Дух Гибрис

Гибрис была богиней или олицетворением духа (даймона) дерзости, высокомерия, насилия, безрассудной гордости и возмутительного поведения в целом. Ее римское имя было Петулантия.

Изображение справа — Гибрис, 4 век до н.э.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ГИБРИС
РодителиЭреб и Нюкта
Богиня чегоНаглость, высокомерие
ДомЭреб
Римское имяПетулантия
Греческое имяТранслитерацияРимское имяАнглийский переводПеревод
Ὑβρις ὙβρεοςHybris, HybreosPetulantiaInsolence, HubrisНаглость, Высокомерие

РОДИТЕЛИ

[1] Эреб & Нюкта (Hyginus Preface)
[2] Диссебея (Aeschylus Eumenides 532)

ДЕТИ

Кор (Pindar Olympian 13.10, Herodotus 8.77.1)

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гесиод. Труды и дни. 214 / Перевод В. Вересаева. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 54-55) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Слу­шай­ся голо­са прав­ды, о Перс, и гор­до­сти бой­ся!
Гибель­на гор­дость [Гибрис] для малых людей. Да и тем, кто повы­ше,
С нею про­жить нелег­ко; тяже­ло она ляжет на пле­чи,
Толь­ко лишь горе слу­чит­ся. Дру­гая доро­га надеж­ней:
Пра­веден будь! Под конец посра­мит гор­де­ца непре­мен­но
Пра­вед­ный. Позд­но, уже постра­дав, узна­ёт это глу­пый».

 

Пиндар. Олимпийские песни. 13. 10. <«Родос»> Диагору Родосскому. 1 э. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 32) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

 

«Золотые дочери советной Справедливости [Хоры],
Отвращающей Спесь,
Злоязычную родительницу [Гибрис] Пресыщения».

 

Вакхилид. Отрывки. 15. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 282) (5 в. до н. э.):

 

«Всем смертным дано
Непокривленной достигнуть Правды,
Спутницы святого Благозаконья,
Спутницы прозорливой Справедливости4! —
Блажен, чьи сыны с ней разделяют кров!
А от корыстных лукавств,
А от неразумной необузданности
Расцветает лишь презрительная Спесь [Гибрис]:
Эта она
Одному бросает власть и богатство другого
И тотчас же рушит его в бездну погибели,
Это она
Сокрушила сынов Земли,
Не в меру надменных Гигантов…»

 

Эсхил. Орестея. Агамемнон. 763. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 119) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

 

«Ста­рин­ное, все живет
В устах мол­вы при­сло­вье:
«Оби­лие
Не умрет без­дет­ным.
Родит уда­ча злое чадо,
Лихо семье; и рас­цве­тет
Сча­стье горем, нуж­дой богат­ство».
Но не так я рас­судил бы!
Гово­рю: вина люд­ская
Напло­дит сонм роко­вых чад [Гибрис],
И похож род на вину-мать.
А прав­да [Дике] доб­рых родит
Дочь — пре­крас­ную долю».

 

Эсхил. Эвмениды. 532. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 172) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

 

«Учит боже­ст­вен­ный про­мысл.
Пра­вой мерой мерю так:
Чадо без­бо­жия — буй­ство над­ме­ния [Гибрис]
В мыс­лях, в делах;
Бла­го­по­лу­чье, —
Желан­ный всем,
Милый дар, —
Здра­вой души при­ме­та».

 

Эзоп. Басни из основного эзоповского сборника. 303. (Источник: Басни Эзопа / Перевод, статья и комментарии М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1968. – С. 78) (греческая басня 6 в. до н. э.):

 

«Когда приходит спесь к государствам и народам, тогда по пятам
за нею идет война.
Боги устроили свадьбы по жребию, кому какая невеста достанется.
Последним тянул жребий бог войны, и досталась ему последняя невеста —
Спесь. Он влюбился в нее безмерно, женился на ней и с тех пор, куда бы
она ни шла, ходит за нею следом».

 

Геродот. История. Книга 8. 77. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«[Часть пророчества, произнесенного Дельфийским оракулом]
Слав­ная Дика тогда сми­рит сына Дер­зо­сти [Гибрис] Кора,
Буй­но­го (мнит­ся ему, что все поко­рил он под ноги),
Медь будет с медью схо­дить­ся».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 28. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«А белые кам­ни, на кото­рых сто­ят те, кото­рые под­вер­га­ют­ся суду, и те, кото­рые обви­ня­ют, назы­ва­ют­ся один — кам­нем Гиб­ри­сом (Оскорб­ле­ни­ем), дру­гой — кам­нем Анедей­ей (Непри­ми­ри­мо­сти)».

 

Афиней. Пир мудрецов. Книга 2. 36. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах. / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. 99):

 

«А эпический поэт Паниасид первую чашу посвящает Харитам, Горам [Оры] и Дионису, вторую — Афродите и опять же Дионису, третью — Насилию (‘Ύβρις) [Гибрис] и Злу (‘Άτη), ибо он пишет:

Первую чашу Хариты и Горы по жребию взяли
И Дионис многошумный: они-то и сладили дело.
Следом за ними свою обрели Дионис и Киприда [Афродита].
Это питье для людей прекрасным соделали боги,
Если кто, выпив его, разумно домой удалится
С пира сладчайшего, тот печалей и бедствий избегнет;
Кто же к умеренным чашам безумно добавит и третью,
Меры не зная, тому достанутся Зло и Насилье
В тяжкий удел, что смертным великие беды приносят.
Нет, дорогой, соблюдай умеренность в выпивке сладкой,
Рядом с законной женой ходи, общайся с друзьями:
Бойся, как бы от третьей вина медвяного чаши
В сердце невольно твоем не восстала безумная Дерзость [Гибрис],
Бойся виновником стать кончины гостей благородных.
Так что послушай меня и много не пей.

И далее он еще пишет о неумеренном питье вина:

Зла и Насилья удел оно с собою приносит.

Ибо согласно Еврипиду [«Киклоп».354]:

Ведь что ни пир — то кулаки, да ссоры.

Поэтому некоторые считают, что Дионис и Насилие [Гибрис] происходят от одного общего начала».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 37):

 

«От Ночи и Эреба – Рок, Старость, Смерть, Кончина, †Воздержность, Сон, Сновидения, Амур (он же Лисимелет), Эпифрон, … Порфирион, Эпаф, Раздор, Беда, Разнузданность [Гибрис], Немесида, Эвфросина, Дружба, Милосердие, Стикс, три Парки (а именно Клото, Лахесис, Атропос) и Геспериды – Эгла, Гесперия, †Эрика».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология