Кекропс

Кекропс был одним из первых царей Аттики и основателем города Афины. Его изображали в виде человека выше пояса со змеиным хвостом вместо ног.

Кекропс был первым мужчиной, принесшим жертвы богине Афине после ее рождения от головы Зевса, и он основал ее древнюю святыню на Акрополе. Когда Посейдон оспорил ее притязания на город, Кекропс попросили вынести решение и вынес решение в ее пользу. Его наследовал приемный сын Афины, земной герой Эрихтоний.

Изображение справа — Царь Афин Кекропс, 5 век до н.э., Античное собрание.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ЦАРЬ КЕКРОПС
РодителиРожденный Землей
ЖенаАграв­ла
Царь чегоАттики
ДомАфины в Аттике
СозвездиеВодолей
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΚεκρωψKekrôpsCecrops

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Гея (т.е. рожден землей) (Apollodorus 3.14.1, Antoninus Liberalis 6, Hyginus Fabulae 48)
[2.1] Гефест (Hyginus Fabulae 158)

Дети

[1.1] Гер­са, Аграв­ла, Пан­д­ро­са, Эри­сих­то­н (от Аграв­лы) (Apollodorus 3.14.2)
[1.1] Гер­са, Аграв­ла, Пан­д­ро­са, Эри­сих­то­н (Pausanias 1.2.6)
[1.2] Гер­са, Аграв­ла, Пан­д­ро­са (Hyginus Fabulae 166, Ovid Metamorphoses 2.546)

СЛОВАРЬ

КЕКРОП (Κέκροφ, род. п. Κέκροπος) в греческой мифологии афинский царь, автохтон (рожденный землей). Его внешний вид — получеловека и полузмея — указывает на глубокую древность и хтонизм образа. Став первым царем Аттики, К. назвал страну по своему имени Кекропия. При нем произошел спор между Посейдоном и Афиной за обладание Аттикой; состязаясь в дарах жителям Аттики, Посейдон выбил источник воды, а Афина посадила оливу (Apollod. III 14, 1). К. и Аглавра — родители Эрисихтона (умер бездетным) и трех дочерей: Аглавры, Герсы и Пандросы (III 14, 1-2), погибших в безумии (см. в ст. АГЛАВРА). А. Т.-Г.

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КЕКРОПС ЦАРЬ АТТИКИ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 14. 1 — 2.. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 54) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Кек­ропс был автох­то­ном, тело у него было срос­ше­е­ся из тела чело­ве­ка и дра­ко­на. Он стал пер­вым царем в Атти­ке, и эту стра­ну, преж­де назы­вав­шу­ю­ся Актой, назвал по сво­е­му име­ни Кек­ро­пи­ей. При нем, как гово­рят, боги реши­ли поде­лить меж­ду собой горо­да, где бы каж­дый из них поль­зо­вал­ся толь­ко ему одно­му при­над­ле­жа­щи­ми поче­стя­ми. В Атти­ку пер­вым при­шел Посей­дон и, уда­рив тре­зуб­цем о зем­лю посреди акро­по­ля, явил источ­ник мор­ской воды, кото­рый ныне назы­ва­ют Эрех­те­идой. После него при­шла Афи­на и в при­сут­ст­вии Кек­ро­п­са вырас­ти­ла оли­ву, кото­рую теперь пока­зы­ва­ют в Пан­д­ро­сии. Когда после это­го меж­ду эти­ми дву­мя бога­ми начал­ся спор из-за обла­да­ния Атти­кой, Зевс раз­ре­шил его, дав им в каче­стве судей не Кек­ро­п­са и Кра­ная, как гово­рят неко­то­рые, и не Эри­сих­то­на, а две­на­дцать олим­пий­ских богов. Эти боги изрек­ли при­го­вор, соглас­но кото­ро­му эта стра­на долж­на была при­над­ле­жать Афине, так как Кек­ропс засвиде­тель­ст­во­вал, что Афи­на пер­вой вырас­ти­ла там оли­ву. Афи­на назва­ла город по сво­е­му име­ни Афи­на­ми, Посей­дон же, раз­гне­вав­шись, зато­пил Три­а­сий­скую рав­ни­ну и дви­нул море на Атти­ку.
Кек­ропс женил­ся на Аграв­ле, доче­ри Актея, и поро­дил Эри­сих­то­на, умер­ше­го без­дет­ным, и доче­рей Аграв­лу, Гер­су и Пан­д­ро­су».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 14. 5. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 54) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«После смер­ти Кек­ро­п­са воца­рил­ся автох­тон Кра­най. При нем, как гово­рят, про­изо­шел потоп, кото­рый свя­зы­ва­ет­ся с име­нем Дев­ка­ли­о­на».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 14. 6. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 54) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Поло­жив Эрих­то­ния в ларец, она [Афина] отда­ла его Пан­д­ро­се, доче­ри Кек­ро­п­са, на сохра­не­ние».

 

Геродот. История. Книга 8. 44. 2. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Что до афи­нян, то они в то вре­мя, когда пеласги вла­де­ли так назы­вае­мой ныне Элла­дой, были пелас­га­ми и назы­ва­лись кра­на­я­ми. А при царе Кек­ро­пе их назы­ва­ли кек­ро­пида­ми. Когда же затем царем стал Эрех­фей, они полу­чи­ли имя афи­нян и, нако­нец, по име­ни их пред­во­ди­те­ля Иона, сына Ксуфа, — ионян».

 

Геродот. История. Книга 8. 53. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Это было под­ле свя­ти­ли­ща Аглав­ры, доче­ри Кек­ро­па».

 

Фукидид. История. Книга 2. 15. 1. (Источник: Фукидид. История. / Пер. и примеч. Г. А. Стратановского. Отв. ред. Я. М. Боровский. — Л.: Наука, 1981) (древнегреческий историк ок. 460 — ок. 400 до н. э.):

 

«Дело в том, что при Кекропе и первых царях до Ѳесея население Аттики жило постоянно отдельными городами, имевшими свои пританеи и правителей».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 56. 5 — 6. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Когда Гели­а­ды воз­му­жа­ли, Гелиос сооб­щил им, что боги­ня Афи­на будет пре­бы­вать с теми, кто пер­вым при­не­сет ей жерт­вы. То же самое было объ­яв­ле­но и жите­лям Атти­ки. Гели­а­ды тогда же и при­нес­ли жерт­вы, поза­быв в спеш­ке зажечь огонь, а цар­ст­во­вав­ший тогда в Афи­нах Кек­роп совер­шил жерт­во­при­но­ше­ние при горя­щем огне, хотя и поз­же».

 

Страбон. География. Книга 9. 1. 18 — 20. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Пере­чис­ле­ние было бы гораздо длин­нее, если бы кто-нибудь взду­мал рас­смот­реть пер­вых осно­ва­те­лей посе­ле­ния [Афин], начи­ная с Кек­ро­па, ибо не все писа­те­ли соглас­ны в этом вопро­се, как это ясно даже из имен стра­ны… По сло­вам Фило­хо­ра, когда карий­цы с моря опу­сто­ша­ли стра­ну, а со сто­ро­ны суши — бео­тий­цы, назы­вав­ши­е­ся тогда аоний­ца­ми; Кек­роп впер­вые посе­лил народ вме­сте в 12 горо­дах; име­на этих горо­дов были: Кек­ро­пия, Тет­ра­поль, Эпа­крия, Деке­лея, Элев­син, Афид­на (так­же употреб­ля­ет­ся Афид­ны — во мно­же­ст­вен­ном чис­ле), Форик, Брав­рон, Кифер, Сфетт, Кефи­сия25. Позд­нее Фесей, как гово­рят, объ­еди­нил эти 12 горо­дов в один тепе­реш­ний город».

 

Страбон. География. Книга 9. 2. 18. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Элев­син и Афи­ны на реке Три­тоне. Как гово­рят, эти горо­да осно­вал Кек­роп, когда он власт­во­вал над Бео­ти­ей (тогда носив­шей имя Оги­гии), но впо­след­ст­вии они были уни­что­же­ны навод­не­ни­ем».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 2. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«Гово­рят, что пер­вым царем в совре­мен­ной Атти­ке был Актей. После смер­ти Актея власть при­нял Кек­роп, женив­ший­ся на доче­ри Актея; у него роди­лись доче­ри Гер­са, Аглав­ра и Пан­д­ро­са, и сын Эри­сих­тон. Но послед­ний не был царем над афи­ня­на­ми, так как слу­чи­лось, что он умер еще при жиз­ни отца. Власть Кек­ро­па при­нял Кра­най, из всех афи­нян осо­бен­но выда­вав­ший­ся сво­им могу­ще­ст­вом».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 5. 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«[Рядом с Толосом или зданием совета в Афинах]
Что каса­ет­ся Кек­ро­па и Пан­ди­о­на, их изо­бра­же­ния я тоже видел сре­ди эпо­ни­мов; я не знаю, кого имен­но они почи­та­ют под этим име­нем: был один Кек­роп, кото­рый имел женою дочь Актея, но был и дру­гой, позд­нее, кото­рый пере­се­лил­ся в Эвбею, — это сын Эрех­тея, внук Пан­ди­о­на, пра­внук Эрих­то­ния. Рав­ным обра­зом цар­ст­во­ва­ли и два Пан­ди­о­на, один — сын Эрих­то­ния, дру­гой — сын Кек­ро­па».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 27. 1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«В хра­ме (Афи­ны) Поли­а­ды нахо­дит­ся изо­бра­же­ние Гер­ме­са из дере­ва; как гово­рят, это посвя­ще­ние Кек­ро­па; он почти невидим из-под мир­то­вых вет­вей».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 31. 5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Я уже рань­ше писал, что мно­гие из [аттических] жите­лей в этих демах утвер­жда­ют, что и до вре­ме­ни вла­ды­че­ства Кек­ро­па у них были цари. Так вот, как гово­рят мирри­нунт­цы, Кола­и­ном назы­вал­ся чело­век, кото­рый, преж­де [в Мирри­нун­те] чем воца­рил­ся Кек­роп, был у них пра­ви­те­лем».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 38. 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«Млад­ший из его сыно­вей Керик, кото­ро­го, впро­чем, род Кери­ков назы­ва­ет сыном доче­ри Кек­ро­па Аглав­ры и Гер­ме­са, а не Эвмол­па».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 2. 2 — 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«Лич­но я думаю, что афин­ский царь Кек­роп и Лика­он жили в одно вре­мя, но в вопро­сах рели­гии они были не оди­на­ко­во муд­ры. Кек­роп пер­вый назвал Зев­са Вер­хов­ным и решил не при­но­сить ему в жерт­ву ниче­го, что име­ет душу, сжи­гая на его алта­ре в виде жерт­вы мест­ные лепеш­ки, кото­рые и до наше­го вре­ме­ни афи­няне назы­ва­ют пела­на­ми. Наобо­рот, Лика­он на алтарь Зев­са Ликей­ско­го при­нес чело­ве­че­ско­го мла­ден­ца, заре­зал его в каче­стве жерт­вы и окро­пил его кро­вью алтарь».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 10. 1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«[Среди предметов, посвященных афинянам в Дельфах]
На пьедестале (статуй, стоящих) вниз от (этого подобия деревянного) коня, находится надпись, гласящая, что они поставлены из десятины добычи, полученной после победы при Марафоне; это статуи Афины, Аполлона и одного из вождей, Мильтиада. Из числа так называемых героев-эпонимов тут стоят изображения Эрехтея, Кекропа, Пандиона, Леонта и Антиоха, сына Геракла от Меды, дочери Филанта, затем Эгей и один из сыновей Тесея, Акамант».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 6. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Перифант был в Аттике автохтоном еще до того, как появился сын земли [Геи] Кекроп».

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 5. 13. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (греческий ритор 2-3 вв. н. э.):

 

«Афи­няне, что каса­ет­ся фор­мы прав­ле­ния, были очень непо­сто­ян­ны и в выс­шей сте­пе­ни склон­ны к пере­ме­нам. Они спо­кой­но под­чи­ни­лись вла­сти Кек­ро­па, Эрех­тея, Тесея, а затем потом­ков Код­ра».

 

Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. 3. (Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/uveshhevanie-k-jazychnikam/2) (раннехристианский богослов 2-3 вв. н. э.):

 

«В Афинах же, в акрополе, — гробница Кекропа,20 как говорит Антиох в девятой книге «Историй».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 48. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 34):

 

«Афинские цари. Кекроп, сын Земли [Геи]».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 158. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 34):

 

«Сыновья Вулкана [Гефеста]. Палемон. Кекроп. Эрихтоний»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 166. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 34):

 

«Минерва [Афина] тайно воспитывала его [Эрихтония] и в ларце отдала на хранение Аглавре, Пандросе и Герсе, дочерям Кекропа».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 28. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 78):

 

«[Созвездие] Водолей… По мнению же Эвбула, это — Кекроп; он упоминает о древности его рода и указывает на то, что до того, как люди получили в дар вино, при жертвоприношениях богам употреблялась вода, и что Кекроп царствовал до открытия вина».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 2. 546. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Был Эрих­то­ний, — дитя, не имев­шее мате­ри вовсе, —
Девой Пал­ла­дою в кош из актей­ской заперт лози­ны.
Спря­тав, девуш­кам трем, от двой­но­го Кек­ро­па рож­ден­ным…
Гер­са с Пан­д­ро­сой… Аглав­ра».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 6. 70. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Мар­сов Три­то­ния [Афина] холм на Кек­ро­по­вой кре­по­сти нитью
Изо­бра­жа­ет и спор [то есть Афины с Посейдоном], как этой зем­ле наре­кать­ся [То есть Афинами]».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 13. 142. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 307) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Вой с Примне́я, славой богатого острова, были [прибыли Корибанты],
Ми́мант тяжкоидущий и горный охотник Акмон,
С ними Дамне́й и Оки́той, щитоносцы, а с ними
И Мелиссе́й гривошлемный явился с воем Идеем
(Оба изгнаны были отцом в безумии яром,
Соком, с милой отчизны пенноприбрежной совместно
С матерью Комбой, родившей уже семерых младенцев
Изгнанные достигли Кносса и снова пустились
С Крита до Фригии самой, из Фригии прямо в Афины
Прибыли, там чужеземцы укрылись, пока царь Ке́кроп
Сока с престола не свергнул медью мстительной Дики.
И беглецы вернулись с земель Марафона морского
По своим же следам в священные земли абантов,
Место происхожденья древних куретов».

КЕКРОПС II ЦАРЬ АТТИКИ

Второй Кекропс был просто копией первого, придуманный, чтобы дополнить список мифических афинских царей. Таким же образом умножались цари Эрехтей-Эрихтоний и Пандион.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Эрех­тей (Apollodorus 3.15.1, Pausanias 1.5.3 & 7.1.2)

Дети

[1.1] Пан­ди­о­н (от Мети­а­ду­сы) (Apollodorus 3.15.6)
[1.2] Пан­ди­о­н (Pausanias 1.5.3)

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 15. 1. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Эрех­тей женил­ся на Пра­к­си­тее, доче­ри Фра­си­ма и Дио­ге­неи, доче­ри Кефи­са. От это­го бра­ка у него роди­лись сыно­вья Кек­ропс, Пан­дор, Мети­он».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 15. 6. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«После Эрех­тея, кото­ро­го вме­сте с его домом пора­зил раз­гне­ван­ный Посей­дон, воца­рил­ся стар­ший из сыно­вей Эрех­тея Кек­ропс. Он женил­ся на Мети­а­ду­се, доче­ри Эвпа­ла­ма, и поро­дил Пан­ди­о­на. Пан­ди­он стал царем после Кек­ро­п­са, но был изгнан воз­му­тив­ши­ми­ся про­тив него сыно­вья­ми Мети­о­на».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 5. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[Рядом с Толосом или зданием совета в Афинах]
Что каса­ет­ся Кек­ро­па и Пан­ди­о­на, их изо­бра­же­ния я тоже видел сре­ди эпо­ни­мов; я не знаю, кого имен­но они почи­та­ют под этим име­нем: был один Кек­роп, кото­рый имел женою дочь Актея, но был и дру­гой, позд­нее, кото­рый пере­се­лил­ся в Эвбею, — это сын Эрех­тея, внук Пан­ди­о­на, пра­внук Эрих­то­ния. Рав­ным обра­зом цар­ст­во­ва­ли и два Пан­ди­о­на, один — сын Эрих­то­ния, дру­гой — сын Кек­ро­па».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 1. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Когда Эрех­тей умер, то судьею в спо­ре меж­ду его сыно­вья­ми о вла­сти был выбран Ксуф; он решил, что царем дол­жен быть стар­ший из них Кек­роп; за это осталь­ные сыно­вья Эрех­тея изгна­ли его из этой стра­ны».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 33. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Кро­ме моги­лы Лисанд­ра, в Гали­ар­те [Бео­тия] есть свя­ти­ли­ще Кек­ро­па, сына Пан­ди­о­на.
[Вероятно, это ошибка, Павсаний в другом месте описывает его как отца Пандиона]»

КЕКРОП, КЕКРОПИДЫ & КЕКРОПОВ

Кекроп, Кекропиды, были именами которые поэты использовали для Афин и афинян в целом. Ниже приведены несколько примеров.

Аристофан. Всадники. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983. — Т. 2.) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):

 

«О Кек­ро­пид нера­зум­ный! Велик ли тут подвиг, помыс­ли».

 

Гимны Каллимаха. 3. К Артемиде. 228 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.) (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 168, 170-171 ) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«Некогда прибыл в тот край Нелей из Кекропова царства».

 

 

Гимны Каллимаха. IV. К острову Делосу. 314. / Перевод С. С. Аверинцева. / (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 158) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«С той-то поры обычай велит посылать Кекропидам
К Фебу [Аполлону] священный корабль».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 15. 428. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Кек­ро­па [то есть Афины] кре­пость цве­ла; и твер­ды­ня Амфи­о­на [то есть Фивы] тоже».

 

Овидий. Фасты. Книга 3. 80. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Чтут кек­ро­пиды [то есть афиняне] Пал­ла­ду [Афину]»

 

 

Овидий. Фасты. Книга 4. 502. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Здесь лишь при­сев на ска­лу холод­ную в тяж­кой печа­ли
(У кек­ро­пидов ска­ла Скорб­ной зовет­ся досель)»

 

Овидий. Героиды. 10. 125. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Ско­ро ты в гавань вой­дешь род­но­го Кек­ро­по­ва края».

 

Вергилий. Энеида. Книга 6. 20. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 272-273) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

«Вот на две­рях Анд­ро­гей и убий­цы его — кек­ро­пиды [то есть афиняне],
Что в нака­за­нье долж­ны посы­лать на смерть еже­год­но
Семь сыно­вей».

 

Сенека. Федра. 2. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 43) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«Разойдитесь скорей, Кекропа сыны [То есть афиняне]!»

 

Стаций. Фиваида. Книга 12. 565. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 43) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«Поспешите,
о кекропиды!»

 

Клавдий Клавдиан. Похищение Прозерпины. 1. 8 (Источник: Клавдий Клавдиан. Полное собрание латинских сочинений. Автор: Клавдиан Клавдий. Переводчик: Шмараков Р.Л. Источник текста: Издательство Санкт-Петербугского университета. 2008.) (Древнеримский поэт. 370 г. н.э.)

 

«Храмы трепещут и свет источают ясный пороги,
Празднуя бога приход; послышались грома раскаты
Из-под земли — им гулом кекропов храм [то есть Афинский Акрополь] отвечает,
И озарен Элевсин изнутри священным сияньем».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 13. 171. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 240) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Вел Кекропидов [то есть афинян] полки Эрехтей, в бою неустанный»

 

Еврипид. Ион (Источник: Еврипид. Трагедии. Т. 2 / Пер. Инн. Анненского, ст. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо, прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). В 2 т. – М.: Ладомир-Наука. 1999. – С. 76-77):

 

«Веди отсюда сына
В Кекропов край»

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология