Гиганты Алоады

Алоады были двумя гигантами, которые пытались штурмовать дом богов, свалив три горы — Олимп, Оссу и Пелион — одну на другую.

Арес попытался остановить их, но потерпел поражение и был заключен на тринадцать месяцев в бочку. Позже Артемда мчалаьст между ними в образе оленя. Они оба бросили копья, но промахнулись и вместо этого поразили друг друга.

Любопытно, что к этой паре также приписывают введение культа муз на горе Геликон в Беотии.

В древнем искусстве великаны Алоады изображались в виде пары юных охотников с шапками и охотничьими копьями. Иногда их путали или включали в списки гигантов, которые вели войну с богами.

Имя Алоады произошло от греческого глагола алоао, означающего «сокрушать» или «молотить». По отдельности их называли «кошмар» (греч. Ephialtês), «гибель» (от oitos) или «рогатая сова» (греч. Ostos).

Изображение справа — Артемида и гиганты Алоады, 5 века до н.э., Базельский музей древностей.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ГИГАНТЫ АЛОАДЫ
РодителиПосейдон и Ифимедея
ИменаОт, Эфиальт
ДомФессалия
УбитАртемидой
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Αλωαδησ ΑλωαδαιAlôadês, AlôadaiAload, AloadaeSons of AloeusСыновья Алоэя

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Посейдон & Ифимедея (Homer Odyssey 11.305, Hesiod Catalogues Frag 6, Apollodorus 1.53, Hyginus Fabulae 28)
[1.2] Алоэй & Ифимедея (Homer Iliad 5.385, Hesiod Catalogues Frag 6, Pausanias 9.22.6, Diodorus Siculus 5.51.1, Hyginus Fabulae 28)
[1.3] Ифимедея (Pindar Pythian 4 ep4)

Дети

[1.1] От, Эфиальт (Homer Odyssey 11.305, Pindar Pythian 4 ep4, Apollodorus 1.53, Pausanias 9.29.1, Diodorus Siculus 5.51.1, Hyginus Fabulae 28, Nonnus Dionysiaca 20.35)

СЛОВАРЬ

АЛОАДЫ (Άλωάδαι) в греческой мифологии два брата От и Эфиальт, сыновья Ифимедии и Посейдона (или внуки Посейдона — дети его сына Алоея). Славились непомерной силой и гигантским ростом, достигнув к девяти годам ширины девяти локтей (около четырех метров) и высоты девяти саженей (около семнадцати метров). Угрожали богам взгромоздить гору Осса на Олимп, а на Оссу — гору Пелион и достичь так неба (Hom. Od. XI 305-320); хотели силой взять в жены Артемиду и Геру; заковали в цепи Ареса, продержав его тринадцать месяцев в медном сосуде, откуда его освободил Гермес (Hom. Il. V 385 след.). Были убиты стрелами Аполлона (Hom. Od. XI 318-320) или сами пронзили друг друга копьями, пытаясь попасть в промчавшуюся между ними лань, в которую превратилась Артемида (Apollod. I 7, 4). В позднем варианте мифа, переданном Гигином (Hyg. Fab. 28), лань была послана Аполлоном, защитившим Артемиду от посягательств А.; там же говорится о наказании А. в тартаре (прикованы змеями к колонне и мучаются от криков совы). А. считались основателями городов (Аскра и Геликон в Беотии) и создателями культа муз, которым они дали имена: Мелета («опытность»), Мнема («память») и Аойда («песнь»), полагая, что их всего три (Paus. IX 29, 1-2). Архаическая мифология выступает здесь как создательница древних культурных традиций, предшествующих олимпийскому периоду. а. т.-г.

 

ИМЕНА АЛОАДОВ

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΑλωιαδαιAlôiadaiAloeadaeCrushers (aloaô)Дробилки
ΕφιαλτηςEphialtêsEphialtesNightmare (ephialtes)Кошмар
ΩτοςÔtosOtusHorned owl (ôtos), Doom (oitos)Рогатая сова, Гибель

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Гомер. Илиада. Песнь 5. 385 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«Мно­го уже от людей, на Олим­пе живу­щие боги,
Мы постра­да­ли, вза­им­но друг дру­гу беды устрояя.
Так постра­дал и Арей, как его Эфи­ал­тес и Отос,
Два Ало­ида огром­ные, страш­ною цепью ско­ва­ли:
Ско­ван, три­на­дцать он меся­цев в мед­ной тем­ни­це томил­ся.
Вер­но бы там и погиб­нул Арей, нена­сы­ти­мый бра­нью,
Если бы маче­ха их, Эри­бея пре­крас­ная, тай­но
Гер­ме­су не дала вести: Гер­мес Арея похи­тил,
Силы лишен­но­го: страш­ные цепи его одо­ле­ли».

 

Гомер. Одиссея. Песнь 11. 305. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 496) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«[Одиссей вспоминает тени мертвых, которые он видел в подземном мире]
Ифи­медею, жену Ало­ея, потом я увидел.
Мне рас­ска­за­ла она, что сошлась с Посей­до­ном-вла­ды­кой.
Два у ней сына на свет роди­лись — крат­ко­веч­ные оба, —
Слав­ный везде Эфи­альт и От, на бес­смерт­ных похо­жий.
Щед­рая поч­ва обо­их вскор­ми­ла высо­ки­ми ростом.
Слав­но­му лишь Ори­о­ну они в кра­со­те усту­па­ли.
Толь­ко девять им мину­ло лет — шири­ной они были
В девять лок­тей, в выши­ну ж девя­ти саже­ней дости­га­ли.
Даже бес­смерт­ным богам гро­зи­ли они дерз­но­вен­но
Весь запол­нить Олимп сума­то­хой вой­ны мно­го­бур­ной.
Оссу они на Олимп взгро­моздить соби­ра­лись, шумя­щий
Лесом густым Пели­он — на Оссу, чтоб неба достиг­нуть.
Если б успе­ли они воз­му­жать, то и сде­ла­ли б это.
Но умерт­вил их обо­их рож­ден­ный Лето пыш­но­куд­рой
Зев­сов сын [Аполлон] до того, как зацвел под вис­ка­ми у бра­тьев
Лег­кий пушок, под­бо­род­ки же их воло­са­ми покры­лись».

 

Гесиод. Каталог Женщин. 6 / Перевод В. Вересаева. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 54-55) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Сжолии к Аполлонию Родосскому, I, 482: «Алоады».
Эратосфен рассказывает, что они были землеродными, сыновьями же
Алоэя названы потому, что их вырастила жена Алоэя. Гесиод говорит,
что сыновьями Алоэя и Ифимедеи они были только по имени, а в действительности
— сыновьями Посейдона и Ифимедеи, город же Ал в Это-
лии основан их отцом».

 

Пиндар. Пифийские песни. 4 ep 4. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 105) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

 

«И разве не погибли на тучном Наксосе
Сыны Ифимедея [Ало­иды], От и дерзновенный владыка Эфиальт?»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 53. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 27) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Ало­ей женил­ся на Ифи­медее, доче­ри Три­о­па, кото­рая влю­би­лась в Посей­до­на и посто­ян­но совер­ша­ла про­гул­ки к морю, зачер­пы­ва­ла рука­ми мор­ские воды и лила себе на грудь. Сошед­ший­ся с ней Посей­дон про­из­вел на свет двух сыно­вей, Ота и Эфи­аль­та, назы­вае­мых Ало­ада­ми. Эти Ало­ады каж­дый год вырас­та­ли в шири­ну на локоть, а в высоту — на сажень. В воз­расте девя­ти лет, имея в шири­ну девять лок­тей и рост в девять саже­ней, Ало­ады отва­жи­лись сра­зить­ся с боже­ст­вом и взгро­мозди­ли гору Оссу на Олимп, а на Оссу еще нагро­мозди­ли гору Пели­он: они ста­ли угро­жать, что с высоты этих гор взбе­рут­ся на небо, что пре­вра­тят море в мате­рик, засы­пав его гора­ми, а зем­лю в море. Эфи­альт стал сва­тать­ся к Гере, а От — к Арте­ми­де. Они свя­за­ли и Аре­са, но его выкрал Гер­мес. Арте­ми­да уни­что­жи­ла Ало­адов на ост­ро­ве Нак­со­се, при­бег­нув к обма­ну. При­няв образ оле­ня, она прыг­ну­ла и вста­ла меж­ду ними; Ало­ады же, пыта­ясь пора­зить живот­ное дро­ти­ка­ми, прон­зи­ли друг дру­га».

 

Гимны Каллимаха. III. К Артемиде./ Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 149) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«Девственной да не дерзнет никто домогаться [Артемиды] — как Отос [один из Алоадов],
Так Оарион желаньем пылали себе не во благо».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 1. 516. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 264) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«Двух они мощных мужей, сыновьям Алоея [Алоады] подобных,
что угрожали когда-то, на крепкий Олимп взгромоздивши
Оссу высокоутесную и Пелион крутоверхий,
если желание будет, далекого неба достигнуть».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 22. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Там [в Анфедоне в Беотии] нахо­дят­ся моги­лы детей [Алоадов] Ифи­медии и Ало­ея. Что кон­чи­на постиг­ла их от рук Апол­ло­на, об этом оди­на­ко­во писа­ли и Гомер и Пин­дар; <Пин­дар при этом при­ба­вил>, что эта судь­ба их постиг­ла на Нак­со­се, лежа­щем за Паро­сом. Тако­вы памят­ни­ки в Анфедоне; а око­ло моря есть так назы­вае­мый Пры­жок Глав­ка».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 29. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Гово­рят, пер­вы­ми людь­ми, кото­рые на Гели­коне при­нес­ли жерт­вы Музам и нарек­ли эту гору свя­щен­ной горою Муз, были Эфи­альт и От; они же осно­ва­ли и город Аскру. Кро­ме того, и поэт Геге­син по пово­ду это­го же ска­зал в сво­ей поэ­ме «Атфиде»:

С Аскрой сно­ва почил Посей­дон, зем­ли потря­са­тель,
С кру­го­во­ротом вре­мен роди­ла она сына Эок­ла;
Пер­вый он осно­вал с Ало­ея сына­ми сов­мест­но
Аскру, что под Гели­ко­ном лежит, бога­тым клю­ча­ми….

Дети Ало­ея счи­та­ли, что Муз было чис­лом все­го три, и дали им сле­дую­щие име­на: Меле­та (Опыт­ность), Мне­ма (Память) и Аэда (Пес­ня)».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 4. 85. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Подоб­ным обра­зом гово­рит Гомер и о его огром­ных раз­ме­рах, сооб­щив ранее об Ало­адах, что в девя­ти­лет­нем воз­расте шири­на их тел состав­ля­ла девять лок­тей, а высота — столь­ко же оргий:

Щед­рая, ста­ном всех выше людей их зем­ля воз­рас­ти­ла:
Всех кра­сотой затме­ва­ли они, одно­му Ори­о­ну [В ней усту­пая.]».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 51. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Ало­эй же отпра­вил на поис­ки жены [Ифи­медеи] и доче­ри сво­их сыно­вей Ота и Эфи­аль­та [приверженцев Диониса, захваченных фракийским Бутом], кото­рые при­плы­ли на Строн­ги­лу [остров Наксос], победи­ли фра­кий­цев в бит­ве и после оса­ды взя­ли их город. Затем Пан­кра­ти­да умер­ла, а спут­ни­ки Ота и Эфи­аль­та реши­ли посе­лить­ся на ост­ро­ве и повеле­вать фра­кий­ца­ми, пере­име­но­вав при этом ост­ров в Дию. Впо­след­ст­вии меж­ду ними вспых­ну­ла меж­до­усоб­ная рас­пря, и мно­гих уби­ли они в бит­ве, пока пол­но­стью не уни­что­жи­ли друг дру­га. Позд­нее мест­ные жите­ли ста­ли почи­тать их как геро­ев».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 28. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 71-72):

 

«От и Эфиальт, сыновья Алоэя и Ифимедеи, дочери Нептуна [Посейдона], были, говорят, удивительного роста. Каждый из них каждый месяц вырастал на девять пальцев. И вот, когда им было девять лет, они попытались подняться на небо. Дорогу себе они строили так: положили Оссу сверху Пелиона (отчего гора Осса называется еще и Пелионом) и навалили другие горы. Аполлон, встретив их, убил.

Другие же писавшие говорят, что они были сыновьями Нептуна [Посейдона] и Ифимедеи и что они были неуязвимы. Когда они хотели изнасиловать Диану [Артемиду] и она не могла сопротивляться их силе, Аполлон пустил между ними лань. Загоревшись гневом, они пытались убить ее копьями и убили друг друга. В подземном царстве они терпят такое наказание: они привязаны змеями к столбу лицом в противоположную сторону друг от друга; между ними сова, сидящая на столбе, к которому они привязаны».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. 2. 40. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 59):

 

«О Чаше Филарх [созвездие]… Другие же говорят, что это — бочка, в которую От и Эфиальт бросили Марса».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 1. 151. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[Овидий объединяет истории о нападении гигантов и Алоадов на Олимп]
Не был, одна­ко, зем­ли без­опас­ней эфир высо­чай­ший:
В цар­ство небес, гово­рят, стре­мить­ся ста­ли Гиган­ты;
К звездам высо­ким они гро­мозди­ли сту­пе­ня­ми горы.
Тут все­мо­гу­щий отец Олимп сокру­шил, нис­по­слал он
Мол­нию; с Оссы он сверг Пели­он на нее взгро­мож­ден­ный.
Гру­зом дави­мы зем­ли, лежа­ли тела вели­ка­нов».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 6. 117. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Изо­бра­зи­ла, как ты, о Неп­тун [Посейдон], в быка пре­вра­тив­шись,
Деву Эоло­ву взял, как, вид при­няв Эни­пея [Алоада]
[Вероятно, это ошибка Овидия. В обычном мифе именно кузина Ифимедеи Тиро был соблазнен Посейдоном в образе реки Энипей]»

 

Вергилий. Энеида. Книга 6. 582. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 273-274) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

«Виде­ла там [в темницах Тартара] я [Сивилла] и двух сыно­вей Ало­эя огром­ных,
Что посяг­ну­ли взло­мать рука­ми небес­ные сво­ды,
Тщась гро­мо­верж­ца [Зевса] изгнать и лишить высо­ко­го цар­ства».

 

Вергилий. Георгики. Книга 1. 276. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. Шервинского. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 76) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

«Для сокру­ше­нья небес всту­пив­ших в заго­вор бра­тьев [Алоадов].
Три­жды на Пели­он водру­зить они Оссу пыта­лись,
Три­жды на Оссу взва­лить Олимп мно­го­лист­вен­ный. Так-то!
Три­жды перу­ном Отец [Зевс] раз­бро­сал взгро­мож­ден­ные горы».

 

Плиний Старший. Естественная история. Книга 7. 73. (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

 

«На Кри­те на горе, раз­ру­шен­ной зем­ле­тря­се­ни­ем, обна­ру­жи­ли тело дли­ной в 46 лок­тей, кото­рое, по мне­нию одних, при­над­ле­жа­ло Ори­о­ну, по мне­нию дру­гих, Оту [Алоаду]».

 

Сенека. Геркулес в безумье. 970. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 141) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«Гора двойная [Пелион и Осса, Алоады] к небу даст дорогу мне:
Хирон узрит свой Пелион под Оссою,
Олимп — ступенькой третьей ли положенный
Иль брошен ввысь — достигнет неба».

 

Стаций. Фиваида. Книга 6. 719. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 64) (римский эпос 1 в. н. э.):

«[Так Алоады (когда Олимп уже попирала
Осса, на нем громоздясь) несли Пелиона вершину
снежную, полны надежд до дрожащего неба добраться.]»

 

Стаций. Фиваида. Книга 10. 850. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 64) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«Эфир в облаках поднебесья таких же
зрел Алоадов, когда земля умножалась бесчинно
и презирала богов, — тогда еще не был воздвигнут
вверх Пелион, но Осса уже Громовержца [Зевса] касалась».

 

Стаций. Сильвы. Книга 3. 2. 64. (Источник: Стаций, Публий Папиний. Сильвы / Пер. Т. Л. Александровой. – СПб.: Алетейя, 2019. – С. 99):

 

«Не такая ли точно безумная доблесть [Алодов],
Древле уже ледяной Пелион воздвигла на Оссу,
И под громадой двойной Олимп погребла сокрушенный»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 20. 35. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 147-148) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Ты не потомок Зевеса [как Аполлон]! Не поразил ты стрелою
Ни ужасного Ота, ни Эфиальта-громаду»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 31. 41. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 147-148) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«И был он [Арес] запрятан под землю,
В глиняном чане, скован Эфиальтом могучим!
Зевс его, муж мой небесный, освободить не трудился».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 48. 395. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 147-148) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«[Немезида, богиня праведного негодования, обращается к Артемиде]
Кто из сынов Аруры [Геи] тебя оскорбил и унизил?…
Ежели От надменный иль Эфиальт бесстыдный
Принуждают насильно тебя к утехам эротов,
То оскорбителя девства, богиня, убей на месте!»

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология