Алоады были двумя гигантами, которые пытались штурмовать дом богов, свалив три горы — Олимп, Оссу и Пелион — одну на другую.
Арес попытался остановить их, но потерпел поражение и был заключен на тринадцать месяцев в бочку. Позже Артемда мчалаьст между ними в образе оленя. Они оба бросили копья, но промахнулись и вместо этого поразили друг друга.
Любопытно, что к этой паре также приписывают введение культа муз на горе Геликон в Беотии.
В древнем искусстве великаны Алоады изображались в виде пары юных охотников с шапками и охотничьими копьями. Иногда их путали или включали в списки гигантов, которые вели войну с богами.
Имя Алоады произошло от греческого глагола алоао, означающего «сокрушать» или «молотить». По отдельности их называли «кошмар» (греч. Ephialtês), «гибель» (от oitos) или «рогатая сова» (греч. Ostos).
Изображение справа — Артемида и гиганты Алоады, 5 века до н.э., Базельский музей древностей.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ГИГАНТЫ АЛОАДЫ | |
Родители | Посейдон и Ифимедея |
Имена | От, Эфиальт |
Дом | Фессалия |
Убит | Артемидой |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Αλωαδησ Αλωαδαι | Alôadês, Alôadai | Aload, Aloadae | Sons of Aloeus | Сыновья Алоэя |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Посейдон & Ифимедея (Homer Odyssey 11.305, Hesiod Catalogues Frag 6, Apollodorus 1.53, Hyginus Fabulae 28)
[1.2] Алоэй & Ифимедея (Homer Iliad 5.385, Hesiod Catalogues Frag 6, Pausanias 9.22.6, Diodorus Siculus 5.51.1, Hyginus Fabulae 28)
[1.3] Ифимедея (Pindar Pythian 4 ep4)
Дети
[1.1] От, Эфиальт (Homer Odyssey 11.305, Pindar Pythian 4 ep4, Apollodorus 1.53, Pausanias 9.29.1, Diodorus Siculus 5.51.1, Hyginus Fabulae 28, Nonnus Dionysiaca 20.35)
СЛОВАРЬ
АЛОАДЫ (Άλωάδαι) в греческой мифологии два брата От и Эфиальт, сыновья Ифимедии и Посейдона (или внуки Посейдона — дети его сына Алоея). Славились непомерной силой и гигантским ростом, достигнув к девяти годам ширины девяти локтей (около четырех метров) и высоты девяти саженей (около семнадцати метров). Угрожали богам взгромоздить гору Осса на Олимп, а на Оссу — гору Пелион и достичь так неба (Hom. Od. XI 305-320); хотели силой взять в жены Артемиду и Геру; заковали в цепи Ареса, продержав его тринадцать месяцев в медном сосуде, откуда его освободил Гермес (Hom. Il. V 385 след.). Были убиты стрелами Аполлона (Hom. Od. XI 318-320) или сами пронзили друг друга копьями, пытаясь попасть в промчавшуюся между ними лань, в которую превратилась Артемида (Apollod. I 7, 4). В позднем варианте мифа, переданном Гигином (Hyg. Fab. 28), лань была послана Аполлоном, защитившим Артемиду от посягательств А.; там же говорится о наказании А. в тартаре (прикованы змеями к колонне и мучаются от криков совы). А. считались основателями городов (Аскра и Геликон в Беотии) и создателями культа муз, которым они дали имена: Мелета («опытность»), Мнема («память») и Аойда («песнь»), полагая, что их всего три (Paus. IX 29, 1-2). Архаическая мифология выступает здесь как создательница древних культурных традиций, предшествующих олимпийскому периоду. а. т.-г.
ИМЕНА АЛОАДОВ
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Αλωιαδαι | Alôiadai | Aloeadae | Crushers (aloaô) | Дробилки |
Εφιαλτης | Ephialtês | Ephialtes | Nightmare (ephialtes) | Кошмар |
Ωτος | Ôtos | Otus | Horned owl (ôtos), Doom (oitos) | Рогатая сова, Гибель |
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гомер. Илиада. Песнь 5. 385 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«Много уже от людей, на Олимпе живущие боги,
Мы пострадали, взаимно друг другу беды устрояя.
Так пострадал и Арей, как его Эфиалтес и Отос,
Два Алоида огромные, страшною цепью сковали:
Скован, тринадцать он месяцев в медной темнице томился.
Верно бы там и погибнул Арей, ненасытимый бранью,
Если бы мачеха их, Эрибея прекрасная, тайно
Гермесу не дала вести: Гермес Арея похитил,
Силы лишенного: страшные цепи его одолели».
Гомер. Одиссея. Песнь 11. 305. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 496) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«[Одиссей вспоминает тени мертвых, которые он видел в подземном мире]
Ифимедею, жену Алоея, потом я увидел.
Мне рассказала она, что сошлась с Посейдоном-владыкой.
Два у ней сына на свет родились — кратковечные оба, —
Славный везде Эфиальт и От, на бессмертных похожий.
Щедрая почва обоих вскормила высокими ростом.
Славному лишь Ориону они в красоте уступали.
Только девять им минуло лет — шириной они были
В девять локтей, в вышину ж девяти саженей достигали.
Даже бессмертным богам грозили они дерзновенно
Весь заполнить Олимп суматохой войны многобурной.
Оссу они на Олимп взгромоздить собирались, шумящий
Лесом густым Пелион — на Оссу, чтоб неба достигнуть.
Если б успели они возмужать, то и сделали б это.
Но умертвил их обоих рожденный Лето пышнокудрой
Зевсов сын [Аполлон] до того, как зацвел под висками у братьев
Легкий пушок, подбородки же их волосами покрылись».
Гесиод. Каталог Женщин. 6 / Перевод В. Вересаева. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 54-55) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Сжолии к Аполлонию Родосскому, I, 482: «Алоады».
Эратосфен рассказывает, что они были землеродными, сыновьями же
Алоэя названы потому, что их вырастила жена Алоэя. Гесиод говорит,
что сыновьями Алоэя и Ифимедеи они были только по имени, а в действительности
— сыновьями Посейдона и Ифимедеи, город же Ал в Это-
лии основан их отцом».
Пиндар. Пифийские песни. 4 ep 4. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 105) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
«И разве не погибли на тучном Наксосе
Сыны Ифимедея [Алоиды], От и дерзновенный владыка Эфиальт?»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 53. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 27) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Алоей женился на Ифимедее, дочери Триопа, которая влюбилась в Посейдона и постоянно совершала прогулки к морю, зачерпывала руками морские воды и лила себе на грудь. Сошедшийся с ней Посейдон произвел на свет двух сыновей, Ота и Эфиальта, называемых Алоадами. Эти Алоады каждый год вырастали в ширину на локоть, а в высоту — на сажень. В возрасте девяти лет, имея в ширину девять локтей и рост в девять саженей, Алоады отважились сразиться с божеством и взгромоздили гору Оссу на Олимп, а на Оссу еще нагромоздили гору Пелион: они стали угрожать, что с высоты этих гор взберутся на небо, что превратят море в материк, засыпав его горами, а землю в море. Эфиальт стал свататься к Гере, а От — к Артемиде. Они связали и Ареса, но его выкрал Гермес. Артемида уничтожила Алоадов на острове Наксосе, прибегнув к обману. Приняв образ оленя, она прыгнула и встала между ними; Алоады же, пытаясь поразить животное дротиками, пронзили друг друга».
Гимны Каллимаха. III. К Артемиде./ Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 149) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Девственной да не дерзнет никто домогаться [Артемиды] — как Отос [один из Алоадов],
Так Оарион желаньем пылали себе не во благо».
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 1. 516. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 264) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«Двух они мощных мужей, сыновьям Алоея [Алоады] подобных,
что угрожали когда-то, на крепкий Олимп взгромоздивши
Оссу высокоутесную и Пелион крутоверхий,
если желание будет, далекого неба достигнуть».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 22. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Там [в Анфедоне в Беотии] находятся могилы детей [Алоадов] Ифимедии и Алоея. Что кончина постигла их от рук Аполлона, об этом одинаково писали и Гомер и Пиндар; <Пиндар при этом прибавил>, что эта судьба их постигла на Наксосе, лежащем за Паросом. Таковы памятники в Анфедоне; а около моря есть так называемый Прыжок Главка».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 29. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Говорят, первыми людьми, которые на Геликоне принесли жертвы Музам и нарекли эту гору священной горою Муз, были Эфиальт и От; они же основали и город Аскру. Кроме того, и поэт Гегесин по поводу этого же сказал в своей поэме «Атфиде»:
С Аскрой снова почил Посейдон, земли потрясатель,
С круговоротом времен родила она сына Эокла;
Первый он основал с Алоея сынами совместно
Аскру, что под Геликоном лежит, богатым ключами….Дети Алоея считали, что Муз было числом всего три, и дали им следующие имена: Мелета (Опытность), Мнема (Память) и Аэда (Песня)».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 4. 85. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Подобным образом говорит Гомер и о его огромных размерах, сообщив ранее об Алоадах, что в девятилетнем возрасте ширина их тел составляла девять локтей, а высота — столько же оргий:
Щедрая, станом всех выше людей их земля возрастила:
Всех красотой затмевали они, одному Ориону [В ней уступая.]».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 51. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Алоэй же отправил на поиски жены [Ифимедеи] и дочери своих сыновей Ота и Эфиальта [приверженцев Диониса, захваченных фракийским Бутом], которые приплыли на Стронгилу [остров Наксос], победили фракийцев в битве и после осады взяли их город. Затем Панкратида умерла, а спутники Ота и Эфиальта решили поселиться на острове и повелевать фракийцами, переименовав при этом остров в Дию. Впоследствии между ними вспыхнула междоусобная распря, и многих убили они в битве, пока полностью не уничтожили друг друга. Позднее местные жители стали почитать их как героев».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 28. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 71-72):
«От и Эфиальт, сыновья Алоэя и Ифимедеи, дочери Нептуна [Посейдона], были, говорят, удивительного роста. Каждый из них каждый месяц вырастал на девять пальцев. И вот, когда им было девять лет, они попытались подняться на небо. Дорогу себе они строили так: положили Оссу сверху Пелиона (отчего гора Осса называется еще и Пелионом) и навалили другие горы. Аполлон, встретив их, убил.
Другие же писавшие говорят, что они были сыновьями Нептуна [Посейдона] и Ифимедеи и что они были неуязвимы. Когда они хотели изнасиловать Диану [Артемиду] и она не могла сопротивляться их силе, Аполлон пустил между ними лань. Загоревшись гневом, они пытались убить ее копьями и убили друг друга. В подземном царстве они терпят такое наказание: они привязаны змеями к столбу лицом в противоположную сторону друг от друга; между ними сова, сидящая на столбе, к которому они привязаны».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. 2. 40. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 59):
«О Чаше Филарх [созвездие]… Другие же говорят, что это — бочка, в которую От и Эфиальт бросили Марса».
Овидий. Метаморфозы. Книга 1. 151. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«[Овидий объединяет истории о нападении гигантов и Алоадов на Олимп]
Не был, однако, земли безопасней эфир высочайший:
В царство небес, говорят, стремиться стали Гиганты;
К звездам высоким они громоздили ступенями горы.
Тут всемогущий отец Олимп сокрушил, ниспослал он
Молнию; с Оссы он сверг Пелион на нее взгроможденный.
Грузом давимы земли, лежали тела великанов».
Овидий. Метаморфозы. Книга 6. 117. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Изобразила, как ты, о Нептун [Посейдон], в быка превратившись,
Деву Эолову взял, как, вид приняв Энипея [Алоада]
[Вероятно, это ошибка Овидия. В обычном мифе именно кузина Ифимедеи Тиро был соблазнен Посейдоном в образе реки Энипей]»
Вергилий. Энеида. Книга 6. 582. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 273-274) (римский поэт 1 в. до н. э.):
«Видела там [в темницах Тартара] я [Сивилла] и двух сыновей Алоэя огромных,
Что посягнули взломать руками небесные своды,
Тщась громовержца [Зевса] изгнать и лишить высокого царства».
Вергилий. Георгики. Книга 1. 276. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. Шервинского. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 76) (римский поэт 1 в. до н. э.):
«Для сокрушенья небес вступивших в заговор братьев [Алоадов].
Трижды на Пелион водрузить они Оссу пытались,
Трижды на Оссу взвалить Олимп многолиственный. Так-то!
Трижды перуном Отец [Зевс] разбросал взгроможденные горы».
Плиний Старший. Естественная история. Книга 7. 73. (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
«На Крите на горе, разрушенной землетрясением, обнаружили тело длиной в 46 локтей, которое, по мнению одних, принадлежало Ориону, по мнению других, Оту [Алоаду]».
Сенека. Геркулес в безумье. 970. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 141) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«Гора двойная [Пелион и Осса, Алоады] к небу даст дорогу мне:
Хирон узрит свой Пелион под Оссою,
Олимп — ступенькой третьей ли положенный
Иль брошен ввысь — достигнет неба».
Стаций. Фиваида. Книга 6. 719. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 64) (римский эпос 1 в. н. э.):
«[Так Алоады (когда Олимп уже попирала
Осса, на нем громоздясь) несли Пелиона вершину
снежную, полны надежд до дрожащего неба добраться.]»
Стаций. Фиваида. Книга 10. 850. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 64) (римский эпос 1 в. н. э.):
«Эфир в облаках поднебесья таких же
зрел Алоадов, когда земля умножалась бесчинно
и презирала богов, — тогда еще не был воздвигнут
вверх Пелион, но Осса уже Громовержца [Зевса] касалась».
Стаций. Сильвы. Книга 3. 2. 64. (Источник: Стаций, Публий Папиний. Сильвы / Пер. Т. Л. Александровой. – СПб.: Алетейя, 2019. – С. 99):
«Не такая ли точно безумная доблесть [Алодов],
Древле уже ледяной Пелион воздвигла на Оссу,
И под громадой двойной Олимп погребла сокрушенный»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 20. 35. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 147-148) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Ты не потомок Зевеса [как Аполлон]! Не поразил ты стрелою
Ни ужасного Ота, ни Эфиальта-громаду»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 31. 41. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 147-148) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«И был он [Арес] запрятан под землю,
В глиняном чане, скован Эфиальтом могучим!
Зевс его, муж мой небесный, освободить не трудился».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 48. 395. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 147-148) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Немезида, богиня праведного негодования, обращается к Артемиде]
Кто из сынов Аруры [Геи] тебя оскорбил и унизил?…
Ежели От надменный иль Эфиальт бесстыдный
Принуждают насильно тебя к утехам эротов,
То оскорбителя девства, богиня, убей на месте!»
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомер. Илиада. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Гомер. Одиссея. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Гесиод. Каталог женщин или Эои. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Пиндар. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. ???) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Гимны Каллимаха. / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Квинт Смирнский. После Гомера. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. ???-???):
- Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Вергилий. Энеида. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. ???) (римский поэт 1 в. до н. э.):
- Вергилий. Георгики. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. Шервинского. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. ???-???) (римский поэт 1 в. до н. э.):
- Проперций. Элегии. (Источник: Секст Проперций. Элегии. / Пер. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет, 2004. – С. ???-???) (римский поэт 1 в. до н. э.):
- Плиний Старший. Естественая история. / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
- Сенека. Геркулес в безумье. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
- Стаций. Фиваида. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. ???-???) (римский эпос 1 в. н. э.):
- Стаций. Сильвы. (Источник: Стаций, Публий Папиний. Сильвы / Пер. Т. Л. Александровой. – СПб.: Алетейя, 2019. – С. 34):
Список используемой литературы