Гибрис была богиней или олицетворением духа (даймона) дерзости, высокомерия, насилия, безрассудной гордости и возмутительного поведения в целом. Ее римское имя было Петулантия.
Изображение справа — Гибрис, 4 век до н.э.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ГИБРИС | |
Родители | Эреб и Нюкта |
Богиня чего | Наглость, высокомерие |
Дом | Эреб |
Римское имя | Петулантия |
Греческое имя | Транслитерация | Римское имя | Английский перевод | Перевод |
Ὑβρις Ὑβρεος | Hybris, Hybreos | Petulantia | Insolence, Hubris | Наглость, Высокомерие |
РОДИТЕЛИ
[1] Эреб & Нюкта (Hyginus Preface)
[2] Диссебея (Aeschylus Eumenides 532)
ДЕТИ
Кор (Pindar Olympian 13.10, Herodotus 8.77.1)
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гесиод. Труды и дни. 214 / Перевод В. Вересаева. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 54-55) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Слушайся голоса правды, о Перс, и гордости бойся!
Гибельна гордость [Гибрис] для малых людей. Да и тем, кто повыше,
С нею прожить нелегко; тяжело она ляжет на плечи,
Только лишь горе случится. Другая дорога надежней:
Праведен будь! Под конец посрамит гордеца непременно
Праведный. Поздно, уже пострадав, узнаёт это глупый».
Пиндар. Олимпийские песни. 13. 10. <«Родос»> Диагору Родосскому. 1 э. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 32) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
«Золотые дочери советной Справедливости [Хоры],
Отвращающей Спесь,
Злоязычную родительницу [Гибрис] Пресыщения».
Вакхилид. Отрывки. 15. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 282) (5 в. до н. э.):
«Всем смертным дано
Непокривленной достигнуть Правды,
Спутницы святого Благозаконья,
Спутницы прозорливой Справедливости4! —
Блажен, чьи сыны с ней разделяют кров!
А от корыстных лукавств,
А от неразумной необузданности
Расцветает лишь презрительная Спесь [Гибрис]:
Эта она
Одному бросает власть и богатство другого
И тотчас же рушит его в бездну погибели,
Это она
Сокрушила сынов Земли,
Не в меру надменных Гигантов…»
Эсхил. Орестея. Агамемнон. 763. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 119) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
«Старинное, все живет
В устах молвы присловье:
«Обилие
Не умрет бездетным.
Родит удача злое чадо,
Лихо семье; и расцветет
Счастье горем, нуждой богатство».
Но не так я рассудил бы!
Говорю: вина людская
Наплодит сонм роковых чад [Гибрис],
И похож род на вину-мать.
А правда [Дике] добрых родит
Дочь — прекрасную долю».
Эсхил. Эвмениды. 532. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 172) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
«Учит божественный промысл.
Правой мерой мерю так:
Чадо безбожия — буйство надмения [Гибрис]
В мыслях, в делах;
Благополучье, —
Желанный всем,
Милый дар, —
Здравой души примета».
Эзоп. Басни из основного эзоповского сборника. 303. (Источник: Басни Эзопа / Перевод, статья и комментарии М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1968. – С. 78) (греческая басня 6 в. до н. э.):
«Когда приходит спесь к государствам и народам, тогда по пятам
за нею идет война.
Боги устроили свадьбы по жребию, кому какая невеста достанется.
Последним тянул жребий бог войны, и досталась ему последняя невеста —
Спесь. Он влюбился в нее безмерно, женился на ней и с тех пор, куда бы
она ни шла, ходит за нею следом».
Геродот. История. Книга 8. 77. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«[Часть пророчества, произнесенного Дельфийским оракулом]
Славная Дика тогда смирит сына Дерзости [Гибрис] Кора,
Буйного (мнится ему, что все покорил он под ноги),
Медь будет с медью сходиться».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 28. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«А белые камни, на которых стоят те, которые подвергаются суду, и те, которые обвиняют, называются один — камнем Гибрисом (Оскорблением), другой — камнем Анедейей (Непримиримости)».
Афиней. Пир мудрецов. Книга 2. 36. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах. / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. 99):
«А эпический поэт Паниасид первую чашу посвящает Харитам, Горам [Оры] и Дионису, вторую — Афродите и опять же Дионису, третью — Насилию (‘Ύβρις) [Гибрис] и Злу (‘Άτη), ибо он пишет:
Первую чашу Хариты и Горы по жребию взяли
И Дионис многошумный: они-то и сладили дело.
Следом за ними свою обрели Дионис и Киприда [Афродита].
Это питье для людей прекрасным соделали боги,
Если кто, выпив его, разумно домой удалится
С пира сладчайшего, тот печалей и бедствий избегнет;
Кто же к умеренным чашам безумно добавит и третью,
Меры не зная, тому достанутся Зло и Насилье
В тяжкий удел, что смертным великие беды приносят.
Нет, дорогой, соблюдай умеренность в выпивке сладкой,
Рядом с законной женой ходи, общайся с друзьями:
Бойся, как бы от третьей вина медвяного чаши
В сердце невольно твоем не восстала безумная Дерзость [Гибрис],
Бойся виновником стать кончины гостей благородных.
Так что послушай меня и много не пей.И далее он еще пишет о неумеренном питье вина:
Зла и Насилья удел оно с собою приносит.
Ибо согласно Еврипиду [«Киклоп».354]:
Ведь что ни пир — то кулаки, да ссоры.
Поэтому некоторые считают, что Дионис и Насилие [Гибрис] происходят от одного общего начала».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 37):
«От Ночи и Эреба – Рок, Старость, Смерть, Кончина, †Воздержность, Сон, Сновидения, Амур (он же Лисимелет), Эпифрон, … Порфирион, Эпаф, Раздор, Беда, Разнузданность [Гибрис], Немесида, Эвфросина, Дружба, Милосердие, Стикс, три Парки (а именно Клото, Лахесис, Атропос) и Геспериды – Эгла, Гесперия, †Эрика».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гесиод. Труды и дни. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Эллинские поэты / Перевод М. Грабарь-Пассек, О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Эзоп. (Источник: Басни Эзопа / Перевод, статья и комментарии М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1968. – С. ???-???):
- Пиндар. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. ???) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
- Эсхил. Орестея. Агамемнон. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
- Эсхил. Эвмениды. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. ???) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
- Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
- Афиней. Пир мудрецов. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. ???) (древнегреческий писатель 2-3 вв. н. э.):
Римские
Список используемой литературы