Граи были двумя, некоторые говорят, тремя морскими ведьмами, олицетворяющими белую морскую пену. Они были седыми от рождения и разделяли между собой один глаз и зуб. Герой Персей украл их, когда искал Медузу, заставив ведьм раскрыть местонахождение их сестры.
Имена Грайей предполагают довольно ужасных монстров: Дино — «дрожь», Энио — «ужас», а Персида — «Буря». Другая, Пемфредо, «направляющая путь», был назван так в честь ее роли в истории Персея. Сестры составили хор пьесы Эсхила «Форкиды», являющейся частью трилогии о жизни Персея.
Грайи обычно изображались в виде старых дев. Однако, согласно Эсхилу, это были монстры в форме Сирен с головой и руками старух и телами лебедей.
Стоит сравнить Граей с чудовищем Ламией, которого греческие писатели также описывают как чудовищную ливийскую женщину со съемными глазами.
Изображение справа — Персей и Грайя, 5 век до н.э., Археологический музей Делоса.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ГРАЙИ | |
Родители | Форкий и Кето |
Форма | Старухи с одним глазом и одним зубом |
Дом | Остров Кистена |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Γραια Γραιαι | Graia, Graiai | Graea, Graeae | Grey, Old Women (graia) | Серые, Старухи |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Pодители
[1.1] Форкий & Кето (Hesiod Theogony 270, Apollodorus 1.10, Hyginus Preface)
[1.2] Форкий (Aeschylus Prometheus Bound 795, Pindar Pythian Ode, Ovid Metamorphoses 4.772, Nonnus Dionysiaca 25.64)
Имена
[1.1] Пемфредо, Энио (Hesiod Theogony 270)
[1.2] Пемфредо, Энио, Дино (Apollodorus 1.10)
[1.3] Пемфредо, Энио, Дино или Персида (Hyginus Preface)
СЛОВАРЬ
ГРАИ (Γραίαι, букв. «старухи») в греческой мифологии порождения морских божеств Форкия и Кето, внучки земли Геи и моря Понта, сестры горгон. Их две или три сестры: Энио, Пемфредо и Дино, обитающих на Крайнем западе у сада Гесперид (Неs. Theog. 270-273). Они седые от рождения, на троих у них был один зуб и один глаз, которыми они обменивались поочередно. Персей овладел этими зубом и глазом, за это Г. указали Персею путь к нимфам, владелицам крылатых сандалий, сумки и шапки-невидимки (Apollod. П. 4, 2). а. Т.-г.
ИМЕНА ГРАЙ
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Φορκις Φορκιδες | Phorkis, Phorkides | Phorcis, Phorcides | Daughters of Phorcys | Дочери Форкия |
Δεινω | Deinô | Deino | Terrible (deinos) | Ужасный |
Ενυω | Enyô | Enyo | Warlike | Воинственный |
Περσις | Persis | Persis | Destroyer | Разрушитель |
Πεμφρηδω Πεφρηδω | Pemphrêdô, Pephredô | Pemphredo | She Who Shows the Way | Та, Кто Указывает Путь |
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гесиод. Теогония. 270. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Граий прекрасноланитных от Форкия Кето родила.
Прямо седыми они родились. Потому и зовут их
Граями боги и люди. Их двое: одета в изящный
Пеплос одна, Пемфредо, Энио же, другая, — в шафранный».
Пиндар. Пифийские песни. 12. 14. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 105) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
«Да: ослепил он [Персей]
Божественную породу Форка [Грай]»
Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Отрывки из неизвестных драм. Форкиды. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 303) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
«[На краю земли жили три чудовищные Горгоны с змеиными волосами и убивающими взглядами, две бессмертные и одна (Медуза) смертная. Путь к ним сторожили три их сестры Форкиды (Греи), у которых был один глаз и один зуб на троих, и они передавали их по очереди друг другу. Персей, отправляясь для убиения Медузы, подстерег минуту, когда Форкиды передавали глаз и зуб от одной к другой, вырвал их и бросил в Тритонидское озеро. Это позволило ему подкрасться к Горгонам незамеченным.]»
Эсхил. Прометей прикованный. 788. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 258) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):
«[Прометей предупреждает Ио об опасностях, с которыми она столкнется в своем путешествии]
Коль вы того хотите, я противиться
Не стану, все, что вам угодно знать, скажу.
Начну с твоих метаний, Ио. В памяти
Души твоей ты это записать должна.
Поток у кромки двух материков проплыв [вероятно Красное море],
К восходу солнца, на восток пылающий,
Ступай от моря шумного, и ты придешь
К полям Кистены, в край горгон, где древние
Живут Форкиды. Три на вид как лебеди,
Но с общим глазом, и один-единственный
У каждой зуб. Лучами никогда на них
Не смотрит солнце, месяц не глядит в ночи.
А рядом — три горгоны змеекудрые,
Крылатые их сестры, людям страшные:
На них как взглянет смертный — так и дух долой.
Об этом для острастки говорю тебе».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. 1. 10. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 98) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«От Форка и Кето — Форкиды и Горгоны»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. 2. 37 — 39. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 98) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Персей, руководимый Гермесом и Афиной, прибыл к дочерям Форка — Энио, Пефредо и Дино. Они происходили от Кето и Форка, были сестрами Горгон и старухами от рождения. На всех трех они имели один зуб и один глаз и обменивались ими поочередно. Персей овладел этим зубом и глазом и, когда те стали просить его, чтобы он отдал похищенное, пообещал, если они укажут ему дорогу, ведущую к нимфам… Когда дочери Форка привели его к нимфам, он отдал им глаз и зуб».
Ликофрон. Александра. 840. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Похитил он [Персей] светильник, что троим служил [Грайям]»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 212):
«От Форкия и Кето [родились] – Форкиды: [по имени] Пемфредо, Энио, Персида (вместо этой последней некоторые ставят Дино)».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. 2. 12. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 34):
«Трагический поэт Эсхил рассказывает в «Форкидах», что Грайи были стражницами Горгон; об этом мы говорили в I книге «Генеалогий». Считают, что на всех у них был только один глаз и что они, поочередно обмениваясь им, несли стражу. Персей выхватил этот глаз, когда они передавали его друг Другу, и забросил в Тритоново болото. Поэтому, ослепив стражниц, он легко убил спящую Горгону Медузу».
Овидий. Метаморфозы. Книга 4. 770. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«И повествует Персей [Кефею], что лежит под холодным Атлантом
Место одно, а его защищает скалистая глыба
И что в проходе к нему обитают тройничные сестры,
Форка дочери, глаз же один им служит, всем общий.
Как он, хитро, изловчась, при его передаче, тихонько
Руку подсунул свою, овладел тем глазом; и скалы,
Скрытые, смело пройдя с их страшным лесом трескучим,
К дому Горгон подступил; как видел везде на равнине».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 24. 270. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 153) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Он [Персей] воровской рукою похитил зрячее око
Путеводное вечно бодрствующей Форкиды [Грайи];
Крадучись на плесницах, точно тать полуночный,
Снес мечом он змеиный венец единой Медусы»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 25. 64. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 153) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Он [Персей] не в засадах таился,
Избегая дозора сестринских зраков бессонных,
Подстерегая дрёмы Форковых дщерей [Грай]»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 26. 52. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 153) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Также из Пропаниса скалистого, с острова также
Грай [лежал где-то за пределами Индии]»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 31. 13. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 153) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Одноглазой старухи,
Бодрствующей Форкиды [Грайи] глаз похитил [Персей] единый,
В страшный грот он вошел и сре́зал у скальной громады
Жатву шипящую [Горгону], прядей кудрявых начатки змеиных,
Плоть Горгоны чреватой от головы отделил он,
Серп в ее кровь окунувши, и от убитой Медусы
Брызнул поток бурливый крови змеиной»
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гесиод. Теогония. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Пиндар. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. ???) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
- Эсхил. Прометей прикованный. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Ликофрон. Александра. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
Список используемой литературы