Даймон Пэна

Пэна была олицетворением духа (даймона) возмездия, мести, возмещения, наказания и наказания за убийство и непредумышленное убийство. Слово пэна также относится к кровавым деньгам, выплаченным семье жертвы для искупления преступления убийства. Иногда она превращалась во множественное число (Poenae).

Пэна был тесно связан с Праксидикой. Как и этого даймона, ее иногда описывали как мать Эриний, богинь, жаждущих мести за преступления детей.

Однажды Аполлон послал Дракона Пэна наказать аргивян за смерть своего сына Лина из Аргоса.

Изображение справа — Богиня мести Пэна, 4 век до н.э., Музей изящных искусств Бостона.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГИНЯ КИРКА
Богиня чегоМесть, возмездие
Римское имяUltio
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
Ποινη ΠοιναιPoinê, PoinaiPoena, Poenae, UltioVengeance, RetributionМесть, Возмездие

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Эфир & Гея (Hyginus Preface)

Дети

Эринии (Valerius Flaccus 1.796)

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Эсхил. Орестея. 937. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 119) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

«Час насту­пил, — при­шла
Прав­да в При­а­мов дом,
Месть [Пэна] бес­по­щад­ная.
Час насту­пил, — вошел
В дом Ага­мем­но­на
Дву­гла­вый лев, двой­ной Арей».

Пэна, 4 век до н.э., Кливлендский художественный музей
Пэна, 4 век до н.э., Кливлендский художественный музей

Эсхил. Орестея. 947. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 119) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

 

«Час насту­пил, — при­шла
Месть [Пэна] под личи­ною [Ореста]
Тай­ную брань ковать.
Час насту­пил, — бой­ца [Эгисфа]
Руку напра­ви­ла
Дочь Зев­са: Прав­дою [Дике]
Име­но­вать ее
Настав­ле­ны свя­то мы».

 

Страбон. География. Книга 3. 5. 11. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«[Кас­си­те­рид­ские острова около Испании]
Оби­та­ют люди, кото­рые носят чер­ные пла­щи, ходят в хито­нах дли­ной до пят, опо­я­сы­ва­ют груди, гуля­ют с пал­ка­ми подоб­но боги­ням мще­ния [Пэна] в тра­геди­ях».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):

 

«От Эфира и Земли [родились] – Боль, Хитрость, Гнев, Плач, Ложь, Клятва, Мщение [Пэна], Разнузданность, Раздор, Забвение, Нерадивость, Страх, Надменность, Нечестие, Битва».

 

Валерий Флакк. Аргонавтика. 1. 796 (Источник: Валерий Флакк. Аргонавтика. Книга первая / Под общ. ред. А.В. Подосинова. М.: Импэто, 2013. – С. 69):

 

«[Ясон и Алкимеда вызывают Эриний, чтобы отомстить за себя царю Пелию]
Дева, Юпитеру [Зевсу] весть приносящая о злодеяньях [Дике],
Ты, беспристрастно на земли глядящая, Мщенья богини,
Высший Закон, за безумия Кара [Пэна], войдите в жилище
Пелия, факелы смерти внеся! Пусть сердце охватит
Трепет священный, и сына оружье и судно не будут
Мниться единственной карой [и отомстит царю]!»

Пэна, 4 век до н.э., Музей изящных искусств Бостона
Пэна, 4 век до н.э., Музей изящных искусств Бостона

Стаций. Фиваида. Книга 8. 25. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«Сидя тогда в срединном дворце несчастливого царства [Аида],
за преступленья судил народы правитель Эреба [Аид],
доли людской не щадя, суров со всякою тенью.
Фурии [Эринии] рядом стоят, и разных смертей вереницы,
и беспощадная Казнь [Танатос или Пэна] готовит гремящие цепи;
Парки — души сучат и тем же перстом обрекают —
труд непосильный!»

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Вазопись Пэна с камнями 4 век до н.э.

Апулийская вазопись Пэна с копьем 4 век до н.э.

Апулийская вазопись Поэна с мечом и копьями 4 век до н.э.

Вазопись Бегство Медеи из Коринфа 6 век до н.э.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология