлял колесницей, запряженной двумя или четырьмя из этих существ.

Другие наземные животные с рыбьим хвостом, которые появляются в древнем искусстве, Эгипан (рыба — хвостатая коза), был формой созвездия Козерога. Считалось, что сказочные существа этого типа были обычным явлением в Индийском океане (см. Индийский кет).

Изображение справа — Крылатый Гиппокамп, 4 в. до н.э., Государственный Эрмитаж.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ГИППОКАМПЫ
ФормаЛошадь с рыбьим хвостом
ДомМоре
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Ἱπποκαμπος ἹπποκαμποιHippokampos HippokampoiHippocampus HippocampiCrooked Horse (kampos, hippos)Искривленная лошадь

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. 4. 1533. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 70) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

 

«[Ясон обращается к аргонавтам, которые переносят свой корабль через Ливийскую пустыню]
Чтоб и сам я встал, и всех вас побудил бы подняться,
И чтобы мать [корабль «Арго»] нашу общую мы почтили наградой,
Ей воздавая за труд, носившей нас долго во чреве,
Лишь отпряжет колесницу своею рукой Амфитрита
Для Посейдона в морях. Но я постигнуть не в силах
Смысла в речи богинь. Себя они называли
Стражами здешних мест [нимфы озера Тритонида в Ливии], дочерьми Ливийских пределов
И героинями. Мне похвалялись, что все им известно,
Что перед тем претерпели мы с вами на суше и в море.
После того их не видел я больше в том месте: какой-то
Или туман, иль туча немедля от глаз их сокрыли».
Так он сказал, и дивились друзья [аргонавты], слова его слыша.
Тут на глазах у минийцев свершилось великое чудо:
Выпрыгнул на берег вдруг чудовищный конь из пучины,
Мощный, с гривой златой, горделиво подъемлющий шею;
Тотчас он с тела стряхнул приставшую пену морскую,
Бросился прочь со всех ног, словно вихрь. Его увидавши,
Радостно молвил Пелей, обращаясь к товарищей сонму:
«Я говорю, что ныне уже отпрягла колесницу
Для Посейдона супруга сама своей милой рукою.
Что же до матери нашей, то так назову лишь одну я
Нашу ладью. Ведь она, нас упорно неся в своем чреве
Терпит немало невзгод и трудов, едва выносимых.
Мы же ее на свои некрушимые плечи возложим
И, не жалея сил, понесем далеко по песчаной
Этой земле, той дорогой, где конь быстроногий пронесся.
Ведь не сойдет же он вниз, под землю! Я так уповаю,
Что приведет его след где-нибудь нас к заливу морскому.
[Примечание. Лошадь, вероятно, вернула себе рыбий хвост, когда вернулась в море.]»

 

Страбон. География. Книга 8. 7. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Ибо море вслед­ст­вие зем­ле­тря­се­ния под­ня­лось и зато­пи­ло Гели­ку [в Ахее], а так­же и свя­ти­ли­ще Гели­ко­ний­ско­го Посидо­на… Эра­то­сфен [поэт в III веке до нашей эры] гово­рит, что он сам видел это место и пере­воз­чи­ки рас­ска­зы­ва­ли ему, что брон­зо­вая ста­туя Посидо­на еще и теперь пря­мо сто­ит в про­ли­ве, дер­жа в руке гип­по­кам­па, кото­рый гро­зит опас­но­стью тем, кто ловит рыбу сетя­ми».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 1. 7 — 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[В храме Посейдона в Коринфе] В пред­две­рии хра­ма нахо­дят­ся ста­туи: две — Посей­до­на, третья — Амфи­т­ри­ты и еще одна — Талас­сы (Моря), тоже мед­ная… и конь, в ниж­ней сво­ей части, ниже груди, похо­жий на кита [то есть гип­по­кам­п]»

 

Филострат Старший. Картины. Книга 1. 8. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«[Из описания древнегреческой картины в Неаполе]
Что Посейдон мог ехать по морю, как по твердой земле, когда он направлялся из Эгина помощь ахеянам, я думаю, ты об этом уж читал у Гомера. Гладкое море стелется там перед ним и его колесницей, и морские звери его провожают; там, как и здесь, плывут они следом за ним и, ласкаясь, весело скачут вокруг. Там, я думаю, ты представляешь себе лошадей такими, какие бывают на суше; ведь он требует, чтобы они были «меднокопытными» и «быстроногими» и стегает бичом их; здесь же запряжены кони морские [Гип­по­кам­пы], ноги у них приспособлены и для воды, так что могут они и плавать; они голубого цвета, клянусь Зевсом, совсем как дельфины».

 

Стаций. Фиваида. Книга 2. 45. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«Там [на мысе Тенар на южной оконечности Пелопоннеса] утомленных Нептун [Посейдон] из пучины Эгейского моря
к пристани гонит коней [Гип­по­кам­п]: следы на песке оставляет
первый, а двое других разбегаются рыбами в море».

 

Стаций. Ахиллиада 1. 25 (Источник: Стаций, Публий Папиний. Ахиллеида. Авторы перевода: С. Ашманов, О. Жиронкина, О. Мокина, Ю. Пеков, А. Подосинов, А. Пронина, М. Пронина, А. Рчеулишвили, Д. Смирнова, И. Смирнова, С. Федотов / Под общ. ред. А.В. Подосинова. М.: Импэто, 2011. – 120 с., илл.)

 

«Славя владыку, резвятся тирренские стаи, а сам он [Посейдон]
Правит трезубцем своим колесницу, возвысясь над гладью.
Спереди кони [Гип­по­кам­пы] морские пеною волны взбивают,
Сзади другие плывут и следы заметают хвостами»

Посейдон верхом на Гиппокампе, 6 век до н.э., Британский музей
Посейдон верхом на Гиппокампе, 6 век до н.э., Британский музей

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Чернофигурная вазопись Посейдон верхом на гиппокампе 6 век до н.э.

Апулийская вазопись Фетида верхом на гиппокампе 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Фетида верхом на гиппокампе 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Фетида верхом на гиппокампе 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Крылатый гиппокамп 4 век до н.э.

Греко римская мозаика Посейдон и Гиппокампы. Гадрумет 3 век н.э.

Греко римская мозаика Посейдон и Гиппокампы. Зевгма. 1-й — 2-й век н.э.

Греко римская мозаика Посейдон и Гиппокамп. Остия.

Греко римская мозаика Посейдон и Гиппокампы. Тунис. 3-й век н.э.

Греко римская мозаика Нереида верхом на гиппокампе. Эретрия. 1 век до н.э.

Греко римская мозаика Нереида, Эрос, Гиппокампы. Антиохия. 2-й — 3-й век н.э.

Греко римская мозаика Нереида верхом на гиппокампе. Эфес

Нереида верхом на гиппокампе. Остия

Греко римская мозаика Нереида верхом на гиппокампе. Карфаген. 3-й век н.э.

Греко римская мозаика Тритон и Гиппокамп. Антиох. 2-й — 3-й век н.э.

Греко римская мозаика Тритон и Гиппокамп. Ахолла

Греко римская мозаика Посейдон, Тритон, Афрос. Чебба. 2-й век н.э.

Греко римская мозаика Эрос верхом на Эгипане. Рим

Греко римская мозаика Посейдон и Амфитрита

Греко римская мозаика нереида Галатея на морском леопарде. Зевгма. 1-й — 2-й век н.э.

Греко римская мозаика Посейдон и морские существа. Остия.

Греко римская мозаика Европа и Астипалея. Зевгма. 1-й — 2-й век н.э.

Греко римская мозаика Посейдон и Амфитрита. Константина. 4-й век н.э.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология