Бог Эфир

Эфир был изначальным богом света и яркого голубого эфира небес. Его туманы заполняли пространство между твердым куполом неба (уран) и прозрачными туманами земного воздуха (хаос, воздух). Вечером его мать Нюкта натягивала на небо свою темную завесу, заслоняя эфир и принося ночь. Утром его сестра и жена Гемера разогнали ночной туман, чтобы открыть сияющий синий эфир дня. В древних космогониях ночь и день считались отдельными от солнца элементами.

Эфир был одним из трех понятий «воздух». Средний воздух был Эфиром или хаосом, бесцветным туманом, окутывающим мир смертных. Нижний воздух был Эребом, туманом тьмы, который окутывал темные места под землей и царство мертвых. Третьим был верхний воздух эфира, туман света и синевы небесного эфира. Эфир окутывал горные вершины, облака, звезды, солнце и луну.

Женским аналогом Эфира была Этра, Титанида ясного голубого неба и мать солнца и луны.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ ЭФИР
РодителиЭреб и Нюкта
ЖенаГемера
Бог чегоСвет, небесный эфир
ДомНебо
Другие ИменаAcmon
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΑιθηρAithêrAetherEther (Bright upper-air)Эфир (Яркий верхний воздух)

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Эреб & Нюкта (Hesiod Theogony 124, Cicero De Natura Deorum 3.17)
[1.2] Эреб (Aristophanes Birds 1189)
[2.1] Кронос & Ананке (Orphic Argonautica 12, Orphic Fragment 54)
[2.2] Кронос (Orphic Rhapsodies 66)
[3.1] Хаос (Hyginus Preface)

 

Дети Протогенеи

[1.1] Уран (Alcman Frag 61, Callimachus Frag 498, Cicero De Natura Deorum 3.17)
[2.1] Гея, Уран, Таласса (от Гемеры) (Hyginus Preface)
[3.1] Нефелы (Aristophanes Clouds 563)

Дети даймоны

[1.1] Боль (Алгеи), Хитрость [Долус], Гнев (Лисса), Пентос (Луктус), Ложь (Псевдологи), Клятва (Хоркос), Мщение, ? Разнузданность, Раздор, Забвение (Лета), Нерадивость, Лень (Аэргия), Страх (Деймос), ? Надменность, ? Нечестие, Битва (Хисминай) (от Геи) (Hyginus Preface)

СЛОВАРЬ

Эфир Aether, αἰθήρ (одно­го кор­ня с αἴθω), верх­ний луче­зар­ный слой возду­ха в про­ти­во­по­лож­ность к ἀήρ, ниж­не­му слою, место­пре­бы­ва­ние Зев­са, позд­нее под этим назва­ни­ем разу­ме­лась все собой объ­ем­лю­щая, выс­шая обо­лоч­ка мира, из кото­рой про­ис­хо­дят солн­це и звезды, в кото­рой оби­та­ют боги. Как оли­це­тво­ре­ние, Эфир, по Геси­о­ду, сын Ночи и Ере­ба, детей Хао­са, сле­до­ва­тель­но, озна­ча­ет собой основ­ное нача­ло миро­зда­ния; по орфи­че­ским гим­нам — это миро­вая душа, из кото­рой исхо­дит вся­кая жизнь. Поэты отож­дествля­ют Эфи­ра так­же с Зев­сом или Юпи­те­ром, кото­рый пло­до­твор­ным дождем спус­ка­ет­ся на лоно зем­ли. У древ­них фило­со­фов эфир есть место­пре­бы­ва­ние и нача­ло все опло­до­тво­ря­ю­щей жиз­нен­ной теп­лоты.

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАЗВАНИЯ

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΑκμωνAkmônAcmonZenith (akmê), Untiring (akmês)Зенит, Неутомимый

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ЭФИР И РОЖДЕНИЕ КОСМОСА

I. КОСМОГОНИЯ ГЕСИОДА

Гесиод. Теогония. 124-125. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 31) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:

Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись».

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XVII (44). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«А если так, то и родители Неба [Урана] также должны считаться богами: Эфир [Верхний воздух] и День [Гемера], и их братья и сестры, которые… все, как считают, рождены от Эреба [Тьмы] и Ночи [Нокс]?»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> Генеалогии. 1-3. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 1-3):

«От Мглы [родился] – Хаос. От Хаоса и Мглы [родились] – Ночь [Нокс], День [Гемера], Эреб, Эфир.

От Эфира и Дня [родились] – Земля [Гея], Небо [Уран], Море [Таласса].

От Эфира и Земли [Геи] [родились] – Боль, Хитрость [Долус], Гнев [Ира], Плач [Луктус], Ложь [Мендаций], Клятва, Мщение, Разнузданность, Раздор, Забвение, Нерадивость, Страх, Надменность, Нечестие, Битва, Океан, Фемида, Тартар, Понт; Титаны – Бриарей, Гиг, Стероп, Атлант, Гиперион, Полос, Сатурн [Кронос], Опс [Рея], Монета [Мнемозина], Диона; три Фурии, а именно Алекто, Мегера, Тисифона».

 

II. ОРФИЧЕСКАЯ КОСМОГОНИЯ

Орфические теогонии. IV. Орфическая теогония по Иерониму и Гелланику (fr. 54-59 Kern). 54. Дамаский. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 61-62):

«Нестареющий Хронос был «отцом Эфира и Хаоса»; и согласно этой [Иеронимовой теогонии] тоже именно этот Хронос-Змей рождает тройное потомство: «влажный Эфир», как он говорит, «безграничный Хаос» и, кроме того, в-третьих, «мглистый Эреб [Мрак]»… В них [Эфире, Хаосе, Эребе], по его словам, «Хронос родил яйцо». Таким образом, это предание тоже полагает [яйцо] порождением Хроноса, и оно также порождается в них [Эфире, Хаосе, Эребе], так как из них тоже эманирует третья умопостигаемая триада. Какова же она? [Во-первых], яйцо, [во-вторых], двоица заключенных в нем существ, мужского и женского, равно как и множество содержащихся в среднем [члене триады] семян, и, в-третьих, кроме того, «бестелесный бог с золотыми крыльями на плечах, у которого по бокам были приросшие головы быков, а на голове – чудовищный змей, принимающий всевозможные обличья зверей».

 

Орфические теогонии. III. Рапсодическая теогония (Orph. fr. 60–235 Kern). Священные сказания в 24 рапсодиях. 60. Дамаский. О началах, 123 (I, 316, 18 R.). (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 48):

«В этих имеющих хождение Орфических рапсодиях теология умопостигаемого такова. Истолковывая ее, философы [неоплатоники] принимают Хронос [Время] за единое начало всех вещей, Эфир [Свет, верхний воздух] и Хаос [Бездна, нижний воздух] – за двоицу, яйцо объясняют как абсолютное бытие и полагают эту триаду первой. Ко второй [триаде] относятся либо вынашиваемое и вынашивающее бога яйцо, либо «сияющее одеяние (хитон)», либо облако, из которых «выскакивает» Фанес».

 

Орфей. Аргонавтика. I. Вступление. 12-14. (Источник: Памятники поздней античной поэзии и прозы / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Наука, 1964. – С. 86):

«Хаос я древний тогда воспевал и Закон непреложный [Ананке],

Крона [Хронос, Время], которым рожден из его беспредельного лона

Светлый Эфир [Эйтер, Свет] и Эрот [изначальный Эрос] двуприродный…»

 

ЭФИР – БОГ НЕБЕСНОГО СВЕТА

Эсхил. Прометей прикованный. 89-92. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 237) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

«[Титан ]Прометей

(прикованный к скале) [призывает космос засвидетельствовать свои мучения:]

Святой эфир и ветры быстрокрылые,

Истоки рек текучих, смех сверкающий

Неисчислимых волн морских и мать-Земля,

Всевидящего Солнца круг, – вам жалуюсь!

Взгляните, что терплю я, бог, от божьих рук».

 

Эсхил. Прометей прикованный. 1091-1093. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 267) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

«О святая, могучая матерь [Фемида] моя,

О Эфир, над землей разливающий свет!

Поглядите, страдаю безвинно!»

 

Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий. 273. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. – М.: Искусство, 1983. – Т. 2):

«[Еврипид:] Клянуся воздухом [Эфиром], где обитает Зевс!»

 

Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий. 1075 и далее. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. – М.: Искусство, 1983. – Т. 2):

«[Мнесилох:]

О, как длинна ты, священная ночь [Никс]!

Медленно едет твоя колесница,

Путь среди звезд совершая

В недрах священных небес [Эфире, Верхнего воздуха]

Над величавым Олимпом».

 

Платон. Кратил. 401a-401b, 408d-408e, 410a-410b. / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 634-635, 643, 645) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Сократ. … Будем рассуждать о людях и выяснять, какое представление о богах те имели, когда устанавливали для них имена.

…Первые учредители имен не были простаками, но были вдумчивыми наблюдателями небесных явлений и, я бы сказал, тонкими знатоками слова.

«Гермоген. Пожалуй, Сократ, о таких вещах помолчим. А вот что тебе мешает рассуждать об этом: о Солнце и о Луне, о звездах и о Земле, об эфире и воздухе, об огне и воде, о временах года и о самом годе?

Сократ. Тогда не нужно учинять насилие над этими словами, если кто-то другой может их объяснить. Поэтому огонь и воду мы оставим. А вот воздух (àfjQ), Гермоген, разве не от того ли, что что-то воздымает (aigei) от земли, называется воздухом? Или, может быть, оттого, что он находится в вечном течении (àeiQ8Ï)? Или потому, что от его течения возникают ветры, а ветры поэты называют дуновениями (àf|rai)? Поэтому, вероятно, это слово произносилось «воздухо-поток», обозначая, что воздух как бы гоним ветром. А слово «эфир» (aiOfjQ) я понимаю вот как: это – верхний слой воздуха, который все время извне обегает самый воздух (àei ФеТ tceqi tôv àéqa çécov), и, вероятно, это правильно».

 

Орфический гимн V. Эфиру (фимиам, шафран). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 185) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«О высочайшая кровля, вместилище силы Зевеса,

О некрушимый, опора для звезд, для Луны и для Солнца!

Ты, огнедышащий, всеукротитель, ты – искра живого!

Вышний эфир, из основ мироздания ты – наилучший!

Великолепный, исполненный света и блеска созвездий!

Я, призывая, молю – пребудь безмятежным и ясным!»

 

Цицерон. О природе богов. Книга I. XIV (37). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«А Клеанф [философ, ученик Зенона], который вместе с вышеназванным слушал Зенона, то говорит, что сам мир есть бог, то наделяет этим названием ум (mens) и душу (animus) всей природы, то решает, что истинный бог – это небесный огонь, самый удаленный и выше всего находящийся, со всех сторон окружающий, все обвивающий и все охватывающий, огонь, который называется эфиром».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология