Дексамен был царем ахейского города Олен на Пелопоннесе. Он был близким другом Геракла, убившего кентавра Евритиона, который требовал отдать ему в жену Мнесимаху, дочь Дексамена.
ХРОНОЛОГИЯ МИФА
Дексамен, вероятно, был потомком Эндимиона через Эпея и Алектора. Алектор предшествовал ему как царь Олена, а Дексамена, в свою очередь, сменил на троне его (сын или брат?) Гиппоной. Однако во время правления Гиппоноя страна была захвачена царем Этолии Энеем. Гомер называет Олен этолийским владением в своем перечне царей Троянской войны и их городов.
Изображение справа — Мнесимаха, Геракл, кентавр Эвритион и Дексамен, 6 век до н.э., Музей Дж. Пола Гетти.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ЦАРЬ ДЕКСАМЕН | |
Родители | Ойкей |
Царь чего | Олен в Ахее |
Дом | Олен в Ахее |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Δεξαμενος | Dexamenos | Dexamenus | — | — |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители:
1.1) Алектор и Диогения (?) (Implied by Diodorus Siculus 4.69.2 and Scholia)
2.1) Ойкей (Callimachus Hymn 4.104)
Дети:
Мнесимаха (Apollodorus 2.91)
Ипполита (Diodorus Siculus 4.33.1)
Деянира (Hyginus Fabulae 31 & 33)
Фероника, Ферофона (Pausanias 5.3.3)
Эврипил (Pausanias 7.19.9)
Гиппоной, Мнесимах (?)
ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Иофонт Афинский. Дексамен (утраченная пьеса) (греческая трагедия 5 в. до н.э.):
Согласно византийской энциклопедии Суда, второстепенный афинский драматург Иофонт (сын Софокла) написал пьесу под названием «Дексамен», в которой, предположительно, рассказывалась история Геракла и кентавра Евритиона.
Клеофон Афинский. Дексамен (утраченная пьеса) (греческая трагедия 5 в. до н.э.):
Клеофонт также инсценировал историю Дексамена.
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. V. (5). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 35) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«[Царь Элиды Авгий отказался платить Гераклу за очистку его конюшен. Для разрешения их спора были вызваны судьи.]
Когда судьи уже уселись, вызванный Гераклом Филей [сын Авгия], выступив в качестве свидетеля, изобличил своего отца в том, что тот действительно соглашался отдать Гераклу условленную плату. Но еще не успели судьи подать свой голос, как разгневанный Авгий потребовал, чтобы Филей и Геракл убирались из Элиды. Филей удалился на Дулихий и поселился там, Геракл же отправился в Олен к Дексамену и застал его в то самое время, когда Дексамен оказался вынужден выдать свою дочь Мнесимаху за кентавра Эвритиона. Дексамен призвал Геракла на помощь, и тот убил кентавра Эвритиона, пришедшего за своей невестой».
Гимны Каллимаха. IV. К острову Делосу. 100-102. / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 158) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Но когда отвергли приход сей гостьи все грады
Края Ахейского, как и Гелика, град Посейдонов,
И Ойкиада, приют Дексамена, сельская Бура…»
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. LXIX. (2-3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Сын Лапифа Форбант пеpeбpaлся в Олен, откуда его призвал на помощь опасавшийся могущества Пелопа царь Элеи Алектор, который и передал ему царскую власть над Элидой. У Форбанта было два сына – Эгей и Актор, унаследовавшие царскую власть над Элидой».
[Предположительно, Дексамен был сыном Алектора, поскольку он был следующим царем Олена. Дочери Дексамена также вышли замуж за сыновей Актора.]
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. XXXIII. (1). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«[После совершения своих двенадцати подвигов:]
Возвратившись затем на Пелопоннес, Геракл отправился в поход против Авгия за то, что тот отказался отдать обещанную плату. Битва с элейцами не принесла успеха, и он отправился в Олен к Дексамену, дочь которого Ипполита выходила замуж за Азана [аркадского царевича]. На свадебном пиру Геракл убил кентавра Эвритиона, который принялся оскорблять брак и попытался овладеть Ипполитой».
Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XVIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если пройти дальше из Димы стадиев 40, то в этом месте река Пир впадает в море, а на берегу этой реки Пира некогда стоял ахейский город Олен. У тех, кто писал поэмы о Геракле и его подвигах, любимой темой повествования является Дексамен, царь в Олене, и то, как он принимал и угощал Геракла. Что Олен издревле был маленьким городком, подтверждение этому моему сообщению есть в элегии, написанной Гермесианактом [греческий элегический поэт 4 в. до н. э.] на кентавра Эвритиона».
Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XIX. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В ахейском городе Патры:]
Говорят, что человеческие жертвоприношения Артемиде прекратились следующим образом. Еще раньше народу было предсказано из Дельф, что в их землю прибудет иноземный царь, везя с собой иноземное божество; он-то и прекратит все, что творится при жертвах Артемиде Трикларии. Когда Илион был взят и эллины делили добычу, Эврипил, сын Эвемона, получил на свою долю ларец; в этом ларце было изображение Диониса, творение, как говорят, Гефеста, данное в качестве дара от Зевса Дардану. Об этом ларце есть еще два других предания – во-первых, что будто бы во время бегства Эней оставил его, и, во-вторых, как рассказывают другие, он был брошен Кассандрой на несчастье тому из эллинов, который его найдет. Так вот Эврипил открыл ларец, увидал изображение и тотчас, как только увидал, сошел с ума. И с тех пор он большую часть времени оставался безумным, редко приходя в себя. В таком состоянии он направил свое плавание не в Фессалию, но к Кирре, в залив, находившийся у этого города. Поднявшись оттуда в Дельфы, он спросил божественного указания относительно своей болезни. И, говорят, ему было дано предсказание: там, где он встретит людей, приносящих чуждые (эллинам) жертвы, там водрузить и ларец, и самому поселиться. Ветер пригнал корабли Эврипила к морскому берегу возле Арои. Выйдя на берег, он попал в тот момент, когда юношу и девушку вели к алтарю Артемиды Трикларии в жертву. И тут нетрудно было ему понять (слова бога) о жертвоприношении: и местным жителям пришло на память предсказание, когда они увидали царя, которого прежде они не видели, и относительно ларца они поняли, что в нем заключается некий бог. Так прекратилась болезнь у Эврипила, а у живших там эти (кровавые) жертвы богине, а реке было дано ее теперешнее название Мелиха (Милостивая). Некоторые раньше писали, что вышесказанное случилось не с Эврипилом из Фессалии, но с Эврипилом, сыном Дексамена, царствовавшего в Олене. Они хотят думать, что этот Эврипил ходил походом с Гераклом на Илион и получил этот ларец от Геракла. Обо всем остальном и эти говорят так же, как и другие. Я же лично убежден, что Геракл не мог не знать свойств этого ларца, если действительно было что-либо чудесное в этом ларце; зная же эти свойства ларца, по моему мнению, он не мог бы дать его в качестве дара своему союзнику. С другой стороны, и сами жители Патр не помнят другого Эврипила, кроме сына Эвемона, и каждый год, всякий раз как справляют празднество в честь Диониса, они чествуют его жертвами как героя».
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). III. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Устроив все в Элиде, Филей вновь вернулся на Дулихий; Авгия неизбежная судьба (смерть) постигла уже в преклонных годах. Тогда царство над элейцами получили Агасфен, сын Авгия, и Амфимах и Фалпий: дело в том, что сыновья Актора взяли себе в супружество двух сестер близнецов, дочерей Дексамена, царствовавшего в Олене, и от них у одного, [близнеца] Ктеата, родился Антимах [Амфимах?] от Фероники, у другого [близнеца], Эврита, – Фалпий от Ферефоны… Это же ясно показал и Гомер в «Каталоге» при перечислении элейских кораблей; весь их отряд, по его описанию, состоял из сорока кораблей: половина их была поставлена под начальство Амфимаха и Фалпия…»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 31. Другие деяния его же [Геракла]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 57):
«Кентавра Эвритиона убил за то, что тот просил в жены обрученную с ним Деяниру, дочь Дексамена».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 33. Кентавры. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 57-58):
«Когда Геркулес был гостем у царя Дексамена, он лишил девственности его дочь Деяниру и обещал, что возьмет ее в жены. После его ухода кентавр Эвритион, сын Иксиона и Тучи [Нефелы], попросил Деяниру в жены. Боясь насилия, ее отец обещал согласие. В назначенный день Эвритион пришел с братьями на свадьбу. Появился Геркулес, убил кентавра и увел свою невесту».
[Обычно Деяниру описывали как дочь царя Энея из Калидона и Мнесимахи – дочери Дексамена.]
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 70. Семеро царей, отправившихся на Фивы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 91-92):
«Адраст, сын Талая от Эвриномы, дочери Ифита, аргосец.
…
Тидей, сын Ойнея от пленницы Перибеи, калидонец.
…
Капаней, сын Гиппоноя от Астиномы, дочери Талая, сестры Адраста, аргосец.
Гиппомедонт, сын Мнесимаха и Метидики, дочери Талая, сестры Адраста, аргосец».
[Гиппоной и Мнесимах, возможно, были сыновьями царя Дексамена из Олена. У Дексамена была дочь Мнесимаха, а Гиппоной описан ка царь Олена. Царство Адраста включало в себя большую часть Ахайи вплоть до границы с Оленом.]
ХРОНОЛОГИЯ ЦАРЕЙ ЭЛИДЫ
ХРОНОЛОГИЯ МИФИЧЕСКИХ ЦАРЕЙ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ ПЕЛОПОННЕСА
ЭЛИДА | ПИСА | ВУПРАС | ДУЛИХИЙ | ОЛЕН |
1. Аэфлий | 1. Алксион | 1. Олен | ||
2. Эндимион | 2. Эномай | |||
3. Эпей 4. Этол | 3. Пелоп | |||
5. (Поликсен) 6. Элей * | 4. Поликсен 5. Гелиос* | 1. Форбант | 2. Алектор | |
7. Авгий ** | 2. Актор | 3. Дексамен 4. Гиппоной**** | ||
8. Агасфен | 1. Амаринкей*** | 3. Ктеат и | 1. Филей | |
9. Поликсен | 2. Диор | 4 Фалпий и Антимах | 2. Мегес |
ЦАРСТВА
1. Писа (южная Элида); 2. Элида (центральная Элида); 3. Вупрас (северная Элида); 4. Дулихий (остров к западу от Элиды); 5. Олен (северная Элида и западная Ахайя).
ПРИМЕЧАНИЯ
* Элей и Гелиос – это одна и та же фигура. В одной традиции он представлен как сын Персея и наследник царя Пелопа, в другой он оказывается внуком царя Эндимиона. Иногда его путали с богом солнца Гелиосом.
** Авгий правил всей Элидой, включая местности Элиды, Писы, Вупраса и Дулихия. После его смерти царство было разделено на четыре отдельные части.
*** Амаринкей получил четвертую часть царства Авгия. Вероятно, ему достался Писатис.
**** Во время правления Гиппоноя Олен был захвачен царем Ойнеем (Энеем) из Этолии. Олен упомянут как этолийское владение в списке кораблей Гомера.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Гимны Каллимаха. / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Римские
Список используемой литературы